RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : США

Год : 1958

Многоцелевой легкий транспортный самолет ближней/средней дальности с экипажем из двух человек

Rockwell (North American) T-39 Sabreliner

   В 1956 году ВВС США выпустили требования к самолету UTX (Utility Trainer Experimental), предусматривающие постройку небольшого транспортного и учебного самолета с ТРД, который можно было бы использовать для перевозки штабных офицеров, доставки небольших грузов, а также тренировок и обучения летчиков.
   Победителем конкурса UTX 27 августа 1956 года объявили North American NA-265 (иногда обозначается NA-246). Самолет с размещенными в хвостовой части фюзеляжа на пилонах двумя ТРД разработан в инициативном порядке. Крыло и хвостовое оперение с минимальными переделками взяты от F-86, благодаря чему самолет получил наименование "Sabreliner".
   Прототип, получивший гражданскую регистрацию, собрали в мае 1958 года в конфигурации на шесть пассажиров. Первый полет прототип с двумя ТРД General Electric YJ85 тягой по 11,12 кН выполнил 16 сентября 1958 года. В декабре прототип прошел военные испытания на авиабазе Эдвардс, первый заказ на семь T-39A Sabreliner был получен через месяц от ВВС США.
   Заказ выполнили в 1962-1963 годах. Изначально самолеты использовали учебно-тренировочное и стратегическое авиационные командования и командование авиационных систем ВВС США. T-39A интенсивно использовались во время войны во Вьетнаме.
   ВВС получили также небольшое количество T-39B, использовавшихся для обучения операторов РЛС, аналогичные по назначению T-39D получили ВМС США. Варианты T39A-D отличались двумя круглыми иллюминаторами в каждом борту.
   Все военные варианты самолета T-39 прошли сертификацию по гражданским нормам летной годности США (FAA), но коммерческое использование самолета, как представлялось, было бы ограниченным из-за его высокой стоимости. Однако представителей американского бизнес-сообщества привлекла высокая скорость полета T-3, и они инвестировали в дальнейшее развитие базовой модели, проложив тем самым самолету дорогу в авиацию общего назначения.

   17 апреля 1963 года "North American" представила первый коммерческий вариант - Sabreliner 40.
   За ним последовал второй основной гражданский вариант, Sabreliner 60, с удлиненным фюзеляжем увеличенной вместимости. Далее был разработан Sabreliner 75A с двухконтурными двигателями.
   Финальным вариантом стал Sabreliner 65, выпускавшийся серийно до конца 1981 года. Эта модификация отличалась суперкритическим профилем крыла и ТРДД TFE731; дальность полета в 4450 км позволяла выполнять без посадок перелет из Гонолулу в Калифорнию.
   В 1983 году отделение "Sabreliner" фирмы "Rockwell" было куплено банком Нью-Йорка и преобразовано в "Sabreliner Corporation" для обеспечения технического сопровождения эксплуатации ранее построенных самолетов. К декабрю 1981 года поставлено более 600 гражданских и военных Sabreliner.
   В ВВС США замена уцелевших учебных T-39 на Beechcraft T-1A Jayhawk началась в 1999 году. Часть военных T-39 конвертирована в гражданские.
   В 2012 году T-39N и CT-39G ограниченно использовались в учебной эскадрилье VT-86 "Sabrehawks" ВМС США на авиабазе Пенсакола, штат Флорида.
   T-39N предназначены для обучения курсантов радионавигации и перехвату воздушных целей с помощью РЛС. T-39G используются для других видов летного обучения.
   Военные Sabreliner также имеются в ВВС и Армии Аргентины, ВВС Боливии, ВВС Эквадора, ВВС и ВМС Мексики.


