SAAB Viggen / AJ.37
Страна: Швеция
Год: 1967


Одноместный всепогодный истребитель-перехватчик с возможностью решения ударных задач
Описание
Фотографии:

Цветные фото (61)
Saab 37 Viggen
  
  Saab 37 Viggen создавался под требования ВВС Швеции на современный авиационный комплекс вооружения, обладающий превосходными летно-техническими характеристиками и высоким боевым потенциалом. Его отличительной особенностью должна была стать способность к эксплуатации с коротких взлетно-посадочных полос. Самолет планировался для замены Draken и должен был поступить на вооружение в нескольких вариантах целевого назначения - разведка над сушей и морем, ПВО, подготовка летчиков.
  В течение 1962 года специалисты "Saab" (с 1968 года - "Saab-Scania") подготовили эскизный проект Saab 37, который имел весьма необычную конструкцию. Самолет был построен по редкой до того времени аэродинамической схеме биплан-тандем без горизонтального оперения: большое низкорасположенное заднее треугольное крыло и высокорасположенное треугольное небольшое переднее крыло с закрылками. Ныне такую схему чаще рассматривают как вариант схемы "утка", a Saab 37 стал первым серийным самолетом, на котором она была реализована. Большая общая подъемная сила во время взлета и посадки достигалась за счет создания дополнительной подъемной силы на переднем крыле, оснащенном закрылками. В итоге самолет отличался хорошими взлетно-посадочными характеристиками и мог эксплуатироваться с коротких взлетных полос и даже отрезков шоссе длиной около 500 м.
  Самолет оснащался двухконтурным турбореактивным двигателем Volvo Flygmotor RM8 (доработанный лицензионный вариант "гражданского" Pratt & Whitney JT8D, оснащенный форсажной камерой и реверсером тяги).
  Компания "Saab" получила контракт на полномасштабную разработку нового самолета в октябре 1962 года, согласно которому она обязалась построить семь летных прототипов и несколько планеров для статических испытаний, а в апреле 1964 года заказчик определил, что сможет приобрести около 800 машин в четырех базовых конфигурациях.
  Важным требованием к новому самолету также стало наличие современной авионики, способной полностью взаимодействовать с национальной системой ПВО, обеспечивая самолету высокую боевую эффективность. Важное внимание уделялось созданию современной многорежимной РЛС Ericsson PS-37/A.
  Первый прототип был облетан 8 февраля 1967 года, а в феврале 1971 года в воздух поднялся первый серийный вариант самолета - истребитель-бомбардировщик AJ 37(построено 108 самолетов). На вооружение он поступил в середине 1971 года, со временем самолеты поступили на вооружение шести подразделений ВВС Швеции.
  Прототип второго варианта, двухместного учебно-тренировочного самолета Sk 37 (17 машин), был облетан 2 июля 1970 года и конструктивно отличался от AJ 37 перепроектированной носовой частью фюзеляжа и наличием кабины инструктора, оборудованной на месте удаленного переднего топливного бака, а также несколько более высоким килем и составом БРЭО.
  SF 37 - всепогодный самолет-разведчик, отличавшийся перепроектированной носовой частью фюзеляжа, где разместили большой набор фоторазведывательной аппаратуры.
  Первый прототип SF 37 был облетан 21 мая 1973 года, а на вооружение он поступил в апреле 1977 года, сменив S 35E Draken. Выпущено 28 самолетов, последний поставлен в феврале 1980 года.
  SH 37 - морской самолет-разведчик (27 самолетов), отличавшийся от AJ 37 перепроектированной носовой частью фюзеляжа, где были установлены обзорная РЛС и станция радиотехнической разведки, а также фоторазведывательная аппаратура по типу SF 37. Первый SH 37 поднялся в воздух в декабре 1973 года, а на вооружение поступил в 1975 году, заменив в этой роли S 32C Lansen.
  JA 37 - истребитель-перехватчик, способный также решать ударные задачи (149 самолетов). Самолет предназначался на смену J 35. Основными особенностями новой машины стали более высокий киль (по типу Sk 37), новая РЛС Ericsson PS-46/A с максимальной дальностью обнаружения 75 км, а также усиленная конструкция и более мощный двигатель RM8B. Кабина была спроектирована по правилам эргономики и включала современное приборное оборудование, в том числе индикатор на лобовом стекле и два индикатора на приборной доске. В подфюзеляжном контейнере размещалась мощная 30-мм пушка Oerlikon KC. JA 37 поступил на вооружение ВВС Швеции в 1980 году, серийный выпуск завершился в 1990 году.
