Мировая Авиация 168
-
Польский авиазавод "PZL-Mielec" выпускал и Ан-2 - один такой самолет изображен на фотографии с опознавательными знаками польских ВВС. После развала Варшавского блока многие страны списали свои Ан-2, но Польша и Румыния еще эксплуатировали их некоторое время.
Среди эксплуатантов Ан-2 была и Югославия - часть машин летала и в конце 1990-х годов.
Парашютисты грузятся в Ан-2, принадлежащий ДОСААФ. Самолет отличался неприхотливостью и мог эксплуатироваться в сложных погодных условиях.
Парашютисты выполняют прыжки с Ан-2, принадлежащего ВС ГДР. Хорошо видны вытяжные фалы парашютов. Самолет идеально подходил для подготовки парашютистов.
Основные внешние отличия Ка-27ПС - дополнительные внешние баки и спасательная лебедка.
Ка-27ПЛ остается основным корабельным противолодочным вертолетом в ВМФ России и ВМС Украины. На фотографии - Ка-27ПЛ на борту большого противолодочного корабля "Адмирал Виноградов".
Ка-27ПС
Ка-27ПЛ
Ка-29ТБ
Сертификация Ка-32А11ВС в Европе и Канаде повысила продажи вертолетов на международном рынке. Вертолеты используются как противопожарные в Португалии, а в Республике Корее - для обеспечения действий в Антарктике (на фото).
Сертификация Ка-32А11ВС в Европе и Канаде повысила продажи вертолетов на международном рынке. Вертолеты используются как противопожарные в Португалии (на фото), а в Республике Корее - для обеспечения действий в Антарктике.
Ка-32С
Три канадских CC-129 были оснащены в 1962 году бомбардировочной РЛС NASARR и СУО от CF-104, они использовались для подготовки пилотов Starfighter.
Во время операции "Vittles" (Берлинский воздушный мост) авиабаза Рейн-Майн была на острие активности. На фотографии - C-47 и C-54.
C-117 Skytrooper был транспортным вариантом C-47 с салоном на 24 человека. Изображен C-117C - один из 11 нестандартных VC-47, получивших новое обозначение в 1953 году.
Часть C-47 была переоборудована в поисково-спасательные машины. SC-47D могли нести под фюзеляжем спасательную шлюпку.
Один C-47B с лыжным шасси входил в состав Антарктического отряда австралийских ВВС, но потерпел аварию в 1960 году. Ракетные ускорители (RATO) существенно сократили взлетную дистанцию машины.
ЮАР использовала Dakota, поскольку других подходящих самолетов не было. Самолеты стали ветеранами войны в буше, использовались в качестве VIP-транспортов большой дальности и даже "пережили" самолеты Transall.
Канадские ВВС использовали самолеты в роли транспортных - машины были окрашены по характерной схеме, с "молнией" на борту. Dakota также поступили на вооружение 103-й спасательной эскадрильи (Ньюфаундленд).
Новозеландские ВВС также использовали Dakota длительное время - 49 машин были получены в годы Второй мировой войны, но последние самолеты сняли с эксплуатации в 1977 году.
Компания "Hayes" в 1953 году переоборудовала 26 самолетов в вариант AC-47D дли калибровки навигационной аппаратуры (в период вьетнамской войны это обозначение присвоили ганшипам).
SH-2D - первый Seasprite, поставленный по программе LAMPS. Все элементы отработали на NHH-2D, и лишь затем ВМС заказали переоборудование 20 машин H-2 в SH-2D - промежуточный вариант до выпуска SH-2F.
Успешное применение вооруженного поисково-спасательного двухдвигательного HH-2C во Вьетнаме побудило ВМС США переоборудовать еще 70 однодвигательных UH-2A/B в двухдвигательные невооруженные HH-2D.
SH-2F стал со временем основным вариантом вертолета Seasprite. Этот SH-2F,№ 161908, позже был доведен до стандарта SH-2G. Сфотографированный на авиабазе Эль-Торо в 1991 году, вертолет несет обозначения 37-й легкой противолодочной вертолетной эскадрильи. Эскадрильи с нечетными номерами принадлежали Тихоокеанскому флоту ВМС США.
