McDonnell Douglas MD 500E/MD 520/MD 530/MD 600
Варианты:
McDonnell Douglas - MD 500E/MD 520/MD 530/MD 600 - 1982 - США
Страна: США
Год: 1982
Вертолет

Пятиместный легкий многоцелевой вертолет
Описание:
Hughes (McDonnell Douglas) OH-6 Cayuse/Model 500
McDonnell Douglas Helicopters MD 520N, 530, 530F, 530N и MD 600
Фотографии

Hughes (McDonnell Douglas) OH-6 Cayuse/Model 500

<...>
  Следующее поколение возглавил вариант Model 500E (позже MD 500E, выпускался компанией "MD Helicopters"), отличавшийся измененной носовой частью фюзеляжа, модифицированными концевыми шайбами хвостового оперения, более вместительной кабиной и установкой двигателя Allison 250-C20B. Специализированные военизированные модификации, созданные на базе данной модели, получили обозначение 500MG (затем MD 500MG) Defender.

McDonnell Douglas Helicopters MD 520N, 530, 530F, 530N и MD 600

Работы по усовершенствованию вертолета McDonnell Douglas Helicopters +MD 500 привели к появлению MD 530, первая модификация которого, предназначенная для гражданских заказчиков, получила обозначение MD 530F Lifter и была облетана 22 октября 1982 года. Новая машина отличалась пятилопастным несущим винтом и рулевым винтом - диаметры несущего и рулевого винта были увеличены на 0,305 м и 0,051 м, соответственно.
  MD 530 оснащен турбовальным двигателем Allison 250-C30 с пониженной с 650 л. с. до 425 л. с. мощностью. Вертолет MD 530F Lifter собирался по лицензии компанией "Korean Air". На базе MD 530F были созданы военные варианты, включая MD 530MG Defender, прототип которого был облетан 4 мая 1984 года; позже этот вертолет поставлялся Боливии, Колумбии, Мексике и на Филиппины. Машины, предназначавшиеся для Боливии, обозначались MD 530MD Black Falcon.
  Для военных MD 530 являлся очень привлекательным вариантом - легкий, универсальный вертолет, обладавший высокой маневренностью и живучестью на поле боя. Вертолет в зависимости от вооружения и БРЭО применялся в роли противотанкового, разведывательного или дневного/ночного патрульного. Особенностью машины является компоновка органов управления по типу HOLAS (hands on lever and stick), схожему с HOTAS (hands on throttle and stick), применяемому на современных реактивных самолетах. Это обеспечивало летчику возможность осуществления пилотирования, наведения оружия и осуществления радиосвязи, не снимая рук с ручки управления и рычага "шаг-газ" и не опуская взгляд на приборную доску. Примененная на вертолете система Racal RAMS 3000 позволяет осуществлять полеты с огибанием рельефа местности, а также обеспечивает всепогодное применение вертолета. Кабина рассчитана на двух пилотов и одного наблюдателя. На MD 530MG могут устанавливаться система управления ракет TOW (прицел - на втулке несущего винта), ИК-система переднего обзора, система "свой-чужой", лазерный дальномер и пр. Комплекс вооружения вертолета может включать ПТУР TOW 2, неуправляемые авиационные ракеты, УР "воздух-воздух" Stinger и 30-мм пушку Chain Gun.
  Вариант Nightfox отличается приборным оборудованием кабины, адаптированным под применение очков ночного видения, и наличием тепловизора FLIR Systems Series 2000 Thermal Imager. В свою очередь вариант MD 530MD Paramilitary Defender предназначен для применения в полиции, пограничной охране, в антинаркотических и других ведомствах.
