North American T-39 Sabreliner
Страна: США
Год: 1958


Многоцелевой легкий транспортный самолет ближней/средней дальности с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
Rockwell (North American) T-39 Sabreliner

  В 1956 году ВВС США выпустили требования к самолету UTX (Utility Trainer Experimental), предусматривающие постройку небольшого транспортного и учебного самолета с ТРД, который можно было бы использовать для перевозки штабных офицеров, доставки небольших грузов, а также тренировок и обучения летчиков.
  Победителем конкурса UTX 27 августа 1956 года объявили North American NA-265 (иногда обозначается NA-246). Самолет с размещенными в хвостовой части фюзеляжа на пилонах двумя ТРД разработан в инициативном порядке. Крыло и хвостовое оперение с минимальными переделками взяты от F-86, благодаря чему самолет получил наименование "Sabreliner".
  Прототип, получивший гражданскую регистрацию, собрали в мае 1958 года в конфигурации на шесть пассажиров. Первый полет прототип с двумя ТРД General Electric YJ85 тягой по 11,12 кН выполнил 16 сентября 1958 года. В декабре прототип прошел военные испытания на авиабазе Эдвардс, первый заказ на семь T-39A Sabreliner был получен через месяц от ВВС США.
  Заказ выполнили в 1962-1963 годах. Изначально самолеты использовали учебно-тренировочное и стратегическое авиационные командования и командование авиационных систем ВВС США. T-39A интенсивно использовались во время войны во Вьетнаме.
  ВВС получили также небольшое количество T-39B, использовавшихся для обучения операторов РЛС, аналогичные по назначению T-39D получили ВМС США. Варианты T39A-D отличались двумя круглыми иллюминаторами в каждом борту.
  Все военные варианты самолета T-39 прошли сертификацию по гражданским нормам летной годности США (FAA), но коммерческое использование самолета, как представлялось, было бы ограниченным из-за его высокой стоимости. Однако представителей американского бизнес-сообщества привлекла высокая скорость полета T-3, и они инвестировали в дальнейшее развитие базовой модели, проложив тем самым самолету дорогу в авиацию общего назначения.

  17 апреля 1963 года "North American" представила первый коммерческий вариант - Sabreliner 40.
  За ним последовал второй основной гражданский вариант, Sabreliner 60, с удлиненным фюзеляжем увеличенной вместимости. Далее был разработан Sabreliner 75A с двухконтурными двигателями.
  Финальным вариантом стал Sabreliner 65, выпускавшийся серийно до конца 1981 года. Эта модификация отличалась суперкритическим профилем крыла и ТРДД TFE731; дальность полета в 4450 км позволяла выполнять без посадок перелет из Гонолулу в Калифорнию.
  В 1983 году отделение "Sabreliner" фирмы "Rockwell" было куплено банком Нью-Йорка и преобразовано в "Sabreliner Corporation" для обеспечения технического сопровождения эксплуатации ранее построенных самолетов. К декабрю 1981 года поставлено более 600 гражданских и военных Sabreliner.
  В ВВС США замена уцелевших учебных T-39 на Beechcraft T-1A Jayhawk началась в 1999 году. Часть военных T-39 конвертирована в гражданские.
  В 2012 году T-39N и CT-39G ограниченно использовались в учебной эскадрилье VT-86 "Sabrehawks" ВМС США на авиабазе Пенсакола, штат Флорида.
  T-39N предназначены для обучения курсантов радионавигации и перехвату воздушных целей с помощью РЛС. T-39G используются для других видов летного обучения.
  Военные Sabreliner также имеются в ВВС и Армии Аргентины, ВВС Боливии, ВВС Эквадора, ВВС и ВМС Мексики.


