Мировая Авиация 176
-
Российские и украинские Ан-32 активно привлекались и привлекаются к обеспечению работы миссий ООН. В 1980-е годы именно Ан-32 из состава ВВС Индии обеспечивали снабжение индийской группировки на Шри-Ланке.
Ан-32 можно отличить по большим мотогондолам. Изображенная машина принадлежит ВВС Индии (шесть эскадрилий), где он получил обозначение "Sutlej" ("Серебряный конь"). Великолепные характеристики самолета при эксплуатации в жарком климате и в условиях высокогорья сделали его очень востребованным, а индийские ВВС отдали ему предпочтение перед такими самолетами, как G222, DHC-5 и Andover.
Ан-32П предназначен для тушения пожаров и оснащен двумя наружными выливными агрегатами общим объемом 8000 л, а также может брать до 30 парашютистов-пожарников.
Изображен афганский Ми-4 - сотни таких машин применялись в роли многоцелевых и транспортных. Последним из данного семейства в эксплуатации остался вертолет Z-5, строившийся в Китае.
На снимке изображен Ми-4А, состоявший на вооружении ВВС ГДР в 1950-х годах. Сегодня вертолет выставлен в Музее Люфтваффе в Гатове (Берлин). Все европейские союзники СССР - Албания, Болгария, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Польша и Румыния - эксплуатировали Ми-4.
Финские Ми-4 часто оснащались большой оранжевой спасательной корзиной, которую можно видеть на снимке - у вертолета Ми-4, находящегося в экспозиции Музея авиации Финляндии.
Ми-4 на территории Московского Кремля. Ми-4 активно эксплуатировались советскими военными и повысили мобильность Сухопутных войск СССР.
Варианты типовой полезной нагрузки Ми-4 - 14 десантников с личным оружием, автомобиль ГАЗ-59, 76-мм противотанковая пушка или два мотоцикла с колясками. Ми-4 фактически проложил дорогу знаменитому Ми-8.
Как и все советские самолеты и вертолеты, Ми-4 показал себя в Арктике превосходной машиной.
Финские ВВС эксплуатировали Ми-4 с 1962 по 1979 год.
Во время вторжения в Ирак в 2003 году бомбардировке авиацией союзников подверглись даже авиационный музей и памятники - так пострадали изображенный старый иракский Ми-4 и трофейный иранский F-4, захваченный в годы ирано-иракской войны. Ми-4 состояли на вооружении ВС Ирака, вероятно, с 1967 года.
Во время холодной войны такие сюжеты можно было и не увидеть - B-52 в роли носителя неядерного оружия. B-52 и сопровождающий его штурмовик A-10 "Warthog" принадлежат 917-му авиакрылу Резерва ВВС США (авиабаза Барксдейл, штат Луизиана).
1-я эскадрилья РЭБ "World Watchers" (VQ-1) создана в сентябре 1955 года и вскоре получила самолеты EP-3 Orion. Данный EP-3E показан на момент его нахождения на авиабазе Агана (о. Гуам). На 2001 год эскадрилья располагала EP-3E, UP-3B и P-3C и дислоцировалась на авиабазе Уидби-Айленд, штат Вашингтон.
Самолеты Ту-95РЦ активно эксплуатировались вплоть до начала 1990-х годов, но затем постепенно были списаны и утилизированы.
Перехват советских Ту-95РЦ в годы холодной войны был обычным делом для американских и натовских летчиков. В данном случае контакт с вероятным противником установил F-4J Phantom II из 41 -й истребительной эскадрильи с авианосца "Франклин Д. Рузвельт" ВМС США.
ФРГ стала крупнейшим эксплуатантом Starfighter, получив более 900 самолетов, в основном вариантов F-104F, RF/F-104G и TF-104G.
ВВС США не купили ни одного F-104G, но самолеты использовались ими для подготовки неамериканских летчиков - в основном из Люфтваффе.