Seasprite в Персидском заливе. В Персидском заливе и Красном море SH-2F решали задачи по поиску и спасению, играли роль связных вертолетов и пр. Свои вертолеты в район операции направляли 32-я, 33-я, 34-я, 35-я, 36-я и 37-я эскадрильи. На фотографии - вертолет SH-2F из 36-й эскадрильи проходит обслуживание на базе в Бахрейне (апрель 1999 года). Для боевой службы в Персидском заливе новые SH-2F и ряд более ранних машин были модернизированы по стандарту MEEF (Middle East Expeditionary Force), на них поставили станцию предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALQ-66A(V)1 и автомат постановки помех AN/ALE-39. С 1987 года 16 вертолетов SH-2F прошли модернизацию для работы в Персидском заливе, были установлены: ИК-станция переднего обзора AN/AAQ-16 внизу носовой части, станция ИК-помех AN/ALQ-144, станция предупреждения о ракетной атаке AN/AAR-47 и станция помех AN/DLQ-3, а также новое радиосвязное оборудование и смонтированные в кабине пулеметы M60.
Способность Seasprite базироваться на кораблях малого водоизмещения обеспечила ему долгую жизнь. Имея массу на 4536 кг меньше, чем у Seahawk (LAMPS III), модификация SH-2G фактически не имела соперников.
Последние Seasprite в ВМС США были приписаны к 84-й и 94-й легким противолодочным вертолетным эскадрильям (вертолетное авиакрыло авиации Резерва ВМС США). Вертолет на снимке выпустил магнитометр ASQ-81(V)2.
84-я легкая противолодочная эскадрилья "Thunderbolts" (авиабаза Норт-Айленд) на западном побережье США стала последней, вооруженной вертолетами Seasprite. Ее расформировали в течение 2001 года.
SH-2G американских ВМС завис над назначенной точкой. Хорошо видны выступающие из воздухозаборников мотогондол двигателей T700 обтекатели редуктора - отличительный признак SH-2G.
Сегодня фрегаты УРО типа "Оливер Хазард Перри" несут вместо SH-2C Seasprite вертолеты Seahawk. На фотографии - "NW-01" (№ 163 545) из 84-й легкой противолодочной вертолетной эскадрильи (авиабаза Норт-Айленд, штат Калифорния).
Шесть UH-2A были переоборудованы в ганшипы HH-2C, получив переднюю турель с 7,62-мм пулеметом TAT 102 Minigun, пару смонтированных по бокам 7,62-мм пулеметов, бронирование и др. Вертолеты эксплуатировались в 7-й эскадрилье вертолетов боевой поддержки во Вьетнаме.
Изображенный YSH-3E (переоборудован из HH-3D, а изначально построен как UH-2A) принадлежал Научно-исследовательскому центру авиации ВМС США - служил летающей лабораторией для отработки РЛС и других систем по программам LAMPS II и LAMPS III.
Вертолеты SH-2F и SH-2G оснащались буксируемым магнитометром Texas Instruments AN/ASQ-81(V)2 - такой же стоял на SH-60B. Магнитометр использовался наряду с поисковой РЛС Marconi LN-66HP, тактической навигационно-связной аппаратурой и комплексом радиогидроакустических буев, что существенно повышало эффективность работы вертолета.
3-я эскадрилья новозеландских ВМС получила в 1998 году четыре SH-2F (на снимке), они совместно эксплуатировались австралийскими и новозеландскими моряками на фрегатах УРО типа "ANZAC". В 2001-2003 годах были поставлены пять SH-2C(NZ).
На фотографии - второй из четырех прототипов YUH2K-1 (затем YUH-2A), № 147203. Хорошо пока видны чистые линии обводов, которые были затем ухудшены различной целевой нагрузкой.
С середины 1964 года один UH-2A использовался совместно Армией и ВМС США в качестве опытного. Его обозначили Compound Seasprite и оснастили дополнительным ТРД General Electric YJ85 (на правом борту) и крылом от Beech Queen Air. Вертолет развил скорость 362 км/ч.
Experimental version of the Kaman UH-2 Seasprite in jet-augmented compound helicopter form
Лейтенант-коммандеры Майк Бранко (слева) и Стив Удэ в кабине SH-2G из 84-й эскадрильи в полете над Тихим океаном. Кабина SH-2G имела стандартное приборное оборудование, а на австралийских SH-2G(A) применялась так называемая "стеклянная кабина" с четырьмя большими многофункциональными мониторами-индикаторами. Австралийские машины имели экипаж из двух человек.
