Hawker Hunter
Варианты:
Hawker - Hunter - 1951 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1951


Одноместный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (39)
Hawker Hunter

  Самолет Hawker Hunter (позже Hawker Siddeley) считается самым удачным британским военным самолетом, построенным после окончания Второй мировой войны - в общей сложности были переданы заказчикам 1972 таких самолета, включая 445 машин, собранных по лицензии в Бельгии и Нидерландах. Летчикам самолет запомнился не только своими превосходными летно-техническими характеристиками, но и просто возможностью, как они говорили, "приятно пилотировать". Так что нет ничего удивительного в том, что самолет поступил на вооружение военно-воздушных сил 19 стран мира. По состоянию на 2011 год, кроме нескольких самолетов, до сих пор эксплуатирующихся в Ливане, остальные летающие Hunter принадлежат к разряду музейных экспонатов или раритетов, принадлежащих коллекционерам или специализированным клубам и фондам. В руках коллекционеров находится, по меньшей мере, 25 таких самолетов. Кроме того, три гражданские организации - "Hawker Hunter Aviation" (Великобритания), "Lortie Aviation" (бывшая "Northern Lights", Канада) и "Apache Aviation" (Франция) - располагают небольшим количеством таких машин, которые привлекаются к решению различных задач в интересах силовых ведомств.
  Самолеты большинства модификаций оснащались турбореактивными двигателями Rolls-Royce Avon, но на модификации Hunter Mk 2 и Mk 5 устанавливался двигатель Armstrong Siddeley Sapphire. Прототип P.1067 совершил первый полет 20 июля 1951 года, опытный самолет Hunter F.Mk 1 последовал за ним месяц спустя, а первый серийный Hunter F.Mk 1 поднялся в воздух 16 мая 1953 года, он был оснащен ТРД Avon RA.7 Mk 113 тягой 33,36 кН.
  Hunter поступил на вооружение британских ВВС в июле 1954 года, а почти год спустя в воздух поднялся прототип двухместного учебно-тренировочного самолета P.1101 - на вооружение данный вариант, получивший обозначение Hunter T.Mk 7, поступил в 1958 году. Поставки серийных машин продолжались до 1966 года, постоянно шло совершенствование их конструкции.
  Самолеты всех модификаций достигали сверхзвуковой скорости при пологом пикировании. Мощность, вооружение и запас топлива от варианта к варианту увеличивались, достигнув пика у Hunter FGA.Mk 9. Эта машина оснащалась двигателем Avon Mk 207, имела усиленную конструкцию и отличалась возросшей огневой мощью за счет возможности подвески на подкрыльевых узлах большего количества авиационных средств поражения. Это делало Hunter FGA.Mk 9 наиболее подходящим вариантом для решения задач по штурмовке наземных целей.
  Боевой потенциал Hunter FGA.Mk 9 был настолько высок, что ни одна машина не была построена заново, компания-производитель в течение нескольких лет получала крупные заказы на модернизацию самолетов других модификаций под данный вариант.


Варианты

  Hunter F.Mk 2: создан на базе модели F.Mk 1, но с ТРД Armstrong Siddeley Sapphire Mk 101 тягой 35,59 кН
  Hunter Mk 3: обозначение прототипа P.1067 с турбореактивным двигателем Avon R.A.7R с форсажной камерой; 7 сентября 1953 года установил мировой рекорд скорости - 1171 км/ч
  Hunter F.Mk 4: оснащался двигателем Avon Mk 115 ил и 121 и имел увеличенный запас топлива; поздние модели получили четыре под крыльевых пилона и могли применять реактивные снаряды
  Hunter F.Mk 5: в основном сходный с F.Mk 4, но с двигателем Sapphire Mk 101
  Hunter F.Mk 6: вариант с двигателем Avon Mk 203 или 207, увеличенным до 1773 л запасом топлива и вооружением, как на поздних F.Mk 4; большинство машин имели выступы на передней кромке крыла
  Hunter FR.Mk 10: разведывательная модификация FGA.Mk 9 для британских ВВС
  Hunter GA.Mk 11: одноместный учебно-боевой вариант для британских ВМС
  Hunter PR.Mk 11: самолет для Королевских ВМС Великобритании, идентичный варианту FR.Mk 10 для британских ВВС
  Hunter Mk 50: вариант F.Mk 4 для Швеции
  Hunter Mk 51: вариант F.Mk 4 для Дании
  Hunter Mk 52: вариант F.Mk 4 для Перу
  Hunter Mk 56: вариант F.Mk 6 для Индии
  Hunter FGA.Mk 56А: вариант FGA.Mk 9 для Индии
  Hunter FGA.Mk 57: вариант FGA.Mk 9 для Кувейта
  Hunter Mk 58 и Mk 58А: вариант F.Mk 6 для Швейцарии
  Hunter FGA.Mk 59 и Mk 59А: вариант FGA.Mk 9 для Ирака
  Hunter FR.Mk 59В: вариант FR.Mk 10 для Ирака
  Hunter FGA.Mk 70 и 70А: вариант FGA.Mk 9 для Ливана
  Hunter FGA.Mk 71: вариант FGA.Mk 9 для Чили
  Hunter FR.Mk 71A: вариант FR.Mk 10 для Чили
  Hunter FGA.Mk 73, 73A и 73B: вариант FGA.Mk 9 для Иордании
  Hunter FGA.Mk 74 и 74В: вариант FGA.Mk 9 для Сингапура
  Hunter FR.Mk 74A: вариант FR.Mk 10 для Сингапура
  Hunter FGA.Mk 76: вариант FGA.Mk 9 для ОАЭ (Абу-Даби)
  Hunter FR.Mk 76А: вариант FR.Mk 10 для ОАЭ (Абу-Даби)
  Hunter FGA.Mk 78: вариант FGA.Mk 9 для Катара
  Hunter FGA.Mk 80: вариант FGA.Mk 9 для Кении
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Hawker Siddeley Hunter F.Mk 6

