Kaman H-2 Seasprite
Страна: США
Год: 1959
Вертолет

Корабельный вертолет ПЛО, поисково-спасательный и многоцелевой с экипажем из трех человек
Описание
Фотографии
Kaman H-2 Seasprite

  Вертолет H-2 Seasprite, получивший в компании "Kaman" внутрифирменное обозначение K-20, был разработан под требования ВМС США от 1956 года к новому скоростному всепогодному вертолету, имеющему достаточно большую дальность полета и предназначенному для участия в поисково-спасательных операциях, а также решения задач многоцелевого и связного вертолета. Первый из четырех опытных вертолетов YHU2K-1 (с 1962 года - обозначение YUH-2A) был облетан 2 июля 1959 года, вскоре вертолет поступил в серийное производство под обозначением HU2K-1 - было выпущено 84 таких вертолета, оснащенных двигателями T58-GE-8 мощностью по 1250 л. с. В 1962 году данные машины получили у заказчика обозначение UH-2A. Следом поставлялась модификация UH-2B, на момент окончания производства было собрано и поставлено 190 вертолетов данного семейства.
  В октябре 1970 года ВМС США выбрали SH-2D в качестве промежуточного варианта на новый противолодочный вертолет по программе LAMPS I (Light Airborne Multi-Purpose System Mk I). Новая машина оснащалась подфюзеляжной поисковой РЛС и магнитометром и могла нести сбрасываемые радиогидроакустические буи. В эксплуатацию данные машины поступили в 1972 году - 20 вертолетов были переоборудованы под указанный выше стандарт из HH-2D.
  В мае 1973 года были начаты поставки новой модификации - SH-2F, в отношении которой также использовали обозначение LAMPS I. Вертолет получил двигатели T58-GE-8F мощностью по 1350 л. с., добавился новый член экипажа - оператор тактической навигационной и связной систем и другого оборудования. По данному стандарту из более ранних вариантов были переоборудованы 88 вертолетов, а также 16 оставшихся вертолетов типа SH-2D. Впоследствии ВМС США заказали еще 60 новых вертолетов SH-2F.
  Начиная с 1987 года, 16 вертолетов SH-2F оборудовали ИК-системой переднего обзора, системой предупреждения пилота об облучении ГСН атакующих ракет противника, новой аппаратурой РЭП и радиосвязной аппаратурой. В ходе войны в Персидском заливе 1991 года на SH-2F проходила испытания лазерная система обнаружения подводных мин и миноподобных объектов ML-30 Magic Lantern.
  SH-2F были сняты с вооружения ВМС США в 1993 году, но вплоть до 2011 года оставались на вооружении новозеландских ВВС, решая противолодочные и иные задачи. Следующим вариантом вертолета стал SH-2G Super Seasprite, опытный образец которого совершил первый полет 2 апреля 1985 года. Основным отличием новой модификации стал более мощный двигатель General Electric T700-GE-401, имевший лучшую топливную экономичность и повышенную надежность. Кроме того, вертолет получил опускаемую гидроакустическую станцию (ОГАС), новые композитные лопасти несущего винта с назначенным сроком службы 10000 часов, возможность применять противокорабельные ракеты, а также новую цифровую авионику (включая тактическую систему управления, многофункциональные дисплеи и новый процессор обработки акустических сигналов ОГАС и РГБ). Данная модификация поступила на вооружение в 1991 году - заказчик получил в тот год шесть новых машин. Первоначально ВМС США планировали получить 97 вертолетов, в которые предстояло модернизировать машины модели SH-2F, однако после окончания холодной войны и пересмотра военной доктрины это количество было сокращено до 17 машин. В 1996 году на вооружение была принята система ML-30 Magic Lantern, которую установили и на SH-2G. Впрочем, карьера последних оказалась весьма короткой - до 2001 года они эксплуатировались преимущественно только в подразделениях Резерва ВМС США.
  Значительное же количество имевшихся в распоряжении ВМС США вертолетов SH-2F позволило активно предлагать их зарубежным покупателям - в виде модернизированных в стандарт SH-2G машин. Первым таким покупателем стал Египет, заказавший 10 вертолетов SH-2G(E) (поставлялись с октября 1997 года, часть машин была новыми SH-2G). В июне 1997 года австралийские и новозеландские ВМС подписали совместный контракт на закупку соответственно 11 и четырех вертолетов SH-2G, отличавшихся от предыдущих машин новым бортовым и приборным оборудованием. Кроме того, была обеспечена возможность применения данными машинами противокорабельных ракет Penguin Mk 2 (австралийские вертолеты) и управляемых ракет класса "воздух-поверхность" AGM-65 Maverick (новозеландские машины). Австралийские ВМС приступили к эксплуатации вертолетов SH-2G(A) Super Seasprite в 2003 году, но состояния полной оперативной готовности машины все же так и не достигли - были обнаружены различные технические проблемы, программа вышла из временных и бюджетных рамок, и в марте 2008 года было принято решение контракт закрыть, а машины вернуть компании "Kaman".
