Aero L-39 Albatros
Страна: Чехословакия
Год: 1968


Двухместный легкий штурмовик и самолет-разведчик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (162)
Aero L-39C, L-39Z, L-139 Albatros

   В странах Варшавского договора и дружественных СССР государствах L-29 работал в самых различных климатических условиях. В ходе эксплуатации были выявлены отдельные технические проблемы самолета, включая недостаточную мощность двигателя и его тенденцию глохнуть при взлете с мокрых или заболоченных полос из-за слишком низкого расположения воздухозаборников.
   Несмотря на это, в целом L-29 оказался настолько удачным, что был объявлен конкурс на создание улучшенной модели этой машины с целью исключения выявленных недочетов.
   Новый самолет проектировался, прежде всего, с учетом требований, выдвигавшихся советскими ВВС. Конструкторы проверяли конфигурацию машины в аэродинамической трубе Центрального аэрогидродинамического института под Москвой.
   На новом Aero L-39 прежняя Т-образная хвостовая часть заменена на хвостовую часть обычной аэродинамической формы. Но, как и L-29, модель имела низко расположенное крыло для лучшей управляемости на малых скоростях. Хотя нестреловидное крыло ограничивало возможности машины, ее максимальная скорость несколько возросла.
   Модульная конструкция L-39 состоит из трех главных элементов: основного фюзеляжа, задней части фюзеляжа вместе с хвостовым оперением, крыла с топливными баками. Необычно здесь то, что хвостовое оперение интегрировано в заднюю часть фюзеляжа и снимается вместе с ним, тем самым обеспечивается легкий доступ к двигателю. Носовой обтекатель, управляющие поверхности, шасси и фонарь кабины - отсоединяемые детали.
   L-39 обладал улучшенными характеристиками благодаря более сильному двигателю - усовершенствованному советскому турбовентиляторному АИ-25ТЛ. Двухвальный двигатель АИ-25ТЛ имел мощность вдвое большую по сравнению с устанавливавшимся на L-29 турбореактивным Motorlet М 701, при этом он был намного экономичнее и лучше приспособлен для аэробатики.
   Кабину L-39 сконструировали так, чтобы она походила на кабину советского МиГ-21. Курсант и инструктор располагались в креслах Aero VS-1-BRI, далеко отставленных друг от друга по вертикали, что улучшало обзор с обоих мест (особенно сзади, где находился инструктор).
   Вспомогательная турбинная силовая установка Safir 5 поставляла сжатый воздух для запуска двигателя. Шины низкого давления и прочное шасси позволяли L-39 взлетать и садиться на неподготовленные взлетно-посадочные полосы.
   К концу 1970 года было построено пять летающих прототипов и еще два для наземных испытаний. После первых пробных полетов несколько увеличили длину и диаметр воздухозаборников. Еще десять предсерийных машин появились в 1971 году, после чего испытания продолжались весь следующий год. В конце 1972 года L-39 был официально выбран в качестве замены L-29 в Чехословакии, СССР и ГДР. В 1973 году самолет, успешно выдержав приемные испытания в Чехословакии и СССР, начал поступать на вооружение.
   На Западе Albatros впервые показали в 1977 году - на Парижском авиасалоне. К тому времени поступили заказы приблизительно на 1 000 таких машин. L-39 быстро превзошел по популярности своего предшественника L-29. В общей сложности было построено 2900 самолетов L-39.


