Transall C.160 Transall
Страна: International
Год: 1963


Военно-транспортный самолет
Описание
Фотографии
Transall C.160
  
  Самолет Transall C.160 стал одним из самых удачных в ряду совместных европейских аэрокосмических программ. Изначально самолет проектировался как замена для транспортного Nord Noratlas, состоявшего на вооружении в ВВС Франции и ФРГ.
  Разработкой и производством C.160 занимался консорциум фирм, известный под названием "Transport Allianz group". Число в обозначении самолета отображает первоначальный заказ - 50 машин C.160F для ВВС Франции и 110 C.160D для ВВС ФРГ, а наименование образовано от "Transport Allianz".
  Были построены три прототипа, первый их которых выполнил первый полет 25 февраля 1963 года. За прототипами последовало шесть предсерийных машин (первый полет состоялся в мае 1965 года), серийный выпуск C.160 начался весной 1967 года.
  Производство самолетов C.160 первой производственной серии завершилось в 1972 году после постройки 169 самолетов. Помимо 160 машин для ВВС Франции и ФРГ, ВВС ЮАР поставлялись самолеты C.160Z; ЮАР стала единственным импортером новых C.160 в исходной модификации. В начале 1970-х годов Турция закупила в ФРГ 20 самолетов C.160T, снятых с вооружения Люфтваффе.
  В конце 1970-х годов было принято решение о возобновлении серийного производства C.160 во Франции. ВВС Франции разместили заказ на 25 модернизированных C.160NG (Nouvelle Generation).
  Еще четыре C.160NG поставили в 1982 году, окончательно производство свернули в 1985 году. Десять самолетов собрано с агрегатом дозаправки в воздухе, установленным в спонсоне левой основной опоры шасси и позволяющим отдавать топливо самолетам тактической авиации; еще на пяти самолетах предусмотрена возможность быстрой установки таких агрегатов.
  Для замены самолетов радиотехнической разведки N.2501 Gabriel Noratlas два Transall доработали в вариант C.160 Gabriel (C.160G). В декабре 1988 года эти машины прибыли на авиабазу Метц. В контейнерах на законцовках крыла установлены антенны диапазона UHF/DF, группа из пяти ножевидных антенн смонтирована на верхней поверхности носовой части фюзеляжа, по бортам хвостовой части установлены блистеры, а под носовой частью - убираемый обтекатель. Оба самолета оборудованы системами дозаправки в воздухе и агрегатами для дозаправки других самолетов. Обе машины принимали в 1991 году участие в операции "Буря в пустыне".
  Один C.160H ASTARTE доработан для обеспечения связи с атомными подводными лодками ВМС Франции, вооруженными баллистическими ракетами. Эта машина снята с вооружения в 2001 году.
  За долгую карьеру C.160 зарекомендовал себя надежным и универсальным самолетом. ВВС Франции очень широко применяли эти машины, особенно в боевых действиях в Африке. С C.160 сбрасывались десанты, например в 1978 году в Заире. Южноафриканские C.160Z обеспечивали действия армии ЮАР в Анголе; с вооружения самолеты сняли в 1993 году.
  Германские самолеты на ротационной основе работают в Афганистане, обеспечивая германский контингент ISAF. С 1984 года проводились доработки, направленные на продление ресурса и совершенствование бортового оборудования. Также германские и французские Transall принимали участие в ряде миротворческих и гуманитарных операций.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Transall C.160

  Тип: военно-транспортный самолет
  Силовая установка: два ТВД Rolls-Royce Tyne RTy.20 Mk 22 мощностью по 6100 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5500 м - 513 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 440 м/мин; практический потолок 8500 м; дальность с полезной нагрузкой массой 800 кг - 4500 км
  Масса: пустого снаряженного 28 758 кг; максимальная взлетная 49100 кг
  Размеры: размах крыла 40,00 м; длина 32,40 м; высота 11,65 м
  Полезная нагрузка: масса максимальной полезной нагрузки 16 000 кг
Первый C.160 получил германскую регистрацию D-9507, но был собран и выполнил первый полет на аэродроме компании "Nord" во Франции близ Парижа. Несколько лет самолет эксплуатировался неокрашенным, но в конце карьеры его полностью окрасили в белый цвет.