  Тип: одноместный истребитель-перехватчик
  Силовая установка: один ТРД Rolls-Royce Avon RA.28 Mk 207 тягой 45,15 кН
  Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 1125 км/ч; набор высоты 13715м - за 7 мин 30 с; практический потолок 15 695 м; боевой радиус без внешней подвески 370 км
  Масса: пустого 6406 кг; максимальная взлетная 10796 кг
  Размеры: размах крыла 10,25 м; длина 13,98 м; высота 4,02 м; площадь крыла 32,42 м2
  Вооружение: четыре 30-мм пушки Aden внизу носовой части, плюс до 1361 кг авиационных средств поражения на четырех подкрыльевых узлах подвески - в базовом варианте включали две 454-кг и две 227-кг бомбы, или четыре блока НАР, или до 24 НАР калибра 76 мм на внешних узлах подвески
UK
257-я эскадрилья эксплуатировала Hunter F.Mk 2 (первый вариант с двигателем Avon) два с половиной года, а затем была перевооружена на модернизированный Hunter F.Mk 5.
257-я эскадрилья летала на Hunter Mk 2 более двух с половиной лет. Затем ее оснастили улучшенными машинами версии Mk 5. На этом самолете Mk 2 видны зелено-желтые шашечки - эмблемы части.
F.Mk 5: недостаточную продолжительность полета версии F.Mk 2 с двигателем Sapphire исправили в версии F.Mk 5, получившей такие же модификации топливной системы, как и версия F.Mk 4.
F.Mk 6: эта версия получила более мощный турбореактивный двигатель Avon Mk 203, "клыки" на передней кромке крыла, топливную систему с автоматической перекачкой топлива, подкрыльевые узлы подвески и контейнеры для сбора звеньев снарядных лент под передней частью фюзеляжа. Вариант F.Mk 6А имел усиленное крыло версии FGA.Mk 9.
Летчики 92-й эскадрильи проходили переподготовку на Lightning в начале 1963 года, после чего вернулись на авиабазу Ликонфилд к своим Hunter F.Mk 6 (на фотографии) и только в июне стали полностью боеготовой эскадрильей, вооруженной Lightning. Затем история 92-й эскадрильи полностью повторила историю 19-й эскадрильи, но было и отличие - она сменила 56-ю эскадрилью в роли пилотажной группы Истребительного командования. В сентябре 1965 года 92-я эскадрилья передислоцировалась на авиабазу Гайленкирхен (ФРГ), а в феврале 1968 года присоединилась к 19-й эскадрилье в Гютерсло и также была перевооружена на F.Mk 2А. 1 апреля 1977 года она была расформирована.
Этот Hunter Mk 11 - один из 40 бывших F.Mk 4, списанных из ВВС. Несколько таких истребителей переделали в модификацию PR.Mk 11 с АФА в носовой части.
GA.Mk 11: для освоения морского варианта 40 списанных из ВВС машин версии Mk 4 переделали в учебно-боевые самолеты с тормозным гаком и фарой Harley. На варианте PR.Mk 11 вместо фары установили АФА.
Истребитель «Хантер» - одна из летающих реликвий британской авиации
208-я эскадрилья приняла самолеты Hunter Mk 5 из 34-й эскадрильи с авиабазы Тангмер в январе 1958 года. На следующий месяц их заменили на машины серии Mk 6. В марте эту часть перевели на Кипр, в Никозию, а затем на Ближний Восток. Они стали первыми Hunter, попавшими в этот регион
FGA.Mk 9: тропический штурмовой вариант версии Mk 6. Mk 9 получил двигатель Avon Mk 207, усиленные подкрыльевые пилоны и тормозной парашют.
К удивлению многих, казалось бы устаревшие самолеты Хоукер "Хантер" оказались исключительно удачными пилотируемыми аппаратами, имитирующими противокорабельные крылатые ракеты.
Классический снимок Hunter - GA.Mk 11 британских ВМС наносит удар неуправляемыми ракетами. Морские Hunter, спроектированные на основе F.Mk 4, отличались наличием тормозного гака, который предназначался для аварийного торможения на аэродроме, а не для посадки на палубу авианосца.
Истребитель "Хантер" компании HHA
Hunter G-BABM during the 1974 Farnborough Display