Модификации L-39

   L-39C: стандартный учебный самолет
   L-39V: тот же L-39C в варианте "летающей мишени"; всего было построено восемь таких самолетов для Чехословакии и ГДР
   L-39ZO: учебный самолет с вооружением; первый полет совершил 25 августа 1975 года; имел усиленное крыло с четырьмя подкрыльевыми подвесками для вооружения; был одноместным, заднее кресло убиралось, вместо него устанавливался дополнительный топливный бак
   L-39ZA: усовершенствованный вариант штурмовика и разведчика L-39ZO; первый полет совершил 29 сентября 1976 года; имел усиленное шасси и полупогруженный в фюзеляж обтекатель, внутри которого устанавливалась 23-мм спаренная пушка ГШ-23Л с боеприпасом на 150 выстрелов; для управления огнем использовался пушечный прицел ASP-3 NMU-39 Z; в кабине устанавливался фотопулемет FKP-2-2
   L-39ZA/MP: вариант L-39ZA с более совершенной электроникой, позволявшей самолету выполнять роль ведущего в звене; предназначался на экспорт, но было построено только несколько опытных образцов; оснащался западным электронным оборудованием, включая интегрированную цифровую систему навигации и наведения (бортовой компьютер, электронную систему AlliedSignal Bendix/King и другое навигационное оборудование)
   L-39ZA/ART: вариант, близкий к L-39ZA, продававшийся Таиланду с электронным оборудованием Elbit
   L-39MS (L-S9): усовершенствованный вариант базового L-39
   L-139 Albatros 2000: вариант L-39, выставлявшийся на объявленный ВВС и ВМС США конкурс JPATS на создание нового основного учебно-тренировочного самолета; в июне 1991 года был подписан договор об участии в проектировании самолета компании "AlliedSignal"; на L-139 установили турбовентиляторный двигатель AlliedSignal (Garrett) TFE731-4-1T мощностью 18,15 кН, катапультные кресла VS-2A zero/zero, дисплей отображения информации на фоне лобового стекла Flight Visions и электронное оборудование AlliedSignal Bendix/King; первый полет был совершен 8 мая 1993 года; L-139 не сумел выиграть конкурс JPATS, уступив первенство самолету Beech Т-6 Texan II


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Aero L-39ZA Albatros

   Тип: двухместный легкий штурмовик и самолет-разведчик
   Силовая установка: один турбовентиляторный двигатель АИ-25 ТЛ мощностью 16,87 кН
   Летные характеристики: (для самолета с полной нагрузкой в 4570 кг и пустыми топливными баками на консолях крыла) предельная скорость 900 км/ч; максимальная скорость на уровне моря 700 км/ч. на высоте 6000 м - 780 км/ч; максимальная скороподъемность 1320 м в минуту; время подъема на высоту 5000 метров - 6 минут; практический к 11500 м; дальность полета на высоте 5000м - 1015 км без дополнительных топливных баков, 1800 км с дополнительными крыльевыми топливными баками
   Масса: пустого - 3565 кг; нормальная взлетная - до 4548 кг; максимальная взлетная - 6000 кг
   Размеры: размах крыла 9,46 м, включая топливные баки на консолях; длина 12.13 м; высота 4,77 м; площадь крыла 18.80 кв. м
   Вооружение: одна расположенная по центру спаренная 23-мм пушка ГШ-23Л с боеприпасом в 150 выстрелов в нижней части фюзеляжа; до 1100 кг боеприпасов на четырех внешних подкрыльевых подвесках
Many customers have been sending their older L-39Cs for maintenance repair and overhaul, as well as to be upgraded with the new L-39NG avionics, including the Speel HUD and Genesys avionics systems. This will enable them to transition to the L-39NG much more easily
Россия
The L-39C has been operated by the Soviet Union and Russia respectively since 1970, and despite suffering from obsolescence ans a shortage of spare parts, the type is still an affordable and effective training aircraft.
Конкурс "Морской Ас-2016"
Эти Aero L-39 принадлежали демонстрационной пилотажной группе ДОСААФ.
Этот L-39C используется в ЛИИ им. М.М.Громова
Up to only a few years ago, very much a 'rear area' training aircraft, Russian-operated Aero L 39C Albatrosses were assigned to Su-25 regiments primarily for continuation training.
УТС Л-39 на стоянке. Баграм, 1986 г.
В Российской федерации на L-39C проводится углубленная летная подготовка; их парк в частях неуклонно сокращается, но в 2009 году они все еще несли службу, например, в Тамбове, Кубинке, Славгороде и на авиабазе Кант (Кыргызстан).
Музей Дальней Авиации г. Энгельс
Первые самостоятельные полеты девушек-курсантов третьего курса КВВАУЛ на L-39, лето 2020 г.