Transall C.160D. Изображен C.160, в 1980-е годы состоявший на вооружении LTG 61, одной из трех транспортных эскадр Люфтваффе. LTG 61 дислоцировалась в Ландсберг-Пенцинге, Южная Германия.
Такой темно-серый/темно-зеленый камуфляж Transall Люфтваффе получили в середине 1980-х годов и сохраняют его до настоящего времени. С тех пор самолеты оснастили контейнерами РЭ6 EloKa под крылом. Эмблемой авиакрыла LTG 61 (видна в носовой части) является изображение черного козла на горной вершине.
Франция внесла наиболее существенный вклад в военные усилия в данном регионе, французские войска направлялись туда не менее 30 раз, начиная с 1960-х годов. В основном это были наземные операции, проводившиеся при поддержке эскадрилий снабжения ВВС, оснащенных Transall С.160. При необходимости эти же транспортные машины высаживали французских десантников.
На C.160NG поздней постройки монтировались штанги топливоприемников системы дозаправки в воздухе и был установлен дополнительный центральный топливный бак. Изображен самолет 64-й транспортной эскадры ВВС Франции, основного эксплуатанта Transall во французских ВВС.
Germany
Конструкция C.160 оптимальна с точки зрения эксплуатации самолета. Так, фюзеляж для облегчения погрузки и разгрузки максимально приближен к земле. Высокорасположенное крыло уменьшает вероятность повреждения двигателей и винтов камнями и мусором с различных ВПП. Основные опоры шасси убираются в боковые спонсоны, не уменьшая тем самым полезного объема фюзеляжа. В левом спонсоне находится воздухозаборник ВСУ, его хорошо видно на фотографии C.160D из LTF 62.
ФРГ наряду с Францией являлась ведущим партнером в программе Transall. В 2013 году на вооружении Люфтваффе состояло примерно 70 из 110 закупленных C.160D. К октябрю 2011 года германские Transall налетали один миллион часов.
Luftwaffe Transall C160D 50+61 (c/n D83) of Lufttransportgeschwader 63 (Air Transport Group 63) was one of two noted at Bamako-Senou International Airport in Mali on January 27, 2014. The transports are supporting the United Nations Multidimensional Integrated Stabilization Mission in Mali and are equipped with the Erweitertem Selbstschutz (ESS - extended self-protection) systems under the wings and on the forward fuselage.
Германский C.160 взлетает с авиабазы Маккорд в США, совместные учения транспортной авиации "Rodeo 2007". Все C.160, находившиеся в распоряжении Командования воздушных перевозок ВВС США, были готовы к выполнению задач в интересах США и международных сил.
Со временем окраска самолетов C.160D изменилась с исходной серой на камуфлированную окраску типа "lizard". Германские Transall постоянно привлекаются к участию в гуманитарных операциях, но сравнительно недавно они стали участвовать в обеспечении боевых действий в Афганистане. Отставание от сроков программы по выпуску A400M, скорее всего, приведет к очередному продлению ресурса Transall C.160.
C.160D из LTG 63, дислоцированной в Хохне на севере Германии, в Шлезвиг-Гольштейне. Не так давно германские Transall были оборудованы приемниками предупреждения о облучении Litton ALR-68, вычислителями BAE Systems High Integration Air Data Computer и системами управления полетом Rockwell FMS-800 Flight Management and Global Positioning System.
Германия продолжает эксплуатацию C.160 - в 2013 году в парке Люфтваффе насчитывался 71 Transall. Самолет на снимке сбрасывает припасы в ходе проводившихся в США в 2007 году состязаний экипажей военно-транспортной авиации.
