Arado Ar.196
Страна: Германия
Год: 1937


Двухместный разведывательный и патрульный самолет корабельного или берегового базирования
Эксклюзивная организация свадьбы под ключ.
Описание:
Ar.196
Arado Ar 196
Фотографии

Ar.196

Катапультный и базовый морской разведчик. Одномоторный цельнометаллический моноплан на двух поплавках (все серийные машины).
Создан в КБ "Арадо флюгцойгверке" под руководством В. Блюме. Опытные Ar 196V1 и Ar 196V2 вышли на испытания летом 1937 г. С ноября 1939 г. начали выпуск установочной серии Ar 196A-0, а с весны 1939 г. пошла массовая серия. Ar 196 строили на заводах "Арадо" в Варнемюнде, SNCA в Сен-Назере (Франция) и "Фоккер" в Амстердаме (Нидерланды). Всего изготовили 493 экз., в т.ч. во Франции-23, в Нидерландах - 69.
Ar 196 состоял на вооружении в Германии с июня 1939 г., в Болгарии - с осени 1942 г., в Румынии - с 1943 г.
Экипаж - 2 чел. Двигатель BMW 132K. Стрелковое вооружение - в зависимости от модификации, бомбы до 100 кг.
Основные серийные модификации:
  - Ar 196A-1, катапультный разведчик, вооружение 2x7,9;
  - Ar 196A-2, базовый ближний разведчик, вооружение 2x20+1x7,9;
  - Ar 196A-3, аналог Ar 196A-2 с усиленным планером;
  - Ar 196A-4, катапультный аналог Ar 196A-3;
  - Ar 196A-5, базовый ближний разведчик на базе Ar 196A-3 с измененным оборудованием, вооружение 2x20+2x7,9.
В июне 1939 г. первые Ar 196A-1 были установлены на "карманном линкоре" "Адмирал граф Шпее" С августа производилась замена ими старых Не 60 на всех крупных боевых кораблях. К началу войны новые разведчики успели получить "Дойчланд" ("Лютцов"), "Шарнхорст", "Гнейзенау", "Адмирал Шеер" и "Принц Ойген". Позднее этот список значительно расширился. По одному Ar 196A-1 получили вспомогательные крейсера "Тор", "Орион", "Атлантис", "Пингвин" и "Комета". Вспомогательные крейсера в 1940-1941 гг. успешно действовали на линиях судоходства противника в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. Самолеты не только отыскивали для них суда-цели, но и стремились задержать их и лишить связи. Они обстреливали пароходы из пулеметов и рвали кошками антенны.
С начала 1940 г. новые разведчики начали применяться с береговых баз на Балтике и в Северном море. В апреле 1940 г. Ar 196A участвовали в захвате Дании и Норвегии, в мае атаковали и захватили английскую подводную лодку "Сил". В свою очередь, норвежцы 8 апреля захватили разведчик с крейсера "Адмирал Хиппер", впоследствии перегнанный в Англию.
В мае 1941 г. линкор "Бисмарк" использовал свои самолеты как истребители против английских летающих лодок "Каталина". С июля того же года Ar 196A начали охоту за противолодочными самолетами британских ВВС над Бискайским заливом и Ла-Маншем. С 1941 г. они вели боевые операции также в Эгейском, Адриатическом и Балтийском морях, в восточной части Средиземного моря, в полярных водах у побережья Северной Норвегии. Вели разведку, поиск подводных лодок, атаковали легкие суда и тихоходные самолеты, осуществляли спасательные операции. С 1943 г. немцы применяли их и на Черном море наряду с самолетами румынских ВВС. Они активно действовали как истребители против устаревших советских летающих лодок МБР-2.
В Норвегии и Средиземноморье эти машины воевали до 1944 г. С начала 1944 г. Ar 196 постепенно снимаются с вооружения в Германии, но на Балтике эти машины служили до конца войны.
Ar 196 прекратили строить во Франции в марте 1943 г., в Германии - в марте 1944 г., в Нидерландах - летом того же года.
С вооружения в Германии Ar 196 официально не снимался вплоть до капитуляции.
Румыния обладала двумя эскадрильями самолетов этого типа. Они вели разведку, противолодочное патрулирование и спасательные работы. Болгарские самолеты в основном патрулировали прибрежные районы и искали плавающие мины. Они эксплуатировались и некоторое время после окончания войны.
В Советском Союзе трофейные Ar 196A служили в авиации морской пограничной охраны до начала 50-х гг.


