Ми-24, Ми-25 и Ми-35
В начале 1960-х годов М.Л. Миль предложил идею создания своеобразной "летающей боевой машины пехоты". Предполагалось, что это будет хорошо вооруженный и защищенный транспортно-боевой вертолет, способный решать задачи по переброске небольшого воинского подразделения и, самое главное, оказания мощной огневой поддержки армейским подразделениям. В 1966 году на опытном производстве ОКБ Миля был изготовлен макет подобного многоцелевого боевого вертолета, получившего обозначение В-24. 6 мая 1968 года вышло постановление руководства СССР о начале работ по двухдвигательному В-24, после чего началось эскизное и рабочее проектирование, а затем - постройка первого прототипа, который был завершен в июне 1969 года. Быстрота разработки обеспечивалась максимально возможным использованием агрегатов с Ми-8 и Ми-14 - двигатели, втулка и лопасти несущего винта, рулевой винт, автомат перекоса, элементы трансмиссии и пр.
Вертолет имел классическую одновинтовую схему с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Высокорасположенное крыло небольшого размаха использовалось не только для подвески вооружения, но и, как планировалось, должно было принимать на себя в установившемся полете порядка 20% массы всего вертолета. Крыло устанавливалось с большим отрицательным углом поперечного V.
Передняя кабина - двухместная, бронированная; вмещает пилота и оператора вооружения (кресло пилота, расположенное сзади, смещено к левому борту). Расположенная в средней части грузовая кабина рассчитана на 8 десантников (несколько раненых или 1500 кг груза, или негабаритный груз до 2000 кг на внешней подвеске), имеет двухстворчатые открывающиеся вверх и вниз двери по обоим бортам, а в окнах этой кабины предусмотрены шкворневые установки для штатного оружия десанта. Причем кабина экипажа и грузовая кабина образовывали герметичный отсек с небольшим избыточным давлением - для исключения проникновения воздуха при полете над зараженной местностью.
В задачи пилота входило не только управление вертолетом, он также мог вести огонь из неподвижного оружия, расположенного на подкрыльевых подвесках, и фиксируемого по оси вертолета носового пулемета. Тогда как оператор производил обнаружение и распознавание цели, пуск и наведение ПТУР, управление подвижной пулеметной установкой и сброс бомб. Позже в состав экипажа включали также борттехника.
Шасси - убирающееся; топливо размещено в пяти мягких протектированных баках, подача его продолжалась при повреждении любого из них. В перегоночном варианте внутри грузовой кабины устанавливались два металлических топливных бака емкостью 1630 л.
Первый из 12 опытных вертолетов был облетан 19 сентября 1969 года, госиспытания были начаты в июне 1970 года, а в следующем году в войска стали поступать и первые вертолеты. Ввиду затянувшейся доводки нового вооружения первые машины вооружались ПТРК "Фаланга-М" и хорошо зарекомендовавшим себя на Ми-4 и Ми-8 крупнокалиберным пулеметом А-12,7 в подвижной установке НУВ-1.
<...>
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 23
СССР. Поступление вертолетов Ми-24А (на рисунке) в части Советской армии началось в 1970 году. Первые из них поступили в Липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава. Серийный выпуск Ми-24А завершился в 1974 году, всего построено 240 таких вертолетов.
-
Мировая Авиация 155
Хотя этот Ми-24 ("Hind-A" в натовском обозначении) несет ПУ УВ-32-57 для ракет С-5, чаще старались применять более тяжелые 80-мм ракеты С-8, наносившие больший урон противнику. Ми-24 также несли бомбы массой 100-500 кг для уничтожения более защищенных объектов.
-
Авиация и Время 1996-04 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана: Вертолеты Ми-24 /Авиация в локальных конфликтах/ (7)
Ми-24А командира 280-го ОВП п/п-ка В.Бухарина. Кандагар, январь 1980г.
-
Авиация и Время 1996-04 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана: Вертолеты Ми-24 /Авиация в локальных конфликтах/ (7)
Ми-24А из 373-го ТАП афганских ВВС. Кабул, июнь 1979г.
