SAAB Lansen / J-32
Страна: Швеция
Год: 1952


Всепогодный/ночной истребитель
Описание
Фотографии
Saab 32 Lansen

  Прототип Saab 32 был облетан 3 ноября 1952 года, а с 1955 года начались серийные поставки этого истребителя в ВВС Швеции, где он прослужил более 40 лет.
  Проектирование его началось в конце 1940-х годов - шведским ВВС требовался всепогодный штурмовик. Самолет получил два ТРД de Havilland, но перспектива скорого появления более дешевого и более мощного ТРД местной сборки привела к тому, что первоначальный проект отклонили. Проект был переработан под ожидаемый шведский двигатель, но задержки с его созданием привели к тому, что на самолет было решено поставить ТРД Rolls-Royce Avon. Были заказаны четыре прототипа самолета, который имел крыло с углом стреловидности по передней кромке 35° (как и в случае с Saab 29, сначала было решено испытать уменьшенный вариант такого крыла на самолете Saab Safir).
  Производство новой модели A 32A Lansen было начато в 1953 году, самолет оснащался двигателем Avon Series 100 шведской сборки, развивавшим форсированную тягу 44,12 кН. Новый самолет поступил на замену последнему поршневому бомбардировщику шведских ВВС - Saab 18. Основной задачей нового самолета стала защита большой по протяженности береговой линии Швеции, с 1959 года стандартным вариантом вооружения стали две противокорабельные ракеты Rb 04C - одни из первых в своем классе.
  Когда в середине 1958 года выпуск A 32A завершился (выпущено 287 самолетов), почти сразу начались поставки всепогодного/ночного истребителя J 32B, первый из которых был облетан 7 января 1957 года. Построено 118 машин. Самолеты оснастили ТРД Flygmotor RM6B, который представлял собой построенный по лицензии вариант двигателя серии Avon Series 200 и обеспечивал машине более высокие характеристики. Выпуск J 32B прекратили в начале 1960 года.
  Практически параллельно с J 32B выпускался разведчик S 32C (45 самолетов), имевший измененную конструкцию носовой части для установки в ней современных аэрофотоаппаратов и радиолокационного оборудования. На 2 мая 1960 года, когда был поставлен последний J 32B и производство было завершено, в общей сложности было собрано около 450 самолетов всех вариантов Saab 32 для ВВС Швеции. Они оставались на вооружении до 1970-х годов, после чего часть машин оставалась в эксплуатации до 1990-х годов в роли самолетов РЭБ, самолетов-"агрессоров" (имитация самолетов противника на учениях) и буксировщиков мишеней. Среди них были самолеты РЭБ J 32E (переоборудованные J 32B) и буксировщики мишеней J 32D.
  В 2012 году на вооружении шведских ВВС оставались два J 32B - в их задачу входил сбор проб воздуха на больших высотах в интересах Агентства радиационной безопасности Швеции.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Saab 32B (J 32B)