Ar 196A-1||
Размах:||12,4 м
Длина:||10,95 м
Моторы, количество х мощность:||1х 960 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2950 кг
Максимальная скорость:||310 км/ч
Практический потолок:||6000 м
Дальность:||560 км

Arado Ar 196

Осенью 1936 года технический отдел министерства авиации Германии выдал задание на запускаемый с катапульты гидросамолет - для замены Heinkel Не 60. Требовалось создать двухместную машину с одно - или двухпоплавковым шасси и двигателем мощностью 800-900 л. с. После рассмотрения поступивших предложений для дальнейшей разработки были приняты биплан Focke-Wulf Fw 62 и моноплан Arado Ar 196.
  Конструкция Ar 196 была типичной для фирмы: фюзеляж имел ферму из стальных труб с металлической обшивкой в носовой части и полотняной - в хвостовой. Двухлонжеронное крыло имело металлическую обшивку. Консоли шарнирно крепились к фюзеляжу в районе задней кромки и могли складываться назад после отсоединения подкосов между крылом и поплавками. В каждом из двух поплавков размещался топливный бак.
  Испытания первого и второго прототипов, Ar 196 V1 и V2, проходили летом 1937 года, практически одновременно с испытаниями прототипов самолета Fw 62, но последний по всем параметрам уступал Arado, и дальнейшую его разработку прекратили. Четыре первоначально заказанных прототипа Ar 196 были оснащены двигателем BMW 132De мощностью 880 л. с. Два из них построили в варианте Ar 196A с двумя поплавками, а еще два - Ar 196 V3 и V4 - в варианте Ar 196B, с одним основным поплавком увеличенных размеров и двумя подкрыльевыми, стабилизирующими поплавками.
  На четвертом прототипе впервые установили вооружение, состоявшее из двух 20-мм крыльевых пушек и одного 7,92-мм пулемета по правому борту в носовой части фюзеляжа. Пятый прототип, Ar 196V5, построенный по стандарту Ar 196B, был оснащен новой кабиной и более мощным двигателем BMW 132K мощностью 960 л. с, вращавшим трехлопастной винт изменяемого шага.
  Хотя гидродинамические испытания не выявили очевидных преимуществ той или иной схемы размещения поплавков, предпочтение все же было отдано двухпоплавковому варианту, и последовал заказ на 10 предсерийных машин.
  В общей сложности было построено более 500 самолетов Ar 196A, включая машины, изготовленные во Франции в 1942-1943 годах, и те, которые выпускались голландской фирмой "Fokker" с апреля по август 1943 года. Первым кораблем, оснащенным самолетами Ar 196, стал "карманный линкор" (тяжелый крейсер) "Адмирал граф Шпее".
  Ar 196 несли службу практически на всех фронтах, а также находились на вооружении ВВС Болгарии и Румынии. На раннем этапе войны паре Ar 196A-2 из состава 1-й авиаэскадрильи 706-й авиагруппы береговой обороны, базировавшейся в датском Ольборге, даже удалось захватить в плен британскую субмарину "Тюлень", которая в проливе Каттегат наскочила на собственную мину и вынуждена была всплыть.


Варианты

  Ar 196A-0: партия из 10 предсерийных самолетов, оснащенных бомбодержателями и вооруженных одним 7,92-мм пулеметом в задней кабине
  Ar 196A-1: 20 самолетов с незначительными доработками, построенные в 1939 году и использовавшиеся на немецких боевых кораблях. Самолет с тяжелого крейсера "Адмирал Хиппер" был захвачен в Норвегии англичанами и в 1940 году проходил испытания в Хеленсбурге
  Ar 196A-2: вариант для патрулирования прибрежной зоны с усиленным вооружением из двух крыльевых 20-мм пушек и одного 7.92-мм пулемета в носовой части
  Ar 196A-3: модификация с усиленной конструкцией планера, новым радиосвязным оборудованием и трехлопастным винтом изменяемого шага. Модель выпускалась компаниями SNCA во Франции и "Fokker" в Голландии
  Ar 196A-4: катапультный вариант Ar 196A-3. было заказано 24 самолета для замены A-1 в авиаэскадрильях самолетов корабельного базирования
  Ar 196A-5: последний серийный вариант с улучшенным радиосвязным оборудованием и парой 7.92-мм пулеметов на задней турели. Последний из партии в 91 самолет выпущен фирмой "Fokker" в августе 1944 года
  Ar 196B-0: опытный вариант с одним центральным и двумя стабилизирующими поплавками, проходивший испытания в 1940-1941 годах
  Ar 196C: проект модификации с улучшенной аэродинамикой, разработка прекращена в 1941 году


