Lockheed XV-4 Hummingbird
Страна: США
Год: 1962


Описание
Фотографии
Lockheed XV-4 Hummingbird
  
  Под обозначением VZ-10 компанией "Lockheed" были разработаны два опытных самолета с вертикальным взлетом и посадкой, оснащенных турбореактивными двигателями, непосредственно создававшими подъемную силу. Центральная часть фюзеляжа образовывала гигантскую трубу эжектора, что позволяло более чем в два раза увеличить подъемную силу. Первый из опытных самолетов, позже получивший обозначение XV-4A, был облетан 7 июля 1962 года, но только 20 ноября 1963 года был выполнен первый успешный переход из вертикального в горизонтальный полет и наоборот. Затем оба опытных самолета были переданы Армии США, которая и была заказчиком данного летательного аппарата. В конце 1966 года компания создала усовершенствованный вариант XV-4B - основным изменением стала замена двух двигателей, стоявших на XV-4A и имевших тягу 13,34 кН, на четыре двигателя тягой по 13,41 кН. Летные испытания были начаты в августе 1968 года, но после аварии в начале 1969 года от дальнейшей разработки отказались. Основные летно-технические характеристики VX-4B: размах крыла 8,25 м, максимальная масса 5706 кг, скорость 745 км/ч.
XV-4B испытывался недолго - вскоре он разбился, что наряду с сокращением бюджетных ассигнований привело к решению закрыть программу.
Lockheed XV-4A Hummingbird in horizontal flight.
Another of the VTOL prototypes that did not succeed: the Lockheed XV-4A Hummingbird with two 3,300 lb st (1500 kgp) thrust engines feeding 20 rows of multiple, rearwards-inclined nozzles which, with ejector augmentation, produced total jet lift in excess of the 7.200-lb (3269 kg) weight of the aircraft. The use of ejectors involved complex plumbing but gave a cool "foot print'' and extra thrust, and the system is again being studied for future US naval fighters.
Lockheed XV-4A Hummingbird in vertical flight.
The ejector principle was applied with notably disappointing results to the Rockwell XFV-12A and the Lockheed XV-4A (on photo).