С 1968 года C.160D является основным военно-транспортным самолетом Люфтваффе, в настоящее время такими машинами укомплектованы три эскадры (LTG). В конце 1980-х годов германские Transall прошли модернизацию с целью продления ресурса, одновременно на самолеты установили новое навигационное оборудование. Планировалось, что самолеты будут оставаться на вооружении до 2010 года, но срок эксплуатации пришлось продлить из-за проблем с разработкой и производством преемника C.160 - самолета Airbus Military A400M. На фотографии C.160D из LTG 63, дислоцированной в Хёхн/Рендсбург на западе Германии.
After a ten-aircraft combined air operations mission, an Italian Air Force C-130J rolls out ready to turn off the Plovdiv runway - followed by Luftwaffe C-160D on finals.
EMB-145H 729 taxies into position to line up on Souda Bay's runway 29 as a Luftwaffe Transall C-160D taxies in from the north taxiway awaiting its turn for departure.
Термез, апрель 2003г. Ротация немецкого контингента, находящегося в Афганистане, осуществляется через Узбекистан. Из Афганистана военные вывозятся на транспортных самолетах "Transall" (на фото - слева) в Термез, а оттуда в Германию летят на пассажирском самолете.
France
64-я транспортная эскадра дислоцируется на авиабазе Эвре-Фовиль (BA 105) и первоначально эксплуатировала все имевшиеся в ВВС Франции самолеты C.160NG. Самолеты поступили в эскадрильи ET 1/64 «Bearn» и ET 2/64 «Anjou».
В 1994-1999 годах все французские C.160F и С. 160NG прошли модернизацию с частичной заменой БРЭО и установкой средств пассивной обороны. Модернизированные самолеты получили обозначение C.160R ("Renove"). Данный самолет (R202) - бывший C.160F, оборудованный системой дозаправки топливом в полете. Самолет состоит на вооружении транспортной эскадрильи ET 02.064 "Anjou" из BA 105, дислоцированной в Эвре.
Французский вариант C.160NG легко идентифицировать по штанге дозаправки в воздухе. В воздушные танкеры доработано десять самолетов C.160NG.
Всего ВВС Франции получили 23 самолета C.160NG, оснащенных неубирающимися топливозаправочными штангами, из которых 10 имели топливозаправочные агрегаты в левом обтекателе основной опоры шасси.
By the end of 2014 there will be 14 tankers within the EATC’s 180 aircraft fleet, four of which are French Air Force veteran Transall C-160Rs.
Troops and their equipment from the 17th Parachute Regiment paradrop from a French Air Force Transall C-160 over Timbuktu airport on January 28, 2013.
Эксплуатация французских Transall начала сокращаться в 2010 году, так как ожидалось поступление новых BTC Airbus A400M (до сих пор задерживается). В конце 2013 года на вооружении остаются 39 Transall, большей частью варианта C.160NG. Самолет на снимке демонстрирует заход на посадку, 2012 год. Обратите внимание на выпущенные воздушные тормоза на крыле.
Несмотря на проведенную в рамках программы «Renove» модернизацию, самолеты C.160 Transall французских ВВС, принимавшие активное участие в операциях на Балканах, в Африке и Ливии, неуклонно приближаются к завершению своей карьеры.
C-160NG способен выполнять сброс грузов на очень малых высотах. C.160NG имеют современный комплекс бортовой обороны, включая системы предупреждения о радиолокационном облучении (Thomson-CSF Sherloc) и ракетной атаки (Elta), а также автоматы отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей Type 507, размещенные на фюзеляже.
Военно-транспортные самолеты семейства Transall имеют отличные взлетно-посадочные характеристики и могут эксплуатироваться на полевых аэродромах, что хорошо видно по фотографии данного C.160NG. Базовый вариант загрузки C.160NG - 68 десантников в полном снаряжении.
Хотя Франция сократила свои воинские контингенты в бывших африканских колониях, она поддерживает контингент быстрого реагирования в районах, прилегающих к Сахаре, и принимает участие в учениях, подобных "Guidimakha '98", которые проводились в районе границы Сенегала и Мали. Оснащенный системой дозаправки в воздухе C.160R сфотографирован как раз на этих учениях. Обозначение "R" получили все французские Transall, на которых в конце 1990-х годов модернизировали БРЭО.
