Hughes OH-6 Cayuse / MD 500
Варианты:
Hughes - OH-6 Cayuse / MD 500 - 1963 - США
Страна: США
Год: 1963
Вертолет

Легкий вертолет с экипажем из одного человека
Описание
Фотографии
Hughes (McDonnell Douglas) OH-6 Cayuse/Model 500

  В 1960 году Армия США подготовила тактико-технические требования к новому легкому разведывательному вертолету (LOH - Light Observation Helicopter), который должен был заменить состоящие на вооружении машины марок Bell и Hiller. Одними из основных требований стали высокие характеристики, наличие турбовального двигателя, простота в эксплуатации и низкая закупочная цена. Свои предложения прислали почти все ведущие компании, но на завершающую стадию тендера вышли только три модели: Bell YHO-4, Hiller YHO-5 и Hughes YHO-6. 26 мая 1965 года заказчик выбрал YOH-6A Cayuse, совершивший первый полет 27 февраля 1963 года, официально названный HO-6 (позже OH-6) и на службе затем получивший прозвище "Loach" (от названия задачи - LOH).
  На тот момент "Hughes" имела незначительный опыт в области проектирования вертолетов - ее Model 269 тогда находился лишь в начальной стадии производства. Тем не менее Cayuse (фирменное обозначение Model 369) оказался весьма удачной машиной, отличавшейся хорошей маневренностью. Кабина вертолета обеспечивала размещение экипажа из двух человек. В задней части она имела два складывающихся сиденья, которые в сложенном виде открывали пространство для перевозки четырех полностью экипированных солдат или достаточно тяжелого (экономически целесообразного) груза.
  Первые поставки Армии США были осуществлены в сентябре 1965 года, первоначально контракт предусматривал поставку 714 вертолетов. Но на момент окончания производства были выпущены 1434 машины в трех немного отличающихся друг от друга модификациях. Вертолеты OH-6A активно использовались во Вьетнаме, 658 машин были потеряны в боевых условиях и еще 297 - во время различных аварий. Однако затем Армия США объявила новый тендер на вертолет LOH, победителем в котором стал Bell OH-58 Kiowa - он обошел OH-6D (последнее обозначение затем использовалось в отношении японского варианта). После этого все вертолеты OH-6A были переданы в подразделения Резерва Армии США и Национальную гвардию. В результате модернизации авионики, трансмиссии и отдельных элементов конструкции появилась модель OH-6B (или Series IV). Данные вертолеты получили двигатель T63-A-720 мощностью 420 л.с, оснащенный экранно-выхлопным устройством "Black Hole", и могли оснащаться ИК-камерой переднего обзора, устанавливаемой в носовой части, и посадочной фарой. Прототип совершил первый полет в мае 1988 года.
  Для Сил специальных операций выпускались модификации MH-6B и MH-6C, а под обозначением EH-6B - машина управления, радио- и радиотехнической разведки. Выпускался также легкий ударный вертолет AH-6C. 23 вертолета MH-6B были построены заново, из них три позже переоборудовали в MH-6C. Построили также четыре EH-6B, два затем переоборудовали в MH-6B, а один - в вариант AH-6C. Было построено 14 ударных AH-6C, плюс три - переоборудованы из MH-6B и один из EH-6B. Все спецназовские H-6 оснащались двигателями Allison 250-C20 мощностью 400 л. с., с ЭВУ типа "Black Hole", но сохранили V-образное хвостовое оперение. Данные машины также предусматривали использование летчиками приборов ночного видения, в носовой части могли устанавливаться ИК-камеры переднего обзора. MH-6B и MH-6C имели внешние пилоны для подвески двух пушечных контейнеров, вместо них могли устанавливаться специальные платформы, на которых могли размещаться до четырех бойцов. AH-6C обычно вооружался пушкой M27 на левом борту и блоком на семь НАР Mk 66 или Hydra - на правом, но мог нести еще два пушечных контейнера, четыре блока НАР или четыре ПТУР BGM-71 TOW. Ранние спецназовские варианты уже давно сняты с вооружения, хотя несколько MH-6B эксплуатировались до 1992 года.
  Вертолеты OH-6 также находились в эксплуатации ряда федеральных и иных органов власти и правопорядка, включая Пограничную охрану США и Госдепартамент.

