Миль Ми-4
Варианты:
Миль - Ми-4 - 1952 - Россия
Страна: Россия
Год: 1952
Вертолет

Транспортный вертолет
Описание
Фотографии
Ми-4

  Ми-4 - первый военно-транспортный вертолет, созданный и принятый на вооружение в нашей стране. 5 октября 1951 года было подписано Постановление СМ СССР о создании нового вертолета, в июне 1952 года был облетан опытный образец, БД-12, и в том же году он поставлен в серию. В строевые части Ми-4 стали поступать в 1953 году.
  Ми-4 имел классическую для ОКБ М.Л. Миля схему с несущим и рулевым винтами, оснащался одним поршневым двигателем и четырехопорным шасси. Фюзеляж - типа полумонокок, двигатель - в наклонном положении в носовой части, над ним - двухместная кабина экипажа. Центральная часть фюзеляжа занята грузовой кабиной (4,15 х 1,70 х 1,6 м, объем 16 м3), оборудованной задним грузовым люком размерами 1,86x1,6 м с опускающимся грузовым трапом и открывающимися в стороны створками. По левому борту - дверь, в проеме которой монтировалась стрела с электролебедкой для подвеса груза. В кабине размещались откидные сиденья для 12 десантников, а в перегрузочном варианте - для 16 десантников. Санитарный вариант - 8 носилок, столик и сиденье для санитара. С 1957 года машины оборудовались системой внешней подвески грузов массой 1200 кг, в перегрузочном варианте - до 1600 кг. В носовой части фюзеляжа под грузовой кабиной снизу размещалась гондола для стрелка с остеклением впереди и креплением ограниченно-подвижной установки НУВ-1 с 12,7-мм пулеметом ТКБ 181.
  Ми-4 поставлялся в более чем 20 стран, часть эксплуатировались даже в 2001 году. Всего выпущено более 3200 вертолетов. Выпускался в Китае как Z-5 - построено около 540 машин.

  
Варианты

  Ми-4А: базовая серийная модификация военно-транспортного вертолета
  Ми-4ГФ: заводское название гражданского, "разоруженного", Ми-4 для использования в ГВФ
  Ми-4С: спасательный вертолет для ВВС и ВМФ
  Ми-4АВ: вооруженный Ми-4А; образец 1967 года имел комплекс вооружения К-4В в составе четырех ПТУР 9М17М "Фаланга" и 9657-мм НАР С-5М в шести блоках УБ-16-57У (либо взамен шесть 100-кг бомб или четыре 250-кг бомбы, или баки с зажигательным веществом); переоборудовано в вооруженные варианты 185 вертолетов
  Ми-4Н "Филин": опытный разведывательный ночной вариант
  Ми-4СП: специальная спасательная модификация с боковой стрелой с лебедкой, веревочной лестницей, сбрасываемыми надувными плотами и лодками
  Ми-4ПГ: опытный вариант с системой для перевозки грузов на внешней подвеске
  Ми-4СХ, Ми-4ВА, Ми-4с: сельскохозяйственные варианты
  Ми-4Л (Ми-4ВЛ): вариант для тушения лесных пожаров
  Ми-4ТАРК: телевизионный артиллерийский разведчик-корректировщик
  Ми-4Щ: полярный вариант
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
  Ми-4А