SH-2F Seasprite. 35-я легкая противолодочная вертолетная эскадрилья (HSL-35) "Magicians" была создана 15 января 1974 года, дислоцировалась на авиабазе Норт-Айленд, штат Калифорния, и обеспечивала своими SH-2F LAMPS Mk I корабли Тихоокеанского флота ВМС США. Вертолеты SH-2F входили в состав авиации как Тихоокеанского (авиабаза Норт-Айленд), так и Атлантического флота (авиабаза Норфолк, штат Вирджиния). В середине 1980-х годов в составе Тихоокеанского флота, кроме 35-й эскадрильи, имелись еще 31-я "Archangels", 33-я "Sea Snakes" и 37-я "Easy Riders" легкие противолодочные вертолетные эскадрильи. Вертолет SH-2F, № 149780, изначально был построен как однодвигательный HU2K-1 (UH-2A), но затем был модернизирован в двухдвигательный UH-2C, а позже - в SH-2F.
SH-2G Super Seasprite
C-17A Globemaster III. Boeing C-17A Globemaster III в целом напоминает более ранний военно-транспортный самолет C-141 В StarLifter, но его полезная нагрузка в три раза больше. C-17A может перевозить и негабаритные грузы, а на аэродроме занимает не так уж много места.
C-17A из 437-го авиатранспортного авиакрыла, дислоцированного в Чарльстоне, сфотографирован в полете над городским мостом.
15 октября 1999 года C-17A из 7-й авиатранспортной эскадрильи 62-го авиакрыла (авиабаза Мак-Корд) первым из Globemaster III совершил посадку в Антарктиде.
Погрузка в 1992 году основного боевого танка M1A1 Abrams была серьезным испытанием, но C-17A его выдержал с честью.
Днем и ночью эти C-17 готовы к немедленной погрузке и полету в район, где возник очередной кризис. Причем благодаря новой автоматизированной системе погрузку/разгрузку может выполнять один оператор.
Пара C-17A из 437-го транспортного авиакрыла сфотографирована на авиабазе Рейн-Майн, Франкфурт, 1995 год. Они перевозят грузы в Боснию в рамках операции "Joint Endeavor".
Канадские P2V-7 были единственными, не получившими изначально реактивные ускорители J34 - их поставили позже.
14 самолетов Neptune британских ВВС были переданы ВВС Бразилии в 1958-1959 годах. Самолет 7004 получил местное обозначение P-15 и несет маркировку 7-й авиагруппы.
A89-307 - один из первых P2V-5, поставленных в 1951 году. На фотографии он уже в модифицированном варианте MR.Mk 3 - с магнитометром и ускорителями J34.
Neptune MR.Mk 4 - обозначение для 12 самолетов P2V-7, приобретенных австралийскими ВВС в 1961 году.
Изображен Neptune MR.Mk 1, WX505, перед поставкой в 1952 году в 217-ю эскадрилью Берегового командования. Позже на таких машинах стрелковые турели демонтировали, остеклили носовую часть и поставили магнитометры.
Франция получила в общей сложности 34 самолета P2V-7, на фотографии - машина флотилии 23F (зав. №147569).
Избавившись от своих P2V-5 (на фото) в 1960-1961 годах, голландские военные приобрели взамен новые P2V-7.
Избавившись от своих P2V-5 в 1960-1961 годах, голландские военные приобрели взамен новые P2V-7, включая изображенный самолет 209, сфотографированный здесь вместе с 216 - одним из P2V-7, полученных от ВМС Франции позже.
Парк японских машин состоял из P2V-7 постройки компаний "Lockheed" и "Kawasaki" (три из последних показаны на фото) и турбовинтовых P-2J местной постройки.
Португальские Neptune были получены от Нидерландов. Многие из них прослужили до 1977 года, позже португальцы получили самолеты P-3.
