Миль Ми-24А
Варианты:
Миль - Ми-24А - 1969 - Россия
Страна: Россия
Год: 1969
Вертолет

Описание
Фотографии
Ми-24, Ми-25 и Ми-35

   В начале 1960-х годов М.Л. Миль предложил идею создания своеобразной "летающей боевой машины пехоты". Предполагалось, что это будет хорошо вооруженный и защищенный транспортно-боевой вертолет, способный решать задачи по переброске небольшого воинского подразделения и, самое главное, оказания мощной огневой поддержки армейским подразделениям. В 1966 году на опытном производстве ОКБ Миля был изготовлен макет подобного многоцелевого боевого вертолета, получившего обозначение В-24. 6 мая 1968 года вышло постановление руководства СССР о начале работ по двухдвигательному В-24, после чего началось эскизное и рабочее проектирование, а затем - постройка первого прототипа, который был завершен в июне 1969 года. Быстрота разработки обеспечивалась максимально возможным использованием агрегатов с Ми-8 и Ми-14 - двигатели, втулка и лопасти несущего винта, рулевой винт, автомат перекоса, элементы трансмиссии и пр.
   Вертолет имел классическую одновинтовую схему с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Высокорасположенное крыло небольшого размаха использовалось не только для подвески вооружения, но и, как планировалось, должно было принимать на себя в установившемся полете порядка 20% массы всего вертолета. Крыло устанавливалось с большим отрицательным углом поперечного V.
   Передняя кабина - двухместная, бронированная; вмещает пилота и оператора вооружения (кресло пилота, расположенное сзади, смещено к левому борту). Расположенная в средней части грузовая кабина рассчитана на 8 десантников (несколько раненых или 1500 кг груза, или негабаритный груз до 2000 кг на внешней подвеске), имеет двухстворчатые открывающиеся вверх и вниз двери по обоим бортам, а в окнах этой кабины предусмотрены шкворневые установки для штатного оружия десанта. Причем кабина экипажа и грузовая кабина образовывали герметичный отсек с небольшим избыточным давлением - для исключения проникновения воздуха при полете над зараженной местностью.
   В задачи пилота входило не только управление вертолетом, он также мог вести огонь из неподвижного оружия, расположенного на подкрыльевых подвесках, и фиксируемого по оси вертолета носового пулемета. Тогда как оператор производил обнаружение и распознавание цели, пуск и наведение ПТУР, управление подвижной пулеметной установкой и сброс бомб. Позже в состав экипажа включали также борттехника.
   Шасси - убирающееся; топливо размещено в пяти мягких протектированных баках, подача его продолжалась при повреждении любого из них. В перегоночном варианте внутри грузовой кабины устанавливались два металлических топливных бака емкостью 1630 л.
   Первый из 12 опытных вертолетов был облетан 19 сентября 1969 года, госиспытания были начаты в июне 1970 года, а в следующем году в войска стали поступать и первые вертолеты. Ввиду затянувшейся доводки нового вооружения первые машины вооружались ПТРК "Фаланга-М" и хорошо зарекомендовавшим себя на Ми-4 и Ми-8 крупнокалиберным пулеметом А-12,7 в подвижной установке НУВ-1.
<...>
СССР. Поступление вертолетов Ми-24А (на рисунке) в части Советской армии началось в 1970 году. Первые из них поступили в Липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава. Серийный выпуск Ми-24А завершился в 1974 году, всего построено 240 таких вертолетов.
Хотя этот Ми-24 ("Hind-A" в натовском обозначении) несет ПУ УВ-32-57 для ракет С-5, чаще старались применять более тяжелые 80-мм ракеты С-8, наносившие больший урон противнику. Ми-24 также несли бомбы массой 100-500 кг для уничтожения более защищенных объектов.
Ми-24А командира 280-го ОВП п/п-ка В.Бухарина. Кандагар, январь 1980г.
Ми-24А из 373-го ТАП афганских ВВС. Кабул, июнь 1979г.
Ми-24А из состава 2-й эскадрильи 4-го авиакрыла ВВС Эфиопии. Основная база - аэродром Дебре-Зейт.
Ми-24А (поздних серий выпуска) ВВС Ливии, середина 1980г.
Ливия. Ливия традиционно поддерживала тесные военные связи с Москвой. Первые вертолеты Ми-24А Ливия получила в 1978 году Со временем их сняли с вооружения, но вертолеты Ми-25, прошедшие войну с Чадом, остаются на вооружении ливийских ВВС до сих пор.
ВВС Алжира - один из последних эксплуатантов старых Ми-24, хотя они располагают и более новыми машинами, включая Ми-24 Mk III/V (Super Hind).
Снятый с вооружения Советской армии вертолет Ми-24А выставлен в музее ВВС в Монино. Вертолет демонстрируется с полным вооружением - блоками НАР и ПТУР "фаланга" (АТ-2 "Swatter").
Один из первых Ми-24А, прибывших в Эфиопию в 1977-1978 гг.
