Aero L-39 Albatros
Страна: Чехословакия
Год: 1968


Двухместный легкий штурмовик и самолет-разведчик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (59)
Aero L-39C, L-39Z, L-139 Albatros

  В странах Варшавского договора и дружественных СССР государствах L-29 работал в самых различных климатических условиях. В ходе эксплуатации были выявлены отдельные технические проблемы самолета, включая недостаточную мощность двигателя и его тенденцию глохнуть при взлете с мокрых или заболоченных полос из-за слишком низкого расположения воздухозаборников.
  Несмотря на это, в целом L-29 оказался настолько удачным, что был объявлен конкурс на создание улучшенной модели этой машины с целью исключения выявленных недочетов.
  Новый самолет проектировался, прежде всего, с учетом требований, выдвигавшихся советскими ВВС. Конструкторы проверяли конфигурацию машины в аэродинамической трубе Центрального аэрогидродинамического института под Москвой.
  На новом Aero L-39 прежняя Т-образная хвостовая часть заменена на хвостовую часть обычной аэродинамической формы. Но, как и L-29, модель имела низко расположенное крыло для лучшей управляемости на малых скоростях. Хотя нестреловидное крыло ограничивало возможности машины, ее максимальная скорость несколько возросла.
  Модульная конструкция L-39 состоит из трех главных элементов: основного фюзеляжа, задней части фюзеляжа вместе с хвостовым оперением, крыла с топливными баками. Необычно здесь то, что хвостовое оперение интегрировано в заднюю часть фюзеляжа и снимается вместе с ним, тем самым обеспечивается легкий доступ к двигателю. Носовой обтекатель, управляющие поверхности, шасси и фонарь кабины - отсоединяемые детали.
  L-39 обладал улучшенными характеристиками благодаря более сильному двигателю - усовершенствованному советскому турбовентиляторному АИ-25ТЛ. Двухвальный двигатель АИ-25ТЛ имел мощность вдвое большую по сравнению с устанавливавшимся на L-29 турбореактивным Motorlet М 701, при этом он был намного экономичнее и лучше приспособлен для аэробатики.
  Кабину L-39 сконструировали так, чтобы она походила на кабину советского МиГ-21. Курсант и инструктор располагались в креслах Aero VS-1-BRI, далеко отставленных друг от друга по вертикали, что улучшало обзор с обоих мест (особенно сзади, где находился инструктор).
  Вспомогательная турбинная силовая установка Safir 5 поставляла сжатый воздух для запуска двигателя. Шины низкого давления и прочное шасси позволяли L-39 взлетать и садиться на неподготовленные взлетно-посадочные полосы.
  К концу 1970 года было построено пять летающих прототипов и еще два для наземных испытаний. После первых пробных полетов несколько увеличили длину и диаметр воздухозаборников. Еще десять предсерийных машин появились в 1971 году, после чего испытания продолжались весь следующий год. В конце 1972 года L-39 был официально выбран в качестве замены L-29 в Чехословакии, СССР и ГДР. В 1973 году самолет, успешно выдержав приемные испытания в Чехословакии и СССР, начал поступать на вооружение.
  На Западе Albatros впервые показали в 1977 году - на Парижском авиасалоне. К тому времени поступили заказы приблизительно на 1 000 таких машин. L-39 быстро превзошел по популярности своего предшественника L-29. В общей сложности было построено 2900 самолетов L-39.


Модификации L-39

  L-39C: стандартный учебный самолет
  L-39V: тот же L-39C в варианте "летающей мишени"; всего было построено восемь таких самолетов для Чехословакии и ГДР
  L-39ZO: учебный самолет с вооружением; первый полет совершил 25 августа 1975 года; имел усиленное крыло с четырьмя подкрыльевыми подвесками для вооружения; был одноместным, заднее кресло убиралось, вместо него устанавливался дополнительный топливный бак
  L-39ZA: усовершенствованный вариант штурмовика и разведчика L-39ZO; первый полет совершил 29 сентября 1976 года; имел усиленное шасси и полупогруженный в фюзеляж обтекатель, внутри которого устанавливалась 23-мм спаренная пушка ГШ-23Л с боеприпасом на 150 выстрелов; для управления огнем использовался пушечный прицел ASP-3 NMU-39 Z; в кабине устанавливался фотопулемет FKP-2-2
  L-39ZA/MP: вариант L-39ZA с более совершенной электроникой, позволявшей самолету выполнять роль ведущего в звене; предназначался на экспорт, но было построено только несколько опытных образцов; оснащался западным электронным оборудованием, включая интегрированную цифровую систему навигации и наведения (бортовой компьютер, электронную систему AlliedSignal Bendix/King и другое навигационное оборудование)
  L-39ZA/ART: вариант, близкий к L-39ZA, продававшийся Таиланду с электронным оборудованием Elbit
  L-39MS (L-S9): усовершенствованный вариант базового L-39
  L-139 Albatros 2000: вариант L-39, выставлявшийся на объявленный ВВС и ВМС США конкурс JPATS на создание нового основного учебно-тренировочного самолета; в июне 1991 года был подписан договор об участии в проектировании самолета компании "AlliedSignal"; на L-139 установили турбовентиляторный двигатель AlliedSignal (Garrett) TFE731-4-1T мощностью 18,15 кН, катапультные кресла VS-2A zero/zero, дисплей отображения информации на фоне лобового стекла Flight Visions и электронное оборудование AlliedSignal Bendix/King; первый полет был совершен 8 мая 1993 года; L-139 не сумел выиграть конкурс JPATS, уступив первенство самолету Beech Т-6 Texan II