Ка-31 ("Helix-B") - корабельный вертолет радиолокационного дозора, созданный на базе вертолетов Ка-27 и Ка-29, оснащен двумя двигателями ТВ3-117ВМАР мощностью 2200 л.с. и радиотехническим комплексом Э-801 "Око" с антенной РЛС кругового обзора, размещенной под фюзеляжем. Комплекс Э-801 позволяет обнаруживать и брать на автосопровождение 20 целей типа "истребитель" на расстоянии 100-150 км, а целей типа "катер" - на дальности 250-285 км, передавая данные на наземные и корабельные пункты управления. В транспортном положении РЛС прилегает к нижней поверхности фюзеляжа, для перевода в рабочее положение антенна отклоняется вниз на 90°, а стойки шасси приподнимаются вверх, чтобы не мешать работе РЛС. Первый полет прототипа - Ка-252РЛД - состоялся 25 ноября 1986 года; построены две опытные машины, а с 1998 года в Кумертау начато серийное производство Ка-31. В 2002-2004 годах 9 вертолетов поставлены в Индию, в 2010 году начаты поставки 9 машин в КНР. С 2004 года идут испытания созданного на базе морского Ка-31 армейского вертолета радиолокационного дозора.
Ан-2В (водный, также Ан-4) на поплавковом шасси строился в СССР и Польше, где под обозначением Ан-2М (морской) поступил на вооружение авиации польских ВМС и применялся в качестве патрульного на Балтике.
Венесуэла получила три Latecoere 28.6, включая изображенный здесь самолет "General Urdaneta". Все машины позже были приобретены компанией "Linea Aeropostal Venezolana".
Latecoere 28-6, a transport version of the Late 28 delivered to Aviacion Nacional Venezolana.
Изображенный Tampico Club оснащен двигателем Textron Lycoming O-320 и двухлопастным воздушным винтом фиксированного шага Sensenich. Запас топлива - 158 л.
TB 9 Tampico Sprint имел шасси с обтекателями, как на TB 10 Tobago, и оснащался двигателем мощностью 160 л.с.
Внешне TB 10 мало чем отличался от TB 9 Tampico Sprint, исключая носовую часть несколько иной формы - под 180-сильный мотор.
TB 10 оснащался двухлопастным воздушным винтом фиксированного шага Hartzell.
A photograph of the Aerospatiale TB 10 Tobago, production deliveries of which have now begun.
Благодаря убирающемуся шасси Trinidad имел более привлекательный вид, чем TB 9 или TB 10. Обратите внимание на расположение стабилизатора.
Изображенный Trinidad TC имеет американскую регистрацию.
TB 20 имел типичную для самолетов семейства TB конструкцию, но оснащался убирающимся шасси и более мощным двигателем - шестицилиндровым IO-540, тогда как O-320 и O-360 были четырехцилиндровыми.
Двигатель IO-360-A1B6 придает TB 200 более плавные обводы носовой части, выгодно выделяя его в семействе TB.
Новые двигатели компании SMA отличались лучшей экономичностью и лучшими высотными характеристиками, а также работали на более дешевом топливе. На иллюстрации - вариант MS 200FG.
TB 10 Tobago
TB 21 Trinidad GT Turbo
На фотографии - знаменитый метеоразведчик Ан-23А (Ан-6), отличавшийся установленной перед килем дополнительной обогреваемой кабиной для наблюдателя и его аппаратуры. Можно видеть и выхлопной патрубок, свидетельствующий о наличии двигателя АШ-62ИР с турбокомпрессором.
Latecoere 29 - на фотографии его прототип 29.0-01 - был торпедоносным вариантом гражданских гидросамолетов моделей 28.3 и 28.5. Самолет приступил к испытаниям в Сен-Рафаэль в 1931 году.
Данный Latecoere 298 был приписан к эскадрилье T1 авиации ВМС Франции, в конце 1939 года он дислоцировался в Берре на средиземноморском побережье Франции.
Latecoere 298 стал самым успешным французским военным гидросамолетом и активно применялся в годы Второй мировой войны. На фотографии - звено самолетов Latecoere 298B.
Из сотни построенных Languedoc 19 самолетов с июля 1950 года поступили в ВВС Франции. Большинство попало в 61-ю транспортную эскадру, а некоторые машины - в опытные подразделения.
Четвертый Languedoc, F-BATD, эксплуатировался в компаниях "Air France", "Air Atlas", "Tunis Air" и "Aviaco", а также использовался в качестве носителя для экспериментального Leduc 0-10-01.