  Кроме того, во время выпуска OH-6A для Армии США гражданским заказчикам вертолет предлагался компанией "Hughes" под обозначением Hughes 500. Базовая модель, Model 500, представляла собой не просто гражданский вариант OH-6, это был вертолет "двойного назначения", и его с удовольствием брали в эксплуатацию различные силовые ведомства. 500-я модель отличалась в основном наличием более сильного ТВаД Allison 250-C18A мощностью 317 л. с., увеличенным запасом топлива и обновленным интерьером салона. Для экспорта была создана модель Model 500C.
  Первым экспортным военным вариантом стал Model 500M Defender - первой в 1968 году его получила Колумбия. Данная модификация также строилась по лицензии японской "Kawasaki" под обозначением OH-6J для Сухопутных сил самообороны Японии, а также итальянской компанией "Nardi" - под обозначениями NH500M и NH500MC (оптимизирована для больших высот и тропического климата). Испания приобрела вертолеты модификации Model 500M/ASW с магнитометром и возможностью применения противолодочных торпед.
  Компания "Hughes" продолжала работы над машиной, вскоре был выпущен вариант, прозванный "The Quiet One" и представлявший собой базовый OH-6A, оснащенный пятилопастным несущим винтом, четырехлопастным рулевым винтом и двигателем с ЭВУ. Скорость возросла на 37 км/ч, масса полезной нагрузки - на 272 кг, а результаты испытаний показали, что уровень шумности машины был существенно ниже, чем у предшественника (скорость вращения несущего винта была снижена и составила 67% от показателя обычного несущего винта, использовавшегося ранее). Новую машину показали в апреле 1971 года, а второй образец в 1982 году оснастили системой снижения вибраций с автоматическим управлением. Позже второй ранний OH-6A был переоборудован в вариант OH-6C с двигателем Allison 250-C20 повышенной до 400 л. с. мощности, с модифицированным Т-образным хвостовым оперением и пятилопастным несущим винтом. Вертолет развивал скорость 322 км/ч, но ни один из этих двух вариантов в серию так и не пошел, хотя примененные в них системы и технологии позже нашли воплощение в модификациях Model 500, 520 и 530.
  Следующим базовым вариантом стал гражданский вертолет 500D, оснащенный пятилопастным несущим винтом с меньшей скоростью вращения и Т-образным хвостовым оперением. Японская "Kawasaki" выпускала данную модель по лицензии для Сухопутных сил самообороны Японии под обозначением OH-6D. Вертолет также строился по лицензии в Аргентине, Италии и Корее. На базе 500D были созданы различные военизированные варианты вертолета, основным из которых стал 500MD Defender с бронированием и ЭВУ. Военный вариант поставлялся в нескольких модификациях, каждая имела собственное обозначение: 500D Scout Defender имел возможность подвески пушечных контейнеров или блоков НАР; 500MD/ASW Defender оснащался смонтированной в носовой части поисковой РЛС (смещена на левый борт), буксируемым магнитометром и модифицированным шасси, позволявшим подвешивать противолодочную торпеду; 500MD/TOW Defender - противотанковый вариант с ПТУР TOW и смонтированным в носовой части прицелом; 500MD/MMS-TOW Defender - с тем же комплексом ПТУР, но прицел смонтирован на втулке несущего винта; 500MD Quiet Advanced Scout Defender - с тем же вооружением, но четырехлопастным малошумным рулевым винтом.
  В августе 1985 года обозначение вертолета с Model 500 было изменено на MD 500 - в результате покупки вертолетного бизнеса компании "Hughes" корпорацией "McDonnell Douglas". Спецназовские вертолеты состояли на вооружении 160-го авиаполка специального назначения в Форт-Кэмпбелле - считается, что это были машины, созданные на базе MD 500D и MD 500MD и оснащенные двигателями 250-C30, как на модели MD 530F. Данные вертолеты имели обозначения EH-6E, MH-6E и AH-6F, в дополнение к ним, как считается, поступили восемь MD 500E - их передали Армии США в 1985 году. Вертолеты EH-6E (четыре новых, один позже переоборудован в MH-6E) являлись машинами управления, радио- и радиотехнической разведки. Вертолеты MH-6E (15 новых и еще один переоборудован из EH-6E) и AH-6F (девять построены заново, один передан на испытания в ВВС США) создавались, соответственно, на базе 500D и 500MD. AH-6F имел надвтулочный прицел и возможность установки одноствольной 30-мм пушки M230 Chain Gun. Можно было подвешивать и несколько управляемых ракет Stinger класса "воздух-воздух". Вертолет Model 500MD Defender II представлял собой усовершенствованный вариант - он был доступен во всех трех вышеуказанных специальных модификациях, но отличался более малошумным четырехлопастным рулевым винтом с меньшей скоростью вращения. Следующее поколение возглавил вариант Model 500E (позже MD 500E, выпускался компанией "MD Helicopters"), отличавшийся измененной носовой частью фюзеляжа, модифицированными концевыми шайбами хвостового оперения, более вместительной кабиной и установкой двигателя Allison 250-C20B. Специализированные военизированные модификации, созданные на базе данной модели, получили обозначение 500MG (затем MD 500MG) Defender.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  McDonnell Douglas Helicopters MD500