Этот 57-1317 - один из серии, включавшей 27 самолет варианта F-104D и поставленной ВВС США. Созданный на базе F-104C двухместный F-104D не имел пушки.
Итальянский F-104S и турецкий TF-104G в полете вместе с A-7D авиации Национальной гвардии США и итальянским Tornado IDS. Италия - последний эксплуатант Starfighter - списала их в 2004 году.
Японские ВВС получили 210 самолетов F-104J и двадцать F-104DJ с дублированным управлением. Многие из них затем переделали в воздушные мишени.
Lockheed F-104G Starfighter
Максимально парк самолетов TriStar компании "Delta" насчитывал 54 машины, включая несколько TriStar 500 (на фотографии).
"Cathay Pacific" приобрела 17 самолетов TriStar, включая данный TriStar 100. Последний TriStar был списан в 1996 году, его сменил A330.
Lockheed TriStar K.Mk 1
92-е авиакрыло австралийских ВВС, вооруженное самолетами P-3C и дислоцирующееся на авиабазе Эдинбург, включает две боевые эскадрильи (10-я и 71-я) и одну учебную эскадрилью (292-я).
Lockheed CP-140 Aurora
Итальянский F-104S и турецкий TF-104G в полете вместе с A-7D авиации Национальной гвардии США и итальянским Tornado IDS. Италия - последний эксплуатант Starfighter - списала их в 2004 году.
Из всего семейства Ту-95 наиболее часто самолеты авиации США и НАТО перехватывали советские самолеты целеуказания и разведки Ту-95РЦ, следившие за натовскими боевыми кораблями.
Экономичные турбовинтовые двигатели, вместительные топливные баки и система дозаправки в воздухе обеспечивали Ту-95РЦ чрезвычайно большую дальность полета.
На фотографии, сделанной с истребителя авиации ВМС США, видна деталировка самолета Ту-95РЦ - под обтекателем расположена аппаратура системы радиотехнической разведки. Слева видна пушечная установка.
Самолеты Ту-95РЦ активно эксплуатировались вплоть до начала 1990-х годов, но затем постепенно были списаны и утилизированы.
Самолет-ретранслятор Ту-142МР попадался летчикам ВВС США и НАТО реже, чем Ту-95РЦ, но представлял для западной разведки больший интерес.
Перехват советских Ту-95РЦ в годы холодной войны был обычным делом для американских и натовских летчиков. В данном случае контакт с вероятным противником установил F-4J Phantom II из 41 -й истребительной эскадрильи с авианосца "Франклин Д. Рузвельт" ВМС США.
B-52G несет израильскую управляемую ракету AGM-142 Popeye, также известную как Have Nap. Данные ракеты экипажи B-52 применяли во время операций в Косово.
В течение 1980-х годов на бомбардировщики B-52 возлагалась также задача по завоеванию господства на море - данный B-52G сфотографирован в момент сброса морской мины.
На фотографии 1985 года запечатлен B-52G, окрашенный в традиционный для середины 1980-х годов камуфляж, - зеленый и серый верх и белый низ, но затем их стали полностью окрашивать в серый цвет.
Крылатая ракета воздушного базирования AGM-86 ALCM длительное время была главным оружием B-52. Этот покрытый снегом B-52H - наглядное доказательство всепогодности данной системы.
B-52H - единственный вариант самолета "Buff", эксплуатирующийся в настоящее время. Данная двухтоновая окраска уже не применяется - используется полностью серая (Gunship Gray).
В современной войне боевое применение чаще будет происходить в ночное время - противник даже не узнает, что B-52H с новейшим обычным, неядерным, вооружением поднялись в воздух и следуют к намеченной цели. Бомбардировщики активно применялись в операциях "буря в пустыне" (Ирак) и "Allied Force" (Косово, 1999 год).
Во время холодной войны такие сюжеты можно было и не увидеть - B-52 в роли носителя неядерного оружия. B-52 и сопровождающий его штурмовик A-10 "Warthog" принадлежат 917-му авиакрылу Резерва ВВС США (авиабаза Барксдейл, штат Луизиана).