L-39 "Альбатрос". Пилотажная группа "Русь"
В небе пилотажная группа "Русь"
Советский Союз закупил более 2000 самолетов L-39, которые и до настоящего времени являются основными реактивными учебно-тренировочными самолетами России и других стран СНГ. Часть самолетов ВВС РФ получили новое приборное оборудование российского производства (L-39-97). В 1997 году к полетам на самолетах L-39 приступила пилотажная группа РОСТО "Русь".
Жуковский-2004: фестиваль пилотажных групп
Украина
Последний летающий L-39C из ныне расформированной пилотажной группы ВВС Украины "Украiнскi козаки". Авиабаза Чугуев, декабрь 2004г.
25 мая 2011г. на полигоне в/ч А-4465 прошли полеты вновь воссозданной после расформирования в 2002 г. пилотажной авиагруппы ВС Украины "Украинские соколы". В нынешнем составе группа оснащена пятью самолетами L-39, прошедшими ремонт и подготовку на предприятиях МОУ: два самолета - на Одесском, а три - на Чугуевском АРЗ.
Модернизированный L-39C
Первый модернизированный самолет L-39M1. Васильков, 2016 г.
Л-39С
В учебный полет отправляется L-39 Харьковского института летчиков (ныне - Институт Воздушных сил им. И.Н.Кожедуба). Аэродром Чугуев, март 1999г.
L-39C Albatros из 203-й учебной авиабригады. Чугуев, 17 августа 2010 г.
Литва
В полете пара L-39C ВВС Литвы. 1994-1995 гг.
Постепенно пришедшие в негодность L-39C ВВС Литвы. Фото 2005-2009 гг.
Попавший в аварию литовский L-39C с б/н 03, установленный затем в качестве памятника на а. Зокняй. Не ранее 2008 г.
Венгрия
Первым шагом к глубокой модернизации L-39 стало появление модификации L-39ZO, оснащенной четырьмя узлами для подвески авиационных средств поражения. На снимке: два L-39ZO ВВС Венгрии, базирующиеся в Кечкемете. В 1994 году Германия передала Венгрии 24 самолета L-39ZO, ранее принадлежавших ВВС ГДР.
L-39ZO ВВС Венгрии, покрашенный "под осу" для участия в авиашоу. Авиабаза Кешкемет, август 2005г.
Эстония
L-39C, арендованный эстонскими ВВС у фирмы "Скайлайн Авиэйшн". 31 мая 2006 г.
Один из Л-39, арендуемых ВВС Эстонии
В полете - звено Л-39
Азербайджан
Л-39 ВВС Азербайджана
Одной из задач L-39 являлась буксировка мишеней. Этот восточногерманский L-39B буксировал конус KT-04, прикрепленный на тросе к лебедке, размещенной в дальней кабине.
Узбекистан
Узбекский Л-39
One of the six Uzbekistan Air Force L-39Cs to be overhauled by Aero comes into land at the company's airfield in August 2020
Словакия
Одним из самых известных эксплуатантов самолетов L-39 стала пилотажная группа "Biele Albatrosy" словацкого Авиационного учебного центра в Кошице; центр и группу расформировали в апреле 2005 года.
Eight L-39Cs of the Slovak Air Force White Albatrosses demonstration team, in formation with a MiG-29, arriving at RAF Fairford for the International Air Tattoo '95, in July 1995.
Ливия
Like many air forces operating Russian equipment, the L-39 is used by the LAAF as a lead-in fighter trainer. The LAAF Women's Air Wing also flies the type and a number of female pilots attended the show.
Линейка учебно-боевых самолетов L-39 Albatros авиации ПНС на авиабазе Мисурата
Йемен
В течение 1990-1991 годов ВВС Йемена заказали 12 самолетов L-39C. Хотя на поставки оружия и военной техники в эту страну было наложено эмбарго, сделка стала возможной, поскольку самолеты сочли "чистыми" УТС. Первая машина поставлена в 1999 году.
Aero L-39C Albatros 3011, seen here during a recent pre-delivery test flight, is one of 12 ordered by the Unified Yemen Air Force earlier this year. The first example was delivered to Yemen during the last week in September 1999 and all 12 will have been received by the year end.
Другие
Самолет L-39 из пилотажной группы "Белая Русь"
Авиация Казахстана на выставке вооружений "Кадекс-2012" (Астана, Караганда, май 2012 г.)
