Мировая Авиация 182
-
Основной ядерный боеприпас "стелс-бомбардировщика" B-2 - термоядерная бомба B83, принадлежащая к ядерному оружию мегатонного класса. Особенно B83 эффективна против защищенных целей, таких как шахты МБР и подземные командные пункты. На снимке - B-2 сбрасывает учебную B83 на полигоне авиабазы Ванденберг.
Сингапур. ВВС Сингапура заказали 20 вертолетов AH-64D, первый был получен 17 мая 2002 года.
К концу 1943 года эскадрилья 368a из 151-й группы сменила свои Fiat G.50 на Macchi M.C.202. Самолеты дислоцировались на Сицилии.
Macchi M.C.202 Folgore
Самолеты SBD на борту AB "Йорктаун" (CV-10) во время первого похода в Атлантику, апрель-май 1943 года. На заднем плане - AB "Рейнджер" (CV-4).
Единственный Northrop XBT-2 (№0627) стал прототипом Dauntless - его пришлось для этого существенно доработать. XBT-2 оснащался двигателем Wright XR-1820-32 мощностью 1 000 л. с., которым позже оснащались все последующие SBD.
На серийном SBD-1 авиации КМП США хорошо видны перфорированные тормозные щитки. Все 57 самолетов SBD-1 были поставлены в 1940 году авиации КМП США, а ВМС первыми получили SBD-2 в 1940-1941 годах.
SBD из 41-й противолодочной эскадрильи следует к североафриканскому побережью. Операция "Torch", ноябрь 1942 года.
Экипаж SBD наслаждается свежим воздухом, на переднем плане - AB "Энтерпрайз", за ним - AB "Саратога". Район Гуадалканала, конец 1942 года.
SBD из 6-й противолодочной эскадрильи над авианосцем "Энтерпрайз", октябрь 1941 года. 6-я противолодочная и 6-я бомбардировочная эскадрильи стали первыми в ВМС, получившими Dauntless.
Хвост SBD, вернувшегося на свой авианосец, изрешечен вражескими пулями. Снимок датирован 1942 годом.
S-3B Viking. S-3B из 24-й противолодочной эскадрильи "Scouts" изображен на момент его похода на борту авианосца "Джон Ф. Кеннеди" (CV-67) в 1997 году. S-3B из 24-й эскадрильи первыми получили боевое крещение - в операции "Буря в пустыне".
41-я противолодочная эскадрилья стала первой эскадрильей постоянной готовности, вооруженной Viking. Затем к ней присоединилась 27-я эскадрилья (расформирована в 1994 году).
Первоначально корабельное авиакрыло имело десять S-3, затем - шесть, но позже их число выросло до восьми (они решали еще и задачи воздушных танкеров). На снимке - S-3A из 29-й противолодочной эскадрильи на ABMA "Энтерпрайз" (1970-е годы).
"Lockheed" надеялась продать самолеты Viking ФРГ или Японии, но первая оставила в строю свои Atlantic, а Япония купила P-3.
Вначале планировалось создать три варианта самолета - S-3A (на первом плане, 179 построено), транспортный US-3A (в центре, шесть переоборудованы из S-3A) и воздушный танкер KS-3A (самый дальний, не строился)
На базе MFI-9 Junior для шведских ВВС был создан MFI-9B Trainer, имевший новое хвостовое оперение и увеличенную кабину.
BN-2 Islander, G-AZZM, - один из первых серийных Trislander. Облетанный в 1972 году, он эксплуатировался в компаниях "Fairoaks Aviation", "JF Airlines" (на снимке - вместе со своим предшественником) и "Loganair", а затем был продан колумбийской "Tavina".
Люфтваффе, один из стартовых заказчиков самолета, заказали 175 легких штурмовиков Alpha Jet A для замены Fiat G.91R, но первыми сняли данные машины с вооружения.
Большинство французских Alpha Jet E имели двухтоновый верх и серый низ. Но в 1999 году была принята новая схема - только серый цвет.
Alpha Jet, AJ58, несет на четырех пилонах пару блоков НАР и четыре инертные бомбы, а на хвосте видны винглеты с антеннами системы VOR, которые применялись лишь частью эксплуатантов.
Училище летчиков-истребителей в Мекнесе (Марокко) располагает самолетами Alpha Jet H, поставленными с 1979 года. Alpha Jet H летят в окружении самолетов Alpha Jet E из 314-й учебной эскадрильи ВВС Франции.
Первый Alpha Jet бельгийских ВВС - машина сфотографирована до того, как получила зелено-коричневый камуфляж. По контракту фирма SABCA выпускала для машин носовой обтекатель и закрылки.