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Arado Ar 196A-3

  Тип: двухместный разведывательный и патрульный самолет корабельного или берегового базирования
  Силовая установка: один двигатель воздушного охлаждения BMW 132K мощностью 960 л. с. (716 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4000 м - 310 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 255 км/ч; скороподъемность у земли 300 м/мин; практический потолок 7000 м; дальность полета 1070км
  Масса: пустого 2990 кг; максимальная взлетная 3730 кг
  Размеры: размах крыла 12,40 м; длина 11.00 м; высота 4.45 м; площадь крыла 28,40 м
  Вооружение: две 20-мм пушки в крыле, один 7,92-мм пулемет в носовой части фюзеляжа и один аналогичный пулемет на турели в задней кабине; две 50 кг бомбы под крылом
Все модификации самолета Ar 196 успешно несли службу в Люфтваффе на всем протяжении Второй мировой войны.
Ar 196 из SAGr.126 - участник боя с парой МБР-2 24.08.1941г.
Arado Ar 196A-3 of Bordflieger Gruppe 196 (1940)
"Арадо" Ar 196 из состава 2./SAGr.125, 1943г.
Ar 196A-5. Гидросамолет Ar 196A-5 из 2./SAGr-125 в течение 1943 года действовал в Восточном Средиземноморье и над Эгейским морем; на вооружении истребительных групп также состояли летающие лодки Blohm und Voss BV-138. Позже подразделение было переформировано в 4./SAGr-126.
Трофейный Ar 196A-1 с мотором АШ-62ИР, модернизированный в НИИ-15 ВМФ СССР группой А.П.Голубкова, 1951г.
Первый прототип Ar 196V1 имел два поплавка, что стало стандартным вариантом. Роговая аэродинамическая компенсация на руле направления была снята на V2, в остальном самолеты были очень схожи.
The first A-series prototype, the Ar 196 V1 D-IEHK, which commenced its test programme in the summer of 1937, this quickly being joined by the virtually identical second A-series prototype, the Ar 196 V2 D-IHQI.
Опытный самолет Ar 196V1
Первый и второй прототипы Ar 196 имели два поплавка, а третий, четвертый и пятый (серии В) - один центральный поплавок и поддерживающие подкрыльевые поплавки. На фотографии второй прототип без вооружения взлетает с помощью катапульты.
The Ar 196 V4 D-OVMB, the second B-series prototype, which featured redesigned stabilising floats, lighter and simplified float bracing, and was the first aircraft to carry the armament later standardised for the Ar 196A-2.
The first B-series prototype, the Ar 196 V3 D-ILRE, which, together with the second B-series prototype, underwent comparison trials at Travemunde with the A-series prototypes.
Ar 196V-3 отличался от своих предшественников наличием одного большого центрального поплавка; стандартным стал вариант с двумя поплавками.
Гидросамолет Ar 196 на гидробазе в Норвегии
Ar 196 был разработан для замены старых гидросамолетов, которыми оснащались большие корабли Кригсмарине. Самолет взлетал с корабля с помощью катапульты и поднимался на корабль после полета при помощи подъемного крана. На снимке: испытания одного из прототипов.
Ar 196A перед стартом с корабельной катапульты
Эскадрильи корабельного базирования 96 и 5./196 первоначально базировались на Вильгельмехафен и Киль-Холтенау. На фотографии: самолет на борту тяжелого крейсера "Принц Ойген".
Here, a ground crewman prepares the beaching cables that were carried on the Arado for attachment to the big crane in the background of the photo so that it can be hoisted back into the water for its next flight. The crane was also used to transfer the aircraft to and from shipboard if they were assigned to sea duty with one of the Kriegsmarine's capital ships.
The large crane hook is being guided toward the lifting cables of this Ar 196A-3. This aircraft is armed with a pair of SC50 110 lb bombs; one slung under each wing. Notice the rear-firing MG15 machine gun on its mount in the rear cockpit.
Самолеты Ar 196 летали над всеми прибрежными водами оккупированной Гитлером Европы, эти гидропланы базировались на всех крупных кораблях военно-морского флота Германии. Самые большие линкоры "Бисмарк" и "Тирпиц" несли по четыре Ar 196.
This shot shows the mixed construction used on the Arado Ar196. The cowling and forward fuselage skinning is of lightweight metal alloy, while the rear fuselage is made up of metal tubing, wood stringers, and a skinning of tightly stretched and doped fabric. The pilot of the aircraft wears a summer one-piece flight suit and is armed with either a Walther PP or Walther PPK automatic pistol in the holster on his belt.
This late model Ar 196A-5 of Bordfluggruppe 196 is fitted with a twin MG81Z 7.92 mm machine gun in the rear cockpit. This machine gun unit was belt fed, as opposed to the earlier MG15, which was drum fed. Bordfl. Gr. 196 was a unit which supplied its aircraft to the high seas fleet for operations off cruisers and battleships via catapult launches.
A striking view of the big Ar 196A-3 floatplane being brought up from the beaching ramp on a wheeled dolly towed by a tractor. This floatplane was armed with a single forward-firing MG17 in the forward fuselage firing through the cowling, a pair of 20mm MG/FF cannon in the wings, and a defensive MG15 machine gun fired from the rear cockpit.
An Ar 196A-3 of 2./SAGr 125 apparently moored in Suda Bay, Crete, in the summer of 1943
T3+BH, an AS of Bordfl. Gr. 196 is prepared for a flight. This is a rather unique shot of a German military aircraft because of the worn and weatherbeaten condition of the wings and horizontal tail surfaces. Regardless of the weather or other conditions, as long as the supplies and labor were available, the Germans worked long hours to keep their aircraft in tip-top condition and appearance.