  В мае 1991 года был обнародован план, согласно которому "Saab" получила контракт на переоборудование 115 AJ 37, SF 37 и SH 37 под стандарт AJS 37, в результате чего ВВС Швеции получили многоцелевой самолет, способный в зависимости от обстановки решать задачи ПВО, ударные и разведывательные и оснащенный современной авионикой, включая мощные бортовые компьютеры и средства связи. Первые переоборудованные самолеты вновь поступили на вооружение в конце 1993 года, приобретя возможности по применению новых типов авиационных средств поражения и подвесных контейнеров, разработанных для самолетов Gripen.
  В период 1993-1998 годов часть JA 37 была переоборудована под стандарт JA 37D, получив усовершенствованную авионику. В конце 1990-х годов компания выполнила переоборудование 10 учебно-тренировочных самолетов Sk 37 в вариант учебного самолета РЭБ Sk 37E для подготовки соответствующих специалистов.
  Viggen был в основном снят с вооружения строевых частей шведских ВВС в 2005 году, хотя вариант Sk 37Е оставался в эксплуатации еще два года, после чего также был списан. Экспортных заказов на самолет не поступало.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Saab JA 37 Viggen

  Тип: одноместный всепогодный истребитель-перехватчик с возможностью решения ударных задач
  Силовая установка: один ТРДДФ Volvo Flygmotor RM-8B тягой на нефорсированном режиме 72,06 кН и тягой на форсированном режиме 125,04 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета без внешних подвесок на высоте 10 975 м - 2126 км/ч; набор высоты 10 000 м на форсированном режиме с момента старта - менее чем за 1 мин 40 с; практический потолок - около 18 290 м
  Масса: нормальная взлетная 15 000 кг; максимальная взлетная 17000 кг
  Размеры: размах крыла 10,60 м; длина вместе с ПВД - 16,40 м; высота 5,90 м; площадь крыла 46,00 мг
  Вооружение: одна 30-мм пушка Oerlikon Contraves (Oerlikon-Bohrle) Type KCA в подфюзеляжном контейнере, плюс до 6000 кг авиационных средств поражения
AJ 37
Первый прототип, AJ-37 "37-1", летал неокрашенным. Первый полет на нем был выполнен 8 февраля 1967 года с авиабазы Линко, в южной Швеции.
На воздухозаборнике прототипа была изображена молния, а в носовой части фюзеляжа установлена длинная штанга с датчиками измерения атмосферных параметров.
В момент своего появления ракета Skyflash бесспорно была лучшим воздушным оружием средней дальности, демонстрирующим отличную вероятность поражения цели и хорошую защищенность от средств противодействия. Под индексом Rb 71 она применялась на истребителях JA 37 Jaktviggen.
AJ 37 был оптимизирован для решения ударных задач, но мог эффективно решать и задачи по завоеванию господства в воздухе. В начале 1990-х годов компания "Saab" модернизировала 98 AJ 37 в многоцелевой вариант AJS 37.
В сравнении с самолетом Draken, Viggen являлся гораздо более эффективным боевым авиационным комплексом.
Saab Scania has already produced fighter and reconnaissance versions of the Viggen and is now working on a proposed multi-role derivative. The photograph illustrate AJ 37 of F7
Борт 13-01 с двумя ракетами Rb 04 во время выполнения тренировочного полета. Хорошо виден контейнер с фотокамерой установленный на фюзеляжном узле подвески.
Saab AJ 37 Viggen
AJS 37 Viggen
Предназначенная для укрытия авиации Швеции от потенциальных агрессоров система BAS 90 должна была разворачиваться только во время конфликта. Самолеты рассредотачивались по замаскированным базам. С этих баз они должны будут наносить удары по врагу.
Каждый самолет обслуживал расчет из шести человек, пункты обслуживания были рассредоточены по всей базе. Самолеты легко перемещались из одного такого пункта в другой. Обслуживание производилось скрытно.
Авиашоу на авиабазе Мальмен, Швеция. SAAB AJ-37 "Вигген"
Десятое авиакрыло было переоснащено самолетами JAS 39 Gripen в 2000 г. Незадолго до списания, специально для выполнения торжественной процедуры последнего полета, этот AJS 37 (37027) первой эскадрильи десятого авиакрыла получил необычную схему окраски. Изображение приведения на киле и надпись «The Show Must Go On» взяты с бэйджа эскадрильи. Красный цвет соответствует коду радиопозывного первой эскадрильи (вторая - синий, третья - желтый)
SH 37
An SH 37 Viggen all-weather maritime reconnaissance and attack aircraft of F 17 based at Kallinge.