NAF451 с характерным обтекателем на гаргроте - второй из 24 Alpha Jet N для ВВС Нигерии. В наличии осталось 20 самолетов, но в плохом состоянии.
Пять Alpha Jet C принадлежат истребительной эскадрилье Кот-д'Ивуара, хотя лишь два из них находятся в летной годности. Заказ еще на шесть машин был аннулирован.
Самолет Macchi M.416 (Fokker S.11 Instructor) имел стабилизатор с подкосами и неубирающееся шасси.
F-15E из 422-й испытательной и оценочной эскадрильи с авиабазы Неллис несет два учебных варианта атомной бомбы семейства B61.
MC.200 VII серии выпуска.
Saetta был хорошим самолетом, но вооружение его было недостаточным.
Macchi M.C.200 Saetta (поздний вариант с полузакрытой кабиной)
Оснащенный мощным двигателем и пушечным вооружением, M.C.205V имел высокий боевой потенциал. Изображен самолет из эскадрильи 88°, 1-й авиаполк.
Lockheed PV-1 из 135-й бомбардировочной эскадрильи ВМС США, Тихий океан, 1944 год. В годы войны ВМС США закупили около 1600 самолетов PV-1.
Данный Ventura Mk II принадлежал британской 21-й эскадрилье, дислоцировавшейся в Метволде, графство Норфолк. Ventura поступил на вооружение ВВС в ноябре 1942 года, одно из первых заданий - бомбардировка 6 декабря концерна "Phillips" в Эйндховене.
Ventura также экспортировался в Австралию, Бразилию, Канаду, Нидерланды, Новую Зеландию, Францию, Японию и ЮАР (на рисунке).
С окончанием войны служба Ventura не завершилась - часть оставались в эксплуатации многие годы. Данная машина в качестве буксировщика мишеней использовалась канадскими ВВС и в 1950-х годах. Ряд машин переделали в корпоративные самолеты.
Данный Ventura Mk II (AJ206), начиная с июня 1943 года, проходил длительные испытания в Боскомб-Дауне. Mk II не подходил для европейского ТВД и был снят с вооружения в 1943 году - многие машины передали в Береговое командование британских ВВС.
Британские Ventura участвовали в налете на завод "Phillips" в Эйндховене, Нидерланды, в 1942 году.
На снимке, датируемом 25 января 1944 года, запечатлен PV-1 из 1-го авиакрыла КМП США на Бугенвиле. Вырезы в виде почтовых конвертов на внешней части консолей крыла - особенность всех самолетов, созданных на базе транспортного Model 14.
Британские ВВС и ВВС Армии США решили, что B-34 Lexington для ударов по хорошо защищенным объектам совершенно не подходит, и перевели его на учебные задачи.
По ленд-лизу британцы получили 388 PV-1, обозначенных Ventura GR.Mk V, и преимущественно передали их ВВС стран Содружества, включая и этот самолет южноафриканских ВВС.
M.C.94 поступил в эксплуатацию авиакомпании "Ala Littoria" на Атлантических маршрутах в 1936 году, часть машин оставалась в эксплуатации и в годы Второй мировой войны. Три М.C.94 в 1939 году были проданы компании из Буэнос-Айреса.
Единственный M.C.99 запечатлен во время службы в итальянских ВВС.
Итальянские самолеты периода 1930-х годов характеризовались аэродинамической "чистотой" обводов и великолепной проработкой деталей конструкции, что прекрасно видно на этом Magni Vale.
Гражданские King Air 200 эксплуатируются преимущественно в роли легких транспортных и многоцелевых, хотя некоторые используются в качестве учебных или морских патрульных самолетов. 42-я эскадрилья новозеландских ВВС (авиабаза Венуапаи) использует три взятых в лизинг самолета для подготовки летчиков многодвигательных самолетов, а также для транспортных и VIP-перевозок.
C-12R - новейший представитель King Air 200, находящийся на службе в Армии США. Он оснащен кабиной с новым приборным оборудованием. Вариант же C-12S создан на базе King Air 350.
C-12A закупали ВВС и Армия США. Ряд самолетов из состава ВВС был придан авиаотрядам американских посольств по всему миру - они летали в такой окраске.
ВВС США приобрели 82 самолета King Air 200, включая 40 C-12F, созданных на базе модификации B200C и используемых для грузовых и пассажирских перевозок (часть в 1995 году переданы Армии США и стали C-12F-3). Данная машина несет код "ZZ" - 18-е авиакрыло, авиабаза Кадена, Окинава, Япония.