T-39 (военные варианты)

  T-39A: связной вариант для ВВС США; первый полет 30 июня 1960 года; от прототипа отличался удлиненной носовой частью фюзеляжа, военным оборудованием и ТРД General Electric J60-P-1/-3 тягой по 13,34 кН
  CT-39A; несколько T-39A, доработанных в пассажирские
  NT-39A: один T-39A, доработанный для испытаний электронного оборудования
  T-39B: оснащен поисковой РЛС R-14 NASARR и доплеровской навигационной системой APN-131; использовался для обучения летчиков самолета Republic F-105. Первый полет выполнил в ноябре 1960 года, поставки начались в январе 1961 года; фактически T-39B стал первым T-39, поступившим в войска, изначально на авиабазу Неллис, затем на авиабазу Макконнел (построено шесть)
  T-39D: аналогичный T-39B вариант для ВМС США; изначально обозначался T3J-1 (с 1962 года T-39D); оснащен РЛС обнаружения воздушных целей Magnavox APQ-94; оптимизирован для подготовки экипажей F-4 Phantom II и F-8 Crusader; в августе 1963 - ноябре 1964 года на авиабазу Пенсакола поставлены 42 самолета
  CT-39E: самолет обеспечения T-39D для ВМС США, заказан в мае 1967 года, изначально обозначался VT-39E; незначительно доработанный вариант коммерческого Sabreliner 40 с двигателями Pratt & Whitney JT12A-8 тягой по 1361 кг; построено семь
  T-39F: обозначение трех T-39A, доработанных для подготовки операторов РЭБ самолетов Republic F-105G "Wild Weasel" в центре боевого применения на авиабазе Неллис
  CT-39G: тактический транспортный самолет для ВМС США; военный вариант гражданского Sabreliner 60 (построено 12)
  T-39N: обозначение не менее десяти гражданских (или с гражданской регистрацией) Sabreliner, предназначенных для подготовки офицеров авиации ВМС США


Sabreliner (гражданские варианты)

  NA-265-40 Sabreliner 40: вариант с ТРД JT12A-6A или -8 и тремя иллюминаторами по каждому борту для перевозки от семи до девяти пассажиров
  NA-265-40A Sabreliner 40A: комбинация фюзеляжа от Sabreliner 40 и крыла от Model 75A, обновленным БРЭО и двумя ТРДД General Electric CF700, в каждом борту по три иллюминатора
  NA-265-50 Sabreliner 50: один экспериментальный самолет постройки 1964 года с двигателями JT12A - летающая лаборатория испытаний электронного оборудования для отделения "Autonetics" фирмы "North American"
  NA-265-60 Sabreliner 60: фюзеляж удлинен на 0,965 м, вместимость увеличена до десяти пассажиров, пять иллюминаторов с каждого борта; установлены ТРД JT12A-8 тягой по 14,68 кг; сертифицирован в апреле 1967 года. Sabreliner 60A отличается улучшенной аэродинамикой
  NA-265-65 Sabreliner 65: развитие Sabreliner 60 с суперкритическим крылом для увеличения крейсерской скорости; установлены два ТРДД Garrett AiResearch TFE731-3R-1D тягой по 16,46 кН; первый полет состоялся 29 июня 1977 года
  NA-265-70 Sabreliner 75: развитие Sabreliner 60 и 60A с улучшенным крылом; увеличена высота салона; иллюминаторы прямоугольные; вместимость десять пассажиров. Первый полет состоялся 4 декабря 1969 года; самолет сертифицирован в июне 1970 года
  NA-265-80 Sabreliner 75A: вариант с ТРДД General Electric CF700-2D-2 тягой по 19,19 кН. Первый полет выполнил 18 октября 1972 года; поставки начаты в 1973 году
  Sabreliner 85: проект конца 1980-х годов с увеличенным салоном; более экономичный и с большей дальностью полета; разработка остановлена "Rockwell"


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Rockwell (North American) CT-39E Sabreliner