Mil Mi-24A Hind-A 33 Red on display at Khodynka in September 1993. This original variant of the Hind featured a large enclosed flight deck, giving a somewhat antiquated look to the helicopter - later variants featured a completely redesigned forward fuselage which gave a much more aggressive look.
Рекордный вертолет А-10 (Ми-24)
ПТУР 9М17 комплекса "Фаланга-М" ставились и на вертолеты семейства Ми-24.
Прототип В-24 ("изделие 240", "HIND-B") Опытные экземпляры вертолета Ми-24 оснащались двумя газотурбинными двигателями ТВЗ-117А мощностью no 1700 л. с. Динамические системы, 5-лопастный несущий винт и 3-лопастный хвостовой винт были перенесены на опытный боевой вертолет с вертолета Ми-8 почти без изменений. На фюзеляжах прототипов имелись узлы крепления консолей крыла, однако само крыло было установлено только в ходе летных испытаний. Под каждой консолью крыла имелось по два пилона для подвески бомб и блоков НАР, по бортам фюзеляжа крепилось по две съемных рамы для подвески ПТУР 9М17М противотанкового комплекса "Фаланга-М". Стрелковое вооружение прототипа было представлено смонтированной в передней части кабины подвижной пулеметной установкой НУВ-1 с пулеметом А-12,7 с коллиматорным прицелом. В состав подвесного вооружения входили блоки НАР с 57-мм ракетами С5 или авиабомбы калибром до 500 кг, а также другое подвесное оборудование (бомбы подвешивались по одной под консолями крыла, другое подвесное вооружение в этом случае отсутствовало).
The version of the Mil Mi-24 military assault helicopter known by the NATO code name of "Hind-A”
Ми-24Б ("изделие 241", "HIND-A")
These first illustrations of the Mil Mi-24 gunship and assault transport helicopter, which is now being deployed in substantial numbers by the Group of Soviet Forces in Germany and other components of the Soviet armed forces, depict two variants of the basic design designated by the Air Standards Co-ordinating Committee as Hind-A and Hind-B (on photo). The wings of the Hind-B differ in configuration and are set at a sharp angle of incidence. Comparable with the Sikorsky S-67 Blackhawk, the Mi-24 uses similar gearboxes, power plant, drive shafts and controls to those of the Mi-8.
В-24 на демонстрационной площадке с ваиантами вооружения
Ми-24А ранних серий выпуска
Один из первых серийных Ми-24А
Учебно-боевой вертолет Ми-24У
Ми-24А ("изделие 245", "HIND-A")
Mil Mi-24 Hind-A.
Ранняя модель вертолета Ми-24 в небе над Афганистаном. Стремительные маневры, которые требовалось совершать вертолету в очень сложных условиях, нередко приводили к авариям.
Ми-24 имел ряд прозвищ, некоторые из них - "Крокодил" и "Шайтан-арба". Афганские моджахеды боялись и ненавидели его. Скоростной, сильно вооруженный и хорошо бронированный вертолет Ми-24 стал символом советского присутствия в Афганистане.
Ми-24А в действии
Ми-24А на учениях Советских Войск
Ми-24А ВВС Ливии
Эфиопские Ми-24А и Ми-24Д на авиабазе Дебре-Зейт перед самым началом боевых действий. Весна 1998г.
Значительную часть вертолетного парка вьетнамских ВВС в конце 70-х годов прошлого века составляли трофейные "Белл" UH-1. Позже к ним добавились советские ударные Ми-24А. Оба этих типа винтокрылых машин активно воевали в Камбодже.
Авиационный музей в Луганске
Вооружение Ми-24А: ПТУР 9М17П, бомбы ОФАБ-100-120 и блоки НАР УБ-32А-73
Опытный вертолет В-24 с рулевым винтом типа фенестрон
Also preserved in the training area is Mil Mi-24 Hind A No 342, devoid of rotors and engines it perches on purpose-built stone piers.
Макет В-24 - ранний вариант с одним двигателем
Установка вооружения на макете В-24
Макет вертолета Ми-24 (окончательный вариант)
Ми-24
Ми-24У
These first illustrations of the Mil Mi-24 gunship and assault transport helicopter, which is now being deployed in substantial numbers by the Group of Soviet Forces in Germany and other components of the Soviet armed forces, depict two variants of the basic design designated by the Air Standards Co-ordinating Committee as Hind-A (general arrangement drawing here) and Hind-B. The auxiliary wings of the Hind-A are set at a substantial anhedral angle and each incorporates two weapons pylons, a vertical extension at the tip usually being fitted with a double-carrier for wire-guided anti-tank missiles.

The wings of the Hind-B differ in configuration and are set at a sharp angle of incidence. Comparable with the Sikorsky S-67 Blackhawk, the Mi-24 uses similar gearboxes, power plant, drive shafts and controls to those of the Mi-8.
Mil Mi-24 assault helicopter, in the form known to NATO as "Hind-A"