Туполев Ту-144
Варианты:
Туполев - Ту-144 - 1968 - Россия
Страна: Россия
Год: 1968


Сверхзвуковой дальнемагистральный авиалайнер
Описание
Фотографии:

Цветные фото (12)
Ту-144

  Ту-144 часто сравнивают с действительно очень похожим внешне Aerospatiale/BAC Concorde. Оба самолета являлись претендентами на первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Первый полет Ту-144 выполнил раньше конкурента, но выполнять пассажирские перевозки первым начал Concorde. Concorde эксплуатировался довольно долго и относительно успешно, в то время как эксплуатацию Ту-144 сопровождал шлейф проблем технического плана. Флагмана "Аэрофлота" из Ту-144 не получилось, но свое достойное место в истории авиации самолет занял.
  Разработка сверхзвукового пассажирского авиалайнера началась в СССР в первой половине 1960-х годов. Планировалось построить 75 самолетов для "Аэрофлота". По компоновке и характеристикам Ту-144 не сильно отличался от Concorde. Особенностями Ту-144 являлись оживальное дельтовидное крыло, сгруппированные под фюзеляжем двигатели и отклоняемая для лучшего обзора на взлете и посадке носовая часть фюзеляжа.
  Прототип Ту-144 (СССР-68001) выполнил первый полет 31 декабря 1968 года. В ходе испытаний самолет достиг скорости М=2,4, крейсерская скорость составляла М=2,35 (2500 км/ч). Но испытания выявили массу проблем, для решения которых конструкцию и аэродинамику пришлось серьезно изменить. Так, была увеличена площадь крыла и изменена его форма в плане, фюзеляж удлинен на 6,30 м, изменено месторасположение гондол двигателей, внедрены полностью регулируемые воздухозаборники, установлено убираемое ПГО. Масса самолета возросла со 130 т до 180 т, а емкость баков была увеличена с 87 500 л до 118 750 л.
  Первый из шести самолетов второй партии, СССР-77101, выполнил первый полет весной 1973 года. Вскоре в воздухе поднялся СССР-77102, этот самолет разбился вместе с экипажем при взлете на авиасалоне в Париже в июне 1973 года. Несмотря на катастрофу, работы по программе СПС (сверхзвуковой пассажирский самолет) были продолжены. 26 декабря 1975 года СССР-77106 начал выполнять регулярные грузовые перевозки между Москвой и Алма-Атой. Серийные Ту-144 при экипаже из трех человек могли брать на борт до 140 пассажиров.
  С февраля 1977 года Ту-144 приступили к выполнению технических рейсов на линии Москва - Хабаровск, а с ноября того же года начали перевозить пассажиров между Москвой и Алма-Атой. После выполнения 55 рейсов с пассажирами в июне 1978 года потерпел катастрофу улучшенный Ту-144Д (самолет не принадлежал "Аэрофлоту"), После катастрофы полеты Ту-144 с пассажирами прекратили, к этому времени летало 13 Ту-144.
  Было выпущено шесть улучшенных Ту-144Д (включая один переделанный из ранее построенного Ту-144) с повышенной дальностью полета и двигателями РД36-51 П. А. Колесова. Грузовые перевозки Ту-144 выполняли до 1983 года, когда программу СПС окончательно закрыли.
  Ту-144 использовались для различных летных экспериментов, в том числе совместных с США. Ту-144ЛЛ выполнял полеты в интересах агентства НАСА, позже на нем установили двигатели НК-321 ОКБ Н.Д. Кузнецова (как на Ту-160). Последний полет Ту-144ЛЛ выполнил в 1998 году.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ту-144

  Тип: сверхзвуковой дальнемагистральный авиалайнер
  Силовая установка: четыре ТРДДФ НК-144 ОКБ Н. Д. Кузнецова тягой по 127,5 кН, тяга на форсаже 196,1 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость М-2,35 (2500 км/ч); нормальная крейсерская скорость на высоте 16000-18000 м М=2,2 (2300 км/ч); максимальная дальность со 140 пассажирами - 3500 км
  Масса: пустого 85 000 кг; максимальная взлетная 180000 кг
  Размеры: размах крыла 28,80 м; длина 65,70 м; высота 12,85 м; площадь крыла 438 мг
  Полезная нагрузка: 15 000 кг
Носовая часть опытной машины не настолько изящна, как у Aerospatiale/BAC Concorde, у серийных машин она подверглась переделке. Ту-144 олицетворял собой скорость и стиль.
Ту-144 (сер. N 02-1) в аэропорту Шереметьево-1 во время проведения Госиспытаний, 1975-76гг.
Ту-144 (сер. N 05-2) перевозил пассажиров между Москвой и Алма-Атой, 1978г.
В конце 1990-х годов долго простаивавший экземпляр Ту-144 был восстановлен в качестве летающей лаборатории для участия в программе НАСА по исследованиям для создания сверхзвуковых авиалайнеров.
В ходе исследовательской программы, нацеленной на экспериментальное изучение некоторых решений для будущего сверхзвукового лайнера, агентство НАСА воспользовалось российским самолетом Ту-144Д, переименованным в Ту-144ЛЛ, для осуществления нескольких летных экспериментов в России.
Ясным декабрьским днем 1995 года самолет Ту-144ЛЛ впервые за много лет выкатили из ангара в Жуковском. В марте 1996 года начались его испытания по программе НАСА.
Ту-144ЛЛ (сер. N 08-2) перед началом испытательных полетов, 29 ноября 1996г.
Полеты Ту-144ЛЛ в Российской Федерации дали НАСА ценную информацию по сверхзвуковым полетам. Однако будущее программы SST в США так и осталось неясным.
Серийный Ту-144 является самым большим и самым тяжелым сверхзвуковым транспортным самолетом в истории авиации. В 1996-1997 годах серийный Ту-144Д, доработанный в Ту-144ЛЛ, использовался для выполнения экспериментальных высокоскоростных полетов по программе НАСА.