  Новозеландским SH-2G(NZ) повезло больше - приобретенные в то же время, что и австралийские машины, они получили лучшую авионику. Предназначенные изначально для ВМС, вертолеты поступили, тем не менее, в 6-ю эскадрилью новозеландских ВВС.
  Кроме того, четыре вертолета SH-2G, переданные из запасов ВМС США, эксплуатируются в польских ВМС (они приписаны к двум фрегатам типа "Оливер Хазард Перри").


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Kaman SH-2G Super Seasprite

  Тип: корабельный вертолет ПЛО, поисково-спасательный и многоцелевой с экипажем из трех человек
  Силовая установка: два ТВаД General Electric T700-GE-401/401C мощностью по 1723 л. с. (1285 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 256 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 222 км/ч; начальная скороподъемность 762 м/мин; практический динамический потолок 7285 м; статический потолок с учетом влияния земли - 6340 м, без учета влияния земли - 5485 м; дальность полета с дополнительным запасом топлива 885 км; боевой радиус при подвеске одной торпеды и продолжительности патрулирования 2 часа 10 минут - 65 км
  Масса: пустого 3483 кг; максимальная взлетная 6123 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 13,51 м; длина наибольшая с вращающимися винтами 16,08 м; высота с вращающимися винтами 4,58 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 143,41 мг
  Вооружение: обеспечена возможность установки двух 7,62-мм пулеметов M60 в дверях кабины, плюс до 726 кг вооружения на двух внешних узлах подвески - обычно одна или две торпеды Mk 46 или Mk 50 Barracuda
  Полезная нагрузка: (без системы постановки радиогидроакустических буев) до четырех пассажиров, либо двое носилок, либо груз в кабине, либо до 1814 кг груза на внешней подвеске
Карьера SH-2F в американском флоте длилась 20 лет, это был основной многоцелевой вертолет ВМС США. Изображен вертолет, окрашенный в малозаметный камуфляж, подфюзеляжный обтекатель для антенны РЛС удален.
USA
SH-2F стал со временем основным вариантом вертолета Seasprite. Этот SH-2F,№ 161908, позже был доведен до стандарта SH-2G. Сфотографированный на авиабазе Эль-Торо в 1991 году, вертолет несет обозначения 37-й легкой противолодочной вертолетной эскадрильи. Эскадрильи с нечетными номерами принадлежали Тихоокеанскому флоту ВМС США.
Данная темно-серая схема камуфляжа была в целом стандартной для вертолетов SH-2F. Хорошо виден желто-красный магнитометр.
SH-2D - первый Seasprite, поставленный по программе LAMPS. Все элементы отработали на NHH-2D, и лишь затем ВМС заказали переоборудование 20 машин H-2 в SH-2D - промежуточный вариант до выпуска SH-2F.
Успешное применение вооруженного поисково-спасательного двухдвигательного HH-2C во Вьетнаме побудило ВМС США переоборудовать еще 70 однодвигательных UH-2A/B в двухдвигательные невооруженные HH-2D.
Seasprite в Персидском заливе. В Персидском заливе и Красном море SH-2F решали задачи по поиску и спасению, играли роль связных вертолетов и пр. Свои вертолеты в район операции направляли 32-я, 33-я, 34-я, 35-я, 36-я и 37-я эскадрильи. На фотографии - вертолет SH-2F из 36-й эскадрильи проходит обслуживание на базе в Бахрейне (апрель 1999 года). Для боевой службы в Персидском заливе новые SH-2F и ряд более ранних машин были модернизированы по стандарту MEEF (Middle East Expeditionary Force), на них поставили станцию предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALQ-66A(V)1 и автомат постановки помех AN/ALE-39. С 1987 года 16 вертолетов SH-2F прошли модернизацию для работы в Персидском заливе, были установлены: ИК-станция переднего обзора AN/AAQ-16 внизу носовой части, станция ИК-помех AN/ALQ-144, станция предупреждения о ракетной атаке AN/AAR-47 и станция помех AN/DLQ-3, а также новое радиосвязное оборудование и смонтированные в кабине пулеметы M60.
"Супер Сиспрайт" ВМФ США в "малозаметной" окраске Low visible.
Способность Seasprite базироваться на кораблях малого водоизмещения обеспечила ему долгую жизнь. Имея массу на 4536 кг меньше, чем у Seahawk (LAMPS III), модификация SH-2G фактически не имела соперников.
