Transall C.160 Transall
Страна: International
Год: 1963


Военно-транспортный самолет
Описание
Фотографии:

Цветные фото (82)
Transall C.160
  
   Самолет Transall C.160 стал одним из самых удачных в ряду совместных европейских аэрокосмических программ. Изначально самолет проектировался как замена для транспортного Nord Noratlas, состоявшего на вооружении в ВВС Франции и ФРГ.
   Разработкой и производством C.160 занимался консорциум фирм, известный под названием "Transport Allianz group". Число в обозначении самолета отображает первоначальный заказ - 50 машин C.160F для ВВС Франции и 110 C.160D для ВВС ФРГ, а наименование образовано от "Transport Allianz".
   Были построены три прототипа, первый их которых выполнил первый полет 25 февраля 1963 года. За прототипами последовало шесть предсерийных машин (первый полет состоялся в мае 1965 года), серийный выпуск C.160 начался весной 1967 года.
   Производство самолетов C.160 первой производственной серии завершилось в 1972 году после постройки 169 самолетов. Помимо 160 машин для ВВС Франции и ФРГ, ВВС ЮАР поставлялись самолеты C.160Z; ЮАР стала единственным импортером новых C.160 в исходной модификации. В начале 1970-х годов Турция закупила в ФРГ 20 самолетов C.160T, снятых с вооружения Люфтваффе.
   В конце 1970-х годов было принято решение о возобновлении серийного производства C.160 во Франции. ВВС Франции разместили заказ на 25 модернизированных C.160NG (Nouvelle Generation).
   Еще четыре C.160NG поставили в 1982 году, окончательно производство свернули в 1985 году. Десять самолетов собрано с агрегатом дозаправки в воздухе, установленным в спонсоне левой основной опоры шасси и позволяющим отдавать топливо самолетам тактической авиации; еще на пяти самолетах предусмотрена возможность быстрой установки таких агрегатов.
   Для замены самолетов радиотехнической разведки N.2501 Gabriel Noratlas два Transall доработали в вариант C.160 Gabriel (C.160G). В декабре 1988 года эти машины прибыли на авиабазу Метц. В контейнерах на законцовках крыла установлены антенны диапазона UHF/DF, группа из пяти ножевидных антенн смонтирована на верхней поверхности носовой части фюзеляжа, по бортам хвостовой части установлены блистеры, а под носовой частью - убираемый обтекатель. Оба самолета оборудованы системами дозаправки в воздухе и агрегатами для дозаправки других самолетов. Обе машины принимали в 1991 году участие в операции "Буря в пустыне".
   Один C.160H ASTARTE доработан для обеспечения связи с атомными подводными лодками ВМС Франции, вооруженными баллистическими ракетами. Эта машина снята с вооружения в 2001 году.
   За долгую карьеру C.160 зарекомендовал себя надежным и универсальным самолетом. ВВС Франции очень широко применяли эти машины, особенно в боевых действиях в Африке. С C.160 сбрасывались десанты, например в 1978 году в Заире. Южноафриканские C.160Z обеспечивали действия армии ЮАР в Анголе; с вооружения самолеты сняли в 1993 году.
   Германские самолеты на ротационной основе работают в Афганистане, обеспечивая германский контингент ISAF. С 1984 года проводились доработки, направленные на продление ресурса и совершенствование бортового оборудования. Также германские и французские Transall принимали участие в ряде миротворческих и гуманитарных операций.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Transall C.160

   Тип: военно-транспортный самолет
   Силовая установка: два ТВД Rolls-Royce Tyne RTy.20 Mk 22 мощностью по 6100 л. с.
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5500 м - 513 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 440 м/мин; практический потолок 8500 м; дальность с полезной нагрузкой массой 800 кг - 4500 км
   Масса: пустого снаряженного 28 758 кг; максимальная взлетная 49100 кг
   Размеры: размах крыла 40,00 м; длина 32,40 м; высота 11,65 м
   Полезная нагрузка: масса максимальной полезной нагрузки 16 000 кг
Germany
ФРГ наряду с Францией являлась ведущим партнером в программе Transall. В 2013 году на вооружении Люфтваффе состояло примерно 70 из 110 закупленных C.160D. К октябрю 2011 года германские Transall налетали один миллион часов.