Л-39
Л-39 ВВС Таджикистана
Бывший киргизский МиГ-29УБ в сопровождении Л-39 выруливает для своего первого взлета на американской земле, 10 декабря 2010 г.
Nine L-39s were parked in front of the Aero Vodochody hangars at Odolena Voda. Situated some 6 miles north of Prague, the factory currently employs a staff of 2,400.
Гражданские
Съемки в кино дают организации дополнительный доход, позволяющий поддерживать самолеты в летном состоянии. На снимке Aero L-39ZO Albatros из коллекции OFMC во время съемок очередного фильма о Джеймсе Бонде.
Former East German L-39 Z0 now in civilian ownership in the UK (1999)
L-39 компании Apache Aviation на совместных учениях с французским флотом
Самолеты компании "Apache Aviation"
Самолет L-39 компании "Skyline Aviation"
Both L-39ZOs can be equipped with either the L3 Wescam MX-10 or MX-15 sensors, enabling joint terminal attack controllers to train in a realistic way. This jet, NX139LE, has received a glass cockpit and the other will follow soon.
The Skyline Aviation L-39s are used for military and civil purposes. Many of the company's pilots are former Koninklijke Luchtmacht F-16 pilots who have the relevant operational experience to conduct missions for the company's clients.
Former Luftstreitkrafte der Nationalen Volksarmee Aero L-39ZO Albatros NX139LE is used by Groningen-Eelde-based contractor Skyline Aviation to supply airborne intelligence, surveillance and reconnaissance and electronic warfare services to the exercise management.
Skyline Aviation's current fleet at Groningen Airport. The busy flight schedule means it's expected a third L-39 will be added to the fleet.
Aero L-39 Albatros, VH-UKR (c/n 834424) '99,' was the first jet to land on the parallel 01L/19R.
Pilots and crew pose by their warbirds following their displays at the opening ceremony.
Several historic military aircraft visited Brisbane as part of the inauguration celebrations.
L-39ZA Чехия
Перед распадом Чехословакии в 1993 году в ВВС этой страны оставались 72 машины первых серий, версии L-39C и L-39ZA, и несколько буксировщиков мишеней L-39V. Обучение велось в Академии ВВС в Кошице, Словакия.
L-39ZA (сер. N 232415) ВВС Чехии - участник CIAF-2005. Авиабаза Брно-Тураны, сентябрь 2005г.
For the fortieth anniversary of the first flight of the Aero Vodochody L-39 Albatros the Czech Air Force has painted a special scheme on the tail of L-39ZA 2433 (c/n 232433). The L-39ZA is assigned to 221 Letka (Squadron) of 22.Zakladna Letectva (Air Base) at Namest nad Oslavou. On the port side is an image of Jan Vlcek, the man chiefly responsible for designing the aircraft, while an albatross bird is painted in the starboard. The first prototype L-39 made it maiden flight on November 4, 1968, in the hands of Rudolf Duchon. Over 2,900 L-39s were built, making it one of the most successful jet trainers of all time.
Эти чешские L-39ZA вооружены установленной внутри фюзеляжа пушкой и боеприпасами, укрепленными на подкрыльевых подвесках.
L-39 развил успех своего предшественника - УТС L-29 Delfin, являвшегося стандартным реактивным УТС стран ОВД (кроме Польши). На снимке: L-39ZA ВВС Чехии в полете парой с самолетом Delfin с "тигровым окрасом". Законцовка киля L-39 также окрашена "под тигра". Самолеты принимали участие в ежегодных учениях НАТО "Tiger Meet", снимок сделан в 1991 году, когда учения проходили в Фэйрфорде, Великобритания.
L-39ZA Словакия
4711 is one of six L-39ZAs operated by the 31st Air Base for liaison and continuation training. The Gsh-23 twin-barrel 23mm cannon is clearly visible under the fuselage.
После распада ЧССР в 1993 году Словакия из 72 самолетов, состоявших на вооружении ВВС ЧССР, получила девять L-39ZA, восемь L-39C и два L-39V. В 2009 году L-39ZA "1730" эксплуатировался в 1-м истребительном авиакрыле (1.SLK), а ранее принадлежал Авиационному учебному центру.