Последние Seasprite в ВМС США были приписаны к 84-й и 94-й легким противолодочным вертолетным эскадрильям (вертолетное авиакрыло авиации Резерва ВМС США). Вертолет на снимке выпустил магнитометр ASQ-81(V)2.
84-я легкая противолодочная эскадрилья "Thunderbolts" (авиабаза Норт-Айленд) на западном побережье США стала последней, вооруженной вертолетами Seasprite. Ее расформировали в течение 2001 года.
SH-2G американских ВМС завис над назначенной точкой. Хорошо видны выступающие из воздухозаборников мотогондол двигателей T700 обтекатели редуктора - отличительный признак SH-2G.
Сегодня фрегаты УРО типа "Оливер Хазард Перри" несут вместо SH-2C Seasprite вертолеты Seahawk. На фотографии - "NW-01" (№ 163 545) из 84-й легкой противолодочной вертолетной эскадрильи (авиабаза Норт-Айленд, штат Калифорния).
Шесть UH-2A были переоборудованы в ганшипы HH-2C, получив переднюю турель с 7,62-мм пулеметом TAT 102 Minigun, пару смонтированных по бокам 7,62-мм пулеметов, бронирование и др. Вертолеты эксплуатировались в 7-й эскадрилье вертолетов боевой поддержки во Вьетнаме.
Изображенный YSH-3E (переоборудован из HH-3D, а изначально построен как UH-2A) принадлежал Научно-исследовательскому центру авиации ВМС США - служил летающей лабораторией для отработки РЛС и других систем по программам LAMPS II и LAMPS III.
Вертолеты SH-2F и SH-2G оснащались буксируемым магнитометром Texas Instruments AN/ASQ-81(V)2 - такой же стоял на SH-60B. Магнитометр использовался наряду с поисковой РЛС Marconi LN-66HP, тактической навигационно-связной аппаратурой и комплексом радиогидроакустических буев, что существенно повышало эффективность работы вертолета.
Australy
Вертолеты SH-2G(A) для австралийских ВМС представляли собой модернизированные SH-2F. Первые три машины были доведены до промежуточного стандарта, но из-за технических проблем заказчик так и не получил вертолеты в полном оснащении.
SH-2G(A) должен был иметь возможность применять ПКР AGM-119 и обеспечивать загоризонтное целеуказание своим фрегатам, противолодочные задачи не были приоритетными.
New Zealand
Kaman SH-2G(I) Super Seasprite N244KM (cm 224, ex N29-161913) during Penguin captive carry trials m late May 2014.
Новозеландские ВМС получили пять новых SH-2G Seasprite, а данный образец в 2008 году был приписан к фрегату УРО "Те Манна" типа "АНЗАК" и затем принимал участие в операциях в Аравийском море.
Вертолеты Seasprite новозеландских ВМС приняли участие в операции под эгидой ООН по обеспечению безопасности судоходства в северной части Персидского залива.
Kaman SH-2G(I) Super Seasprite N167KM is the first of the new variant for the Royal New Zealand Air Force to fly.
The first flight by a RNZAF SH-2G(I) in New Zealand on March 4, 2015 at Whenaupai. The crew were Cdr Owen Rodger; Lt Ben Melville and Lt Mark Sharpies. The first three RNZAF SH-2G(l)s were handed over there two days later.
Первый вновь построенный для Новой Зеландии SH-2G(NZ) совершил первый полет на аэродроме "Kaman" в Блумфилде 2 августа 2000 года. SH-2C (NZ) были заказаны в 1997 году в качестве замены Westland Wasp.
3-я эскадрилья новозеландских ВМС получила в 1998 году четыре SH-2F (на снимке), они совместно эксплуатировались австралийскими и новозеландскими моряками на фрегатах УРО типа "ANZAC". В 2001-2003 годах были поставлены пять SH-2C(NZ).
Первые два SH-2G(NZ) новозеландских ВМС во время сборки на заводе компании "Kaman Aerospace". Вертолеты SH-2G(NZ) оснащались РЛС APS-143 и ИК-системой компании "FUR Systems".
Egypt
Египет стал первым зарубежным заказчиком SH-2, в октябре 1997 года получен первый модернизированный SH-2G(E).
SH-2G(E) оснащен опускаемой ГАС AN/AQS-18A и цифровой системой стабилизации на режиме висения. БРЭО вертолета позволяет выполнять автоматический выход в район применения ОГАС.
Poland
Вертолет польских ВМС SH-2G «Супер СиСпрайт»
USA
На фотографии - второй из четырех прототипов YUH2K-1 (затем YUH-2A), № 147203. Хорошо пока видны чистые линии обводов, которые были затем ухудшены различной целевой нагрузкой.
