Mitsubishi MU-2
Страна: Япония
Год: 1963


Двухмоторный турбовинтовой корпоративный самолет
Описание
Фотографии
Mitsubishi MU-2, Marquise и Solitaire

  В 1959 году компания "Mitsubishi" приступила к проектированию легкого транспортного самолета с двумя турбовинтовыми двигателями, которому присвоили обозначение MU-2. Однако лишь 14 сентября 1963 года в воздух поднялся первый из четырех прототипов. Он представлял собой свободнонесущий высокоплан с герметизированным фюзеляжем, убирающимся трехопорным шасси и двумя турбовинтовыми двигателями на крыле. Первыми серийными модификациями стали: MU-2A с турбовинтовыми двигателями Turbomeca Astazou; MU-2B с турбовинтовыми двигателями Garrett TPE331 и аналогичный ему MU-2D; многоцелевой MU-2C с негерметизированным фюзеляжем для Сухопутных сил самообороны Японии; поисково-спасательный MU-2E и MU-2F с усовершенствованными двигателями TPE331. Следующий вариант MU-2G имел силовую установку от MU-2F и удлиненный фюзеляж. Затем последовали модификации MU-2J с более мощными двигателями, MU-2K - с фюзеляжем от MU-2F и силовой установкой от MU-2J, их более тяжелые варианты MU-2L и MU-2M, а также модификации MU-2N и MU-2P с двигателями Garrett TPE331-5-252M.
  В 1965 году компания "Mitsubishi" открыла завод в Сан-Анджело, штат Техас, для сборки самолетов MU-2 сначала только для североамериканского рынка. Однако вскоре это предприятие стало главной сборочной площадкой и центром маркетинга, получив название "Mitsubishi Aircraft International Inc.". Чуть позже производство сконцентрировалось на других вариантах - длиннофюзеляжном Marquise, оснащенным турбовинтовыми двигателями TPE331-10-501M мощностью по 715 л.с., с экипажем из двух человек и вместимостью от семи до девяти пассажиров, а также на модели Solitaire. Последняя модель оснащалась двигателями TPE331-10-501M мощностью по 665 л.с., ее экипаж состоял из двух человек, вместимость - шесть или семь пассажиров. За исключением силовой установки, обе модели были в целом схожи с ранними MU-2N и MU-2P, соответственно. Всего к 1983 году было собрано 780 машин всех вариантов, включая 50 самолетов для заказчиков в Японии.
  Военными заказчиками MU-2 были только Силы самообороны Японии. ВВС и Сухопутные силы получили 53 самолета MU-2, причем часть из них остается в эксплуатации и сейчас. Две модификации MU-2 были приобретены Сухопутными силами самообороны Японии для использования в качестве связных и фоторазведчиков. Сюда входили четыре MU-2C и 16 самолетов MU-2K. Концевые крыльевые баки на первых MU-2C были демонтированы, а за кабиной разместили дополнительный топливный бак. Специальное оборудование включало одну вертикально установленную и одну панорамную камеры, предусматривалась возможность установки РЛС бокового обзора, а также возможность установки двух 12,7-мм пулеметов и подвески на подкрыльевых пилонах авиабомб и НАР.
  Обе модификации получили военное обозначение LR-1. ВВС Японии приобрели MU-2 в поисково-спасательном варианте и присвоили самолетам MU-2E обозначение MU-2S. Самолет имел негерметизированный фюзеляж и совершил первый полет 15 августа 1967 года. Он отличался наличием современного навигационного и радиосвязного оборудования, доплеровской РЛС в длинном носовом обтекателе, наличием блистеров по бортам под крылом и сдвижной дверью по левому борту - для сброса спасательных лодок и плотиков. Концевые топливные баки были большей емкости, благодаря чему максимальный запас топлива самолета вырос (максимальная взлетная масса возросла до 4560 кг). Поставка самолетов из партии в 27 машин началась в декабре 1967 года, еще две машины приобретены в 1987 году - уже после того, как компания "Mitsubishi" прекратила их выпуск. Кроме того, четыре самолета MU-2J были переданы подразделению японских ВВС, дислоцированному в Ириме, в 1975-1979 годах они решали задачи калибровки наземных навигационных комплексов.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Mitsubishi MU-2 Marquise