Конструкция C.160 оптимальна с точки зрения эксплуатации самолета. Так, фюзеляж для облегчения погрузки и разгрузки максимально приближен к земле. Высокорасположенное крыло уменьшает вероятность повреждения двигателей и винтов камнями и мусором с различных ВПП. Основные опоры шасси убираются в боковые спонсоны, не уменьшая тем самым полезного объема фюзеляжа. В левом спонсоне находится воздухозаборник ВСУ, его хорошо видно на фотографии C.160D из LTF 62.
One of the last seven operational C-160Ds of the German Air Force is seen here back-tracking down runway 25 at Norvenich Air Base
Luftwaffe Transall C160D 50+61 (c/n D83) of Lufttransportgeschwader 63 (Air Transport Group 63) was one of two noted at Bamako-Senou International Airport in Mali on January 27, 2014. The transports are supporting the United Nations Multidimensional Integrated Stabilization Mission in Mali and are equipped with the Erweitertem Selbstschutz (ESS - extended self-protection) systems under the wings and on the forward fuselage.
Самолет C.160 «Трансалл» из состава эскадрильи LTG-62 германских люфтваффе. Великобритания, авиабаза Фейфорд, 19 июля 2010 г.
Германский C.160 взлетает с авиабазы Маккорд в США, совместные учения транспортной авиации "Rodeo 2007". Все C.160, находившиеся в распоряжении Командования воздушных перевозок ВВС США, были готовы к выполнению задач в интересах США и международных сил.
Luftwaffe Transall C-160D 50+77 from Hohn-based LTG63 participated in the second week of Falcon Leap, while another LTG63 aircraft did so in the first week.
The Luftwaffe’s Transall C-160-equipped Lufttransportgeschwader 63 (LTG 63) based at Hohn Air Base is celebrating its 55th anniversary this year. To mark the event, aircraft 50+95 has been painted in one of the most striking designs ever applied to a Luftwaffe aircraft. The scheme features the colours of the German state of Schleswig-Holstein where Hohn is located, notable dates in the wing's history, a mural-like design of landmarks in the state of Schleswig-Holstein and 55th anniversary markings on its tail.
To celebrate its 60th anniversary, Lufttransportgeschwader 61 (LTG 61 or Air Transport Wing) based at Landsberg in southern Germany has painted Transall C-160D in an overall silver finish with a large side number/registration, representing the German-assigned prototypes of the German-French C-160 back in the 1960s and 1970s. With continuing deliveries of A400M Atlas transport aircraft delivered to LTG 62 at Wunsdorf and LTG 63 at Hohn soldiering on with the Transall for a few more years, LTG 61 will be disbanded in the coming months.
Со временем окраска самолетов C.160D изменилась с исходной серой на камуфлированную окраску типа "lizard". Германские Transall постоянно привлекаются к участию в гуманитарных операциях, но сравнительно недавно они стали участвовать в обеспечении боевых действий в Афганистане. Отставание от сроков программы по выпуску A400M, скорее всего, приведет к очередному продлению ресурса Transall C.160.
C.160D из LTG 63, дислоцированной в Хохне на севере Германии, в Шлезвиг-Гольштейне. Не так давно германские Transall были оборудованы приемниками предупреждения о облучении Litton ALR-68, вычислителями BAE Systems High Integration Air Data Computer и системами управления полетом Rockwell FMS-800 Flight Management and Global Positioning System.
Германия продолжает эксплуатацию C.160 - в 2013 году в парке Люфтваффе насчитывался 71 Transall. Самолет на снимке сбрасывает припасы в ходе проводившихся в США в 2007 году состязаний экипажей военно-транспортной авиации.
С 1968 года C.160D является основным военно-транспортным самолетом Люфтваффе, в настоящее время такими машинами укомплектованы три эскадры (LTG). В конце 1980-х годов германские Transall прошли модернизацию с целью продления ресурса, одновременно на самолеты установили новое навигационное оборудование. Планировалось, что самолеты будут оставаться на вооружении до 2010 года, но срок эксплуатации пришлось продлить из-за проблем с разработкой и производством преемника C.160 - самолета Airbus Military A400M. На фотографии C.160D из LTG 63, дислоцированной в Хёхн/Рендсбург на западе Германии.
