Zlin Z-37 Cmelak
Страна: Чехословакия
Год: 1963


Одноместный сельскохозяйственный самолет
Описание
Фотографии
Let Z-37 Cmelak

  Работы по проектированию самолета сельскохозяйственной авиации Z-37 Cmelak ("Шмель") были начаты в Чехословакии в 1961 году, а опытный самолет XZ-37 совершил свой первый полет 29 марта 1963 года. Он представлял собой свободнонесущий низкоплан преимущественно металлической конструкции (но в некоторых местах имел полотняную обшивку) и с неубирающимся шасси с хвостовым колесом. Самолет был рассчитан на одного пилота. Закрытая кабина располагалась перед баком с химикатами.
  Позади бака с химикатами было установлено сиденье, которое при необходимости могло использоваться для размещения оператора груза или механика. Кроме того, в зимнее время после установки сменного лыжного шасси самолет мог использоваться для перевозки почты или грузов. Машина могла также применяться и для буксировки планеров.
  Серийный самолет оснащался звездообразным двигателем Avia M 462RF мощностью 315 л.с., но минимум один самолет в процессе разработки был оснащен двигателем Continental мощностью 300 л.с. Поздние серийные Z-37A отличались усиленной конструкцией, рядом усовершенствований и более широким использованием некорродирующих конструкционных материалов, включая нержавеющую сталь.
  К моменту окончания серийного выпуска самолетов Z-37A в 1977 году завод покинули 600 машин всех модификаций, включая 27 двухместных учебно-тренировочных Z-37-2 Sparka. Были также построены два самолета Z-37-2C с двумя местами для пассажиров.
  В дополнение к применению внутри страны эти самолеты активно поставлялись в Болгарию, Великобританию, Венгрию, ГДР, Индию, Ирак, Польшу, Финляндию и Югославию. В 1981 году была построена дополнительная партия из 40 самолетов, а 6 сентября 1981 года компания "Let" облетала прототип самолета XZ-37T, оснащенного турбовинтовым двигателем Walter M 601B мощностью 691 л.с. Вскоре за ним появились такие машины, как серийный Z-37T (затем Z-137T) Agro Turbo, оснащенный турбовинтовым двигателем Motorlet M 601Z, учебно-тренировочный самолет с двойным управлением Z-37T-2 (затем Z-237), а также трехместный вариант Z-437 Kurier.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Let Z-37 Cmelak

  Тип: одноместный сельскохозяйственный самолет
  Силовая установка: один звездообразный ПД Walter M 462 мощностью 315 л. с. (235 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 270 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1500 м - 183 км/ч; практический потолок 4000 м; дальность при нормальной крейсерской скорости 640 км
  Масса: пустого 1043 кг; максимальная взлетная 1850 кг
  Размеры: размах крыла 12,22 м; длина 8,55 м; высота 2,90 м; площадь крыла 23,80 м2
  Полезная нагрузка: до 600 кг
ADS (Aerial) Ltd.'s Z-37 Cmelak G-AVZB
RSz Z-37 Cmelak agricultural aircraft HA-MGV. A Czech design, the Cmelak is widely used throughout Eastern Europe and several examples are also on the British register
Let Z-37A Cmelak single-seat agricultural aircraft, photographed prior to delivery to a customer in India
Let Z-37-A Cmelak, current production version (315 hp M 462 RF engine)
Z-37 Cmelak agricultural aircraft with dry chemical distributor (310 hp M462 engine)
Z-37 Cmelak оказался весьма популярной машиной, его покупали даже в Великобритании и США. В 2011 году в эксплуатации находилось еще множество таких самолетов.
XZ-37T Turbo-Cmelak отличался частично герметизированной кабиной и мог развивать рабочую скорость порядка 140-160 км/ч.
Photograph of the Let Z-37A-2 two-seat training version of the Z-37A Cmelak agricultural aircraft
Three-view drawing of the Let Z-37A-2 two-seat training version of the Z-37A Cmelak agricultural aircraft
Registered OK-072, this prototype of the Zlin Z-37T made its first flight on 12 July 1983 and is seen here in production configuration with winglets and dorsal fin