  После того как компания "McDonnell Douglas" вошла в состав "Boeing", руководство последней решило, что вертолетный бизнес ей - за исключением программы AH-64 Apache - не интересен, и в январе 1999 года объявило о решении продать права на семейство MD 500 и оснастку для их выпуска компании "MD Вертолеты", принадлежащей голландской группе RDM. Новая компания-владелец продолжила выпуск вертолетов этого семейства, а также вывела на рынок модели MD 520N и MD 530 NOTAR (NOTAR - от "No Tail Rotor", то есть без рулевого винта). Это система, при которой уравновешивание реактивного крутящего момента и путевое управление осуществляются не рулевым винтом, а при помощи струйного руля на конце хвостовой балки, к которому подается воздух от вентилятора, приводимого двигателем, а также при помощи аэродинамической боковой силы, создаваемой с помощью управления циркуляцией при обдуве потоком от несущего винта хвостовой балки.
  Было выпущено незначительное количество вертолетов с системой NOTAR, причем военные заказчики не приобрели ни одной машины. Серийно выпускались варианты MD 520N (вариант MD 530F), плюс военный MD 520N Defender и MD 530N.
  Разработка MD 520N осуществлялась с использованием наработок, полученных компанией "Hughes" в рамках программы испытаний экспериментального вертолета OH-6A, совершившего первый полет 17 декабря 1981 года и оснащенного как раз системой NOTAR. Первый прототип MD 520N был облетан 1 мая 1990 года, а первая серийная машина совершила первый полет 28 июня 1991 года. Прототип MD 530N был облетан 29 декабря 1989 года, но "McDonnell Douglas" не выполнила его сертификацию.
  Армия США получила вертолеты "Little Bird", созданные на базе не оснащенного системой NOTAR варианта MD 530FF, оборудованного по стандарту MD 530MG, но с закругленной формой носовой части, как на MD 500. Данные машины, 16 вертолетов MH-6H, представляли собой переоборудованные вертолеты ранних вариантов, тогда как 12 вертолетов AH-6G имели смешанный состав - пять были построены заново, а семь - переоборудованы. Все 36 оставшихся в эксплуатации вертолетов (вероятно, AH-6F и MH-6E) были модернизированы до стандарта MH-6J. Изначально предполагалось модифицировать вертолеты под стандарт NOTAR, но затем от этих планов отказались - испытания первых двух машин, получивших такую систему и, вероятно, обозначавшихся MH-6N и AH-6N, показали их недостаточную приспособленность для решения задач в интересах сил специальных операций. Конечно, с такой системой вертолеты могли зависать "с хвостом в кронах деревьев", но зато система накладывала ограничения на максимальную скорость полета и существенно повышала расход топлива. Обозначение MH-6J сегодня, как считается, применяется к четырем или большему количеству MH-6E, модернизированных под новый стандарт, а обозначение AH-6J, вероятно, используется по меньшей мере для семи заново построенных машин.
  Прототип MD 630N совершил первый полет 22 ноября 1994 года, а с середины 1997 года новый вертолет, получивший обозначение MD 600N, начал поставляться заказчикам. Он представлял собой вариант MD 520N, отличавшийся удлиненным фюзеляжем, обеспечивавшим размещение восьми пассажиров, а также шестилопастным несущим винтом несколько увеличенного диаметра и силовой установкой, включавшей турбовальный двигатель Allison 250-C47, мощность которого была понижена с 808 л. с. до 600 л. с.
  MD 530F оснащен более мощным двигателем Rolls-Royce 250-C30, что улучшило эксплуатационные характеристики вертолета в условиях жаркого климата и высокогорья. Boeing AH-6 был облетан в 2004 году, он также оснащен двигателем Rolls-Royce 250-C30. Имеется несколько перспективных вариантов AH-6: Unmanned Little Bird (ULB), A/MH-6X Mission Enhanced Little Bird (MELB), AH-6S Phoenix и AH-6i. Последний - экспортный вариант, на него получен заказ от Саудовской Аравии.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  MD Вертолеты MD 520N

