Бериев А-40 Альбатрос
Страна: Россия
Год: 1989
Летающая лодка

Военный гидросамолет-амфибия с экипажем из восьми человек
Описание
Фотографии
А-40 и Бе-42 "Альбатрос

  Разработка будущего гидросамолета-амфибии А-40 "Альбатрос" (обозначение НАТО "Mermaid") началась еще в 1972 году. Перспективный самолет предназначался для замены в авиации ВМФ СССР самолетов-амфибий Бе-12 и самолетов Ил-38. Основной задачей "изделия "В", как вначале обозначался А-40, должны были стать патрулирование морских акваторий, поиск и уничтожение субмарин, а в отдельных случаях - и поражение надводных целей противника. Кроме того, на него могли возлагаться задачи по постановке морских минных заграждений и осуществлению поисково-спасательных операций.
  Техническое задание Таганрогский машиностроительный завод получил в 1976 году, постановление же правительства СССР о создании самолета-амфибии А-40 вышло 12 мая 1982 года. Закладка первого прототипа на стапеле состоялась в июне 1983 года, 9 сентября 1986 года его выкатили из цеха, а первый полет прототип выполнил 8 декабря 1986 года.
  На Западе о появлении в СССР новой амфибии стало известно в 1987 году, а в 1 988 году военно-морская разведка США дала гидросамолету кодовое обозначение TAG-D, это был четвертый экспериментальный самолет, впервые обнаруженный в Таганроге (амфибия была сфотографирована американским спутником). А уже 20 августа 1989 года А-40 был показан в Тушино во время воздушного парада по случаю Дня Воздушного флота. Статьи о самолете и фотографии появились в советской прессе. Второй прототип был показан на авиакосмическом салоне в Париже в 1991 году, самолет демонстрировали как спасательный А-42, сняв с него все спецоборудование.
  А-40 стал самым большим гидросамолетом-амфибией в истории авиации и представляет собой цельнометаллический моноплан с высокорасположенным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Нижняя часть корпуса - двухреданная лодка. Впервые в мировой практике для А-40 разработано днище переменной килеватости, что позволило улучшить устойчивость и управляемость самолета при движении по воде, а также уменьшить перегрузки при взлете и посадке. На пилонах в хвостовой части корпуса установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя, при этом крыло защищает их воздухозаборники от попадания воды при взлете и посадке.
  Противолодочный А-40 оснащен поисковой и навигационной РЛС, антенна которой размещена под большим обтекателем в носовой части корпуса, ниже штанги топливоприемника системы дозаправки в воздухе. В контейнерах, установленных на законцовках крыла, размещена аппаратура РЭБ. Шасси - трехстоечное, убираемое. Основные четырехколесные опоры убираются в корпус.
  Кроме противолодочных самолетов планировалось строить и поисково-спасательные самолеты Бе-42. Однако серийное производство налажено так и не было. Построено всего два прототипа А-40.


Планируемые варианты

  А-40П/ПМ (Бе-40П/ПМ): пассажирский самолет с двигателями Д-30КП/СРМ56-5С4 и вместимостью до 105/121 пассажиров
  А-40ПТ (Бе-40ПТ): грузопассажирский вариант
  А-42/42ПЭ (Бе-42/42ПЭ): поисково-спасательный и патрульный, поисково-спасательный экспортный варианты. Экипаж - до девяти человек; в состав бортового оборудования включались два спасательных плота, станция переливания крови и другое медицинское оборудование. Самолет мог принять до 54 спасенных через два бортовых люка, оснащенных механическими рампами. Для поиска планировалось использовать прожекторы и тепловизионную аппаратуру. Постройка первого Бе-42 началась незадолго до распада СССР, но потом была прекращена


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  А-40 "Альбатрос"

  Тип: военный гидросамолет-амфибия с экипажем из восьми человек
  Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя Д-30КПВ тягой по 117,68 кН и два стартовых турбореактивных двигателя РД-60К тягой по 24,52 кН
  Характеристики: максимальная скорость на высоте 6000 м - 800 км/ч; крейсерская скорость на высоте 6000 м - 720 км/ч; скороподъемность при одном работающем двигателе 1800 м/мин; практический потолок 13 000 м; дальность 5500 км
  Масса: максимальная взлетная 86000 кг
  Размеры: размах крыла 41,62 м; длина с топливоприемником 43,84 м; высота 11,00 м; площадь крыла 200,00 м1
  Вооружение: противокорабельные ракеты, торпеды, бомбы, глубинные бомбы и морские мины массой до 6500 кг
Бе-103 и "Альбатрос" на Геленджикском авиасалоне.
1-5 июля 1998г. в Геленджике состоялся второй международный гидроавиасалон
А-40
Самолет-амфибия А-42ПЭ
Крупнейший и, пожалуй, красивейший в мире турбореактивный самолет-амфибия А-42 "Альбатрос" так же, как и его "младший брат" Бе-200, ежедневно совершал демонстрационные полеты на гидроавиасалоне. К сожалению, это единственный на сегодняшний день летный экземпляр данной машины
Ни один из двух прототипов А-40 не был оснащен полным комплектом бортового оборудования. В случае реализации проекта в полном объеме из "Альбатроса" вполне мог получиться очень эффективный морской авиационный комплекс.
Летающие лодки ОКБ им. Бериева, сверху вниз - Бе-12, Бе-200 и А-40. ОКБ им. Бериева лидирует в области разработки реактивных гидросамолетов. Бе-200 выпускается серийно, не исключено и возобновление работ по А-40.
1-5 июля 1998г. в Геленджике состоялся второй международный гидроавиасалон
А-40
Взлет с воды А-40 - захватывающее зрелище
А-40
Самолет-амфибия А-10 "Альбатрос".
Бе-42 "Альбатрос"