Airbus Military has designed the A400M as a replacement for C-160s and C-130s. Despite the success of the Transall and Hercules, European A400M customers decided that an aircraft with a larger cargo hold was required. Germany is buying 60 of the new airlifters to replace its fleet of C-160Ds, one of which is pictured.
After a ten-aircraft combined air operations mission, an Italian Air Force C-130J rolls out ready to turn off the Plovdiv runway - followed by Luftwaffe C-160D on finals.
Seven transport aircraft from six different air arms return to Eindhoven's eastern military apron after the first of three Falcon Leap missions flown on Friday, September 20, 2019.
US Marines Corps KC-130J Hercules BuNo 166380/BH from VMGR-252 taxies to its position on the apron at Eindhoven to pick up another load of paratroopers, with a Luftwaffe Transall C-160D from Hohn-based LTG63 behind.
EMB-145H 729 taxies into position to line up on Souda Bay's runway 29 as a Luftwaffe Transall C-160D taxies in from the north taxiway awaiting its turn for departure.
Термез, апрель 2003г. Ротация немецкого контингента, находящегося в Афганистане, осуществляется через Узбекистан. Из Афганистана военные вывозятся на транспортных самолетах "Transall" (на фото - слева) в Термез, а оттуда в Германию летят на пассажирском самолете.
France
В 1994-1999 годах все французские C.160F и С. 160NG прошли модернизацию с частичной заменой БРЭО и установкой средств пассивной обороны. Модернизированные самолеты получили обозначение C.160R ("Renove"). Данный самолет (R202) - бывший C.160F, оборудованный системой дозаправки топливом в полете. Самолет состоит на вооружении транспортной эскадрильи ET 02.064 "Anjou" из BA 105, дислоцированной в Эвре.
Самолеты Transall ВВС Франции используются в горячих точках по всему миру, включая Боснию, Косово, Африку и Тимор. Карьера самолета оказалась более длительной, чем предполагалось. Парк C.160 почти исчерпал свой ресурс. Подобно Германии, Франция в ближайшее время намерена заменить C.160 на A400M.
Французский вариант C.160NG легко идентифицировать по штанге дозаправки в воздухе. В воздушные танкеры доработано десять самолетов C.160NG.
Всего ВВС Франции получили 23 самолета C.160NG, оснащенных неубирающимися топливозаправочными штангами, из которых 10 имели топливозаправочные агрегаты в левом обтекателе основной опоры шасси.
By the end of 2014 there will be 14 tankers within the EATC’s 180 aircraft fleet, four of which are French Air Force veteran Transall C-160Rs.
The diamond formation of the C-160R serialled R212, together with an A400M, a CN.235M-300 and a C-130J-30 of the French Air and Space Force during the retirement ceremony on May 20, 2022
Troops and their equipment from the 17th Parachute Regiment paradrop from a French Air Force Transall C-160 over Timbuktu airport on January 28, 2013.
R212/64-GL passing over BA105 Evreux for the last time before official retirement on May 20, 2022
Эксплуатация французских Transall начала сокращаться в 2010 году, так как ожидалось поступление новых BTC Airbus A400M (до сих пор задерживается). В конце 2013 года на вооружении остаются 39 Transall, большей частью варианта C.160NG. Самолет на снимке демонстрирует заход на посадку, 2012 год. Обратите внимание на выпущенные воздушные тормоза на крыле.
64-я транспортная эскадра дислоцируется на авиабазе Эвре-Фовиль (BA 105) и первоначально эксплуатировала все имевшиеся в ВВС Франции самолеты C.160NG. Самолеты поступили в эскадрильи ET 1/64 «Bearn» и ET 2/64 «Anjou».
R202/64-GB, one of the last two C-160Rs of the EEA 1/54 Dunkerque can be seen during training of the crew of R212 for the farewell tour on March 9, 2022 in BA105 Evreux
Несмотря на проведенную в рамках программы «Renove» модернизацию, самолеты C.160 Transall французских ВВС, принимавшие активное участие в операциях на Балканах, в Африке и Ливии, неуклонно приближаются к завершению своей карьеры.
C-160NG способен выполнять сброс грузов на очень малых высотах. C.160NG имеют современный комплекс бортовой обороны, включая системы предупреждения о радиолокационном облучении (Thomson-CSF Sherloc) и ракетной атаки (Elta), а также автоматы отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей Type 507, размещенные на фюзеляже.