Благодаря системе EVS экипажи B-52 получили возможность совершать маловысотные полеты, причем летчики готовятся к выполнению таких полетов и в ночное время.
Итальянский F-104S и турецкий TF-104G в полете вместе с A-7D авиации Национальной гвардии США и итальянским Tornado IDS. Италия - последний эксплуатант Starfighter - списала их в 2004 году.
После службы в 3-м CAACU (Civilian Anti-Aircraft Co-operation Unit) самолет Vampire T.Mk 11 (XH304) вместе с Meteor T.Mk 7, также находившимся в годном к полетам состоянии, сформировали "Классическую пару" (Vintage Pair) британских ВВС, очень часто выступавшую на авиашоу. В 1986 году на авиабазе Милденхолл Vampire T.Mk 11 потерпел аварию.
Me 262A-1a "Белый 3". Генерал-лейтенант Адольф Галланд лично отбирал летчиков в 44-ю истребительную группу (Jagdverband 44), которую он возглавил после того, как был смещен Герингом с поста инспектора (командующего) истребительной авиацией Люфтваффе. Этот "Белый 3" - один из тех Me 262, на которых он летал весной 1945 года, одержав 7 из своих 103 побед.
Me 262A-1 а "Желтый 7". На этом самолете из 7-й истребительной эскадры обер-фельдфебель Хайнц Арнольд одержал в марте 1945 года 7 побед. Самолет несет типичный для того времени камуфляж: верх - RLM81 и RLM 82, низ - RLM76. Красно-синие полосы - принадлежность к ПВО рейха. В таком виде машина попала к союзникам 8 мая 1945 года, сегодня она выставлена в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне.
Me 262A-1a "Белый 8". Вальтер Новотны (258 побед) погиб в ноябре 1944 года на этом самолете. Достоверно не определено, был ли он сбит или причиной гибели стала неисправность истребителя. На тот момент он возглавлял "команду Новотны" - первое в мире подразделение реактивных истребителей.
Me 262A-1 а "Зеленый 4". Представлен самолет аса Теодора Вайссенбергера, с января 1945 года - командира 7-й истребительной эскадры. Последние 8 из своих 208 побед он одержал на Me 262. В хвостовой части фюзеляжа видны сине-красные полосы - отличительный знак самолетов, приписанных к ПВО рейха, а также черная полоса командира эскадры. На носовую часть фюзеляжа нанесен знак эскадры.
Me 262A-2a 9K+BN. Me 262 из 51-й бомбардировочной эскадры "Edelweiss" получили боевое крещение в Нормандии в июне 1944 года. Данная машина в ноябре 1944 года принадлежала 5-й эскадрилье этой эскадры. Самолет окрашен в стандартный камуфляж Люфтваффе типа RLM74/75, но с добавлением, как и на большинстве Me 262, элементов камуфляжа типа RLM76 (пятна серого цвета).
Стандартный камуфляж Me 262 в Люфтваффе. Ранние Me 262 окрашивались по следующей схеме: верх - RLM74 Dunkelgrau ("темно-серый") и RLM75 Mittelgrau ("средне-серый"), низ - RLM76 Lichtblau ("светло-голубой"). На схеме показана более обычная схема окраски, использовавшаяся с ноября 1944 года: верх - RLM81 Braunviolett ("коричнево-фиолетовый") и RLM82 Hellgrun ("светло-зеленый"), низ - RLM76 Lichtblau ("светло-голубой"). Новая схема была в целом схожа: верх - смесь цветов RLM81/82, а низ, киль и руль направления - цвета RLM76. В обоих случаях наносились пятна разной интенсивности цветов RLM81/82. Были и различные исключения - в конце войны, например, часть Me 262 имели верх, окрашенный в цвет RLM81.
Турецкая "Atlasjet" эксплуатирует два CRJ700 и три CRJ900 (на снимке), которые позже отправили на хранение. Утверждается, что компания намерена возобновить их эксплуатацию и набирает соответствующий летный персонал.