  Тип: пятиместный легкий многоцелевой вертолет
  Силовая установка: один ТВаД Rolls-Royce Allison 250-C20R с пониженной до 425 л. с. (317 кВт) мощностью
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на уровне моря 249 км/ч; начальная скороподъемность 564 м/мин; динамический потолок 4320 м; статический потолок с учетом/без учета влияния земли 2735/1540 м; дальность 402 км
  Масса: пустого 719 кг; максимальная взлетная 1746 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 8,33 м; длина с вращающимися лопастями 9,78 м; высота с типовым лыжным шасси 2,74 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 54,51 м2
  Полезная нагрузка: до 1004 кг груза на подвеске
СВР располагает небольшими вертолетами общего назначения. Эти машины обладают высокой скоростью и хорошей маневренностью. Обзор из кабин, особенно на MD 500E, очень хороший, а это важно при визуальном поиске нелегальных иммигрантов. На фотографии: MD 500E в окраске бывшей пограничной охраны.
Сальвадор эксплуатирует некоторое количество Model 500 на протяжении последних 20 лет. В их числе и данный MD500E в ливрее FAS.
Парк колумбийских вертолетов семейства Model 500 - один из самых многочисленных в регионе. На фото - FAC 4251 - вероятно MD500E.
Парк колумбийских вертолетов семейства Model 500 - один из самых многочисленных в регионе. На фото - FAC 4301 модели MD530F.
Чилийские MD 530F в основном используются в качестве ударных машин. Эти вертолеты были доработаны для применения в условиях жары и высокогорья, характерных для Чили, и получили двигатели 250-C30 мощностью 650 э. л. с. (485 кВт).
Сальвадор эксплуатирует некоторое количество Model 500 на протяжении последних 20 лет. В их числе и данный MD500 в армейской окраске и с экранно-выхлопным устройством "Black Hole".
One of the TH-500S detached from 72° Stormo to 15° Stormo, which are used to aid pilots' proficiency and for liaison flights.
В 1982 году "Hughes" окончательно отказалась от оживальной формы фюзеляжа для Model 500 в пользу фюзеляжа с более обтекаемым профилем. Вариант Model 500E стал популярным у полиции и служб безопасности.
Конфигурация Nightfox может применяться для моделей MD 500 и MD 530G (на фотографии)
Вертолет MD 530MG Defender может быть оснащен округлой носовой частью от 500MD, как представлено на снимке. Органы управления 530MG позволяют экипажу пилотировать машину, вести радиосвязь и использовать оружие, не снимая рук с ручек управления.
Newly delivered Afghan Air Force MD530F 218 (c/n 0218FF, ex N6091X), armed with two podded FN Herstal M3P 0.50 calibre machine guns, performing a demonstration flight for the media on April 9, 2015 at a training range outside Kabul. Six of the type, the first armed variants delivered to Afghanistan, were inducted into service on April 11.
Для вертолетов Defender предлагается множество вариантов оснащения. Представленный на снимке MD 530MG оснащен надвтулочным прицелом для ракет TOW, а также турелью FLIR в носовой части для действий ночью. Вертолет имеет скругленную носовую часть.
4 мая 1984г.: поднялся в воздух первый вертолет Hughes 530MG Defender - многоцелевой вариант гражданской модели 530F.
В 1997 году компания "Hughes" разработала вертолет MD530MG Defender. Созданный на базе MD530F Lifter (в свою очередь - вариант MD500), прототип, N530MG (на фотографии), был облетан в 1984 году. Опционально можно установить надвтулочный прицел, турель с ИК-станцией переднего обзора, оборудование госопознавания, лазерный дальномер и пр.
MD530MG Defender - вооруженный вариант вертолетов 530-й серии. Он может нести ПТУР TOW2, пулеметные контейнеры FN Herstal и блоки НАР. В перспективе возможна установка ЗУР Stinger и 7,62-мм пулеметов Chain Gun.
Вертолет MD 530MG хорошо приспособлен для борьбы с бронетехникой в любых погодных условиях. Он легко может действовать на предельно малых высотах.
В 1983 году появился MD530F Lifter - усовершенствованный вариант MD500E, в целом напоминавший последний, но имевший двигатель Allison 250-C30 мощностью 425 л. с. На фотографии - один из вертолетов во время испытаний, он оснащен надвтулочным прицелом.
MD Helicopter's MD 540F demonstrator aircraft (N540HH) on the company's stand in the Las Vegas Convention Center during this year's Heli-Expo. The company is offering the helicopter to the US Army for AAS.
1 мая 2014г. компания Boeing сообщила, что на аэродроме производственного комплекса в г. Меса (шт. Аризона) поднялся в воздух первый серийный экземпляр легкого ударно-разведывательного вертолета AH-6i Little Bird.
The production representative Boeing AH-6i completed its maiden flight in late April.
The Boeing H-6U Unmanned Little Bird was demonstrated to the Republic of Korea Army in December 2012.
NOTAR
Подобно многим департаментам полиции США служба шерифа Лос-Анджелеса располагает 15 вертолетами семейства MD500. На переднем плане - NOTAR MD 520N, на заднем - MD 500E.
29 декабря 1989г.: разработанная фирмой "McDonnell Douglas" по заказу армии США технология NOTAR (No Tail Rotor, "без хвостового винта") использована на гражданском вертолете MD 530N.
MD 600N
Построенный по стандарту NOTAR, базовый MD 600N в 1999 году стоил 1,2 млн долларов.
22 ноября 1994г.: совершил полет MD 600N, разработанный на основе Hughes 500 и оснащенный двигателем Allison мощностью 800 л. с. и системой NOTAR, компенсирующей вращающий момент несущего винта.
MD 600N является удлиненным вариантом MD 520N и способен перевозить до восьми пассажиров. Поставки MD 600N начались в июне 1997 года.
MD600N пограничной охраны, на фотографии хорошо видно специализированное оборудование вертолета - FUR и мощный прожектор, отлично подходящие для выполнения заданий ночью. Вертолеты, подобные Huey, также оборудованы специально доработанными РЛС и ножами для резки проводов. Карьера MD600N в пограничной охране близка к завершению.
Conducting an emergency medical service (EMS) flight on May 1, 2014 in Costa Rica’s Ximari sector, MD Helicopters MD600N MSP008 (c/n RN082, ex N4250W) is a recent addition to the Costa Rican Direccion del Servicio de Vigilancia Aerea of the Ministerio de Seguridad Publica (Air Surveillance Service Directorate of the Ministry of Public Security). The helicopter, handed over on March 9, is also used for counter-narcotics, search and rescue and other humanitarian roles.
 