Военно-транспортные самолеты семейства Transall имеют отличные взлетно-посадочные характеристики и могут эксплуатироваться на полевых аэродромах, что хорошо видно по фотографии данного C.160NG. Базовый вариант загрузки C.160NG - 68 десантников в полном снаряжении.
Sarajevo, arrival point for the C-160
The only known picture of a Khmer Rouge Air Force aircraft is this MiG-19/F-6 ‘Farmer’ being towed past a Red Cross-bedecked Transall just after the Vietnamese invasion. Markings consisted of a yellow three-tower Angkor temple symbol on a red rectangle.
To mark the completion of 20 years' service and 500,000 flying hours by the C160 Transall in Armee de I'Air last November, this example (C 160F5) was specially painted by the 61e Escadre de Transport at Orleans-Bricy. The tail insignia is that of COTAM - two ducks towing a tortoise.
Mirage 5Ms M401, M402, M403 and M404 with their C-160 Transall support aircraft at Abidjan, Ivory Coast, on March 21, 1976, during their delivery flight from France to Zaire. Note the French roundels displayed prominently on the Mirages' ins.
The C-160’s days serving with ET 0/50 ended last year. There are many differences between the Transall and the CASA, but French crews say that doesn't mean the CN235 is not an effective platform.
Хотя Франция сократила свои воинские контингенты в бывших африканских колониях, она поддерживает контингент быстрого реагирования в районах, прилегающих к Сахаре, и принимает участие в учениях, подобных "Guidimakha '98", которые проводились в районе границы Сенегала и Мали. Оснащенный системой дозаправки в воздухе C.160R сфотографирован как раз на этих учениях. Обозначение "R" получили все французские Transall, на которых в конце 1990-х годов модернизировали БРЭО.
H03/‘59-BC’ is one of four C-160H ASTARTEs of EA.01/059, based at Evreux. They are tasked with providing an airborne command post and secure radio link for the French strategic forces in the event of nuclear war.
The old and new generations of French military air transport in the Indian Ocean, with ET 0/50's last C-160 and first CN235-300 seen in the same shot taken in summer 2015.
Компоновки C-130 Hercules (на заднем плане) и C.160 Transall очень похожи. Оба самолета спроектированы по схеме высокоплана, имеют усиленное шасси с убираемыми в боковые спонсоны основными опорами, прямое хвостовое оперение и снабжены задней рампой. Если на Hercules установлено четыре ТВД мощностью по 4050 л. с. (3020 кВт), то Transall имеет только два более мощных ТВД Tyne. По массе перевозимой нагрузки самолеты сопоставимы, но размеры грузовой кабины C-130 больше, чем у C.160. Именно поэтому на вооружении ВВС Франции состоят самолеты обоих типов.
The difference in size between the Transall and the Atlas is obvious in this shot.
R204/64-GD was in service of ET 3/61 Poitou when it was retired earlier this year. Here it can be seen departing BA123 Orleans for a training mission of French Parachute Forces in September 2019
The sole Transall C-160R participating in VOLFA was R206/64-GF based at Evreaux.
The Transall C-160 celebrated its 50th birthday a while ago, but is still going strong with French Special Forces. One of the more recent systems integrated on the aircraft is the surveillance and intelligence gathering C3ISTAR system.
R217/64-GQ was deployed to Tahiti in French Polynesia for eight months for the last time until February 28, 2022. It is now on display at the fighter aviation museum at Montelimar
While the C-160 celebrated its 50th anniversary with the Armee de I’Air on October 5, 2017, the A400M is slowly coming of age.
Escadron de Transport 3/61 'Poitou' is a regular CEAM customer for special forces equipment.
Lieutenant Colonel George, head of the French Air and Space Force Approved Training Organisation (ATO), piloted the R212 during the farewell ceremony in May this year
French Special Forces during training with R212/64-GL, a Transall of EEA 1/54 that was borrowed by the ET 3/61 for this purpose
This year tactical transport aircraft were integrated into the exercise scenario. This Transall C-160 worked with the fighters and ground crews during assault landings and para drops.
The C160 Transall and Casa CN235 fleets will be based at Evreux by the end of the summer.
French airmen have become accustomed to carrying out maintenance procedures in austere environments, as with these checks being conducted on a Transall.