Словацкий L-39
После распада Чехословакии у словаков осталось всего 19 L-39 вариантов С V и ZA. Летом 2009 года уцелевшие самолеты находились во 2-й истребительной эскадрилье в Силаце, а несколько L-39C доработали до стандарта L-39CM.
Slovakia’s jet trainer is the L-39ZA, but the type also has a second­ary ground attack capability.
The L-39C, the first production standard of the Albatros, is still in use worldwide with many military and civil operators. This is an example operated by the Slovak Air Force, one of the three remaining European/NATO operators for the type, together with the Czech and Bulgarian air forces.
The L-39ZA is an armed version, with a GSh-23L gun-pack under the fuselage.
L-39ZA Таиланд
Таиланд в 1993-1997 годах получил 40 L-39ZA/ART, они поступили на вооружение 101-йи 102-й эскадрилий (авиабаза Корат). В ходе реорганизации таиландских ВВС самолеты L-39 передали в 401-ю (АБ Такли) и 411-ю (АБ Чиангмай) эскадрильи.
L-39ZA/ART королевских ВВС Тайланда. Аэродром Дон Муанг, апрель 2003г.
RTAF L-39ZAs were used in strike missions.
L-39ZA Болгария
L-39ZA в полете на предельно малой высоте над Черным морем
One of the three Royal Thai Air Force L-39s involved in this year’s Cope Tiger taxies, with other exercise participants visible in the background, including Kadena-based F-15Cs.
Черно-желтая клетка на киле указывает на принадлежность самолета к 101-й эскадрилье, одной из двух эскадрилий таиландских ВВС, первыми получивших L-39ZA/ART. Ранее обе эскадрильи базировались в Корате и входили в состав 1-го авиакрыла - на его базе велась повышенная подготовка летчиков-истребителей. В 2004 году 101-я эскадрилья сдала свои самолеты 401-й эскадрилье (АБ Такли). На самолете установлено БРЭО израильского производства.
The L-39ZA version, developed in the late 1970s, was designed for use as both trainer and light attack aircraft.
Aero L-39ZA Albatros NX109ZA operated by Air USA of Henderson, Nevada flies chase with F-15SA 12-1002 on final approach to Palmdale, California.
L-39ZA на авиабазе „Георги Бенковски" г. Долна Митрополия
L-39ZA Литва
Один из двух новых L-39ZA, полученных ВВС Литвы из Чехии в октябре 1998 г. в первоначальной окраске и с бортовыми номерами раннего образца. Начало 2000-х гг.
Two new L-39 ZAs delivered in October 1998 to the Lithuanian Air Force are inspected by its C-in-C on arrival (1999)
L-39ZA ВВС Литвы с б/н 17, разбившийся 30 августа 2011 г. во время столкновения с «Миражом-2000C» ВВС Франции. Оба пилота катапультировались и остались живы. Фото 2010 г.
Единственный еще летающий «Альбатрос» ВВС Литвы - L-39ZA с б/н 17. Фото не ранее 2013 г.
Взлетает пара L-39ZA ВВС Литвы в новой, однотонно-серой окраске и с новыми номерами. 2009-2010 гг.
В едином строю «Балтийского Воздушного Патруля» НАТО. Совместный полет F-16C Королевских ВВС Норвегии и L-39ZA ВВС Литвы. Не ранее 2008 г.
L-39ZA Бангладеш
Two of the seven L-39ZAs take-off for the final practice before the Victory flypast.
L-39ZA ВВС Бангладеш в полете
L-39ZA Сирия
L-39 ВВС Сирии
L-39ZA сбрасывает бомбы ФАБ-250 на цель в Алеппо. 25 июля 2012 г.
L-39ZA другие
Алжир получил в общей сложности 49 L-39ZA и семь L-39, поставленных после 1987 года, включая те, что предназначались Нигерии. Последний самолет передан Алжиру в 2004 году.
Нигерия в 1986-1987 годах получила 24 L-39ZA, а в 2001 году достигнута договоренность о поставке еще 16 самолетов, но контракт впоследствии аннулировали; самолеты остались на хранении на фирме "Aero Vodochody", позже их продали Алжиру.