"Delta Connection" эксплуатирует 15 CRJ700 и 13 CRJ900. 25 сентября 2010 года ее CRJ900, выполнявший рейс №4951 из Атланты, совершил в аэропорту Нью-Йорка аварийную посадку - правая основная стойка шасси не вышла полностью. Жертв удалось избежать.
Компания "Shandong Airlines", принадлежащая компании "Air China", эксплуатирует пару CRJ700ER и пять CRJ200LR.
До слияния с "Alitalia" компания "Air One CityLiner" располагала флотом из десяти CRJ900ER, отличающихся увеличенной на 452 км дальностью полета.
Разработчик утверждает, что на CRJ1000 устранены все недостатки предшественников из семейства CRJ. Предшественники CRJ1000 зачастую описывались пассажирами как тесные и некомфортные. Первые отклики "Air Nostrum" от эксплуатации CRJ1000 - только положительные.
CRJ1000 - наглядное подтверждение тому; что потенциал семейства CRJ700 еще не исчерпан. Стартовые заказчики - "Air Nostrum" (на иллюстрации) и "Brit Air".
Испытания надежной работы двигателя при попадании воды с залитой ВПП - самые, пожалуй, зрелищные. CRJ1000 прошел тест блестяще.
Me 262C-1a V186. V186 использовался в программе испытаний и стал прототипом варианта Me 262C-1a Heimatschutzer I. В хвостовой части фюзеляжа самолет имел ракетный двигатель Вальтера, обеспечивавший большую скороподъемность. Данные о том, что ас Хайнц Бар (221 победа) во время испытательного полета на данной машине сбил вражеский P-47, вероятно, не верны.
"Willy Victor" - прозвище самолетов ДРЛО WV-2 Warning Star в ВМС США. ВВС США имели аналогичные самолеты - RC-121D.
Авиакомпании "Pan American World Airways" и TWA ввели лайнеры "Connie" в коммерческую эксплуатацию в начале 1946 года. Этот NC88838 - один из первых самолетов "Pan Am", поставлен в январе.
Ан-30 имел чрезвычайно добротную конструкцию, что позволило ему оставаться в эксплуатации у военных и гражданских заказчиков длительное время. Потенциал машины не использован до конца и до сих пор. Для улучшения обзора нос застеклили, а пилотскую кабину - приподняли.
"Открытое небо". Договор по открытому небу был подписан 24 марта 1992 года представителями 23 стран с целью укрепления доверия между государствами посредством реализации механизма контроля за военной деятельностью стран-участниц и за соблюдением действующих соглашений в области контроля над различными вооружениями. Договор по открытому небу определил механизм, согласно которому его участники могут совершать облеты территории друг друга, контролируя, таким образом, военную деятельность. Позже количество участников договора выросло до 27. Три ключевые особенности договора: обязательство стран-участниц не препятствовать облету самолетами другой страны-участницы своей территории в целях контроля за военной деятельностью или соблюдением договоров по разоружению; под действие договора попадает вся национальная территория страны-участницы, включая территориальные воды и острова; любой участник договора может получить данные от самолетов другой страны, осуществлявшей облет территории государства-участника договора. Для решения задач в рамках договора использовались различные самолеты, такие как OC-135W, Ил-14,Ту-154М и Andover C.Mk 1 (PR), а также специально доработанные российские Ан-30 (на фото), бывший болгарский, затем чешский самолет, и один Ан-30, принадлежащий Украине. В качестве целевой аппаратуры использовались аэрофотоаппараты, РЛС с синтезированной апертурой луча, ИК-системы и др. Состав оборудования различался в зависимости от типа самолета-носителя.