Hughes Helicopters Inc brought the prototype 530MG Defender to Farnborough for its world debut. Based on the airframe of the Hughes 530F, the 530MG uses the latter’s 650 shp Allison 250-C30 turboshaft, but is also available with the 420 shp Allison 250-C20 of the earlier 500s if “hot and high” performance is less important.
9 апреля 2015г. под Кабулом состоялась первая публичная демонстрация легких многоцелевых вооруженных вертолетов MD-530F Cayuse Warrior. Всего Афганистан получит 17 таких машин.
2 апреля 2012г. американская компания MD Helicopters представила новый легкий разведывательно-ударный вертолет MD 540F, который стал преемником машин семейства MD 530. Новый вертолет оснащен шестилопастным винтом из композитных материалов, современной авионикой, может нести неуправляемые ракеты, ракеты с лазерным наведением (в т.ч. противотанковые AGM-114 Hellfire) и различные авиационные пушки. Его взлетная масса существенно возросла, а с полным комплектом вооружения MD 540F способен подняться на высоту более 1,8 км.
Беспилотный демонтстратор A/MH-6X на базе вертолета MD 530F
Легкий ударно-разведывательный вертолет AH-6i.
Макдоннел-Дуглас MD-520N
Макдоннел-Дуглас MD-600
MD Helicopter's MD 540F demonstrator aircraft (N540HH)
MD Helicopters MD 520N