SH 37 модифицировали из варианта AJ 37 для замены патрульного самолета всепогодного морского дозора Saab S 32С Lansen. Второй его функцией были удары по морским целям. Эту версию оснастили модифицированной РЛС, подфюзеляжными контейнерами для ночной разведки и дальним АФА SKA 24D с 600-мм линзой. Также на наружные подкрыльевые узлы обычно подвешивались контейнеры системы РЭБ и ракеты "воздух-воздух". Обе версии - SF и SH 37 - обычно применялись с подфюзеляжным сбрасываемым баком. В конце 1976 года в Норчепинге сформировали крыло F13 самолетов SH 37. 27 машин этого типа, построенные в 1977-1979 годы, вместе с самолетами версии SF 37 поступили на вооружение трех смешанных разведывательных крыльев - F13, F17 и F21. Позднее все самолеты модификаций AJ, SF и SH свели в два крыла. Их доработали по программе обновления AJS 37, а позже списали.
Из соображений тактической гибкости разведывательные варианты SH37 и SF 37 обычно выполняли полет парами. SH 37 13-01 вооружен парой противокорабельных ракет Rb 04, второй самолет SF 37 13-16 оснащен комплектом фотоаппаратуры и несет контейнер радиоэлектронного подавления KA/U22 и контейнер с пассивными средствами противодействия KB
JA 37
На JA 37 Viggen подвешены учебные ракеты BAeD Rb 71 Sky Flash и Rb 24J (AIM-9J) Sidewinder с инертными боевыми частями. Данный вариант боевой нагрузки являлся штатным для Viggen в варианте перехватчика, хотя обычно под фюзеляжем еще подвешивался топливный бак для увеличения продолжительности полета.
A JA 37 of F13
Подземное укрытие авиабазы F 9 Save содержит два огромных ангара площадью 8000 и 22000 м2. Конструктивной особенностью самолета является механизм складывания вертикального оперения
JA 37 с ракетами Sidewinder и Sky Flash во время учений по отработке использования резервных баз.
Самолеты Viggen работали не только с небольших рассредоточенных ВПП, но также с основной полосы, рядом с которой были построены укрытия для истребителей дежурных звеньев. Система обмена информацией позволяла пилоту Viggen отслеживать тактическую ситуацию в воздухе, даже если он находился на земле.
Техническое обслуживание JA37 из F21, рассредоточенных на шоссе. По маневренности JA37 уступал другим истребителям своего поколения, но был хорошо вооружен и оснащен достаточно совершенным БРЭО.
По плану BAS 90 самолеты Viggen нередко базировались в укрытиях, расположенных недалеко от автодорог. Для перемещения самолетов из одного укрытия в другое также использовались участки шоссе. Типовая авиабаза BAS 90 занимала площадь 20 х 90 км и обслуживалась личным составом Basbataljon 85 численностью порядка 2000 человек.
Авиашоу на авиабазе Мальмен, Швеция. SAAB AJS-37
Пара JA 37 выполняет взлет. Самолет из F21 (на переднем плане) имеет юбилейную окраску.
Самолет взлетает с ВПП "V90". Данные ВПП длиной 800 м и шириной 17 м практически не отличались от автодорог. ВПП строились из усиленного бетона и были соединены между собой и с основной ВПП асфальтовыми рулежными дорожками.
JA 37 укрепляли оборону Швеции в 1979-2005 годы. В этот период Viggen регулярно выполняли перехваты самолетов ВВС Варшавского договора и НАТО, работая зачастую с гражданских аэропортов.
JA 37 Viggen. Для решения задач ПВО компания "Saab" разработала вариант JA 37, также приспособленный и для решения ударных задач. Внешне перехватчик не сильно отличался от истребителя-бомбардировщика, но с точки зрения авионики, вооружения и силовой установки это был совершенно новый самолет, да и в конструкцию планера внесли серьезные изменения. Ядром БРЭО самолета JA 37 стала многорежимная импульсно-доплеровская РЛС Ericsson PS-46/A, способная выделять цели на фоне земли на дальности до 48 км. Самолет также получил модернизированную БЦВМ Singer-Kearfott SKC-2037, ИНС KT-70L, навигационную доплеровскую РЛС Decca Type 72, цифровой вычислитель воздушных параметров Garret AiResearch LD-5, цифровую систему управления полетом Saab-Honeywell SA07, систему отображения информации компании "Svenska Radio" и ИЛС SRA. Двигатель RM8B развивал тягу на форсаже 125 кН, что позволяло перехватчику разгоняться на малой высоте до скорости М=1,2, а на большой - превышать М=2. Кроме того, была усилена прочность крыла, в фюзеляже перед крылом сделали вставку длиной 10 см для размещения доработанного двигателя, а также удлинили на 10 см киль. Вместо трех приводов для каждого элерона установили четыре. Четыре прототипа AJ 37 доработали в вариант JA 37, первый из них в новом облике поднялся в воздух 27 сентября 1974 года - через несколько дней после заказа шведскими ВВС первой партии из 30 перехватчиков. В марте 1980 года шведское правительство одобрило закупку третьей партии из 59 JA 37, всего же перехватчиков построили 149, a Viggen всех вариантов - 330. Самолетами JA 37 планировалось заменить в период 1978-1985 годов J 35 Draken 8 из 10 эскадрилий ПВО.