"Открытое небо". Договор по открытому небу был подписан 24 марта 1992 года представителями 23 стран с целью укрепления доверия между государствами посредством реализации механизма контроля за военной деятельностью стран-участниц и за соблюдением действующих соглашений в области контроля над различными вооружениями. Договор по открытому небу определил механизм, согласно которому его участники могут совершать облеты территории друг друга, контролируя, таким образом, военную деятельность. Позже количество участников договора выросло до 27. Три ключевые особенности договора: обязательство стран-участниц не препятствовать облету самолетами другой страны-участницы своей территории в целях контроля за военной деятельностью или соблюдением договоров по разоружению; под действие договора попадает вся национальная территория страны-участницы, включая территориальные воды и острова; любой участник договора может получить данные от самолетов другой страны, осуществлявшей облет территории государства-участника договора. Для решения задач в рамках договора использовались различные самолеты, такие как OC-135W, Ил-14,Ту-154М и Andover C.Mk 1 (PR), а также специально доработанные российские Ан-30, бывший болгарский, затем чешский самолет (на фото), и один Ан-30, принадлежащий Украине. В качестве целевой аппаратуры использовались аэрофотоаппараты, РЛС с синтезированной апертурой луча, ИК-системы и др. Состав оборудования различался в зависимости от типа самолета-носителя.
Для нормальной и эффективной работы Ан-30 требуется исключительно хорошая погода - в противном случае аэрофотоаппараты и другая оптико-электронная аппаратура окажутся бесполезными. При хорошей погоде самолет может "отснять" территорию площадью 5000 км2 всего за час.
Самолеты Javelin FAW.Mk 4 из состава 11-й эскадрильи позируют на камеру. 11-я эскадрилья получила большинство своих FAW.Mk 4 от 41-й эскадрильи в 1960 году - на замену Meteor NF.Mk 11. Самолеты Javelin FAW. Mk 4 эксплуатировались до весны 1962 года, на смену им пришли Javelin FAW.Mk 5.
Считалось, что, несмотря на некоторые проблемы с обслуживанием и прочностью отдельных элементов конструкции, вооруженный четырьмя 30-мм пушками ADEN и имеющий возможность подвески четырех управляемых ракет, Javelin являлся превосходным "охотником за бомбардировщиками". Этот XH881 был построен как FAW.Mk 7, но затем модернизирован компанией "Gloster" в вариант FAW.Mk 9 и уже затем передан 25-й эскадрилье.
Javelin стал дальним "охотником за бомбардировщиками", а истребитель Lightning рассматривался как "перехватчик объектовой ПВО". Изображенный на фотографии Javelin FAW.Mk 8 принадлежит 41-й эскадрилье и несет четыре УР Firestreak и два конформных топливных бака.
Эта фотография одного из первых двух прототипов GA5 дает хорошее представление о мощи Javelin. Все четыре прототипа GA5 были окрашены по представленной схеме: верх - темно-зеленый и темно-серый морской (Dark Green/Dark Sea Grey), а нижняя часть и киль - средне-серый морской (Medium Sea Grey).
Этот Javelin FAW.Mk 7 (XH712) так и не поступил в назначенную эскадрилью. Вначале он активно привлекался к различным испытаниям в Научно-исследовательском центре в Боскомб Дауне, а затем был возвращен компании "de Havilland" и использовался для испытаний УР класса "воздух-воздух" Firestreak и Red Тор (на фотографии - Firestreak). В 1959 году его модернизировали в вариант FAW.Mk 9 и отправили на хранение, позже - модернизировали в Mk 9R и в 1962 году передали в 23-ю эскадрилью. Затем самолет передали 29-й эскадрилье, а 30 июня 1967 года он был утилизирован.
Javelin FAW.Mk 4. Построено 50 самолетов, основное отличие - цельноповоротный стабилизатор, позволивший улучшить управляемость машины.
Javelin FAW.Mk 9. Выпущено 76 самолетов варианта Javelin FAW.Mk 9, модернизированных из планеров Mk 7. Отличительные особенности - новые форсированные двигатели, внешние части крыла измененной формы, штанга топливоприемника и ряд других отличий.