  Тип: легкий вертолет с экипажем из одного человека
  Силовая установка: один ТВаД Rolls-Royce Allison 250-C18A номинальной мощностью 317 л. с. (236 кВт), но взлетная обеспечена на уровне 278 л. с. (207 кВт), тогда как мощность на установившемся режиме - 243 л. с. (181 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 305 м - 244 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 217 км/ч; начальная скороподъемность 218 м/мин; динамический потолок 4390 м; статический потолок с учетом влияния земли 2500 м, а без учета влияния земли - 1615 м
  Масса: пустого 493 кг; максимальная взлетная 1361 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 8,03 м; длина с вращающимися винтами 9,24 м; высота по втулку несущего винта 2,48 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 50,60 м2
  Полезная нагрузка: до 6 пассажиров или двое носилок с одним сопровождающим медиком, или груз в кабине
OH-6A Cayuse, отряд "C" из состава 3-го дивизиона 17-го кавалерийского полка армейской авиации США
MD-500
Hughes 500
"Hughes" надеялась построить для Армии США до 4000 вертолетов OH-6A, но из-за производственных проблем, роста цен на комплектующие и сговора лоббистов пришлось довольствоваться выпуском всего лишь чуть более 1400 машин.
Хотя применение OH-6 на малых высотах стало причиной достаточно высоких потерь, в сравнении с другими типами вертолетов, например Huey, они были все же ниже.
Одним из нововведений, появившихся во Вьетнаме, стало использование катеров и судов для оперативного базирования вертолетов. На снимке "Loach" готовится к посадке на импровизированную ВПП такого корабля-базы.
OH-6 ожидает дальнейших приказаний на одном из многочисленных прифронтовых "аэродромов подскока" - его место обозначено пустыми бочками из-под горючего.
Both MFI-15s and Hughes 500 GSH-512 on the apron at Hastings.
Hughes 500 GS-H1 at Sulima, in southern Sierra Leone, near the border with Liberia.
Hughes 500 GS-H525 during a welcoming скукьщтн at Siaka Stevens' home village near Blama.
A landing site in Freetown with Hughes 9L-LAP, the Presidential Mercedes and motorcycle escort.
President Siaka Stevens and the US Ambassador to Liberia in front of Hughes GS-H1.
Hughes GSH-525 in front of the presidential palace in Freetown.
Парк колумбийских вертолетов семейства Model 500 - один из самых многочисленных в регионе. ВВС Колумбии располагают шестью OH-6A, переданными Армией США (включая FAC 4255, изображенный на фото), а также MD530MG и MD500E.
ВВС Доминиканской Республики получили от Армии США шесть OH-6A, которые в начале 2000-х годов заменили на OH-58.
Итальянская Guardia di Finanza - финансовая полиция - по состоянию на 2000 год располагала парком из 35 вертолетов Model 500 итальянской сборки. В ее распоряжении были модели Nardi NH500M, NH500MC (на фотографии) и NH500D. NH500MC - вариант Model 500M с улучшенными возможностями по работе в жарком климате и в горах.
Special liveries have been applied on two helicopters of the Servizio Aereo della Guardia di Finanza (Italian Custom Police Air Service) to mark its 60th anniversary. Agusta-Bell HH-412C (AB412HP)MM81442/ ‘GdiF-205' (c/n 25705) and Nardi NH-500MC MM81015/‘GdiF-86' (c/n 21-0270M) were painted at Pratica de Mare, near Rome. The service is responsible for combating financial crimes, including money laundering, smuggling, cross-border narcotics trafficking and illegal immigration.
Hughes 500D
Итальянская финансовая гвардия сохраняет большой парк вертолетов NH-500M, NH-500MC и NH-500MD (на снимке) для охраны морских и сухопутных границ, а также проведения полицейских операций.
A fine study of the first T-tailed Hughes 500D on the British Register, G-BEJY, photographed by TOM HAMILL of Flight on February 20, 1977.
Подразделения ООН эксплуатируют различную авиационную технику, арендуемую у членов организации для тех или иных миротворческих и других операций. На фотографии - как раз такой арендованный вертолет Model 500D.
