Hughes OH-6 Cayuse / MD 500
Варианты:
Hughes - OH-6 Cayuse / MD 500 - 1963 - США
Страна: США
Год: 1963
Вертолет

Легкий вертолет с экипажем из одного человека
Описание
Фотографии
Hughes (McDonnell Douglas) OH-6 Cayuse/Model 500

   В 1960 году Армия США подготовила тактико-технические требования к новому легкому разведывательному вертолету (LOH - Light Observation Helicopter), который должен был заменить состоящие на вооружении машины марок Bell и Hiller. Одними из основных требований стали высокие характеристики, наличие турбовального двигателя, простота в эксплуатации и низкая закупочная цена. Свои предложения прислали почти все ведущие компании, но на завершающую стадию тендера вышли только три модели: Bell YHO-4, Hiller YHO-5 и Hughes YHO-6. 26 мая 1965 года заказчик выбрал YOH-6A Cayuse, совершивший первый полет 27 февраля 1963 года, официально названный HO-6 (позже OH-6) и на службе затем получивший прозвище "Loach" (от названия задачи - LOH).
   На тот момент "Hughes" имела незначительный опыт в области проектирования вертолетов - ее Model 269 тогда находился лишь в начальной стадии производства. Тем не менее Cayuse (фирменное обозначение Model 369) оказался весьма удачной машиной, отличавшейся хорошей маневренностью. Кабина вертолета обеспечивала размещение экипажа из двух человек. В задней части она имела два складывающихся сиденья, которые в сложенном виде открывали пространство для перевозки четырех полностью экипированных солдат или достаточно тяжелого (экономически целесообразного) груза.
   Первые поставки Армии США были осуществлены в сентябре 1965 года, первоначально контракт предусматривал поставку 714 вертолетов. Но на момент окончания производства были выпущены 1434 машины в трех немного отличающихся друг от друга модификациях. Вертолеты OH-6A активно использовались во Вьетнаме, 658 машин были потеряны в боевых условиях и еще 297 - во время различных аварий. Однако затем Армия США объявила новый тендер на вертолет LOH, победителем в котором стал Bell OH-58 Kiowa - он обошел OH-6D (последнее обозначение затем использовалось в отношении японского варианта). После этого все вертолеты OH-6A были переданы в подразделения Резерва Армии США и Национальную гвардию. В результате модернизации авионики, трансмиссии и отдельных элементов конструкции появилась модель OH-6B (или Series IV). Данные вертолеты получили двигатель T63-A-720 мощностью 420 л.с, оснащенный экранно-выхлопным устройством "Black Hole", и могли оснащаться ИК-камерой переднего обзора, устанавливаемой в носовой части, и посадочной фарой. Прототип совершил первый полет в мае 1988 года.
   Для Сил специальных операций выпускались модификации MH-6B и MH-6C, а под обозначением EH-6B - машина управления, радио- и радиотехнической разведки. Выпускался также легкий ударный вертолет AH-6C. 23 вертолета MH-6B были построены заново, из них три позже переоборудовали в MH-6C. Построили также четыре EH-6B, два затем переоборудовали в MH-6B, а один - в вариант AH-6C. Было построено 14 ударных AH-6C, плюс три - переоборудованы из MH-6B и один из EH-6B. Все спецназовские H-6 оснащались двигателями Allison 250-C20 мощностью 400 л. с., с ЭВУ типа "Black Hole", но сохранили V-образное хвостовое оперение. Данные машины также предусматривали использование летчиками приборов ночного видения, в носовой части могли устанавливаться ИК-камеры переднего обзора. MH-6B и MH-6C имели внешние пилоны для подвески двух пушечных контейнеров, вместо них могли устанавливаться специальные платформы, на которых могли размещаться до четырех бойцов. AH-6C обычно вооружался пушкой M27 на левом борту и блоком на семь НАР Mk 66 или Hydra - на правом, но мог нести еще два пушечных контейнера, четыре блока НАР или четыре ПТУР BGM-71 TOW. Ранние спецназовские варианты уже давно сняты с вооружения, хотя несколько MH-6B эксплуатировались до 1992 года.
   Вертолеты OH-6 также находились в эксплуатации ряда федеральных и иных органов власти и правопорядка, включая Пограничную охрану США и Госдепартамент.