T-39 (военные варианты)

   T-39A: связной вариант для ВВС США; первый полет 30 июня 1960 года; от прототипа отличался удлиненной носовой частью фюзеляжа, военным оборудованием и ТРД General Electric J60-P-1/-3 тягой по 13,34 кН
   CT-39A; несколько T-39A, доработанных в пассажирские
   NT-39A: один T-39A, доработанный для испытаний электронного оборудования
   T-39B: оснащен поисковой РЛС R-14 NASARR и доплеровской навигационной системой APN-131; использовался для обучения летчиков самолета Republic F-105. Первый полет выполнил в ноябре 1960 года, поставки начались в январе 1961 года; фактически T-39B стал первым T-39, поступившим в войска, изначально на авиабазу Неллис, затем на авиабазу Макконнел (построено шесть)
   T-39D: аналогичный T-39B вариант для ВМС США; изначально обозначался T3J-1 (с 1962 года T-39D); оснащен РЛС обнаружения воздушных целей Magnavox APQ-94; оптимизирован для подготовки экипажей F-4 Phantom II и F-8 Crusader; в августе 1963 - ноябре 1964 года на авиабазу Пенсакола поставлены 42 самолета
   CT-39E: самолет обеспечения T-39D для ВМС США, заказан в мае 1967 года, изначально обозначался VT-39E; незначительно доработанный вариант коммерческого Sabreliner 40 с двигателями Pratt & Whitney JT12A-8 тягой по 1361 кг; построено семь
   T-39F: обозначение трех T-39A, доработанных для подготовки операторов РЭБ самолетов Republic F-105G "Wild Weasel" в центре боевого применения на авиабазе Неллис
   CT-39G: тактический транспортный самолет для ВМС США; военный вариант гражданского Sabreliner 60 (построено 12)
   T-39N: обозначение не менее десяти гражданских (или с гражданской регистрацией) Sabreliner, предназначенных для подготовки офицеров авиации ВМС США


Sabreliner (гражданские варианты)

   NA-265-40 Sabreliner 40: вариант с ТРД JT12A-6A или -8 и тремя иллюминаторами по каждому борту для перевозки от семи до девяти пассажиров
   NA-265-40A Sabreliner 40A: комбинация фюзеляжа от Sabreliner 40 и крыла от Model 75A, обновленным БРЭО и двумя ТРДД General Electric CF700, в каждом борту по три иллюминатора
   NA-265-50 Sabreliner 50: один экспериментальный самолет постройки 1964 года с двигателями JT12A - летающая лаборатория испытаний электронного оборудования для отделения "Autonetics" фирмы "North American"
   NA-265-60 Sabreliner 60: фюзеляж удлинен на 0,965 м, вместимость увеличена до десяти пассажиров, пять иллюминаторов с каждого борта; установлены ТРД JT12A-8 тягой по 14,68 кг; сертифицирован в апреле 1967 года. Sabreliner 60A отличается улучшенной аэродинамикой
   NA-265-65 Sabreliner 65: развитие Sabreliner 60 с суперкритическим крылом для увеличения крейсерской скорости; установлены два ТРДД Garrett AiResearch TFE731-3R-1D тягой по 16,46 кН; первый полет состоялся 29 июня 1977 года
   NA-265-70 Sabreliner 75: развитие Sabreliner 60 и 60A с улучшенным крылом; увеличена высота салона; иллюминаторы прямоугольные; вместимость десять пассажиров. Первый полет состоялся 4 декабря 1969 года; самолет сертифицирован в июне 1970 года
   NA-265-80 Sabreliner 75A: вариант с ТРДД General Electric CF700-2D-2 тягой по 19,19 кН. Первый полет выполнил 18 октября 1972 года; поставки начаты в 1973 году
   Sabreliner 85: проект конца 1980-х годов с увеличенным салоном; более экономичный и с большей дальностью полета; разработка остановлена "Rockwell"


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Rockwell (North American) CT-39E Sabreliner

   Тип: многоцелевой легкий транспортный самолет ближней/средней дальности с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два ТРД Pratt & Whitney JT12A-8 тягой по 14,6 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6550 м - 906 км/ч; начальная скороподъемность 1463 м/мин; практический потолок 13 715 м; дальность с четырьмя пассажирами 3410 км
   Масса: пустого 4488 кг; максимальная взлетная 8498 кг
   Размеры: размах крыла 13,54 м; длина 13,34 м; высота 4,88 м; площадь крыла 31,78 м2
   Полезная нагрузка: до 10 пассажиров или груз массой до 1134 кг

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии