Mitsubishi MU-2
Страна: Япония
Год: 1963


Двухмоторный турбовинтовой корпоративный самолет
Описание
Фотографии
Mitsubishi MU-2, Marquise и Solitaire

   В 1959 году компания "Mitsubishi" приступила к проектированию легкого транспортного самолета с двумя турбовинтовыми двигателями, которому присвоили обозначение MU-2. Однако лишь 14 сентября 1963 года в воздух поднялся первый из четырех прототипов. Он представлял собой свободнонесущий высокоплан с герметизированным фюзеляжем, убирающимся трехопорным шасси и двумя турбовинтовыми двигателями на крыле. Первыми серийными модификациями стали: MU-2A с турбовинтовыми двигателями Turbomeca Astazou; MU-2B с турбовинтовыми двигателями Garrett TPE331 и аналогичный ему MU-2D; многоцелевой MU-2C с негерметизированным фюзеляжем для Сухопутных сил самообороны Японии; поисково-спасательный MU-2E и MU-2F с усовершенствованными двигателями TPE331. Следующий вариант MU-2G имел силовую установку от MU-2F и удлиненный фюзеляж. Затем последовали модификации MU-2J с более мощными двигателями, MU-2K - с фюзеляжем от MU-2F и силовой установкой от MU-2J, их более тяжелые варианты MU-2L и MU-2M, а также модификации MU-2N и MU-2P с двигателями Garrett TPE331-5-252M.
   В 1965 году компания "Mitsubishi" открыла завод в Сан-Анджело, штат Техас, для сборки самолетов MU-2 сначала только для североамериканского рынка. Однако вскоре это предприятие стало главной сборочной площадкой и центром маркетинга, получив название "Mitsubishi Aircraft International Inc.". Чуть позже производство сконцентрировалось на других вариантах - длиннофюзеляжном Marquise, оснащенным турбовинтовыми двигателями TPE331-10-501M мощностью по 715 л.с., с экипажем из двух человек и вместимостью от семи до девяти пассажиров, а также на модели Solitaire. Последняя модель оснащалась двигателями TPE331-10-501M мощностью по 665 л.с., ее экипаж состоял из двух человек, вместимость - шесть или семь пассажиров. За исключением силовой установки, обе модели были в целом схожи с ранними MU-2N и MU-2P, соответственно. Всего к 1983 году было собрано 780 машин всех вариантов, включая 50 самолетов для заказчиков в Японии.
   Военными заказчиками MU-2 были только Силы самообороны Японии. ВВС и Сухопутные силы получили 53 самолета MU-2, причем часть из них остается в эксплуатации и сейчас. Две модификации MU-2 были приобретены Сухопутными силами самообороны Японии для использования в качестве связных и фоторазведчиков. Сюда входили четыре MU-2C и 16 самолетов MU-2K. Концевые крыльевые баки на первых MU-2C были демонтированы, а за кабиной разместили дополнительный топливный бак. Специальное оборудование включало одну вертикально установленную и одну панорамную камеры, предусматривалась возможность установки РЛС бокового обзора, а также возможность установки двух 12,7-мм пулеметов и подвески на подкрыльевых пилонах авиабомб и НАР.
   Обе модификации получили военное обозначение LR-1. ВВС Японии приобрели MU-2 в поисково-спасательном варианте и присвоили самолетам MU-2E обозначение MU-2S. Самолет имел негерметизированный фюзеляж и совершил первый полет 15 августа 1967 года. Он отличался наличием современного навигационного и радиосвязного оборудования, доплеровской РЛС в длинном носовом обтекателе, наличием блистеров по бортам под крылом и сдвижной дверью по левому борту - для сброса спасательных лодок и плотиков. Концевые топливные баки были большей емкости, благодаря чему максимальный запас топлива самолета вырос (максимальная взлетная масса возросла до 4560 кг). Поставка самолетов из партии в 27 машин началась в декабре 1967 года, еще две машины приобретены в 1987 году - уже после того, как компания "Mitsubishi" прекратила их выпуск. Кроме того, четыре самолета MU-2J были переданы подразделению японских ВВС, дислоцированному в Ириме, в 1975-1979 годах они решали задачи калибровки наземных навигационных комплексов.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Mitsubishi MU-2 Marquise