  Тип: многоцелевой легкий транспортный самолет ближней/средней дальности с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два ТРД Pratt & Whitney JT12A-8 тягой по 14,6 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6550 м - 906 км/ч; начальная скороподъемность 1463 м/мин; практический потолок 13 715 м; дальность с четырьмя пассажирами 3410 км
  Масса: пустого 4488 кг; максимальная взлетная 8498 кг
  Размеры: размах крыла 13,54 м; длина 13,34 м; высота 4,88 м; площадь крыла 31,78 м2
  Полезная нагрузка: до 10 пассажиров или груз массой до 1134 кг
ВВС Швеции располагают двумя бывшими гражданскими Sabreliner 40A (местное обозначение Tp 86). Самолеты закуплены в 1981-1982 годах и используются для различных испытаний.
Предназначавшийся изначально для замены TB-25 Mitchell в роли учебного, T-39A поступил в ВВС США как легкий транспортный самолет. Данные машины сфотографированы в аэропорту Лос-Анджелеса, недалеко от завода в Инглвуде. Машины окрашены по схеме "Dayglo" и несут присвоенный Sabreliner код "TG", отмененный в начале 1960-х годов.
Изначально T-39A ВВС США имели яркую окраску с панелями красного цвета, отражавшую "учебно-тренировочный" статус самолетов. T-39A также использовались для выполнения специальных заданий.
T-39D, принадлежавший ВМС США, использовался для подготовки летчиков, но с середины 1980-х годов его сменил Cessna T-47A, который, в свою очередь, сменил затем другой Sabreliner - модели T-39N.
В ВМС США CT-39E и CT-39G используются как тактические транспортные самолеты. Вариант "E" отличается тремя иллюминаторами треугольной формы в каждом борту.
North American T-39A Sabreliner 62-4478, on show next to the 'Independence'.
Восьмиместный Sabre 40 (на заднем плане) в производстве сменил удлиненный Sabreliner 60 (на переднем плане), рассчитанный на 10 пассажиров.
Небольшое количество Sabreliner до сих пор используется в различных испытательных программах. Снимок сделан в Калифорнии - эти Sabreliner 80 оснащены истребительными РЛС.
A welcome item at the recent RAF Northolt Nightshoot XIV event was Rockwell Tp86 (Sabreliner 40A) 86001/'861' (c/n 282-49) of the Flygvapnet (Swedish Air Force). The aircraft is operated by the Forsvarets Materielverk (Defence Materiel Administration) at Linkoping-Malmen as a test platform. Two Sabreliners served the Swedish Air Force, but one has been retired. Nightshoot XIV was organised at the west London airfield on March 14, 2013 by Phil Dawe and RAF Northolt to raise funds for the restoration and preservation of its Sector Operations Building (Building 27), which was the template for later Sector Operations rooms also used during the Battle of Britain.
«Сейбрлайнер»
North American T-39A utility trainer (two Pratt & Whitney J60 turbojet engines)
T-39D with special equipment in modified nose for duty at the Naval Weapons Center, China Lake, California
Rockwell Sabre 40A eight/ten-seat turbine-powered business aircraft
Sabreliner 40 был заказан ВМС США под обозначением VT-39E, но в эксплуатацию поступил как CT-39E. Изображенный самолет вначале принадлежал 50-й транспортной эскадрилье.
T-39F использовался для подготовки летчиков F-105G по борьбе с ЗРК и РЛС ПВО противника. Самолет имел модифицированные носовую и хвостовую части фюзеляжа, а также дополнительные антенны.
В 1964 году был построен один Sabreliner 50 и эксплуатировался компанией в качестве летной лаборатории для отработки авионики и электроники. Его отличительные особенности - подкрыльевые пилоны и удлиненная носовая штанга.
Rockwell Sabre Series 60 business transport (two Pratt & Whitney JT12A-8 engines)
Rockwell Sabre 75A eight twelve-seat business transport (two General Electric CF700-2D-2 turbofan engines)
Another business jet at Lanseria was Rockwell International Sabre 75 N75NR, which was at Paris earlier in the year
Rockwell Sabre 75A eight/twelve-seat twin-turbofan business transport
The projected Rockwell Sabreliner 85, which may be the first application for the Rolls-Royce RB.401 turbofan.