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Aero L-39ZA Albatros

  Тип: двухместный легкий штурмовик и самолет-разведчик
  Силовая установка: один турбовентиляторный двигатель АИ-25 ТЛ мощностью 16,87 кН
  Летные характеристики: (для самолета с полной нагрузкой в 4570 кг и пустыми топливными баками на консолях крыла) предельная скорость 900 км/ч; максимальная скорость на уровне моря 700 км/ч. на высоте 6000 м - 780 км/ч; максимальная скороподъемность 1320 м в минуту; время подьема на высоту 5000 метров - 6 минут; практический к 11500 м; дальность полета на высоте 5000м -1015 км без дополнительных топливных баков, 1800 км с дополнительными крыльевыми топливными баками
  Масса: пустого - 3565 кг; нормальная взлетная - до 4548 кг; максимальная взлетная - 6000 кг
  Размеры: размах крыла 9,46 м, включая топливные баки на консолях; длина 12.13 м; высота 4,77 м; площадь крыла 18.80 кв. м
  Вооружение: одна расположенная по центру спаренная 23-мм пушка ГШ-23Л с боеприпасом в 150 выстрелов в нижней части фюзеляжа; до 1100 кг боеприпасов на четырех внешних подкрыльевых подвесках
Россия
Этот L-39C используется в ЛИИ им. М.М.Громова
В Российской федерации на L-39C проводится углубленная летная подготовка; их парк в частях неуклонно сокращается, но в 2009 году они все еще несли службу, например, в Тамбове, Кубинке, Славгороде и на авиабазе Кант (Кыргызстан).
Музей Дальней Авиации г. Энгельс
Эти Aero L-39 принадлежали демонстрационной пилотажной группе ДОСААФ.
L-39 "Альбатрос". Пилотажная группа "Русь"
В небе пилотажная группа "Русь"
Советский Союз закупил более 2000 самолетов L-39, которые и до настоящего времени являются основными реактивными учебно-тренировочными самолетами России и других стран СНГ. Часть самолетов ВВС РФ получили новое приборное оборудование российского производства (L-39-97). В 1997 году к полетам на самолетах L-39 приступила пилотажная группа РОСТО "Русь".
Жуковский-2004: фестиваль пилотажных групп
Украина
Последний летающий L-39C из ныне расформированной пилотажной группы ВВС Украины "Украiнскi козаки". Авиабаза Чугуев, декабрь 2004г.
25 мая 2011г. на полигоне в/ч А-4465 прошли полеты вновь воссозданной после расформирования в 2002 г. пилотажной авиагруппы ВС Украины "Украинские соколы". В нынешнем составе группа оснащена пятью самолетами L-39, прошедшими ремонт и подготовку на предприятиях МОУ: два самолета - на Одесском, а три - на Чугуевском АРЗ.
Модернизированный L-39C
В учебный полет отправляется L-39 Харьковского института летчиков (ныне - Институт Воздушных сил им. И.Н.Кожедуба). Аэродром Чугуев, март 1999г.
L-39C Albatros из 203-й учебной авиабригады. Чугуев, 17 августа 2010 г.
Л-39С
Другие
Одним из самых известных эксплуатантов самолетов L-39 стала пилотажная группа "Biele Albatrosy" словацкого Авиационного учебного центра в Кошице; центр и группу расформировали в апреле 2005 года.
Самолет L-39 из пилотажной группы "Белая Русь"
Одной из задач L-39 являлась буксировка мишеней. Этот восточногерманский L-39B буксировал конус KT-04, прикрепленный на тросе к лебедке, размещенной в дальней кабине.
L-39C, арендованный эстонскими ВВС у фирмы "Скайлайн Авиэйшн". 31 мая 2006 г.
Авиация Казахстана на выставке вооружений "Кадекс-2012" (Астана, Караганда, май 2012 г.)
В течение 1990-1991 годов ВВС Йемена заказали 12 самолетов L-39C. Хотя на поставки оружия и военной техники в эту страну было наложено эмбарго, сделка стала возможной, поскольку самолеты сочли "чистыми" УТС. Первая машина поставлена в 1999 году.
Первым шагом к глубокой модернизации L-39 стало появление модификации L-39ZO, оснащенной четырьмя узлами для подвески авиационных средств поражения. На снимке: два L-39ZO ВВС Венгрии, базирующиеся в Кечкемете. В 1994 году Германия передала Венгрии 24 самолета L-39ZO, ранее принадлежавших ВВС ГДР.