  Тип: двухмоторный турбовинтовой корпоративный самолет
  Силовая установка: два ТВД Garrett TPE331-10-501M мощностью по 715 л. с. (533 кВт)
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость 571 км/ч; практический потолок 9070 м; максимальная дальность 2583 км
  Масса: пустого снаряженного 3470 кг; максимальная взлетная 5250 кг
  Размеры: размах крыла 11,94 м; длина 12,01 м; высота 4,17 м; площадь крыла 16,55 м2
Mitsubishi MU-2 - единственные самолеты, находившиеся на вооружении Сухопутных сил самообороны Японии. 17 таких машин эксплуатировались под обозначением LR-1.
Патрульный вариант Mitsubishi MU-2E эксплуатировался поисково-спасательным авиакрылом японских ВВС.
Mitsubishi MU-2S. Поставка 27 MU-2S была начата в декабре 1967 года, еще две машины были получены в 1987 году - уже после закрытия сборочной линии на заводе «Mitsubishi». Основная задача самолетов - поисково-спасательные операции: обнаружив выживших, экипаж MU-2 сбрасывал спасательные средства и начинал патрулирование в районе, наводя поисково-спасательный вертолет, который и поднимал человека из воды.
В рамках маркетинговой кампании MU-2, принадлежавший швейцарскому оператору, показали на авиашоу в Париже в 1967 году.
Solitaire сохранил короткий фюзеляж MU-2, но предлагал ряд преимуществ, включая высокую крейсерскую скорость 579 км/ч. На снимке хорошо видны вместительные топливные баки на законцовках крыла.
Самолет MU-2 постоянно преследовали поломки и аварии, включая обледенение и проблемы с двигателями.
"Mitsubishi" активно продвигала MU-2 на американском рынке, где ей удалось добиться определенного коммерческого успеха. Обратите внимание на выступающие обтекатели на фюзеляже, в которых размещаются основные стойки шасси.
Вариант Marquise имел удлиненный фюзеляж и более вместительный салон, в том числе благодаря тому, что шасси убиралось в спонсоны по бортам фюзеляжа.
The Marquise version of the MU-2 combines high max cruise with good short-field performance.
Marquise и Solitaire были последними серийными вариантами самолета MU-2. Характерной особенностью вариантов самолета с удлиненным фюзеляжем были обтекатели шасси и большие топливные баки на законцовках крыла.
Восемь MU-2 под управлением отставных американских пилотов использовались в рамках госконтракта на авиабазе Тиндалл, штат Флорида, для обеспечения подготовки специалистов по контролю за воздушной обстановкой (Air Battle Manager).
Небольшая часть самолетов MU-2 окрашивалась в полностью темно-синий камуфляж и использовалась в качестве разведчиков и самолетов радиоэлектронной разведки, следивших за китайскими кораблями и судами. Самолеты совершали патрулирование преимущественно на малых высотах и были почти незаметны.
A Mitsubishi LR-1 liaison and photo-reconnaissance aircraft, as used by the various Homen-Hikotais.
LR-1 является единственным самолетом японской армейской авиации и преимущественно используется в роли связного, но при оснащении аэрофотоаппаратами может решать и задачи самолета-разведчика. Начиная с 1998 года, LR-1 постепенно заменяются на модифицированные Beech 350 Super King Air.
Поисково-спасательные MU-2 японских ВВС оснащены доплеровскими поисковыми РЛС, антенны которых расположены под удлиненным носовым обтекателем.
На данной фотографии хорошо виден вытянутый носовой обтекатель, под которым укрыта антенна поисковой РЛС, а также расположенный по бортам блистеры для наблюдателей.
Хорошая управляемость MU-2 на малых скоростях полета позволяла этим машинам эффективно действовать совместно с поисково-спасательными вертолетами, такими как этот UH-60J (на снимке). Спасательные эскадрильи японских ВВС эксплуатировали вертолеты KV-107 и UH-60J, а также самолеты MU-2S и U-125A.
Первые три серийных MU-2A получили ТВД Turbomeca Astazou. Эти самолеты отличимы по носовой штанге с приборно-измерительным оборудованием.
Mitsubishi MU-2 Marquise
Mitsubishi MU-2M STOL utility transport, powered by two 724 ehp AiResearch TPE 331-6-251M turboprop engines
MU-2B оснащались уже ТВД Garrett TPE331, которые оставались стандартными двигателями и на машинах более поздних модификаций.
Mitsubishi MU-2K utility transport aircraft (two 724 ehp AiResearch TPE 331-6-251 M turboprop engines)
Механизация крыла MU-2 была нестандартной - вместо традиционных элеронов конструкторы использовали несколько интерцепторов.
Mitsubishi MU-2B STOL utility transport (two 605 eshp AiResearch TPE 331 turboprops)
Another Woolsington visitor, on 2/6/77, was Swedair's Mu-2B-20 SE-FGO, c/n. 102
Mitsubishi LR-1, JGSDF photographic version of the twin-turboprop MU-2C utility aircraft
Mitsubishi MU-2 Marquise
Mitsubishi MU-2J
Mitsubishi MU-2L twin-turboprop utility transport