ВМС США располагает двумя RC-12F (на фотографии) и двумя RC-12M, оснащенными подфюзеляжными поисковыми РЛС и используемыми для обеспечения полигонных испытаний. RC-12F дислоцируются в Баркинг Сэндс (штат Гавайи), a RC-12M - в Пойнт Мугу (штат Калифорния).
До окончания холодной войны в Европе задачи радиоразведки решали два батальона военной разведки, оснащенные RC-12D, вместе с которыми работали самолеты радиотехнической разведки RV-1D.
RC-12H из 3-го батальона военной разведки сфотографирован на авиабазе Дезедерио, Кэмп Хампфри, Южная Корея. Корейский полуостров - важный район, где обязательно применяются самолеты Guardrail.
Самолеты RC-12N из 224-го батальона военной разведки, который также располагает БЛА Hunter.
Израиль получил минимум пять RC-12D и два RC-12K (на фотографии), использующихся для разведки поля боя. Считается, что они принадлежат 191-й эскадрилье, дислоцированной в районе аэропорта Сде Дов.
Задачи Guardrail в Европе выполняет один батальон военной разведки, перевооруженный на RC-12K Guardrail Common Sensor.
Самолеты C-12 принимали активное участие в операциях "Щит в пустыне" и "Буря в пустыне", перевозя людей, запчасти и различные грузы между военными базами войск коалиции. C-12D Армии США сфотографирован в Дахране в ноябре 1990 года. C-12D в отличие от предыдущих модификаций имел грузовую дверь - на левом борту в хвостовой части, которая облегчала погрузку (выгрузку) крупногабаритных грузов. В грузовой двери имеется пассажирская дверь, которой пользуются во время пассажирских перевозок.
Экипаж RC-12 - всего два пилота, но в салоне предусмотрены места для пассажиров.
RC-12D, первый из самолетов Guardrail второго поколения (Improved Guardrail V), был направлен в Европу в распоряжение командования 7-й армии. Изображенная машина была придана 2-му батальону военной разведки в Штутгарте, который был расформирован в 1990-е годы. Самолеты RC-12D из этого батальона в рамках операции "Буря в пустыне" направлялись на авиабазу Эль-Кайсума, Саудовская Аравия.
Super King Air 200
В 2003 году ВВС Сингапура приступили к программе "Peace Vanguard Detachment", направив восемь AH-64D и 118 военнослужащих в США для осуществления учебно-боевой подготовки, включая стрельбы на американских полигонах. 30 сентября 2010 года один из вертолетов AH-64D разбился из-за проблем с силовой установкой.
Япония. Попытки Сухопутных сил самообороны Японии создать группировку вертолетов AH-64DJP пока не увенчалась успехом. Задержки с поставками сменялись нехваткой средств, в 2011 году на вооружении имелись только два AH-64DJP.
12 июля - 14 августа 2006 года: операция "Just Reward" и "Change of Direction". В ходе войны в Ливане в 2006 году израильские ВВС сыграли важную роль, нанеся около 7000 ударов по целям противника. Впрочем, даже превосходство в воздухе не помогло Израилю полностью решить поставленные задачи. Большую часть из примерно 15000 вылетов израильские летчики потратили на попытки уничтожить ракетный потенциал боевых отрядов "Хезболла", но добились неоднозначных результатов. Также ВВС обеспечивали высадку десантников и спецназовцев, а 12 августа был сбит один из вертолетов CH-53.
Королевские ВВС Нидерландов заказали 30 вертолетов AH-64D в 1996 году - до этого они арендовали 12 вертолетов AH-64A у Армии США. 301-я эскадрилья в Гилзе-Риджен имеет 21 вертолет, восемь машин временно дислоцируются в Форт Худ, штат Техас, где голландские летчики проходят обучение. В 2001 году вертолеты 301-й эскадрильи командировались в Джибути, а затем приняли участие в миротворческих операциях НАТО в Боснии и Герцеговине. В 2004 году вертолеты были переправлены в Ирак и Афганистан. Один вертолет был потерян "по не боевым причинам" 24 августа 2004 года. В феврале 2006 года шесть AH-64D были направлены в Афганистан. Вертолеты модернизированы до стандарта Block II, а с 2007 года на них устанавливается система Arrowhead MTADS/PNVS (Modernized Target Acquisition Designation Sight/Pilot Night Vision Sensor).
До поступления King Air 200/RC-12 задачи Guardrail выполняли RU-21, созданные на базе планера Queen Air и силовой установки King Air 90.
Самолеты RC-135 Cobra Ball из 45-й разведывательной эскадрильи запечатлены на авиабазе Оффатт, штат Небраска. Самолеты редко можно застать стоящими на аэродроме ввиду их очень большой занятости - приходится "работать" по всему миру.