  Тип: транспортный вертолет
  Силовая установка: два поршневых двигателя АШ-82В мощностью по 1700 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость 214 км/ч; крейсерская скорость 190 км/ч; статический потолок с учетом влияния земли 1250 м; динамический потолок 5650 м; дальность полета 455 км
  Масса: пустого 4970 кг; нормальная взлетная 7500 кг; максимальная взлетная 7800 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 21,0 м; длина 26,8 м; высота 4,4 м
Ми-4А погранвойск СССР, середина 1960-х гг. Вертолет оснащен антеннами дополнительной радиостанции
Ми-4 стал первым десантно-транспортным вертолетом, принятым на вооружение советских Вооруженных сил и армий стран Организации Варшавского Договора. Во время воздушного парада в Тушино в 1956 году в ходе показательного выступления 36 вертолетов Ми-4 высадили на поле крупное и хорошо вооруженное воинское подразделение. Изображен серийный вариант вертолета.
Ми-4 СССР-Н963.
Ми-4А полярной авиации, начало 1970-х гг. Подфюзеляжная гондола демонтирована, на ее месте обтекатель
Ми-4А авиации ВМС Индонезии, середина 1960-х гг. Вертолет имел светло-серую окраску
Ми-4, середина 70-х годов.
Изображен афганский Ми-4 - сотни таких машин применялись в роли многоцелевых и транспортных. Последним из данного семейства в эксплуатации остался вертолет Z-5, строившийся в Китае.
Спасательно-транспортный Ми-4СП "28 желтый" 830-го вертолетного полка.
Ми-4 во многом был внешне схож с американским Sikorsky S-55. На фотографии - чехословацкий Ми-4.
На снимке изображен Ми-4А, состоявший на вооружении ВВС ГДР в 1950-х годах. Сегодня вертолет выставлен в Музее Люфтваффе в Гатове (Берлин). Все европейские союзники СССР - Албания, Болгария, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Польша и Румыния - эксплуатировали Ми-4.
Во времена холодной войны советское взаимодействие с Афганистаном принимало также и форму военной помощи по обновлению афганских ВВС и восстановлению авиабаз Мазари-Шариф и Баграм под Кабулом. В рамках этого перевооружения были поставлены вертолеты Ми-4 и транспортные самолеты Ил-14.
Ми-4
Финские Ми-4 часто оснащались большой оранжевой спасательной корзиной, которую можно видеть на снимке - у вертолета Ми-4, находящегося в экспозиции Музея авиации Финляндии.
Вертолет Ми-4 (или Z-5) ВВС КНА доставил почту на пограничный пост. 1970-е гг.
Пропагандисты разных стран любят одинаковые приемы, и этот снимок северокорейских авиаторов напоминает фото, публикуемые в "Советском воине". Вертолет Ми-4 ВВС КНДР доставил почту и продовольствие на отдаленную погранзаставу. Начало 80-х гг.
Испытания на привязи первого прототипа В-12
Второй летный экземпляр В-12
Носовая часть Ми-4 первых серий (правый борт)
Раскапотированный двигатель АШ-82В
Обтекатель на месте демонтированной гондолы
Кабина экипажа, главный редуктор и автомат перекоса Ми-4А
Носовая часть Ми-4А (левый борт)
Грузолюк Ми-4А в открытом положении
ПТУРС 9М17М "Фаланга" и бомбы ОФАБ-100 на Ми-4АВ
Ми-4, вооруженный 128 НУР С-5М (С-5К) и 12,7-мм пулеметом
Перегрузочный вариант вооружения Ми-4
Мировой рекордсмен, летчик-испытатель Г.В.Алферов у вертолета Ми-4
Начальник боевой подготовки Армейской авиации Ф.Ф.Прокопенко на фоне вертолета Ми-4, август 1957г.
Вертолет Ми-4, 1971г.
Летчики 696-го полка с коллегами из Чехословакии. Прага, август 1956г.
Первый Ми-4 на Камчатке
Командировка в Индию. Л. Антропов третий слева во втором ряду
Ми-4 из 373-го ТАП. Кабул, 1978г.
Ми-4 в Государственном музее авиации в Украине