The big BMW radial engine whips up a fine spray in the faces of the ground crew personnel as they guide this floatplane down the ramp toward the water. These aircraft were of hardy construction and could withstand the rigors that came from operations on the high seas for months at a time.
Поплавковый разведчик "Арадо-196". Немцы активно использовали эти машины в боях на Баренцевом море.
Успешной операцией Ar 196 в начале его службы стал захват британской субмарины "Сил", в котором участвовали два самолета 1-й эскадрильи 706-й авиагруппы берегового базирования. Экипаж подлодки, подорвавшейся на мине, сдался после обстрела и сброса бомб с Ar 196.
6W+YN, an Ar 196A-3 of See Aufklarungs-Gruppe 128 (Marine Reconnaissance Group 128) roars out of the calm waters off the French coast near Brest in the early spring of 1943. Only a few months later this unit had been transferred to the south of France where the aircraft operated over the Mediterranean Sea.
Самолет Arado Ar 196 обладал превосходной управляемостью как на воде, так и в воздухе. В начале эксплуатации его тяжелое вооружение было грозой для морских патрульных самолетов противника, хотя по ходу войны ситуация полностью изменилась.
Во время рейдов на Констанцу советским летчикам приходилось встречаться над морем с немецкими гидросамолетами Ar 196
An Ar 196A-3 of 4./Bordfliegergruppe 196 operating in the North Adriatic in the autumn of 1943.
An Arado floatplane takes off from a small protected Greek harbor for a patrol of her assigned sector in the Agean Sea. She carries offensive armament in the form of a pair of SC50 bombs slung under her wings and she bears the white fuselage band of aircraft assigned to operate in the Mediterranean theater of operations.
The Arado Ar 196A Two-seat Reconnaissance Seaplane (900 h.p. BMW 132 engine).
Ar 196A-2 в полете
В ноябре 1939 года начались поставки Ar 196A-2 - первого серийного варианта с мощным вооружением, обеспечивавшим самолету высокую огневую мощь и возможность решать широкий круг задач.
An Ar 196A-2 of an unidentified unit. The muzzle of the starboard MG FF cannon and the starboard ETC 50/VIII bomb rack may just be seen.
Banking gently, showing a pair of light French depth charges under her wings, an Ar 196 flies on patrol over the North Sea. Although this aircraft is attached to an operational Luftwaffe unit, the code letters designating the unit are too small to be legible.
With nothing to light her way except for the Arctic sun and its reflection on the Norwegian waters, this Arado Ar 196 heads out to sea, fog and eventual darkness brought about by only two or three hours of light every 24 hours during the Scandanavian winter months.
Поплавковый Ar196 над румынскими эсминцами. Несмотря на то, что эти самолеты в середине 40-х уже было трудно назвать скоростными, для экипажей торпедоносцев, действовавших, как правило, без истребительного сопровождения, их присутствие было весьма неприятно. И было от чего: две крыльевые 20-мм пушки и два синхронных 7,92-мм пулемета, наряду с максимальной скоростью 320 км/ч делали их довольно опасными для Ил-4, выходивших в торпедную атаку на скорости около 300 км/ч.
Самолеты Ar196 летали над водами всех европейских морей. На фотографии: Ar 196A-3 из 4-й эскадрильи 196-й группы корабельной авиации, действовавшей в 1943 году на Адриатическом море.
The Ar 196A-3 belonging to 4.Bordfliegergruppe 196 and being seen in the North Adriatic late in 1943. The vessel over which it is flying appears to be Torpedoboot TA 21 (ex-Italian Insidioso taken over by the Kriegsmarine after the Italian capitulation) which was eventually sunk by torpedo on 9 August 1944.
Гидросамолет Ar 196A-3 в полете.
В начале войны самолеты Arado Ar 196A-3 неплохо послужили на разных фронтах. Однако с 1943 года летать над Ла-Маншем для них стало смертельно опасно.
Ar 196A-3s of 2./SAGr 128 which was operating from Brest in June 1943.
A beautiful shot of six Arado Ar 196A-5 floatplanes of S.A.Gr 128 lined up in echelon formation for a seventh Arado carrying the photographer. All of these aircraft are fitted with the MG 81Z twin machine gun unit in the rear cockpits.
After a long flight, the crew of this Ar 196A-3 climbs wearily out of the cockpit and down on to the float. She still carries her depth charges under the wings, indicating that the flight was not a successful one in terms of enemy engagements. The ground crew personnel wait patiently for the beaching dolly to be brought down the ramp so that the floatplane can be towed up for servicing, refueling and another patrol.
A Luftwaffe Waffenwart (armorer) services the machine gun mounted behind the small fairing on the fuselage side of this Arado Ar 196A. The MG17 machine gun fired through the hole in the leading edge of the floatplane's NACA-type cowling, as a close look will show.
Некоторое количество исправных самолетов Ar196 досталось союзникам в качестве трофеев. На фотографии: самолет, проходивший оценочные испытания в 1945 году в морской авиации Великобритании (регистрационный номер министерства авиации Великобритании "92", серийная регистрация "VM748").
An Ar 196A-3 under evaluation at the Marine Aircraft Experimental Establishment, Felixstowe, in 1945. This aircraft was assigned the serial number VM748.
Трофейный немецкий самолет Ar-196 использовался на Камчатке в послевоенные годы
Ar 196A, переделанный под советский мотор АШ-62ИР, 1951 г.
Arado Ar 196A-3
Arado Ar 196A-3
Ar 196 V3, V4
Ar 196A-3
The general arrangement drawing below depicts an Ar 196A-3 of 2./SAGr 125 which was operating in the Aegean, winter 1941-42.
Ar 196A-5. Гидросамолет Ar 196A-5 из 2./SAGr-125 в течение 1943 года действовал в Восточном Средиземноморье и над Эгейским морем; на вооружении истребительных групп также состояли летающие лодки Blohm und Voss BV-138. Позже подразделение было переформировано в 4./SAGr-126.