Viggen продолжил традицию "Saab" в области создания инновационных боевых самолетов уникальной конструкции, но обладающих в то же время высокими ЛТХ. JA 37 - истребитель-перехватчик, в конце карьеры получивший такую светло-серую окраску.
Пара JA 37 17-33 и 17-47 совершает патрульный полет над Балтикой.
Хорошо заметные бортовой номер и треугольник наносились на большинство Viggen на период учений. Бортовой номер продублирован на верхних поверхностях крыла. На Viggen ВВС Швеции никогда не наносились малозаметные номера и опознавательные знаки, получившие распространение в большинстве ВВС западных стран. А вот эмблемы подразделений наносились на самолеты крайне редко, хотя на киле данного JA 37 изображена эмблема 4-й флотилии.
ВВС Швеции регулярно проводили учения, в ходе которых отрабатывалось рассредоточение авиационной техники и использование резервных баз для выполнения поставленных боевых задач. Все необходимое оборудование, топливо и вооружение доставлялось 3-4 грузовыми автомобилями. На снимке показана работа мобильной группы, осуществляющей погрузку ракеты RB 74 Sidewinders.
Подвеска управляемых ракет Rb 99 (AIM-120 AMRAAM), Rb 71 Sky Flash и Rb 74 Sidewinder
SF 37
Подобно самолетам НАТО и стран Варшавского договора в эпоху холодной войны перед Viggen стояла задача перехвата любых нарушителей воздушного пространства и самолетов, пролетавших в непосредственной близости от границ Швеции. Разведчики выполняли фотографирование кораблей и судов, на снимке - разведчик AJSF 37.
На SF 37 в носовой части фюзеляжа стояли три фотокамеры, и была предусмотрена возможность подвески контейнера с аппаратурой для ночной фотосъемки (как на этом снимке). Фотоаппараты в носовой части фюзеляжа предназначались для съемки с малых высот, для высотного фотографирования использовалась камера с объективом с фокусным расстоянием 600 мм, установленная вертикально. Тактика выполнения аэрофотосъемки постоянно совершенствовалась, стало возможным выполнять высотную съемку с высоким качеством без пролета непосредственно над объектом разведки.
A total of 329 Viggens has been ordered for Flygvapnet of which 149 will be JA 37s, these following 180 first-generation Viggens including 110 AJ 37s and the remainder comprising a mix of SK 37s, SF 37s and SH 37s. The photograph illustrate an SF 37 of F 13's reconnaissance squadron with a camera nose and (port fuselage pylon) night camera and illumination pod;
SF 37 (Spanings Foto) базировались в Норркёпинге. SF/SH 37 состояли на вооружении авиакрыла F13 с 1977 по 1993 годы, JA37 - с 1980 по 1993 годы. F13 имело давние традиции эксплуатации реактивных истребителей компании "Saab" - Tunnen, Lansen и Draken.
SF37/SH 37 Viggen. Самолет SF 37, спроектированный в качестве замены истребителей S 35Е Draken, стал адаптацией версии AJ 37, оснащенной для ведения всепогодной дневной и ночной авиаразведки бортовыми кинокамерами панорамного обзора, а также инфракрасными видеокамерами VKA 702. В парных подфюзеляжных контейнерах также помещают ночные АФА с аппаратурой подсветки, действующей в инфракрасном диапазоне. В другом варианте устанавливается система инфракрасного сканирования Red Baron с линейной разверткой совместно со стандартными подкрыльевыми контейнерами активных и пассивных систем РЭБ. Версия SF 37 совсем не имела ударных возможностей, ее вооружение обычно ограничивалось ракетами класса "воздух-воздух" ААМ Rb74 (AIM-9L). Все девять АФА имели автоматическое управление экспозицией и компенсацию перемещения изображения, контролируемую центральным компьютером самолета.
SF 37 на пункте технического обслуживание одной из резервных баз.