Ми-4 на территории Московского Кремля. Ми-4 активно эксплуатировались советскими военными и повысили мобильность Сухопутных войск СССР.
Варианты типовой полезной нагрузки Ми-4 - 14 десантников с личным оружием, автомобиль ГАЗ-59, 76-мм противотанковая пушка или два мотоцикла с колясками. Ми-4 фактически проложил дорогу знаменитому Ми-8.
Взаимодействие танкистов и вертолетчиков
Основным транспортно-десантным вертолетом Советской Армии в 60-е годы был Ми-4
Поступление на вооружение Советской Армии десантно-транспортных вертолетов Ми-4А позволило усовершенствовать тактику боевых операций.
На Ми-4А доставлена 57-мм противотанковая пушка
Отрабока взаимодействия во время учений
Ми-4А транспортирует груз на внешней подвеске. Бортовой номер 07 - желтый. Южная группа войск, Венгрия
Ми-4А в роли воздушного крана
Перевозка грузов на внешней подвеске
Наведение вертолетом Ми-4 понтонного моста через реку Неман близ г.Каунас. Август 1959г.
Ми-4
Як-24 и Ми-4 696-го полка на параде в Тушино, 1961г.
Ми-4 первыми из вертолетов стали эксплуатироваться в арктических районах, решая широкий круг задач, - от ледовой разведки до помощи геологам.
"Воздушная полуторка" геологов
Как и все советские самолеты и вертолеты, Ми-4 показал себя в Арктике превосходной машиной.
Военные летчики 830-го вертолетного полка, как наиболее подготовленные для полетов в северных широтах, привлекались к работам и по гражданским заданиям. Ми-4 с гражданской регистрацией оказывает помощь оленеводам Мурманской области.
Вертолет Ми-4 в Каире
Десантно-транспортный вертолет Ми-4
Учения вооруженных сил Китая. Снимок из журнала "АвиэйшнУик" за 1957г. Этот вертолет Ми-4 перегнал в КНР экипаж 696-го полка
Ми-4 б/н "01 желтый". На заднем плане - Ми-24 б/н "73 красный", зимой 1974-75гг. проходивший на аэродроме Североморск-1 эксплуатационные испытания в условиях севера.
Бортмеханик Е.Меньшиков на Ми-4.
Испытания сельхозварианта Ми-4
Ми-4СХ - сельскохозяйственный вариант, оснащенный опрыскивателем для жидких химикатов с баком емкостью 1600 л или распылителем для твердых химикатов массой до 1 000 кг. Расход химикатов - 18 л/сек, фронт опрыскивания на скорости 60 км/ч - от 40 м до 80 м.
Заправка Ми-4Л огнегасящей жидкостью на режиме висения
Ми-4 - постановщик мин
Ми-4 - ретранслятор
Ми-4СП б/н "28 желтый" 830-го вертолетного полка.
Бортовая лебедка на Ми-4СП
Летчик-испытатель Ю.А.Гарнаев покидает вертолет Ми-4 перед отстрелом лопастей
Уникальный эксперимент по отстрелу лопастей несущего винта на Ми-4
Ми-4А "Дойче Люфтганзы".
Транспортно-десантные Ми-4А ВВС Югославии
ВВС Финляндии эксплуатировали в 1969-1979 годах три Ми-4, сегодня один Ми-4 (HR 3) выставлен в Авиационном музее в Вантаа.
Финские ВВС эксплуатировали Ми-4 с 1962 по 1979 год.
Индийцы активно использовали Ми-4 для доставки десантников
Доставка раненого к индийскому Ми-4. Пограничный конфликт между Индией и КНР, 1962г.
Ми-4 ВВС Индии над Ладакхой
Mil Mi-4 helicopter in service with the Indian Air Force
Индонезийский Ми-4.
Инструкторы и курсанты у вертолета Ми-4.
Грузовая кабина Ми-4А
Ми-4А - наглядное пособие для изучения конструкции летательных аппаратов. Ангар КМУГА, декабрь 1994г.
Поломка Ми-4 11 декабря 1958 года.
Ми-4А Полярной авиации, потерпевший аварию в тундре
Авиапроисшествие с Ми-4 командира воздушного судна Штильфуса Ф.И., 1972г.
Во время вторжения в Ирак в 2003 году бомбардировке авиацией союзников подверглись даже авиационный музей и памятники - так пострадали изображенный старый иракский Ми-4 и трофейный иранский F-4, захваченный в годы ирано-иракской войны. Ми-4 состояли на вооружении ВС Ирака, вероятно, с 1967 года.
Ми-4А