Компоновки C-130 Hercules (на заднем плане) и C.160 Transall очень похожи. Оба самолета спроектированы по схеме высокоплана, имеют усиленное шасси с убираемыми в боковые спонсоны основными опорами, прямое хвостовое оперение и снабжены задней рампой. Если на Hercules установлено четыре ТВД мощностью по 4050 л. с. (3020 кВт), то Transall имеет только два более мощных ТВД Tyne. По массе перевозимой нагрузки самолеты сопоставимы, но размеры грузовой кабины C-130 больше, чем у C.160. Именно поэтому на вооружении ВВС Франции состоят самолеты обоих типов.
Самолеты Transall ВВС Франции используются в горячих точках по всему миру, включая Боснию, Косово, Африку и Тимор. Карьера самолета оказалась более длительной, чем предполагалось. Парк C.160 почти исчерпал свой ресурс. Подобно Германии, Франция в ближайшее время намерена заменить C.160 на A400M.
Escadron de Transport 3/61 'Poitou' is a regular CEAM customer for special forces equipment.
French airmen have become accustomed to carrying out maintenance procedures in austere environments, as with these checks being conducted on a Transall.
A Wescam MX-15 multi-sensor, multi-spectral imaging system turret mounted on the door of a special forces Transall.
In the Sahara theatre Transalls are flown with a full load of decoys.
Transall R204/64-GD taxies out from Niamey for yet another mission.
Погрузка и выгрузка осуществляются через заднюю рампу. Конструкция основных опор шасси позволяет самолетам "приседать" для выполнения погрузки и разгрузки.
Chad Army troops board a French Air Force Transall C-160 at BA172 Kossei-N'Djamena on January 24, 2013.
Troops arriving in North Africa are taken to the frontline bas­es in northern Mali aboard Transalls, as seen here at Niamey. The CN235 crews have painted 'Casa Team' and 'I love Casa Nurse’ on the tailfin.
C.160 способен принять на борт 88 десантников с полной выкладкой. В альтернативном варианте в грузовой кабине возможно размещение 93 пассажиров на сиденьях, на установку которых три человека затрачивают 90 минут. На фотографии - парашютисты Иностранного легиона Франции и американцы из экспедиционного эскадрона 82-й воздушно-десантной дивизии загружаются в C.160F ВВС Франции, Джибути, июнь 2009 года.
Этот F-BUFR - один из четырех C.160P "Air France", использовавшихся для ночных перевозок почты. Все четыре самолета вернули ВВС Франции и доработали до уровня C.160R.
Французские самолеты РТР Gabriel обслуживает экипаж из 14 человек, включая десять операторов бортовых систем. Снимок самолета сделан над Балтийским морем с борта истребителя Viggen шведских ВВС.
Для связи с французскими атомными подводными лодками C.160H получил модифицированную хвостовую часть фюзеляжа, в которой размещается выпускная антенна огромной длины, заканчивающаяся характерным стабилизирующим конусом.
South Africa
Южно-африканские ВВС были единственным прямым зарубежным военным покупателем Transall. Девять C-160Z были поставлены с августа 1969 года в 28-ю эскадрилью в Ватерклуфе. Они были списаны в 1993 году в результате бюджетных сокращений.
Indonesia
Четыре C.160NG эксплуатировались индонезийской "Pelita Air Services", которая обслуживала государственную нефтедобывающую компанию "Pertamina" и выполняла специальные и чартерные перевозки между многочисленными островами Индонезии.
Turkey
В 1971 году Турция получила 20 C.160D, ранее принадлежавших Люфтваффе. В 2013 году в строю оставались 17 машин. Они несут службу в подразделении 221 Filo, базирующемся в Эркилете в провинции Кайсери. Один C.160 обслуживает пилотажную группу «Turkish Stars» и несет ее окраску. На снимке: этот самолет приземляется во время авиашоу RIAT в британском Фэйрфорде в 2008 году.
25 февраля 1963г.: в Миллим-Вильяроше (Франция) состоялся полет прототипа франко-немецкого транспортного самолета Transall С.160 (D-9507).
