Zlin Z-42 / Z-142 / Z-242
Страна: Чехословакия
Год: 1967


Two-seat light training and touring aircraft
Описание
Фотографии
Zlin Z42 и Z43

  Если семейство Z.26 было в основном предназначено для пилотажа, потребность в учебном и туристическом самолете с рядным расположением экипажа привела к созданию Zlin 42, прототип которого взлетел 17 октября 1967 года. Оснащенный двигателем M137A, Zlin 42 мог использоваться и для буксировки планеров.
  Его четырехместный вариант Zlin 43, взлетевший в декабре 1968 года, был оснащен 210-сильным (157 кВт) ПД Avia M337. Оба варианта имели 80% общих конструктивных элементов и были запущены в серийное производство. Zlin 43 имел более широкую и длинную кабину, вмещавшую четыре сиденья.
  Прототип серийного варианта Z.42, получивший обозначение Zlin 42M, совершил первый полет в ноябре 1972 года. Было построено около 250 самолетов, оснащенных винтом с постоянной скоростью вращения и увеличенным хвостовым оперением, аналогичным используемому на Zlin 43. Дальнейшим развитием этого варианта стал Zlin 142 с таким же двигателем, как у Zlin 43. Он совершил первый полет в декабре 1978 года, а производство было развернуто в 1981 году.
  Выпуск Zlin 43 начался в 1972 году, но построили всего 80 самолетов к моменту завершения производства в начале 1977 года. С 1970 по 1995 годы фирма «Zlin» построила в общей сложности 698 Z.42/43/142.
  Пять Z.43 были поставлены Алжиру в 1991 году под обозначением Safir 43. Алжирские Z.142 несут обозначение Fimas 142. Военными покупателями Zlin 42 и 43 были Чехословакия, ГДР и Венгрия. Z-142 продавались Алжиру, Болгарии, Кубе и Республике Чехия, a Zlin 242 - Македонии, Мексике, Перу, Словении и Македонии. Два Zlin 142 использовались в 2007-2009 годах тамильскими сепаратистами при нападениях на военные объекты в Шри-Ланке.
  В 2001 году фирма «Zlin» сосредоточилась на выпуске самолетов Z.142C (последнем сериином варианте Z.142), Z.242L - варианте Z.142 с ПД Lycoming и четырехместного легкого аэроплана Z.143.
Zlin 142 являлся дальнейшим развитием двухместного Zlin 42 с увеличенным фонарем кабины и обтекателями на стойках шасси. Он стал самым популярным легким самолетом компании.
ГДР была основным военным покупателем Zlin 43. Эскадрилья ВВС ГДР Verbindungsstaffel 14 использовала 12 таких машин в качестве связных.
"Злин 466" (Z-242) ВВС Перу
Zlin 42 M two-seat light training and touring aircraft (180 hp Avia M 137 AZ engine)
Zlin 42 M two-seat light training and touring aircraft (180 hp Avia M 137 AZ engine)
Zlin 43 two/four-seat light training and touring aircraft (210 hp M 337 A engine)
Z 43 S ambulance version of the Zlin 43 two/four-seat light aircraft
Zlin-142 авиакомпании LOM, используемый для подготовки пилотов ВВС
Учебные самолеты Zlin 242L (на фото) и UTVA-75A21 сыграли свою роль в становлении ВВС Македонии
Z-242L ВВС Македонии
Z-242L ВВС Словении
Zlin 43 two/four-seat light training and touring aircraft