-
История Авиации 2002-02 / М.Жирохов, М.Шаповаленко - Последняя классическая война XX века /Новейшая история/ (1)
Ми-24А из состава 2-й эскадрильи 4-го авиакрыла ВВС Эфиопии. Основная база - аэродром Дебре-Зейт.
-
Авиация и Время 1996-03 / В.Михеев - Винтокрылый штурмовик Миля /Монография/
Ми-24А (поздних серий выпуска) ВВС Ливии, середина 1980г.
-
Мировая Авиация 23
Ливия. Ливия традиционно поддерживала тесные военные связи с Москвой. Первые вертолеты Ми-24А Ливия получила в 1978 году Со временем их сняли с вооружения, но вертолеты Ми-25, прошедшие войну с Чадом, остаются на вооружении ливийских ВВС до сих пор.
-
Мировая Авиация 193
ВВС Алжира - один из последних эксплуатантов старых Ми-24, хотя они располагают и более новыми машинами, включая Ми-24 Mk III/V (Super Hind).
-
Мировая Авиация 23
Снятый с вооружения Советской армии вертолет Ми-24А выставлен в музее ВВС в Монино. Вертолет демонстрируется с полным вооружением - блоками НАР и ПТУР "фаланга" (АТ-2 "Swatter").
-
Авиация и Космонавтика 2015-03 / В.Морозов - Над песками Огадена
Один из первых Ми-24А, прибывших в Эфиопию в 1977-1978 гг.
-
Air International 1995-09 / D.Allport - Army Aviation (2)
Mil Mi-24A Hind-A 33 Red on display at Khodynka in September 1993. This original variant of the Hind featured a large enclosed flight deck, giving a somewhat antiquated look to the helicopter - later variants featured a completely redesigned forward fuselage which gave a much more aggressive look.
-
Авиация и Космонавтика 2021-07 / М.Никольский - Скоростные вертолеты для армейской авиации США
Рекордный вертолет А-10 (Ми-24)
-
Мировая Авиация 76
ПТУР 9М17 комплекса "Фаланга-М" ставились и на вертолеты семейства Ми-24.
-
Авиация и Космонавтика 1998-03 / В.Михеев - Вертолет Ми-24
Прототип В-24 ("изделие 240", "HIND-B") Опытные экземпляры вертолета Ми-24 оснащались двумя газотурбинными двигателями ТВЗ-117А мощностью no 1700 л. с. Динамические системы, 5-лопастный несущий винт и 3-лопастный хвостовой винт были перенесены на опытный боевой вертолет с вертолета Ми-8 почти без изменений. На фюзеляжах прототипов имелись узлы крепления консолей крыла, однако само крыло было установлено только в ходе летных испытаний. Под каждой консолью крыла имелось по два пилона для подвески бомб и блоков НАР, по бортам фюзеляжа крепилось по две съемных рамы для подвески ПТУР 9М17М противотанкового комплекса "Фаланга-М". Стрелковое вооружение прототипа было представлено смонтированной в передней части кабины подвижной пулеметной установкой НУВ-1 с пулеметом А-12,7 с коллиматорным прицелом. В состав подвесного вооружения входили блоки НАР с 57-мм ракетами С5 или авиабомбы калибром до 500 кг, а также другое подвесное оборудование (бомбы подвешивались по одной под консолями крыла, другое подвесное вооружение в этом случае отсутствовало).
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
The version of the Mil Mi-24 military assault helicopter known by the NATO code name of "Hind-A”
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Ми-24Б ("изделие 241", "HIND-A")
These first illustrations of the Mil Mi-24 gunship and assault transport helicopter, which is now being deployed in substantial numbers by the Group of Soviet Forces in Germany and other components of the Soviet armed forces, depict two variants of the basic design designated by the Air Standards Co-ordinating Committee as Hind-A and Hind-B (on photo). The wings of the Hind-B differ in configuration and are set at a sharp angle of incidence. Comparable with the Sikorsky S-67 Blackhawk, the Mi-24 uses similar gearboxes, power plant, drive shafts and controls to those of the Mi-8. -
Авиация и Космонавтика 1998-03 / В.Михеев - Вертолет Ми-24
В-24 на демонстрационной площадке с ваиантами вооружения
-
Авиация и Время 1996-03 / В.Михеев - Винтокрылый штурмовик Миля /Монография/
Ми-24А ранних серий выпуска
-
Авиация и Время 1995-02 / Ю.Григорьев - Исторический очерк развития боевого вертолета /Авиасалон/
Один из первых серийных Ми-24А
-
Авиация и Время 1996-03 / В.Михеев - Винтокрылый штурмовик Миля /Монография/
Учебно-боевой вертолет Ми-24У
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v4
Ми-24А ("изделие 245", "HIND-A")
Mil Mi-24 Hind-A. -
Мировая Авиация 2
Ранняя модель вертолета Ми-24 в небе над Афганистаном. Стремительные маневры, которые требовалось совершать вертолету в очень сложных условиях, нередко приводили к авариям.