The S.E. 161 Languedoc Airliner (four 1,265 h.p. Gnome-Rhone 14 N engines).
Languedoc в послевоенный период активно эксплуатировался компанией "Air France" и летал на европейских и северо-африканских маршрутах. Этот самолет прошел ремоторизацию - на двигатели Pratt & Whitney R-1830.
Шесть SE.161, переданных из "Air France", были модифицированы в поисково-спасательные самолеты. Они имели два подфюзеляжных обтекателя - один для наблюдателя, другой - для РЛС.
Пятнадцать SE.161 были поставлены авиации ВМС Франции для замены Bretagne в качестве основного транспортного самолета. Сфотографированный самолет находится почти на закате своей карьеры, особый интерес вызывает установленный носовой обтекатель.
Latecoere 582 - еще одна патрульная летающая лодка конструкции "Latecoere", не принятая ВМС Франции.
"Croix-du-Sud" стал единственным представителем модели Latecoere 300. Самолет был восстановлен после крушения и получил новую регистрацию F-AKGF.
Это самолет "Mouneyres" - один из трех Latecoere 302, военной версии почтового Latecoere 301. Машины предназначались для дальнего морского патрулирования.
Был построен лишь один Latecoere 14, он проходил испытания в авиакомпании "Lignes Aeriennes Latecoere", принадлежащей компании-разработчику.
В различных вариантах было построено 27 самолетов Latecoere 17, большинство эксплуатировалось на маршрутах между Францией и Марокко, но некоторые летали и в Южной Америке.
Latecoere 49.1 рассматривался в качестве разведывательного самолета, но - как и его модифицированный вариант - оказался перетяжелен и в серию не пошел.
F-BDRA - это четвертый выпущенный Latecoere 631. Реализация проекта была существенно заторможена военными действиями, а после войны он уже устарел - эпоха летающих лодок миновала.
R4D-8 появился в результате послевоенной попытки модернизировать DC-3 в Super DC-3. Было решено модернизировать 98 ранних R4D - они стали R4D-8L (зимний вариант), R4D-8T (учебный) и R4D-8Z (штабной транспорт).
Поплавковое шасси Latecoere 15H оказалось неудачным, и машине вернули колесное шасси. Самолет проходил испытания на линии Аликанте (Испания) - Оран (современный Алжир).
Семь Latecoere 21 эксплуатировались компанией "Aeropostale" на маршрутах из Марселя в Алжир. Затем их сменили Latecoere 32.
Единственный построенный Latecoere 35 совершил первый полет под управлением пилота Антуана де Сент-Экзюпери в феврале 1931 года.
Latecoere 44.0 оказался не очень удачным, его разработка была прекращена.
ВМС Франции эксплуатировали в 1930-е годы три летающие лодки Latecoere 38.1 в качестве дальних патрульных морских самолетов.
Latecoere 521, названный "Lieutenant de Vaisseau Paris", мог брать до 72 пассажиров и в комфортабельных условиях перевозить их через Атлантику.
Была построена только одна гигантская летающая лодка Latecoere 522, карьера ее была непродолжительной.
Latecoere 550 эксплуатировался в 1933-1934 годах в вариантах с колесным и поплавковым шасси. Самолет оказался низкоскоростным и в серию не пошел.
Latecoere 570 стал новинкой в продуктовой линейке компании. Изящный фюзеляж бомбардировщика резко контрастировал с предыдущими моделями.
Latecoere 611 был привлекательной военной летающей лодкой, стабилизирующие поплавки убирались в мотогондолы внешних двигателей.
Latham 42 - трехместный бомбардировщик, оснащавшийся двумя двигателями Lorraine 12Da мощностью по 370 л. с.
Последним самолетом компании "Latham" стал Latham 47. На фотографии - второй опытный самолет, который использовался в ходе спасательной операции в Арктике в 1928 году.
ПС-89 стал единственным серийным самолетом, разработкой которого руководил А. Лавиль. В ходе эксплуатации он зарекомендовал себя надежным и простым в управлении самолетом.
Парк японских машин состоял из P2V-7 постройки компаний "Lockheed" и "Kawasaki" и турбовинтовых P-2J местной постройки (на фото).
Созданный на базе Bloch 160 тяжелый бомбардировщик MB.162B.5 появился слишком поздно, чтобы принять участие во Второй мировой войне