Model 500D использовался иорданскими ВВС в качестве учебно-тренировочного вертолета.
Hughes 500D стал самым продаваемым вариантом в семействе, эти вертолеты особенно популярны у полиции разных стран. На фотографии - вертолет дорожно-патрульной службы Калифорнии.
Colombia's police force uses this type to support anti-drug trafficking and guerilla operations.
One of the two Hughes 500D helicopters (HH-5) included in the inventory of the Helicopter Flight of the Transport Squadron
Вертолеты MD Helicopter замечательны высокой скоростью полета, прочностью и пригодностью к эксплуатации в условиях жары и высокогорья. Model 500 в 1970-1980-х годах хорошо продавалась частным лицам.
Учебная подготовка - одна из важнейших задач, которые решают вертолеты OH-6D японской армейской авиации. На фотографии - вертолеты пилотажной группы "Akeno Rainbows" из летного училища, находящегося на авиабазе Акено.
Противотанковый вертолет Хьюз-500Е ВВС КНА на параде в Пхеньяне 28 июля 2013г. Хорошо видно, что вертолет вооружен четырьмя ПТУР местного производства, подобных "Малютке", при этом расположение ракет вертикальное, друг над другом, а не как обычно - в ряд. Прицельное оборудование для ПТУР вообще не просматривается
Ким Чен Ир осматривает один из вертолетов Хьюз-500, принадлежащий ведомству госбезопасности КНДР, 1994г.
FAH 903 - один из трех MD500D, находившихся в 2000 году на вооружении ВВС Гондураса. Сегодня вертолетная эскадрилья ВВС эксплуатирует несколько Bell 412SP и один UH-1H.
Вертолеты H-6 из состава Сил специальных операций Армии США известны под названием "Little Birds" ("пташки") и не часто попадают в кадр. Вертолеты закупаются в двух вариантах - легкий боевой AH-6 и многоцелевой MH-6. На фотографии - многоцелевой MH-6H, вероятно, один из 14 машин, переоборудованных из более ранних вертолетов EH- и MH-6E (варианты Hughes Model 500D) и оснащенных, в числе прочего, двигателями по типу Model 500E или MD530F. "Little Birds" - последние вертолеты H-6/Model 500, находящиеся в эксплуатации Вооруженных сил США, на сегодня в их распоряжении осталось 49 машин.
ВВС Кении получили 48 вертолетов Model 500 - они использовались авиаотрядом кенийской армии в Найроби. Этот вертолет с номером 518 стал первым из 15 вертолетов Model 500MD/TOW Defender, поставленных в 1981 году.
Кения использует 500MD/TOW Defender в качестве противотанкового вертолета, имеет страна и другие модификации 500-й серии.
Вертолеты 500MD TOW Defender были основным воздушным средством борьбы с бронетехникой у Израиля вплоть до принятия на вооружение AH-1 и AH-64. Позднее их стали использовать для обучения экипажей.
Высокая маневренность - одно из главных достоинств вертолетов семейства Model 500, сделавшее их столь популярными. Данный MD500 TOW Defender несет ПТУР TOW и пулеметный контейнер.
Model 500MD/ASW Defender с поисковой РЛС в носовом обтекателе и магнитометром ASQ-81. Полозковое шасси выполнено более высоким для обеспечения подвески под фюзеляжем двух торпед.
NOTAR
Концепция NOTAR (NO TAil Rotor) испытывалась на вертолете OH-6A, 65-12917, в 1982 году. Вместо рулевого винта вертолет имел специальную хвостовую балку с нагнетанием воздуха от вентилятора с приводом от двигателя. Воздух выходил через паз шириной 8,5 мм, проходящий по всей длине хвостовой балки, создавая тягу, противостоящую крутящему моменту несущего винта. Преимущества концепции - малая шумность, повышенная безопасность и низкая стоимость техобслуживания.
17 декабря 1981г.: первый полет выполнил экспериментальный вертолет Hughes, оснащенный вместо хвостового винта реактивной системой стабилизации NOTAR (no tail rotor), работающей на сжатом воздухе.
Полицейские отряда "Phoenix" спецподразделения SWAT отрабатывают штурмовые действия с использованием MD 520N NOTAR. Первый из семи MD 520N полицейский спецназ получил в октябре 1991 года.
Hughes 500
На фотографии - два прототипа YOH-6A во время летных испытаний. В процессе разработки форма хвостового оперения была изменена.