   Кроме того, во время выпуска OH-6A для Армии США гражданским заказчикам вертолет предлагался компанией "Hughes" под обозначением Hughes 500. Базовая модель, Model 500, представляла собой не просто гражданский вариант OH-6, это был вертолет "двойного назначения", и его с удовольствием брали в эксплуатацию различные силовые ведомства. 500-я модель отличалась в основном наличием более сильного ТВаД Allison 250-C18A мощностью 317 л. с., увеличенным запасом топлива и обновленным интерьером салона. Для экспорта была создана модель Model 500C.
   Первым экспортным военным вариантом стал Model 500M Defender - первой в 1968 году его получила Колумбия. Данная модификация также строилась по лицензии японской "Kawasaki" под обозначением OH-6J для Сухопутных сил самообороны Японии, а также итальянской компанией "Nardi" - под обозначениями NH500M и NH500MC (оптимизирована для больших высот и тропического климата). Испания приобрела вертолеты модификации Model 500M/ASW с магнитометром и возможностью применения противолодочных торпед.
   Компания "Hughes" продолжала работы над машиной, вскоре был выпущен вариант, прозванный "The Quiet One" и представлявший собой базовый OH-6A, оснащенный пятилопастным несущим винтом, четырехлопастным рулевым винтом и двигателем с ЭВУ. Скорость возросла на 37 км/ч, масса полезной нагрузки - на 272 кг, а результаты испытаний показали, что уровень шумности машины был существенно ниже, чем у предшественника (скорость вращения несущего винта была снижена и составила 67% от показателя обычного несущего винта, использовавшегося ранее). Новую машину показали в апреле 1971 года, а второй образец в 1982 году оснастили системой снижения вибраций с автоматическим управлением. Позже второй ранний OH-6A был переоборудован в вариант OH-6C с двигателем Allison 250-C20 повышенной до 400 л. с. мощности, с модифицированным Т-образным хвостовым оперением и пятилопастным несущим винтом. Вертолет развивал скорость 322 км/ч, но ни один из этих двух вариантов в серию так и не пошел, хотя примененные в них системы и технологии позже нашли воплощение в модификациях Model 500, 520 и 530.
   Следующим базовым вариантом стал гражданский вертолет 500D, оснащенный пятилопастным несущим винтом с меньшей скоростью вращения и Т-образным хвостовым оперением. Японская "Kawasaki" выпускала данную модель по лицензии для Сухопутных сил самообороны Японии под обозначением OH-6D. Вертолет также строился по лицензии в Аргентине, Италии и Корее. На базе 500D были созданы различные военизированные варианты вертолета, основным из которых стал 500MD Defender с бронированием и ЭВУ. Военный вариант поставлялся в нескольких модификациях, каждая имела собственное обозначение: 500D Scout Defender имел возможность подвески пушечных контейнеров или блоков НАР; 500MD/ASW Defender оснащался смонтированной в носовой части поисковой РЛС (смещена на левый борт), буксируемым магнитометром и модифицированным шасси, позволявшим подвешивать противолодочную торпеду; 500MD/TOW Defender - противотанковый вариант с ПТУР TOW и смонтированным в носовой части прицелом; 500MD/MMS-TOW Defender - с тем же комплексом ПТУР, но прицел смонтирован на втулке несущего винта; 500MD Quiet Advanced Scout Defender - с тем же вооружением, но четырехлопастным малошумным рулевым винтом.