Ми-24 имел ряд прозвищ, некоторые из них - "Крокодил" и "Шайтан-арба". Афганские моджахеды боялись и ненавидели его. Скоростной, сильно вооруженный и хорошо бронированный вертолет Ми-24 стал символом советского присутствия в Афганистане. -
Авиация и Космонавтика 1998-03 / В.Михеев - Вертолет Ми-24
Ми-24А на учениях Советских Войск
-
История Авиации 2002-02 / М.Жирохов, М.Шаповаленко - Последняя классическая война XX века /Новейшая история/ (1)
Эфиопские Ми-24А и Ми-24Д на авиабазе Дебре-Зейт перед самым началом боевых действий. Весна 1998г.
Другие самолёты на фотографии: Миль Ми-24 / Ми-35 - Россия - 1969
-
АвиаМастер 2007-02 / М.Жирохов - Опаленные джунгли Камбоджи /Из истории воздушных войн/ (2)
Значительную часть вертолетного парка вьетнамских ВВС в конце 70-х годов прошлого века составляли трофейные "Белл" UH-1. Позже к ним добавились советские ударные Ми-24А. Оба этих типа винтокрылых машин активно воевали в Камбодже.
-
Авиация и Время 2001-04 / С.Сонько - Авиационный музей в Луганске
Авиационный музей в Луганске
Другие самолёты на фотографии: Aero L-39 Albatros - Чехословакия - 1968Антонов Ан-14 Пчелка - Россия - 1958Камов Ка-25 - Россия - 1961
-
Авиация и Время 1996-03 / В.Михеев - Винтокрылый штурмовик Миля /Монография/
Вооружение Ми-24А: ПТУР 9М17П, бомбы ОФАБ-100-120 и блоки НАР УБ-32А-73
-
Авиация и Космонавтика 1998-03 / В.Михеев - Вертолет Ми-24
Опытный вертолет В-24 с рулевым винтом типа фенестрон
-
Air Pictorial 1995-01
Also preserved in the training area is Mil Mi-24 Hind A No 342, devoid of rotors and engines it perches on purpose-built stone piers.
-
Авиация и Космонавтика 1998-03 / В.Михеев - Вертолет Ми-24
Макет В-24 - ранний вариант с одним двигателем
-
Авиация и Космонавтика 1998-03 / В.Михеев - Вертолет Ми-24
Установка вооружения на макете В-24
-
Авиация и Космонавтика 1998-03 / В.Михеев - Вертолет Ми-24
Макет вертолета Ми-24 (окончательный вариант)
-
Air International 1974-03
These first illustrations of the Mil Mi-24 gunship and assault transport helicopter, which is now being deployed in substantial numbers by the Group of Soviet Forces in Germany and other components of the Soviet armed forces, depict two variants of the basic design designated by the Air Standards Co-ordinating Committee as Hind-A (general arrangement drawing here) and Hind-B. The auxiliary wings of the Hind-A are set at a substantial anhedral angle and each incorporates two weapons pylons, a vertical extension at the tip usually being fitted with a double-carrier for wire-guided anti-tank missiles.
The wings of the Hind-B differ in configuration and are set at a sharp angle of incidence. Comparable with the Sikorsky S-67 Blackhawk, the Mi-24 uses similar gearboxes, power plant, drive shafts and controls to those of the Mi-8. -
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Mil Mi-24 assault helicopter, in the form known to NATO as "Hind-A"
- Фотографии