First pre-series Transall C-160A, with 20 in (50 cm) longer fuselage than prototypes
Первый прототип C.160 (D-9507) выполняет полет в одном строю с самолетом сопровождения Nord N.262. Все три летных прототипа проходили испытания в летно-испытательном центре в Истре, Франция.
Second prototype of the Transall C-160, assembled in Germany by Vereinigte Flugtechnische Werke GmbH
Для упрощения технического обслуживания на самолете установлено два ТВД большой мощности, а не четыре ТВД средней мощности. Выбор сделан в пользу двухвальных двигателей Rolls-Royce Tyne 20 Mk 22 мощностью по 6100 л. с. Четырехлопастные реверсивные винты изменяемого шага по лицензии "Hawker Siddeley" выпускала "Ratier-FIGEAC".
For long-range logistics support duties, No 2S Squadron of the SAAF operates seven Lockheed C-130B Hercules and nine Transall C.160Zs (photo), all from the Waterkloof base.
Внизу: внешние, за мотогондолами, секции крыла опущены вниз на угол 3°26'. На внешних секциях крыла установлены воздушные тормоза и интерцепторы, привод которых осуществляется гидросистемой с двойным резервированием.
Transall C-160Z 335 of No. 28 Squadron in the dark green/dark earth camouflage scheme which is spreading through the S.A.A.F.
Турецкие C.160D "Трансол" использовались в десантной операции "Атилла"
C-160 Transall ВВС ФРГ в аэропорту Анкона
C-160 "Трансаль"
Тактический транспортный самолет C.160 обладает высокими взлетно-посадочными характеристиками. Длина разбега с максимальной взлетной массой 49100 кг составляет 795 м, а взлетная дистанция до высоты 11м - 1100 м. Пробег с нормальной посадочной массой составляет всего 360 м.
The scene at Van airport, Turkey, on 2nd December 1976, following the earthquake disaster last year. A Luftwaffe Transall C-160 leaves for Germany while an R.A.F. Lockheed Hercules from Lyneham awaits flight clearance. The Hercules, XV295, flown by a No. 24 Squadron crew, had just brought in some 7 1/2 tons of tents, greatcoats, sleeping bags and paraffin heaters as part of an international aid programme
Французские "Трансол" и пара "Геркулесов". На переднем плане - хвостовые части угандийских Су-25, которые не использовались в ходе операции "Сервал". Нджамена, начало 2013 г.
A Transall C-160 from ET61, supporting the French Air Force participation in Red Flag 84-2.
The Transall C-160 is about to go back into production. This French A.F. machine is from the 61e Escadre which has been ferrying Moroccan troops to the conflict in Zaire
Выброска десанта 2-го экспедиционно-парашютного полка Иностранного легиона. Севернее Томбукту, 28 января 2013 г.
Погрузка в самолет C-160 поврежденного «Ягуара» (сер. A91), в правый двигатель которого попала ракета ПЗРК. «Буря в пустыне», январь 1991 г.
Основные опоры шасси убираются в боковые спонсоны фюзеляжа. Пневматики низкого давления допускают эксплуатацию C.160 с полевых аэродромов, хотя обычно C.160 летают с аэродромов, имеющих твердое покрытие.
Transall C.160NG. Производство первой серии из 160 самолетов C.160 завершилось в 1972 году, но в 1977 году Францией была заказана вторая, дополнительная, серия. Заказ также сделали Турция и ЮАР. Новый вариант получил обозначение C.160NG (Nouvelle Generation) и отличался обновленным составом бортовой электронной аппаратуры, усиленным крылом с дополнительными топливными баками. На некоторые самолеты установили системы для дозаправки топливом в полете. Здесь изображен C.160NG из 64-й транспортной эскадры, дислоцированной в Эвре/Фовилль на северо-западе Франции. Самолет камуфлирован пятнами серого и зеленого цвета, нижние поверхности окрашены в светло-серый цвет. Такой камуфляж был принят в 1980-е годы.
C.160
Transall C-160 twin-engined turboprop transport
A three-view drawing of the Transall C 160 ASF, one of the two projected maritime surveillance variants.