   Тип: двухмоторный турбовинтовой корпоративный самолет
   Силовая установка: два ТВД Garrett TPE331-10-501M мощностью по 715 л. с. (533 кВт)
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость 571 км/ч; практический потолок 9070 м; максимальная дальность 2583 км
   Масса: пустого снаряженного 3470 кг; максимальная взлетная 5250 кг
   Размеры: размах крыла 11,94 м; длина 12,01 м; высота 4,17 м; площадь крыла 16,55 м2
Mitsubishi MU-2 - единственные самолеты, находившиеся на вооружении Сухопутных сил самообороны Японии. 17 таких машин эксплуатировались под обозначением LR-1.
Патрульный вариант Mitsubishi MU-2E эксплуатировался поисково-спасательным авиакрылом японских ВВС.
Mitsubishi MU-2S. Поставка 27 MU-2S была начата в декабре 1967 года, еще две машины были получены в 1987 году - уже после закрытия сборочной линии на заводе «Mitsubishi». Основная задача самолетов - поисково-спасательные операции: обнаружив выживших, экипаж MU-2 сбрасывал спасательные средства и начинал патрулирование в районе, наводя поисково-спасательный вертолет, который и поднимал человека из воды.
В рамках маркетинговой кампании MU-2, принадлежавший швейцарскому оператору, показали на авиашоу в Париже в 1967 году.
Solitaire сохранил короткий фюзеляж MU-2, но предлагал ряд преимуществ, включая высокую крейсерскую скорость 579 км/ч. На снимке хорошо видны вместительные топливные баки на законцовках крыла.
Самолет MU-2 постоянно преследовали поломки и аварии, включая обледенение и проблемы с двигателями.
"Mitsubishi" активно продвигала MU-2 на американском рынке, где ей удалось добиться определенного коммерческого успеха. Обратите внимание на выступающие обтекатели на фюзеляже, в которых размещаются основные стойки шасси.
Вариант Marquise имел удлиненный фюзеляж и более вместительный салон, в том числе благодаря тому, что шасси убиралось в спонсоны по бортам фюзеляжа.
The Marquise version of the MU-2 combines high max cruise with good short-field performance.
Marquise и Solitaire были последними серийными вариантами самолета MU-2. Характерной особенностью вариантов самолета с удлиненным фюзеляжем были обтекатели шасси и большие топливные баки на законцовках крыла.
Восемь MU-2 под управлением отставных американских пилотов использовались в рамках госконтракта на авиабазе Тиндалл, штат Флорида, для обеспечения подготовки специалистов по контролю за воздушной обстановкой (Air Battle Manager).
Небольшая часть самолетов MU-2 окрашивалась в полностью темно-синий камуфляж и использовалась в качестве разведчиков и самолетов радиоэлектронной разведки, следивших за китайскими кораблями и судами. Самолеты совершали патрулирование преимущественно на малых высотах и были почти незаметны.
Mitsubishi LR-1, JGSDF photographic version of the twin-turboprop MU-2C utility aircraft
A Mitsubishi LR-1 liaison and photo-reconnaissance aircraft, as used by the various Homen-Hikotais.
LR-1 является единственным самолетом японской армейской авиации и преимущественно используется в роли связного, но при оснащении аэрофотоаппаратами может решать и задачи самолета-разведчика. Начиная с 1998 года, LR-1 постепенно заменяются на модифицированные Beech 350 Super King Air.
Поисково-спасательные MU-2 японских ВВС оснащены доплеровскими поисковыми РЛС, антенны которых расположены под удлиненным носовым обтекателем.
На данной фотографии хорошо виден вытянутый носовой обтекатель, под которым укрыта антенна поисковой РЛС, а также расположенный по бортам блистеры для наблюдателей.
Хорошая управляемость MU-2 на малых скоростях полета позволяла этим машинам эффективно действовать совместно с поисково-спасательными вертолетами, такими как этот UH-60J (на снимке). Спасательные эскадрильи японских ВВС эксплуатировали вертолеты KV-107 и UH-60J, а также самолеты MU-2S и U-125A.
Saab Aerotech Special Flight Operations aircraft can carry a variety of jammers for their electronic warfare training tasks. This Mitsubishi MU-2M SE-GMA was displayed in a typical configuration with two jamming pods under the wings. The sleeve target, laid on the ground behind the aircraft is representative of the SFO’s role of towing targets for missile and gunnery systems.
Mitsubishi MU-2 (two 562 ehp Turbomeca Astazou IIK turboprop engines)
Первые три серийных MU-2A получили ТВД Turbomeca Astazou. Эти самолеты отличимы по носовой штанге с приборно-измерительным оборудованием.
Mitsubishi MU-2 Marquise
Mitsubishi MU-2J twin-turboprop utility transport aircraft, developed from the MU-2G
Mitsubishi MU-2M STOL utility transport, powered by two 724 ehp AiResearch TPE 331-6-251M turboprop engines
MU-2B оснащались уже ТВД Garrett TPE331, которые оставались стандартными двигателями и на машинах более поздних модификаций.
Mitsubishi MU-2K utility transport aircraft (two 724 ehp AiResearch TPE 331-6-251 M turboprop engines)
Mitsubishi MU-2L (foreground) and MU-2M.
Механизация крыла MU-2 была нестандартной - вместо традиционных элеронов конструкторы использовали несколько интерцепторов.
Mitsubishi MU-2B STOL utility transport (two 605 eshp AiResearch TPE 331 turboprops)
Mitsubishi Mu-2J N22FL, the prospective VH-JML, staged through Biggin Hill on 24/11/87 on its delivery flight to Melbourne
Another Woolsington visitor, on 2/6/77, was Swedair's Mu-2B-20 SE-FGO, c/n. 102
Mitsubishi LR-1, JGSDF photographic version of the twin-turboprop MU-2C
Mitsubishi MU-2 Marquise
Mitsubishi MU-2J
Mitsubishi MU-2L (MU-2J ???) twin-turboprop utility transport