RC-135, имеющие большую дальность полета, недавно принимали участие в операциях в Афганистане, Ираке и Ливии.
Взлет выполняет RC-135 Rivet Joint из 45-й экспедиционной разведывательной эскадрильи, 26 августа 2008 года.
RC-135 Rivet Joint из 763-й экспедиционной разведывательной эскадрильи совершил посадку после ночного боевого вылета, Юго-Восточная Азия, 2009 год.
Эксплуатация RC 135 из 763-й экспедиционной разведывательной эскадрильи требует усилий многих специалистов - экипажа, аналитика-обработчика разведданных, инженеров бортовых систем, а также оператора аппаратуры обмена данными.
Редкая фотография самолета MAK-101 с германскими опознавательными знаками.
Самолеты конструкции Махонина предполагали применение "телескопического" крыла, внешние секции консолей которого могли втягиваться внутрь его корневых частей. На фотографии - MAK-101 (MAK-123 ???) с крылом максимального размаха.
Компания "Aurigny Air Services" поддерживает парк из семи Trislander, которые летают на маршрутах между Нормандскими островами и метрополией. Самолеты отлично подходят для эксплуатации с травяных/асфальтированных ВПП аэропорта Олдерни.
Trislander, предназначенный для "Inter-Island Airways" (Сейшелы), около побережья острова Уайт во время испытательного полета. Взлет выполнен с аэродрома "Britten-Norman" в Бембридже, 1976 год. Несколько дверей в борту машины позволили отказаться от межкресельного прохода.
BN-2A Mk III-2 - один из двух самолетов, приобретенных в 1975 году "Trans-Jamaican Airlines", которая в 1985 году купила еще три машины (один из них сильно поврежден в 1988 году во время урагана).
Trislander - единственный коммерческий самолет в мире, оснащенный двумя поршневыми двигателями на крыле и одним - в хвостовой части.
G-BDTP был передан "Loganair" в июне 1977 года, эксплуатировался три года и затем был передан "Sierra Leone Airways". В 1986 году самолет вернулся в Великобританию, но в том же году был сильно поврежден во время посадки в Амстердаме.
G-BCJX, построенный в 1974 году и переданный "Air Pacific" (Фиджи). Trislander был очень популярен у "островных" авиакомпаний ввиду хороших взлетно-посадочных характеристик.
Три летающие лодки Macchi M.C.100 предназначались для коммерческих маршрутов в Средиземноморье, но в годы Второй мировой войны использовались как связные.
Дополнительное остекление позволяет идентифицировать самолет как M.B.308G.
Изображен один из аргентинских самолетов, выпускавшихся по лицензии. Они отличались двигателем Continental O-200 и перенесенными в крыло топливными баками.
German Bianco-Macchi M.B.308-100 (100 hp Continental O-200-A engine)
Из 183 выпущенных M.B.308 небольшое количество собрано в варианте гидросамолета Idro, оснащавшегося более мощным двигателем.
Изображен один из самолетов M.B.320, поставленных во Францию. Рассматривалась возможность его лицензионной постройки во Франции под обозначением Lignel VEMA-51, но планы не реализовались.
Вначале прототип M.B.323 оснащался трехлопастным воздушным винтом, но во время испытаний он получил двухлопастный винт (на фотографии).
После рекордного перелета через Ла-Манш аппарат Gossamer Albatross прошел ряд испытаний в НАСА.
Gossamer Penguin - первый самолет, работающий на солнечной энергии.
X-1 Special (Sportster) был построен только в единственном экземпляре.
MFI-10B Vipan был разработан на базе MFI-10 и оснащался более мощным двигателем Avco Lycoming - под требования шведской Армии.
Malmo MFI-10B Vipan (180 hp Lycoming O-360 engine)
Самолет Mansyu Hayabusa был разработан для работы на маршрутах марионеточного государства Маньчжоу-Га.
Компактный легкий вертолет соосной схемы Manzolini Libellula II имел высокий потенциал, но в серию не пошел.
Maranda Super 14 был создан на базе Adam R.A.14 Loisirs и активно соперничал с аналогами от "Cessna" и "Piper".
Этот SP-MAR - последний самолет, построенный до получения сертификата. Планировалось создать еще несколько вариантов EM-11, в том числе патрульный.
Перспективные самолеты специального назначения (РЭБ) вполне могут быть созданы на базе оснащенного винглетами King Air 350. На фотографии - один из возможных вариантов, RC-350, предлагаемый компанией "Raytheon" на роль самолета радио- и радиотехнической разведки.