   В августе 1985 года обозначение вертолета с Model 500 было изменено на MD 500 - в результате покупки вертолетного бизнеса компании "Hughes" корпорацией "McDonnell Douglas". Спецназовские вертолеты состояли на вооружении 160-го авиаполка специального назначения в Форт-Кэмпбелле - считается, что это были машины, созданные на базе MD 500D и MD 500MD и оснащенные двигателями 250-C30, как на модели MD 530F. Данные вертолеты имели обозначения EH-6E, MH-6E и AH-6F, в дополнение к ним, как считается, поступили восемь MD 500E - их передали Армии США в 1985 году. Вертолеты EH-6E (четыре новых, один позже переоборудован в MH-6E) являлись машинами управления, радио- и радиотехнической разведки. Вертолеты MH-6E (15 новых и еще один переоборудован из EH-6E) и AH-6F (девять построены заново, один передан на испытания в ВВС США) создавались, соответственно, на базе 500D и 500MD. AH-6F имел надвтулочный прицел и возможность установки одноствольной 30-мм пушки M230 Chain Gun. Можно было подвешивать и несколько управляемых ракет Stinger класса "воздух-воздух". Вертолет Model 500MD Defender II представлял собой усовершенствованный вариант - он был доступен во всех трех вышеуказанных специальных модификациях, но отличался более малошумным четырехлопастным рулевым винтом с меньшей скоростью вращения. Следующее поколение возглавил вариант Model 500E (позже MD 500E, выпускался компанией "MD Helicopters"), отличавшийся измененной носовой частью фюзеляжа, модифицированными концевыми шайбами хвостового оперения, более вместительной кабиной и установкой двигателя Allison 250-C20B. Специализированные военизированные модификации, созданные на базе данной модели, получили обозначение 500MG (затем MD 500MG) Defender.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   McDonnell Douglas Helicopters MD500

   Тип: легкий вертолет с экипажем из одного человека
   Силовая установка: один ТВаД Rolls-Royce Allison 250-C18A номинальной мощностью 317 л. с. (236 кВт), но взлетная обеспечена на уровне 278 л. с. (207 кВт), тогда как мощность на установившемся режиме - 243 л. с. (181 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 305 м - 244 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 217 км/ч; начальная скороподъемность 218 м/мин; динамический потолок 4390 м; статический потолок с учетом влияния земли 2500 м, а без учета влияния земли - 1615 м
   Масса: пустого 493 кг; максимальная взлетная 1361 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 8,03 м; длина с вращающимися винтами 9,24 м; высота по втулку несущего винта 2,48 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 50,60 м2
   Полезная нагрузка: до 6 пассажиров или двое носилок с одним сопровождающим медиком, или груз в кабине
OH-6A Cayuse, отряд "C" из состава 3-го дивизиона 17-го кавалерийского полка армейской авиации США
MD-500
Hughes 500
"Hughes" надеялась построить для Армии США до 4000 вертолетов OH-6A, но из-за производственных проблем, роста цен на комплектующие и сговора лоббистов пришлось довольствоваться выпуском всего лишь чуть более 1400 машин.
Хотя применение OH-6 на малых высотах стало причиной достаточно высоких потерь, в сравнении с другими типами вертолетов, например Huey, они были все же ниже.
Одним из нововведений, появившихся во Вьетнаме, стало использование катеров и судов для оперативного базирования вертолетов. На снимке "Loach" готовится к посадке на импровизированную ВПП такого корабля-базы.
Легкий разведывательный вертолет OH-6A над Южным Вьетнамом, 1968 г.
OH-6 ожидает дальнейших приказаний на одном из многочисленных прифронтовых "аэродромов подскока" - его место обозначено пустыми бочками из-под горючего.
Легкий разведывательный вертолет OH-6A
As part of its ever expanding range of exhibits, the Helicopter Museum at West-super-Mare, Somerset, took delivery of a record-breaking Hughes YOH-6A Cayuse scout helicopter, nicknamed Loach, on September 3, 1999. Serial 624213 is one of five prototypes, built in 1963, and holds the world record for US coast-to-coast flight by a helicopter, non-stop, without refuelling - 2,213 miles (3,561.55 km) in 15 hours, set up in April 1966.
Американский разведывательный вертолет OH-6A в Южном Вьетнаме, 1971 г.
Both MFI-15s and Hughes 500 GSH-512 on the apron at Hastings.
Hughes 500 GS-H1 at Sulima, in southern Sierra Leone, near the border with Liberia.
Hughes 500 GS-H525 during a welcoming скукьщтн at Siaka Stevens' home village near Blama.
A landing site in Freetown with Hughes 9L-LAP, the Presidential Mercedes and motorcycle escort.
President Siaka Stevens and the US Ambassador to Liberia in front of Hughes GS-H1.
Hughes GSH-525 in front of the presidential palace in Freetown.
Парк колумбийских вертолетов семейства Model 500 - один из самых многочисленных в регионе. ВВС Колумбии располагают шестью OH-6A, переданными Армией США (включая FAC 4255, изображенный на фото), а также MD530MG и MD500E.
ВВС Доминиканской Республики получили от Армии США шесть OH-6A, которые в начале 2000-х годов заменили на OH-58.