Kaman SH-2F, latest version of the Seasprite in LAMPS configuration
Kaman SH-2F, latest version of the Seasprite in Mk I LAMPS configuration, carrying sonobuoys, torpedo, MAD and radar
Каман SH-2F
Kaman UH-2B Seasprite (1,250 shp General Electric T58-GE-8B shaft-turbine)
HH-2D Seasprite 149016 is operated by the Oceana Station Flight
Experimental version of the Kaman UH-2 Seasprite powered by two T58 shaft-turbines
Ракеты с полуактивным радиолокационным наведением. Для поражения воздушных целей на больших дальностях используются ракеты с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения (РТС). Примером такой ракеты является УР AIM-7 Sparrow (на снимке - на UH-2C), которая оставалась на Западе основной УР средней дальности на протяжении четырех десятилетий. Полуактивная система наведения УР требует на начальном участке траектории ее полета подсветки цели бортовой РЛС носителя. ГСН ракеты принимает отраженный целью сигнал РЛС, а система наведения использует его для выработки команд управления на рули. Естественно, что в маневренном бою выдерживать траектории полета на время подсветки цели невозможно. Ракеты с полуактивными системами наведения появились практически одновременно с ракетами, оснащенными ТГС. Первой американской ракетой с полуактивной системой наведения стала УР AIM-4 Falcon, которая выпускалась и в варианте с ТГС. В настоящее время в США не разрабатываются унифицированные ракеты с системами наведения разного типа. Ракеты с ТГС использовались в УР малой дальности, ракеты же с полуактивными радиолокационными системами наведения - в УР средней дальности. В СССР же, наоборот, большое внимание уделялось унифицированным ракетам с системами наведения разного типа.
Sparrow missile on the Kaman NUH-2C experimental helicopter
Kaman NHH-2D, a modified UH-2C, assigned to the Beartrap/Harpoon programme
Kaman YSH-2E, one of two HH-2Ds modified to carry a new-type radar antenna and other Mk III LAMPS equipment
The US Navy is at present evaluating two Kaman YSH-2E Seasprites in development of the so-called Mk 111 configuration of LAMPS (Light Airborne Multi-Purpose System). The major difference between this model and the SH-2D already in service as Mk 1 LAMPS is the installation of Texas Instruments APS 122 search radar in the nose fairing shown here. Kaman has recently received Navy authorization to modify 25 more Seasprites for interim LAMPS operation, following 20 SH-2Ds already delivered.
Kaman YSH-2E, one of two HH-2Ds modified to carry a new-type radar and improved LAMPS sensors
Другой конкурент "Кобры": HH-2C
С середины 1964 года один UH-2A использовался совместно Армией и ВМС США в качестве опытного. Его обозначили Compound Seasprite и оснастили дополнительным ТРД General Electric YJ85 (на правом борту) и крылом от Beech Queen Air. Вертолет развил скорость 362 км/ч.
Experimental version of the Kaman UH-2 Seasprite in jet-augmented compound helicopter form
Poland
Вертолеты "Сиспрайт" польских ВМС
 
Лейтенант-коммандеры Майк Бранко (слева) и Стив Удэ в кабине SH-2G из 84-й эскадрильи в полете над Тихим океаном. Кабина SH-2G имела стандартное приборное оборудование, а на австралийских SH-2G(A) применялась так называемая "стеклянная кабина" с четырьмя большими многофункциональными мониторами-индикаторами. Австралийские машины имели экипаж из двух человек.
So true to scale are this mock-up that the casual observer might be forgiven in mistaking it for the real thing, but in fact this is only model. Winner of a United States Navy Bureau of Aeronautics design competition for a utility helicopter is the Kaman HU2K-1. Prototype and production models will be powered by a General Electric T-58 gas turbine.
SH-2F Seasprite. 35-я легкая противолодочная вертолетная эскадрилья (HSL-35) "Magicians" была создана 15 января 1974 года, дислоцировалась на авиабазе Норт-Айленд, штат Калифорния, и обеспечивала своими SH-2F LAMPS Mk I корабли Тихоокеанского флота ВМС США. Вертолеты SH-2F входили в состав авиации как Тихоокеанского (авиабаза Норт-Айленд), так и Атлантического флота (авиабаза Норфолк, штат Вирджиния). В середине 1980-х годов в составе Тихоокеанского флота, кроме 35-й эскадрильи, имелись еще 31-я "Archangels", 33-я "Sea Snakes" и 37-я "Easy Riders" легкие противолодочные вертолетные эскадрильи. Вертолет SH-2F, № 149780, изначально был построен как однодвигательный HU2K-1 (UH-2A), но затем был модернизирован в двухдвигательный UH-2C, а позже - в SH-2F.
SH-2G Super Seasprite
Kaman SH-2F Seasprite Light Airborne Multi-Purpose System (LAMPS) helicopter