Lockheed CL-475
Страна: США
Год: 1959
Вертолет
Единственный экземпляр
Двухместный экспериментальный вертолет
Описание
Фотографии
Lockheed CL-475

  CL-475 - первый вертолет компании "Lockheed". Он был разработан группой специалистов "Advanced Concepts Group" во главе с Ирвеном Калвером, работавшим ранее в программах P-39 и P-80 (считается, что именно он предложил известное название "Skunk Works" для подразделения перспективных программ "Lockheed"). После испытаний радиоуправляемой масштабной модели, проводившихся в 1959 году, группа разработчиков приступила к постройке двухместного экспериментального вертолета. CL-475 отличался несущим винтом с жестким креплением лопастей.
  CL-475 был облетан 2 ноября 1959 года, сразу же возникли серьезные проблемы с вибрацией - избавиться от них удалось только после внедрения трехлопастного металлического несущего винта и доработки автомата перекоса.
  Доработанный XH-51 на испытаниях продемонстрировал хорошую управляемость - летчик-испытатель, не имевший до того вообще опыта управления вертолетом, с первого же раза легко выполнил полетное задание. В последующем "Lockheed" применила несущий винт с жестким креплением лопастей в легком разведывательном вертолете, разработкой которого компания занялась в 1961 году и который, впрочем, не вызвал интереса у заказчика. Однако Армия и ВМС США заказали два опытных XH-51. После завершения программы испытаний CL-475 отправили на хранение, в 1975 году - передали Национальному музею авиации и космонавтики, а затем вертолет был отправлен в Авиационный музей Армии США в Форт-Рукере.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed CL-475

  Тип: двухместный экспериментальный вертолет
  Силовая установка: один четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения Lycoming VO-360-AIA мощностью 140 л. с., работавший вначале на двухлопастный, а затем - на трехлопастный несущий винт
  Летные характеристики: макс. крейсерская скорость 145 км/ч; дальность 120 км; статический потолок с учетом влияния земли 610 м
  Масса: пустого 737 кг; взлетная 907 кг
  Размеры: высота 2,8 м; диаметр несущего винта 9,75 м
Несущий винт с жестким креплением лопастей обеспечил CL-475 лучшую управляемость, более высокую скорость полета и ряд других преимуществ по сравнению с несущим винтом с шарнирным креплением лопастей. Попытки использовать несущий винт с жестким креплением лопастей предпринимались и ранее, но только на XH-51 удалось успешно реализовать такую схему.
Lockheed's rigid rotor principle was first proven with this rather crude, piston-powered Model CL-475 test vehicle.