Javelin FAW.Mk 7. Основная серийная модификация, выпущено 142 самолета. Получили двигатели Sapphire Sa.7 и возможность применять УР Firestreak без ограничений. Вначале планировалось установить двигатель Sa.7R, но ввиду задержек при разработке он попал на самолеты лишь во время их модернизации в FAW.Mk 9.
Javelin T.Mk 3. 23 учебных T.Mk 3, имевших двойное управление, эксплуатировались в подразделении переподготовки 228 OCU с октября 1957 года по сентябрь 1961 года.
Javelin FAW.Mk 8. Последний серийный вариант Javelin, отличался форсированным ТРД Sa.7R - хорошо заметны удлиненные сопла двигателей - это отличительный знак модификаций Mk 8 и 9. Mk 8 имел те же усовершенствования, что и машины, модернизируемые из Mk 7 в вариант Mk 9. Построено 47 самолетов.
Javelin FAW.Mk 1. Собрано 40 самолетов первой серийной модификации Javelin - самолеты активно использовались для оценки и наработки опыта эксплуатации. 46-я эскадрилья получила приказ налетать как можно быстрее на своих самолетах 1000 часов, но единственной полноценной строевой частью, получившей FAW.Mk 1, стала 87-я эскадрилья в Брюггене (ФРГ).
Javelin FAW.Mk 6. 33 самолета FAW.Mk 6 отличались новым носовым обтекателем и РЛС AI.Mk 22 - взамен AI.Mk 17, применявшейся на Mk 5. В остальном Mk 6 идентичен Mk 5.
The "pen-nib" tail fairing can be clearly seen in this photograph of an F(AW)4 Javelin, XA630.
Javelin FAW.Mk 9R. Самолет на рисунке несет опознавательные знаки командира 60-й эскадрильи уинг-коммандера Майкла Миллера - буквы "MHM" (Michael Н. Miller) на киле. Черно-белые полосы и голова винторогого козла на киле - опознавательные знаки 60-й эскадрильи. Винторогий козел, обитающий в Гималаях, был выбран в качестве эмблемы в связи с тем, что эта эскадрилья в 1920-1943 годах дислоцировалась в районе Хайберского прохода в Индии, где обитали эти животные. 60-я эскадрилья была последней строевой частью, летавшей на Javelin вплоть до своего расформирования. Это произошло 30 апреля 1968 года на авиабазе Тенга (Сингапур).
Javelin FAW.Mk 9R
Построено более 400 вертолетов Harbin Z-5, большинство из них поступило в китайские Вооруженные силы (на рисунке). Считается, что часть Z-5 эксплуатировалась даже в 2011 году в авиации Китая и Северной Кореи.
Javelin стал дальним "охотником за бомбардировщиками", а истребитель Lightning рассматривался как "перехватчик объектовой ПВО". Изображенный на фотографии Javelin FAW.Mk 8 принадлежит 41-й эскадрилье и несет четыре УР Firestreak и два конформных топливных бака.
Несущий винт с жестким креплением лопастей обеспечил CL-475 лучшую управляемость, более высокую скорость полета и ряд других преимуществ по сравнению с несущим винтом с шарнирным креплением лопастей. Попытки использовать несущий винт с жестким креплением лопастей предпринимались и ранее, но только на XH-51 удалось успешно реализовать такую схему.
Lockheed's rigid rotor principle was first proven with this rather crude, piston-powered Model CL-475 test vehicle.
XH-51A Compound представлял собой комбинированный вертолет и оснащался двумя ТРД Pratt & Whitney J60-P-2.
На вертолете Model 286, как и на Model 186, был применен автомат перекоса иной конструкции, чем на CL-495. Автомат перекоса на Model 186/286 располагался в фюзеляже.
F-94B из 61-й эскадрильи истребителей-перехватчиков с авиабазы Селфридж, штат Мичиган, хорошо отличимы по рисунку "акульей пасти".
Строго говоря, F-94C был единственной модификацией, официально носившей название Starfire. На фотографии хорошо видны стреловидное хвостовое оперение, контейнеры с НАР и 946-литровые концевые топливные баки.