Съемки в кино дают организации дополнительный доход, позволяющий поддерживать самолеты в летном состоянии. На снимке Aero L-39ZO Albatros из коллекции OFMC во время съемок очередного фильма о Джеймсе Бонде.
L-39ZO ВВС Венгрии, покрашенный "под осу" для участия в авиашоу. Авиабаза Кешкемет, август 2005г.
Самолет L-39 компании "Skyline Aviation"
L-39 компании Apache Aviation на совместных учениях с французским флотом
Самолеты компании "Apache Aviation"
L-39ZA
Перед распадом Чехословакии в 1993 году в ВВС этой страны оставались 72 машины первых серий, версии L-39C и L-39ZA, и несколько буксировщиков мишеней L-39V. Обучение велось в Академии ВВС в Кошице, Словакия.
L-39ZA (сер. N 232415) ВВС Чехии - участник CIAF-2005. Авиабаза Брно-Тураны, сентябрь 2005г.
Эти чешские L-39ZA вооружены установленной внутри фюзеляжа пушкой и боеприпасами, укрепленными на подкрыльевых подвесках.
L-39 развил успех своего предшественника - УТС L-29 Delfin, являвшегося стандартным реактивным УТС стран ОВД (кроме Польши). На снимке: L-39ZA ВВС Чехии в полете парой с самолетом Delfin с "тигровым окрасом". Законцовка киля L-39 также окрашена "под тигра". Самолеты принимали участие в ежегодных учениях НАТО "Tiger Meet", снимок сделан в 1991 году, когда учения проходили в Фэйрфорде, Великобритания.
После распада ЧССР в 1993 году Словакия из 72 самолетов, состоявших на вооружении ВВС ЧССР, получила девять L-39ZA, восемь L-39C и два L-39V. В 2009 году L-39ZA "1730" эксплуатировался в 1-м истребительном авиакрыле (1.SLK), а ранее принадлежал Авиационному учебному центру.
Словацкий L-39
После распада Чехословакии у словаков осталось всего 19 L-39 вариантов С V и ZA. Летом 2009 года уцелевшие самолеты находились во 2-й истребительной эскадрилье в Силаце, а несколько L-39C доработали до стандарта L-39CM.
Алжир получил в общей сложности 49 L-39ZA и семь L-39, поставленных после 1987 года, включая те, что предназначались Нигерии. Последний самолет передан Алжиру в 2004 году.
L-39ZA ВВС Бангладеш в полете
Aero L-39ZA Albatros NX109ZA operated by Air USA of Henderson, Nevada flies chase with F-15SA 12-1002 on final approach to Palmdale, California.
L-39 ВВС Сирии
Нигерия в 1986-1987 годах получила 24 L-39ZA, а в 2001 году достигнута договоренность о поставке еще 16 самолетов, но контракт впоследствии аннулировали; самолеты остались на хранении на фирме "Aero Vodochody", позже их продали Алжиру.
An example of the Aero L 39 Albatross in Middle East colours and bearing the insignia of the Iraqi Air Force Academy.
Таиланд в 1993-1997 годах получил 40 L-39ZA/ART, они поступили на вооружение 101-йи 102-й эскадрилий (авиабаза Корат). В ходе реорганизации таиландских ВВС самолеты L-39 передали в 401-ю (АБ Такли) и 411-ю (АБ Чиангмай) эскадрильи.
L-39ZA/ART королевских ВВС Тайланда. Аэродром Дон Муанг, апрель 2003г.
RTAF L-39ZAs were used in strike missions.
Черно-желтая клетка на киле указывает на принадлежность самолета к 101-й эскадрилье, одной из двух эскадрилий таиландских ВВС, первыми получивших L-39ZA/ART. Ранее обе эскадрильи базировались в Корате и входили в состав 1-го авиакрыла - на его базе велась повышенная подготовка летчиков-истребителей. В 2004 году 101-я эскадрилья сдала свои самолеты 401-й эскадрилье (АБ Такли). На самолете установлено БРЭО израильского производства.
L-39ZA
Модернизация
Один из вариантов модернизации учебно-тренировочного самолета L-39 совместно представляли Украина и Израиль
10 мая 1993г.: специалисты "Aero" подняли в воздух первый L-139, потомок знаменитого L-39.