PZL PZL.104 Wilga
Страна: Польша
Год: 1962


Многоцелевой легкий самолет
Описание
Фотографии
EADS PZL 104 Wilga

  Прототип P.Z.L.104 Wilga, разработанный для замены польского P.Z.L.101 (лицензионного советского Як-12), выполнил первый полет 24 апреля 1962 года. На прототипе стоял шестицилиндровый мотор Narkiewiez WN-6 мощностью 180 л. с. Самолет представлял собой свободнонесущий высокоплан с неубирающимся шасси и закрытой кабиной. За этой машиной последовали прототипы модификаций Wilga 2P и Wilga CP с шестицилиндровыми двигателями WN-6RB2 мощностью 185 л.с. и Continental O-470-13A или O-470-L мощностью 225 л. с. соответственно. P.Z.L.104 Wilga проектировался как многоцелевой легкий самолет и в пассажирском варианте был рассчитан на перевозку четырех человек, а также мог использоваться в качестве сельскохозяйственного (с баком на 500 л химикатов), санитарного (рассчитан на пилота, медика и двух носилочных больных), для буксировки планеров, использования в аэроклубах и т. п. В серию машина пошла под обозначением Wilga 3A (для аэроклубов) и Wilga 3S (санитарный). В 1967 году самолет модернизировали, улучшив обитаемость кабины и усовершенствовав шасси. Машину запустили в серию в 1968 году под обозначением Wilga 35 с советским мотором АИ-14Р мощностью 260 л. с. Wilga 35 выполнил первый полет 28 июля 1967 года, Wilga 32 с мотором O-470-K мощностью 230 л. с. - 12 сентября 1967 года. Модификация Wilga 32 выпускалась по лицензии в Индонезии под обозначением P.Z.L.104 Gelatik 32 (с мотором O-470-R мощностью 230 л. с).
  К последующим вариантам относятся: предназначенный для аэроклубов Wilga 35A, гидросамолет Wilga 35H и пассажирский/связной Wilga 35P. Близкий к ним вариант, но разработанный с учетом требований Pt 23 FAR США, получил обозначение Wilga 80. Прототип Wilga 80/1300 с максимальной взлетной массой 1400 кг, крылом увеличенного размаха и мотором АИ-14РД мощностью 280 л. с. польской сборки построили в 1983 году.
  В конце 1990-х годов на основе Wilga 35 был разработан вариант P.Z.L.104M Wilga 2000 с мотором Textron Lycoming O-540 мощностью 300 л. с. После поглощения в 2001 году компании PZL консорциумом EADS вариант P.Z.L.104M Wilga 2000 стал выпускаться как P.Z.L.104MA Wilga 2000 - аэродинамика самолета была улучшена, на крыле появились винглеты. До декабря 2006 года, когда последний P.Z.L.104 выкатили из цеха, было построено более 1000 самолетов Wilga. Wilga стал самым массовым самолетом польской конструкции.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  P.Z.L.104 Wilga 35A

  Тип: многоцелевой легкий самолет
  Силовая установка: один звездообразный ПД АИ-14РА ЗМКБ "Прогресс" мощностью 260 л. с. (194 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость 195 км/ч; практический потолок 4040 м; дальность с максимальным запасом топлива 670 км
  Масса: пустого 900 кг; максимальная взлетная 1300 кг
  Размеры: размах крыла 11,12 м; длина 8,10 м; высота 2,96 м; площадь крыла 15,50 м2
Внешне неказистый, но удачный польский самолет с коротким взлетом Wilga впервые взлетел в апреле 1962 года с шестицилиндровым горизонтально-оппозитным двигателем Narkiewicz WN-6 мощностью 134 кВт (180л. с.). Кроме производства на заводе PZL Warszawa-Okecie в Польше, этот самолет выпускался по лицензии в Индонезии под названием Gelatik. Строилась также модель Wilga 88 с увеличенной полезной нагрузкой, усиленным шасси и измененным крылом. На рисунке изображена индонезийская машина.
Внешне неуклюжий P.Z.L.104 стал самым массовым польским самолетом, до прекращения производства в 2006 году было построено более 1000 машин. На фотографии - Wilga 35.
One of the less common types seen at the Sekolah Penerbang is the PZL-104 Gelatik, of Polish origin but produced in Indonesia by Lipnur. It is also in use as a glider tug for the Air Force Academy.
Самолет республики Сербская Краина - "Вильга". Обратите внимание, что опознавательные знаки на крыльях точно такие же, какие были в царской России.
Photograph of the PZL-104 Wilga 2 general-purpose monoplane
PZL-104 Wilga 32 general-purpose aircraft (230 hp Continental O-470-L engine)
The PZL-104 Wilga 35A, SP-WRE, is very STOL - takes off in 260 ft.- and can tow three gliders simultaneously
Wilga 35A Aeroclub version of the PZL-104 (260 hp Ivchenko AI-14R engine)
PZL-104 Wilga 35A, current production version with new tailwheel landing gear
PZL-104 Wilga 35 four-seat utility aircraft in the insignia of the Polish Air Force
A LAPIP-assembled PZL-104 Gelatik, serving with the Indonesian air arm.
Lipnur-built PZL-104 Gelatik 32 STOL utility aircraft in Indonesian Air Force insignia
"Вильга" в индонезийском авиационном музее.
Gelatik 32 Indonesian-built examples of the PZL-104 Wilga utility aircraft
A LAPIP-assembled PZL-104 Gelatik serving with Deraya Air Taxi.
Resident aircraft photographed recently at Djakarta's domestic airport include PZL-104 Gawron PK-DGC operated by Deraya
Clockwise from the bottom left are: Partenavia P.68B G-BCDK and its glazed-nose development, the P.68 Observer, D-GERD; the Polish contingent comprising agricultural PZL-106A Kruk SP-WUF, PZL-104 Wilga SP-WRE; TS-11 Iskra jet trainer SP-DOE and SZD-41A Jantar sailplane SP-3060; followed by the Swiss Pilatus Turbo-Porter HB-FFVZ, PC-11/B4 sailplane HB-1253, and tail of Turbo-Trainer HB-HOZ
Drawings of the PZL-104 Wilga 2 general-purpose monoplane
PZL-104 Wilga 35 general-purpose monoplane
PZL-104 Wilga 35A general-purpose monoplane