Две катастрофы отрицательно повлияли на продажи Electra, хотя ряд компаний все же продолжил закупки таких самолетов.
Бразильская авиакомпания "Varig" эксплуатировала три L-1049G "Super G" Super Constellations на маршрутах в Буэнос-Айрес.
Последней модификацией Constellation стал L-1649A Starliner, но он уже оказался не готов соперничать с реактивными авиалайнерами.
Super Star Constellation prototype has common Model number and registration 1649, started flight trials last October. Seating fifty-eight first-class passengers the long-range L.1649A is on order for T.W .A. and Air France (first deliveries this summer) and later, Lufthansa. V.A.R.I.G. (Brazil) and L.A.I. (Italy).
Самолет-ретранслятор Ту-142МР попадался летчикам ВВС США и НАТО реже, чем Ту-95РЦ, но представлял для западной разведки больший интерес.
C-141A StarLifter имел недостаточный объем грузовой кабины, но, тем не менее, являлся отличным военно-транспортным самолетом.
На этой известной фотографии представлен первый C-141, переданный на авиабазу Тинкер, штат Оклахома, в октябре 1964 года. Служба C-141 в ВВС США длилась 42 года.
Lockheed C-141B StarLifter
Vampire T.Mk 11 (вверху) стал первым в истории британских ВВС учебным реактивным самолетом - перед этим курсанты проходили начальную летную подготовку на учебных самолетах Provost (внизу).
Данный Vampire T.Mk 11 (XD621) принадлежал 8-й учебной эскадрилье и окрашен в цвета Учебного командования британских ВВС - серебристый с желтыми полосами. В 1950-1960 годы такие машины находились на вооружении восьми учебных эскадрилий.
В начале 1950-х годов "de Havilland" поставила Швейцарии 30 планеров от T.Mk 55, а достройка осуществлялась с использованием изготовленных по лицензии компонентов и двигателей. В 1968 году к ним добавились 14 машин, переданных британскими ВВС.
После службы в 3-м CAACU (Civilian Anti-Aircraft Co-operation Unit) самолет Vampire T.Mk 11 (XH304) вместе с Meteor T.Mk 7, также находившимся в годном к полетам состоянии, сформировали "Классическую пару" (Vintage Pair) британских ВВС, очень часто выступавшую на авиашоу. В 1986 году на авиабазе Милденхолл Vampire T.Mk 11 потерпел аварию.
Vampire T.Mk 11 (вверху) стал первым в истории британских ВВС учебным реактивным самолетом - перед этим курсанты проходили начальную летную подготовку на учебных самолетах Provost (внизу).
Ночной истребитель NF.Mk 10 изначально не предназначался для британских ВВС, но после аннулирования египетского заказа поступил в войска - как временная мера до поставки других истребителей.
Прототип G-5-7 учебного самолета Vampire Trainer впервые поднялся в воздух с аэродрома Кристчерч под управлением Дж.У. Уилсона в ноябре 1950 года. Опытные и ранние серийные машины имели хвостовое оперение как у Vampire.
В рамках маркетинговой кампании MU-2, принадлежавший швейцарскому оператору, показали на авиашоу в Париже в 1967 году.
Поисково-спасательные MU-2 японских ВВС оснащены доплеровскими поисковыми РЛС, антенны которых расположены под удлиненным носовым обтекателем.
Первые три серийных MU-2A получили ТВД Turbomeca Astazou. Эти самолеты отличимы по носовой штанге с приборно-измерительным оборудованием.
MU-2B оснащались уже ТВД Garrett TPE331, которые оставались стандартными двигателями и на машинах более поздних модификаций.
Механизация крыла MU-2 была нестандартной - вместо традиционных элеронов конструкторы использовали несколько интерцепторов.
Второй опытный самолет, XB-GUZ, был передан компании "Lockheed-Azacarte" в качестве эталонного образца.