В августе 1953 года первый прототип Hunter, известный как проект Hawker P.1067, оснастили двигателем Rolls-Royce R.A.7R с форсажной камерой ("гоночным" вариантом двигателя Avon) для установления абсолютного мирового рекорда скорости. Самолет с сильно заостренным носовым конусом облетали в Тангмере в конце августа. 7 сентября летчик-испытатель компании Невилл Дьюк достиг рекордной скорости 1171 км/ч. 12 дней спустя этот же самолет установил мировой рекорд скорости на 100-километровом замкнутом маршруте, пролетев его со скоростью 1141 км/ч. Впоследствии эту модификацию назвали Hunter Mk.3. Сейчас он входит в коллекцию музея Королевских ВВС.
The colourful Hunter F Mk 51 G-HUNT, which has recently made its debut on the UK air show scene. Originally serving with the Danish Air Force as E-418, it was marked G9-490 prior to its first flight in civil guise on 20 March 1980.
Switzerland
Входивший в состав второй партии отремонтированных Hunter F.Mk 58А, поставленных Швейцарии в 1974-1975 годах, этот бывший британский F.Mk 4 (WW590) вооружен парой ракет AIM-9 Sidewinder для решения задач ПВО.
Hunter в строю. 27 февраля 1970г.: фирма "Hawker Aviation Limited" приступила к закупке дополнительной партии самолетов Hunter с целью проведения их капитального ремонта и дальнейшей перепродажи. Интерес к обновленным машинам проявили ВВС Швейцарии, предполагая эксплуатировать 150 таких самолетов вплоть до XXI века. Большинство самолетов было закуплено у ВВС Голландии и Бельгии.
В общей сложности ВВС Сингапура приобрели 47 Hunter как в одноместном, так и в двухместном вариантах. Эти три одноместных F.Mk 74В в середине 1980-х годов служили в 140-й эскадрилье. F.Mk 74 и двухместные T.Mk 75 использовались до начала 1990-х годов.
USA
«Хантер» Mk 58. «Хантеры» компании «ATAC» окрашены по типовой камуфляжной схеме из полос темно-серого цвета по светло-серому фону. Опознавательных знаков самолеты не имеют, на килях нанесен логотип компании «ATAC» и изображение флага США.
Canada
Истребители «Хантер» компании «Lortie Aviation»
Парк самолетов компании «Lortie Aviation»
Истребитель «Хантер» F.58, переданный компанией «Lortie Aviation» французской компании «Apache Aviation». На носовой части фюзеляжа появилось изображение головы индейца, но канадский флаг на киле еще не закрашен
France
"Хантер" F.58 компании Apache Aviation
Самолеты компании "Apache Aviation"
Other countries
A Hunter Mk 74 of No 140 (Osprey) Sqn which flies this ageing type from Paya Lebar in the air-ground role;
Фирма "Fokker-Aviolanda" из Амстердама в 1956-1958 годах построила по лицензии 93 Hunter F.Mk 6. Самолет на снимке был позднее переделан в вариант T.Mk 66D для ВВС Индии.
«Хантер» F.6 ВВС Сомали. Конец 1970-х гг.
Ведущей ударной силой ВВС Родезии стали истребители-бомбардировщики Hunter FGA.Mk 9 из 1-й эскадрильи, база Торнхилл, - самые совершенные самолеты, имевшиеся на момент объявления независимости. В 1979 году один самолет был потерян над Мозамбиком.
Индия была одним из самых важных экспортных заказчиков самолетов Hunter в одно- и двухместном вариантах. Всего в 1957-1973 годах индийцы получили 252 новые либо бывшие в употреблении машины.
Hawker Hunter использовались Иорданией и Ираком. На фотографии - иракский F. Mk 59. Во время войны иорданские летчики воевали под иракским командованием после того, как их собственные самолеты были уничтожены.
"Хантер" из состава Королевских ВВС Иордании в исторической части экспозиции аэрошоу на авиабазе Фарнборо (Великобритания).
Hunter FGA Mk 71s of Grupo No 8 of the Cerro Moreno-based Brigada Aerea.
16 сентября 1983 года, после ввода сил ООН в Бейрут для стабилизации положения в столице Ливана, три Hunter ВВС Ливана (включая этот FGA.Mk 70) впервые со времен израильского вторжения приняли участие в боевых действиях. При атаке позиций сирийских войск один самолет был подбит и упал в море, второй выполнил вынужденную посадку на базе британских ВВС в Акротири. Один из трех ливанских Hunter сфотографирован в Великобритании незадолго до поставки.
Авиашоу на авиабазе Мальмен, Швеция. "Хантер" F58A и J-32D "Лансен"