The Royal Danish Army (Haerens Flyvejaeneste) comprises a relatively small flying element, comprising a dozen armed AS 550C2 Fennecs and a similar number of Hughes 500Ms for scouting and light observation, the latter being exemplified by H-212 illustrated here visiting Middle Wallop, UK, in 1982 - all are based at Vandel.
Hughes OH-6A (Class E.1).
A representative formation of the aircraft types in service with the AFM Air Squadron; only the Islander is missing.
Итальянская Guardia di Finanza - финансовая полиция - по состоянию на 2000 год располагала парком из 35 вертолетов Model 500 итальянской сборки. В ее распоряжении были модели Nardi NH500M, NH500MC (на фотографии) и NH500D. NH500MC - вариант Model 500M с улучшенными возможностями по работе в жарком климате и в горах.
Water landing of an NH-500MC in front of the Anzio lighthouse
Special liveries have been applied on two helicopters of the Servizio Aereo della Guardia di Finanza (Italian Custom Police Air Service) to mark its 60th anniversary. Agusta-Bell HH-412C (AB412HP)MM81442/ ‘GdiF-205' (c/n 25705) and Nardi NH-500MC MM81015/‘GdiF-86' (c/n 21-0270M) were painted at Pratica de Mare, near Rome. The service is responsible for combating financial crimes, including money laundering, smuggling, cross-border narcotics trafficking and illegal immigration.
Close-up of an NH500 in front of an AW169
The two Hughes and the AW169 of the GdF
The two ‘foxes’ before take-off
Hughes 500D
‘Volpe 91’ breaks formation over Casalazzara
Formation flight inbound to Pratica di Mare
Floats and its 'T-tail' differentiate the Breda Nardi Hughes NH.500MD from the NH.500MC.
Итальянская финансовая гвардия сохраняет большой парк вертолетов NH-500M, NH-500MC и NH-500MD (на снимке) для охраны морских и сухопутных границ, а также проведения полицейских операций.
Italian Guardia di Finanza NH 500MD MM81067 ‘GdiF-109’ seen at Stresa, on the shores of Lake Maggiore, northern Italy, on April 28, 2002 was acting as a camera ship and rescue helicopter during a power boat race on the lake, with a diver at the ready should there be any problems.
‘Volpe 113’ turning left over Casaro near Rome
A fine study of the first T-tailed Hughes 500D on the British Register, G-BEJY, photographed by TOM HAMILL of Flight on February 20, 1977.
Подразделения ООН эксплуатируют различную авиационную технику, арендуемую у членов организации для тех или иных миротворческих и других операций. На фотографии - как раз такой арендованный вертолет Model 500D.
Model 500D использовался иорданскими ВВС в качестве учебно-тренировочного вертолета.
The training role of the Hughes 500Ds of No 5 Squadron at the King Hussein Air College is indicated by their high-visibility red-and-white finish.
Hughes 500D стал самым продаваемым вариантом в семействе, эти вертолеты особенно популярны у полиции разных стран. На фотографии - вертолет дорожно-патрульной службы Калифорнии.
Kawasaki (MDH) OH-6D light helicopter of the JMSDF (1998)
Colombia's police force uses this type to support anti-drug trafficking and guerilla operations.
One of the two Hughes 500D helicopters (HH-5) included in the inventory of the Helicopter Flight of the Transport Squadron
Updating the recent review of the Croatian Air Force, that report neglected to mention the MDH MD 500D helicopter, at least two of which have been confirmed as now in service for rotary-wing and observation training, including H-452 seen here at Zadar/Zemunick in June 1996. They were acquired second-hand on the commercial market and it is possible a few more may also have been acquired but the exact number in service is unconfirmed.
Вертолеты MD Helicopter замечательны высокой скоростью полета, прочностью и пригодностью к эксплуатации в условиях жары и высокогорья. Model 500 в 1970-1980-х годах хорошо продавалась частным лицам.
Учебная подготовка - одна из важнейших задач, которые решают вертолеты OH-6D японской армейской авиации. На фотографии - вертолеты пилотажной группы "Akeno Rainbows" из летного училища, находящегося на авиабазе Акено.
FAH 903 - один из трех MD500D, находившихся в 2000 году на вооружении ВВС Гондураса. Сегодня вертолетная эскадрилья ВВС эксплуатирует несколько Bell 412SP и один UH-1H.