  Тип: всепогодный/ночной истребитель
  Силовая установка: один ТРД Flygmotor RM6B форсированной тягой 67,65 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 1145 км/ч; практический потолок 16000 м; максимальная дальность 3200 км
  Масса: пустого 7000 кг; максимальная взлетная 13 500 кг
  Размеры: размах крыла 13,00 м; длина 14,50 м; высота 4,65 м; площадь крыла 37,40 м2
  Вооружение: четыре 30-мм пушки, плюс УР "воздух-воздух" Sidewinder или неуправляемые авиационные ракеты класса "воздух-воздух" на внешней подвеске
Прототип Lansen имел цвет неокрашенного металла; носовая часть фюзеляжа и верх киля окрашивались в голубой цвет. Буква "U" на киле и фюзеляже обозначает utveckling, опытный.
Изображенный Saab A 32A принадлежал авиакрылу F17 (по шведской классификации - флотилия), дислоцированному в Роннеби и первому получившему Lansen. Перевооружение на него с Saab T18B началось в декабре 1955 года, самолеты эксплуатировались до 1976 года.
Изображен всепогодный истребитель Saab J 32B Lansen из флотилии F21, дислоцировавшейся на севере Швеции в Лулео. Силовая установка J 32B была на 50% мощнее, чем у других вариантов Lansen, самолет был оснащен современным БРЭО и мощным вооружением. Оборотной стороной большей тяги двигателя RM6 стала необходимость внесения изменений в конструкцию планера и увеличение сечения воздухозаборников.
Самолеты Lansen существенно повысили боевой потенциал шведских ВВС. Буксировщик мишеней J 32D - модификация J 32B. Самолеты также использовались для подготовки специалистов РЭБ.
Lansen эксплуатировались даже в начале 21-го века. Самолеты флотилии F13M использовали для буксировки мишеней, обучения ведению радиоэлектронной борьбы, радиоактивной разведки местности. На фотографии - взлет пары J 32E.
Авиашоу на авиабазе Мальмен, Швеция. J-32D
Авиашоу на авиабазе Мальмен, Швеция. "Хантер" F58A и J-32D "Лансен"
3 ноября: под управлением Бенгта Р. Олоу совершил первый полет прототип Saab A32 Lansen, а 25 октября 1953 года в пикировании он превысил скорость М=1.
A Lansen of F17 in full warpaint and a factory line-up of production aircraft. The olive-green tail and wingtips are to improve between-planes observation in poor visibility.
Fowler flaps and deflector plates inboard of the belly shell and link chutes are well shown in the view.
Благодаря крылу стреловидностью в 39° La risen мог в горизонтальном полете развивать скорость, близкую к звуковой. Характеристики самолета в области малых скоростей исследовались с 1 марта 1950 года с использованием Saab 202. Этот модернизированный Safir изначально задействовали в работах по J 29 под обозначением Saab 201.
New Swedish missile is the Type 304 air-to-surface weapon, powered by a rocket motor. It is seen here fitted to a SAAB-32 Lansen. A development of the 304 is the 315, which is a naval surface-to-surface missile.
Для борьбы с надводными целями Lansen вооружался ПКР Saab Rb 04 с активной радиолокационной ГСН. Новую ракету проектировали специально под этот самолет, в 1958 году ее приняли на вооружение. Даже сегодня Rb 04 остается очень эффективным оружием и будет состоять на вооружении еще долго, хотя последние такие ПКР собрали в 1978 году.
The SAAB-32 Lansen (Lance) will shortly enter service with Flygvapnet (Royal Swedish Air Force) as the A 32A, a two-seat all-weather, attack-fighter. The performance figures are secret but the Lansen has a top speed in the region of 700 m.p.h. An all-weather interceptor version will be known as the J 32. Planned for future consideration are a two-seat trainer Lansen and a reconnaisance version, the S 32. Present fixed armament includes four new-type 20-mm. cannon in the fuselage. Power is the Swedish SFA (licence-built) Rolls-Royce Avon similar to the 7,500-lb.s.t. RA.7R with additional 2.000-lb. thrust from afterburner.
Реактивные истребители, разработанные в Швеции: JAS39 "Грипен", J32 "Лансен", J35 "Дракэн" и J37 "Вигген"
Штатным тактическим подразделением ВВС Швеции являлась эскадрилья из восьми самолетов (четыре пары). Основным средством борьбы с надводными целями являлись ПКР Rb 04, но для уничтожения небольших кораблей и катеров Lansen мог использовать четыре встроенные пушки Hispano.
New version of the SAAB J 32 Lansen - the J 32B has been designed for all-weather and night interception duties. Main differences between the 32A and 32B are the larger afterburner outlet and the new camouflage.
A 32A вырулили из укрытия в лесу на автостраду (на заднем плане видны тележки с бомбами). Рассредоточение авиации на замаскированных площадках являлось частью стратегии Швеции на случай войны.
SAAB-32 LANSEN (AIR FORCE A-32A) Svenska Flygmotor-built Avon RA-7 (RMS)