An example of EO/IR (FLIR) surveillance and targeting cameras that were installed on the C3ISTAR-capable Transalls of ET 3/61 Poitou
The French Special Forces squadron ET 3/61 ‘Poitou’ flew missions with the C-160 and C-130 over Mali equipped with the Wescam MX-15i (depicted) and the MX-20.
A Wescam MX-15 multi-sensor, multi-spectral imaging system turret mounted on the door of a special forces Transall.
In the Sahara theatre Transalls are flown with a full load of decoys.
Transall R204/64-GD taxies out from Niamey for yet another mission.
Погрузка и выгрузка осуществляются через заднюю рампу. Конструкция основных опор шасси позволяет самолетам "приседать" для выполнения погрузки и разгрузки.
Chad Army troops board a French Air Force Transall C-160 at BA172 Kossei-N'Djamena on January 24, 2013.
Troops arriving in North Africa are taken to the frontline bas­es in northern Mali aboard Transalls, as seen here at Niamey. The CN235 crews have painted 'Casa Team' and 'I love Casa Nurse’ on the tailfin.
C.160 способен принять на борт 88 десантников с полной выкладкой. В альтернативном варианте в грузовой кабине возможно размещение 93 пассажиров на сиденьях, на установку которых три человека затрачивают 90 минут. На фотографии - парашютисты Иностранного легиона Франции и американцы из экспедиционного эскадрона 82-й воздушно-десантной дивизии загружаются в C.160F ВВС Франции, Джибути, июнь 2009 года.
Both DETHM Air Pumas are refuelled by a Transall C-160 on their way back to N'Djamena after the end of their deployment at Madama. EH 1/67
‘Armee de I’Air’ Transalls painted in the white UN scheme enabled heavy cargo and vehicles to be deployed quickly around Cambodia.
Этот F-BUFR - один из четырех C.160P "Air France", использовавшихся для ночных перевозок почты. Все четыре самолета вернули ВВС Франции и доработали до уровня C.160R.
Для связи с французскими атомными подводными лодками C.160H получил модифицированную хвостовую часть фюзеляжа, в которой размещается выпускная антенна огромной длины, заканчивающаяся характерным стабилизирующим конусом.
C-160G
Французские самолеты РТР Gabriel обслуживает экипаж из 14 человек, включая десять операторов бортовых систем. Снимок самолета сделан над Балтийским морем с борта истребителя Viggen шведских ВВС.
The French Air Force’s C-160G Gabriel signals intelligence aircraft were retired from service in May 2022
Самолет C-160G "Габриэль"
C-160G ВВС Франции
C-160G Gabriel (serial number F216) was unveiled by Air and Space Museum of Le Bourget airport on September 17, 2022
The Gabriel had two powerful APUs installed on the main landing gear fairings to supply electricity to the SIGINT, ELINT and COMINT systems on board
Wingtip fairing boxes contain components of the Thomson-CSF ASTAC (Analyseur Superheterodyne TACtique) systems on the F216
South Africa
Южно-африканские ВВС были единственным прямым зарубежным военным покупателем Transall. Девять C-160Z были поставлены с августа 1969 года в 28-ю эскадрилью в Ватерклуфе. Они были списаны в 1993 году в результате бюджетных сокращений.
Indonesia
Четыре C.160NG эксплуатировались индонезийской "Pelita Air Services", которая обслуживала государственную нефтедобывающую компанию "Pertamina" и выполняла специальные и чартерные перевозки между многочисленными островами Индонезии.
Turkey
В 1971 году Турция получила 20 C.160D, ранее принадлежавших Люфтваффе. В 2013 году в строю оставались 17 машин. Они несут службу в подразделении 221 Filo, базирующемся в Эркилете в провинции Кайсери. Один C.160 обслуживает пилотажную группу «Turkish Stars» и несет ее окраску. На снимке: этот самолет приземляется во время авиашоу RIAT в британском Фэйрфорде в 2008 году.
One of the most interesting aircraft seen at Konya during Anatolian Eagle was this electronic intelligence-configured Transall C-160 operated by 221 Filo. This elderly transport aircraft is one of two upgraded by Aselsan in 2016 fitted with a communications intelligence system and an ASELFLIR-3000T forward looking infrared turret.
An aerial view of the ILA Berlin Air Show static line-up in 2018 - a show which saw the attendance of the Antonov An-225 'Mriya' and the international debut of the Sikorsky CH-53K King Stallion.