Подобно компаниям "Dassault" (Mirage F1), "МиГ"(МиГ-23/27) и "Panavia" (Tornado), шведская "Saab" выбрала путь создания специализированных модификаций на основе базовой платформы. На снимке: SF 37, разведывательный вариант Viggen.
Шведский "Вигген"
SAAB SF/AJSF 37
Прототип фоторазведчика SF 37 (серийный номер 37950) совершил первый полет 21 мая 1973 г. После проведения летных испытаний, в январе 1979 г. самолет был передан в авиакрыло F13. В феврале 1997 г. самолет прошел модернизацию до уровня AJSF 37
Прототип SF 37 находился в строю 32 года - с мая 1973 по май 2005 гг. Незадолго до списания самолет получил яркую окраску: голова волка на вертикальном оперении и надпись «Akktu Stakki» («Одинокий волк») на фюзеляже
AJSF 37 21-56 группы сил быстрого реагирования Европейского союза. Самолет получил двухцветную серую камуфляжную окраску и малозаметные опознавательные знаки.
Разведывательные контейнеры для Viggen. Существовало два разведывательных варианта Viggen: SH 37 для морской и SF 37 для наземной разведки. На SH 37 стоял аэрофотоаппарат RKA40, и была предусмотрена возможность подвески контейнера с аппаратурой для ночной разведки по правому или левому борту, контейнера с оптоэлектронным оборудованием LOROP с фотоаппаратом SKA 24D (фокусное расстояние 600 мм) на правом подфюзеляжном пилоне (фото слева).
На SF 37 контейнеры с разведывательным оборудованием подвешивались на пилоны под фюзеляжем (фото справа). Левый контейнер - "Morkerspaningskapsel" с тремя фотоаппаратами SKA 34 (фокусное расстояние 74 мм) обеспечивал поле зрения 120°. Правый контейнер - "Blixtkapsel" с конденсаторами, заряжавшимися от бортовой сети самолета и предназначенными для питания вспышек фотоаппаратов при фотосъемке с высот до 500 м.
Носовой конус SF 37 снят, давая возможность увидеть две камеры SKa 24C с 120-мм объективом. Под ними находится ИК линейный сканер VKA 702. Ближе к шпангоуту расположены две камеры SKa 31 с 600-мм объективом. Черный блок - рекордер, автоматически фиксирующий параметры полета для дальнейшей расшифровки результатов съемки
Механик снимает кассету с пленкой широкоугольной вертикальной камеры SKa 24. Для удобства доступа рама с фотокамерой выполнена в виде шарнирно закрепленного узла откидывающегося вниз. Камера SKa 24 отличается простотой и надежностью. Она использовалась на самолете S 35E Draken. В настоящее время эта же камера устанавливается в разведывательный контейнер SPK самолета JAS 39C/D «Грипен»
После возвращения самолета-разведчика техники снимают кассеты для обработки пленки в лаборатории. Персонал работает в условиях угрозы «Химической атаки» и использует войсковые защитные комплекты
SK 37
SK 37E, сфотографированный на авиабазе F 7 Satenas в 2011. Самолет принадлежит группе Ветеранов ВВС Швеции и находится в летном состоянии. Самолет интересен тем, что на нем в 1978 г. совершил полет известный американский летчик Чак Игер. Игер очень хорошо отозвался об устойчивости и управляемости самолета и оставил свою подпись на опознавательном знаке самолета
Sk 37 Viggen. Поскольку самолет Viggen стал основой боевой мощи ВВС Швеции, потребовалась его учебная версия. Двухместный учебный самолет Sk 37 Viggen (Skol - учебный) с тандемным размещением экипажа разработали одновременно с модификацией AJ 37. Заднюю кабину инструктора, оснащенную выпуклым фонарем и двумя бортовыми перископами, разместили с превышением по высоте, сняв часть БРЭО и передний топливный бак. Запас топлива частично восполнили, добавив под фюзеляжем дополнительный ПТБ. Также увеличили на 10 см высоту киля для восстановления устойчивости, ухудшившейся вследствие переделки носовой части фюзеляжа. Чтобы эти самолеты могли помещаться в стандартных пещерных ангарах ВВС Швеции, киль пришлось сделать складным. Sk 37 не имел навигационной РЛС, поэтому его пилоты не могли пользоваться радионавигацией, полагаясь на доплеровскую РЛС и дальномерное оборудование.
Этот SK 37E получил серую окраску незадолго до модернизации, проведенной в 1999 г. Предложение о нанесении более современного серого камуфляжа на все SK 37Е было отклонено из соображений экономии денежных средств. Самолет остался единственным серым «Jammer Viggen»