Вертолеты H-6 из состава Сил специальных операций Армии США известны под названием "Little Birds" ("пташки") и не часто попадают в кадр. Вертолеты закупаются в двух вариантах - легкий боевой AH-6 и многоцелевой MH-6. На фотографии - многоцелевой MH-6H, вероятно, один из 14 машин, переоборудованных из более ранних вертолетов EH- и MH-6E (варианты Hughes Model 500D) и оснащенных, в числе прочего, двигателями по типу Model 500E или MD530F. "Little Birds" - последние вертолеты H-6/Model 500, находящиеся в эксплуатации Вооруженных сил США, на сегодня в их распоряжении осталось 49 машин.
Eventually, the MH-6 could be upgraded to Block 3 configuration
The MH-6 Little Bird is a SOF-unique helicopter that was developed to provide fast, agile combat support
ВВС Кении получили 48 вертолетов Model 500 - они использовались авиаотрядом кенийской армии в Найроби. Этот вертолет с номером 518 стал первым из 15 вертолетов Model 500MD/TOW Defender, поставленных в 1981 году.
Кения использует 500MD/TOW Defender в качестве противотанкового вертолета, имеет страна и другие модификации 500-й серии.
Вертолеты 500MD TOW Defender были основным воздушным средством борьбы с бронетехникой у Израиля вплоть до принятия на вооружение AH-1 и AH-64. Позднее их стали использовать для обучения экипажей.
Высокая маневренность - одно из главных достоинств вертолетов семейства Model 500, сделавшее их столь популярными. Данный MD500 TOW Defender несет ПТУР TOW и пулеметный контейнер.
Model 500MD/ASW Defender с поисковой РЛС в носовом обтекателе и магнитометром ASQ-81. Полозковое шасси выполнено более высоким для обеспечения подвески под фюзеляжем двух торпед.
NOTAR
Концепция NOTAR (NO TAil Rotor) испытывалась на вертолете OH-6A, 65-12917, в 1982 году. Вместо рулевого винта вертолет имел специальную хвостовую балку с нагнетанием воздуха от вентилятора с приводом от двигателя. Воздух выходил через паз шириной 8,5 мм, проходящий по всей длине хвостовой балки, создавая тягу, противостоящую крутящему моменту несущего винта. Преимущества концепции - малая шумность, повышенная безопасность и низкая стоимость техобслуживания.
17 декабря 1981г.: первый полет выполнил экспериментальный вертолет Hughes, оснащенный вместо хвостового винта реактивной системой стабилизации NOTAR (no tail rotor), работающей на сжатом воздухе.
Hughes 500
На фотографии - два прототипа YOH-6A во время летных испытаний. В процессе разработки форма хвостового оперения была изменена.
Hughes OH-6A light observation helicopter (250 hp Allison T63 shaft-turbine engine)
Легкий разведывательный и связной вертолет OH-6A
Cayuse взлетает с одной из баз в Южном Вьетнаме - на заднем плане видны ударные вертолеты AH-1. Обратите внимание на установленный на вертолет пулемет Minigun и десантника с пулеметом M60.
Anti-submarine version of the Hughes 500M in Spanish Navy insignia
The small and agile Hughes 500 has been in use with 6a Escuadrilla for 22 years, initially as a lightweight ASW platform operating from the now retired Fleet Rehabilitation and Modernisation (FRAM)-2 modified destroyers and now as a utility and training helicopter.
BredaNardi NH-500C (Hughes Model 500) light general-purpose helicopter
Hughes Model 500C.
Kawasaki (Hughes) Model 369HS light helicopter (400 shp Allison 250-C20 turboshaft engine)
Kawasaki-Hughes Model 369HS in the livery of a Japanese civil operator
Kawasaki (Hughes) Model 369HS light helicopter (317 shp Allison 250-C18A turboshaft engine)
Special bubble window over ends of two stretchers in Hughes Model 500C ambulance
Hughes OH-6A.
Hughes 369HS, G-BBXF, owned by Gerry Hill (Volkswagen Ltd , at Luton in February 1974.
Japanese Ground Self-Defence Force (Army) types present at Iruma included Hughes OH-6J 37007
The JGSDF has adopted the Hughes OH-6 as its standard observation helicopter, having acquired 117 Kawasaki-built OH-6Js by 1979, followed by 59 OH-6Ds to date. Illustrated is an OH-6J.