L-39ZA
An example of the Aero L 39 Albatross in Middle East colours and bearing the insignia of the Iraqi Air Force Academy.
L-139
10 мая 1993г.: специалисты "Aero" подняли в воздух первый L-139, потомок знаменитого L-39.
Aero Vodochody's L-139 demonstrator during gun trials (1998)
Стрельба из бортовой 23-мм пушки с самолета L-39
Prototype L-139 in an 'air superiority' grey camouflage scheme and sporting low visibility markings, during GSh-23 cannon trials. Note that the rear cockpit is filled with trials equipment, leaving no room for an observer.
This view of the prototype L-139 clearly shows the overwing engine air intakes. Although carrying two underwing fuel tanks it has a greater range on internal fuel than any of the L-39 variants.
The Aero L139 was developed to meet the latest requirements for new generation jet trainers and is an enhanced derivative of the famous L39 jet trainer. The Aero L139 is designed as a training and light attack aircraft and provides high reliable, cost effective and very efficient basic and advanced training of military pilots.
Seen in its initial demonstrator colour scheme, prior to receiving its current grey camouflage, the prototype L-139 formates on Spitfire LF IXE G-BLCK in its original markings as TE566/'DU-A', 312 Sqn Czech Air Force.
Модернизация
Один из вариантов модернизации учебно-тренировочного самолета L-39 совместно представляли Украина и Израиль
The first L-39NG prototype, 2626, is a former Ukrainian Air Force L-39C bought back by Aero Vodochody for use as a company development aircraft.
The first L-39NG prototype seen during its first flight powered by the newly-installed FJ44-4M engine on September 14, 2015.
The latest version of Aero Vodochody's veteran trainer, the Williams International FJ44-4M turbofan engine-powered L-39CW has completed flight testing and is being offered as an upgrade package to current L-39 operators.
Aero offers potential L-39CW and L-39ZW customers the option of reusing both the new FJ44-4M engine and avionics in newly manufactured L-39NG aircraft, allowing them to spread their investment in the purchase of the trainer over time.
Prototype L-39NG 7001 (Czech MoD no 0475) lifts off the grass strip at Aero Vodochody during unprepared runway
CZECH-BASED Aero Vodochody made two major announcements regarding its new L-39NG advanced jet trainer on the opening day of FIA on July 18, 2022.
The L-39NG is playing a massive part shaping the future of Aero Vodochody. With two customers already, the company is pressing ahead with its newer ambitions and more sales campaigns
During the roll-out event, the first L-39NG, c/n 7001, was presented as a finished product with ejection seats installed, ready to launch its intense flight-test campaign within a month.
According to Aero's Massimo Ghione, the company is now engaged in talks with 24 potential customers. For those who cannot afford outright purchase of the L-39NG due to budgetary reasons, the company is keen to offer various leasing solutions, including dry leasing aircraft provided by SkyTech.
The L-39NG houses the latest technologies, which will enable customers to train pilots in a modern cockpit
The heightened rear cockpit of the L-39NG means the instructor or rear pilot can see what the student is doing in the front seat
Aero test-pilots, David Jahoda (right) and Vladimir Tovarek, plot the future for Aero’s L-39NG
The sun sets on another day of L-39NG flight testing at Aero Vodochody’s Odolena Voda facility. The trainer version was granted its EMAC certification in September 2020, and the light attack version should follow in late 2022
L-39NG 7004/0476 took to the air in new livery on January 6, 2022 after being laid up for improvements for nearly a year
The second pre-series L-39NG has been sharing flight testing responsibilities and is flying with the new Prague-based LPP visual display processor, which will enable pilots to view the avionics in an eastern format
The second L-39NG 7004 (0476) made its first flight in December 2019, a year after the prototype
L-39NG 7002 was used as a static test aircraft at the national VZLU (Czech Aerospace Research Centre) during type certification
The Williams International FJ44-4M offers the same 3,790 lb (16.87 kN) maximum thrust rating as the AI-25TL, but is lighter and boasts a much better response time; its acceleration from idle to maximum power setting is between three and five seconds versus nine to 12 seconds for the AI-25TL.