Hughes OH-6A light observation helicopter (250 hp Allison T63 shaft-turbine engine)
Легкий разведывательный и связной вертолет OH-6A
Cayuse взлетает с одной из баз в Южном Вьетнаме - на заднем плане видны ударные вертолеты AH-1. Обратите внимание на установленный на вертолет пулемет Minigun и десантника с пулеметом M60.
Anti-submarine version of tho Hughes 500M in Spanish Navy insignia
BredaNardi NH-500C (Hughes Model 500) light general-purpose helicopter
Kawasaki (Hughes) Model 369HS light helicopter (400 shp Allison 250-C20 turboshaft engine)
Kawasaki (Hughes) Model 369HS light helicopter (317 shp Allison 250-C18A turboshaft engine)
Special bubble window over ends of two stretchers in Hughes Model 500C ambulance
Japanese Ground Self-Defence Force (Army) types present at Iruma included Hughes OH-6J 37007
The JGSDF has adopted the Hughes OH-6 as its standard observation helicopter, having acquired 117 Kawasaki-built OH-6Js by 1979, followed by 59 OH-6Ds to date. Illustrated is an OH-6J.
Хьюз OH-6A
Во время свободной охоты Cobra регулярно действовали вместе с легкими разведывательными вертолетами OH-6, на которых часто снимали с кабины двери для обеспечения лучшего обзора. Как только разведчик обнаруживал противника, он набирал высоту и отмечал цель, а следовавшие выше Cobra наоборот - пикировали вниз, обрушивая на цель море огня. Вертолеты Cobra часто обеспечивали и поисково-спасательные операции, а однажды экипаж умудрился даже эвакуировать пилота сбитого F-100 - будущего командующего ВВС США генерала Р. Фоглмэна.
Вертолет Cayuse завис рядом с местом нахождения группы вьетконговцев, которое он обозначил дымовой гранатой. Скоро на место прибудут ударные вертолеты и Huey, чтобы уничтожить противника.
A Hughes 500M helicopter of the I Grupo de Exploracion y Ataque which operates in the close-support role from Moron as a component of the VII Brigada.
В 1972 году "Hughes" использовала один из первых прототипов YOH-6A в программе испытаний по снижению шумности вертолета. Вертолет, названный "The Quiet One", был оснащен системой акустического подавления шума выхлопа и воздухозаборника двигателя, а также новой втулкой несущего винта с пятью лопастями. Испытания стали основой для разработки значительно улучшенной модели Model 500D, взлетевшей в августе 1974 года.
Для борьбы с партизанами использовались различные летательные аппараты, в т.ч. вертолеты Hughes 369
Hughes 500D
Sloane Aviation's red, white and blue G-BEJY, first British registered Hughes 500D, at Baginton 13/3/77;
Hughes Model 500D one seven-seat commercial helicopter (420 shp Allison 250-C20B turboshaft engine)
The US Army having adopted the Hughes Aircraft Co Mast Mounted Sight (MMS) in favour of the Martin-Marietta sight for its AHIP (Army Helicopter Improvement Program), Hughes Helicopter has standardised on this sight for its next generation Model 500MD/TOW helicopter for export.
The military Hughes 500M-D Defender, N8608F, with radar on its nose.
 
OH-6A Cayuse. Изображенный вертолет Cayuse принадлежал 11-й группе воздушной кавалерии, где служил Джонатан Фергюсон. Прозвище "Loach" вертолет получил от аббревиатуры LOH (Light Observation Helicopter), а другое прозвище - "Яйцо" - за характерную форму фюзеляжа.
Kawasaki OH-6J. Этот OH-6J, JG-1107, в середине 1980-х годов принадлежал авиагруппе Восточной армии Сухопутных сил самообороны Японии и в числе 117 машин был приобретен в 1969-1979 годах. Вертолет являлся вариантом Hughes OH-6A/Model 500M и по лицензии собирался на заводе "Kawasaki". В войсках он использовался в качестве легкого разведывательного и учебного. В последующем компания "Kawasaki" перешла на выпуск модели OH-6D (Model 500D), было собрано 62 машины. По состоянию на 2012 год, на вооружении армейской авиации оставалось некоторое количество вертолетов данного типа - учебные и разведчики для противотанковых подразделений. Несколько вертолетов каждого типа в качестве учебных использовались в Военно-морских силах самообороны Японии. Военные Model 500 также выпускались в Аргентине (компания RACA), Италии (компания "Nardi") и Южной Корее (подразделение "Korean Air Lines" - KAL-ASD).
Model 500MD TOW Defender
The Hughes 600X, based on the highly successful Model 500D.