Хьюз OH-6A
Пара «Кобр» в сопровождении легкого вертолета OH-6A летит на боевое задание. Южный Вьетнам. Фото 1967-1968 гг.
Во время свободной охоты Cobra регулярно действовали вместе с легкими разведывательными вертолетами OH-6, на которых часто снимали с кабины двери для обеспечения лучшего обзора. Как только разведчик обнаруживал противника, он набирал высоту и отмечал цель, а следовавшие выше Cobra наоборот - пикировали вниз, обрушивая на цель море огня. Вертолеты Cobra часто обеспечивали и поисково-спасательные операции, а однажды экипаж умудрился даже эвакуировать пилота сбитого F-100 - будущего командующего ВВС США генерала Р. Фоглмэна.
Вертолет Cayuse завис рядом с местом нахождения группы вьетконговцев, которое он обозначил дымовой гранатой. Скоро на место прибудут ударные вертолеты и Huey, чтобы уничтожить противника.
A Hughes 500M helicopter of the I Grupo de Exploracion y Ataque which operates in the close-support role from Moron as a component of the VII Brigada.
В 1972 году "Hughes" использовала один из первых прототипов YOH-6A в программе испытаний по снижению шумности вертолета. Вертолет, названный "The Quiet One", был оснащен системой акустического подавления шума выхлопа и воздухозаборника двигателя, а также новой втулкой несущего винта с пятью лопастями. Испытания стали основой для разработки значительно улучшенной модели Model 500D, взлетевшей в августе 1974 года.
“The Quiet One”, an OH-6A helicopter modified by Hughes for research purposes
Для борьбы с партизанами использовались различные летательные аппараты, в т.ч. вертолеты Hughes 369
Hughes 500D
Sloane Aviation's red, white and blue G-BEJY, first British registered Hughes 500D, at Baginton 13/3/77;
Hughes Model 500D.
Hughes Model 500D one seven-seat commercial helicopter (420 shp Allison 250-C20B turboshaft engine)
The US Army having adopted the Hughes Aircraft Co Mast Mounted Sight (MMS) in favour of the Martin-Marietta sight for its AHIP (Army Helicopter Improvement Program), Hughes Helicopter has standardised on this sight for its next generation Model 500MD/TOW helicopter for export.
Hughes Model 500M-D Defender.
The military Hughes 500M-D Defender, N8608F, with radar on its nose.
This Hughes 500 MD was one of only two US military aircraft flying in the show.
Hughes Model 500M-D/ASW Defender.
Американские техники осматривают сбитый над Южным Вьетнамом OH-6A, 1968 г.
Finnish Army/Utti Jager Regiment Hughes 500E HH-8 seen following its crash landing at Anjalankoski, southeastern Finland.
Mock-up of Hughes OH-6A light observation helicopter
 
OH-6A Cayuse. Изображенный вертолет Cayuse принадлежал 11-й группе воздушной кавалерии, где служил Джонатан Фергюсон. Прозвище "Loach" вертолет получил от аббревиатуры LOH (Light Observation Helicopter), а другое прозвище - "Яйцо" - за характерную форму фюзеляжа.
Kawasaki OH-6J. Этот OH-6J, JG-1107, в середине 1980-х годов принадлежал авиагруппе Восточной армии Сухопутных сил самообороны Японии и в числе 117 машин был приобретен в 1969-1979 годах. Вертолет являлся вариантом Hughes OH-6A/Model 500M и по лицензии собирался на заводе "Kawasaki". В войсках он использовался в качестве легкого разведывательного и учебного. В последующем компания "Kawasaki" перешла на выпуск модели OH-6D (Model 500D), было собрано 62 машины. По состоянию на 2012 год, на вооружении армейской авиации оставалось некоторое количество вертолетов данного типа - учебные и разведчики для противотанковых подразделений. Несколько вертолетов каждого типа в качестве учебных использовались в Военно-морских силах самообороны Японии. Военные Model 500 также выпускались в Аргентине (компания RACA), Италии (компания "Nardi") и Южной Корее (подразделение "Korean Air Lines" - KAL-ASD).
Model 500MD TOW Defender
The Hughes 600X, based on the highly successful Model 500D.