McDonnell Douglas MD-80
Варианты:
McDonnell Douglas - MD-80 - 1979 - США
Страна: США
Год: 1979


Ближне-/среднемагистральный авиалайнер с экипажем из двух человек
McDonnell Douglas MD-80
Фотографии

McDonnell Douglas MD-80

С начала 1970-х годов компания "Douglas Aircraft Company" (позже подразделение "McDonnell Douglas Corporation") приступила к изучению способов повышения возможностей и коммерческой привлекательности самолетов семейства DC-9. В частности, разработчиком предполагалось добиться этого за счет применения модернизированных двигателей Pratt & Whitney JT8D. В январе 1975 года компания приступила к летным испытаниям модернизированного DC-9, оснащенного двигателями JT8D-109, которые позже производились под обозначением JT8D-209.
  В то же время специалисты "McDonnell Douglas" изучали возможность создания на базе стандартного DC-9 таких вариантов, как DC-9-50RS, DC-9-60, DC-9-50-17R и DC-9SC - с усовершенствованными двигателями Pratt & Whitney или другими двигателями, а также других различных модификаций (в частности, рассматривалась возможность применения нового крыла и удлинения фюзеляжа за счет вставок различной длины перед крылом и позади крыла).
  В октябре 1977 года компания приступила к разработке варианта, получившего изначально обозначение McDonnell Douglas DC-9 Super 80 и отличавшегося удлиненным на 4,34 м фюзеляжем (по сравнению с моделью DC-9-50), силовой установкой, включавшей два двигателя JT8D-209, а также другими усовершенствованиями. Стартовыми заказчиками на новую модель стали компании "Austrian Airlines", "Southern Airways" и "Swissair". В программе сертификации были использованы три самолета DC-9 Super 80, первые полеты ими были выполнены, соответственно, 18 октября 1979 года, 6 декабря 1979 года и 29 февраля 1980 года. Причем разработчик предлагал три варианта DC-9 Super 80, различавшихся мощностью силовой установки, запасом топлива и массой: базовую модель DC-9-81; модель DC-9-82 - облетана 8 января 1981 года и оснащалась двумя двигателями JT80-217 тягой по 88,96 кН, имела запас топлива, как на DC-9-81; модификацию DC-9-83 - облетана 17 декабря 1984 года, оснащалась двигателями JT8D-219 тягой по 93,41 кН и имела запас топлива, увеличенный на 4390 л (дополнительные топливные баки в грузовом отсеке).
  В 1984 году обозначение DC-9 Super 80 было изменено на MD-80, после чего указанные выше модификации получили обозначения, соответственно, MD-81, MD-82 и MD-83. DC-9-81 поступил в эксплуатацию компании "Swissair" 5 октября 1980 года - самолеты были в двухклассной компоновке, вместимостью на 135 пассажиров. DC-9-82 оптимизировали для эксплуатации в жарком климате и высокогорье, в августе того же года он поступил в эксплуатацию компании "Republic Airlines". В 1982 году данный вариант пополнился еще и подвариантом с увеличенной до 67 812 кг максимальной взлетной массой и двигателями JT8D-217A, позволившими увеличить массу полезной нагрузки и дальность полета. MD-83 создавался как вариант с увеличенной дальностью полета и поступил в эксплуатацию компании "Finnair" до конца того же года.
  В течение 1985 года компания "McDonnell Douglas" объявила о запуске нового варианта MD-87, который представлял собой уменьшенный вариант MD-80, - с фюзеляжем, укороченным на 5 м, увеличенным на 0,25 м килем и вместимостью от 114 до 130 пассажиров. Самолет оснащался двигателями JT8D-217B тягой по 88,96 кН и имел запас топлива 22106 л, который мог быть увеличен за счет установки дополнительных баков. Первый полет состоялся 4 декабря 1986 года, первые заказчики - компании "Finnair" и "Austrian Airlines", в эксплуатацию самолет поступил в ноябре 1987 года.
  Пятым и последним вариантом в семействе стал MD-88, анонсированный в 1986 году после получения заказа от компании "Delta Air Lines". Он представлял собой фактически стандартный MD-82, но с усовершенствованным приборным оборудованием (электронный пилотажный индикатор марки Sperry, интегрированный с системой управления полетом и инерциальной навигационной системой, индикаторы на электронно-лучевых трубках и др.), с двигателями JT8D-217C, с увеличенной до 72 575 кг максимальной взлетной массой и широким использованием в конструкции композиционных материалов, а также перепроектированным пассажирским салоном на 142 человека в двухклассной компоновке. Первый полет состоялся 15 августа 1987 года, первый авиалайнер передан заказчику в январе 1988 года.
  Особо стоит отметить, что в процессе проектирования самолетов семейства была предусмотрена возможность замены турбовентиляторных двигателей на турбовинтовые - это, впрочем, дальше экспериментов не пошло. Кроме того, "McDonnell Douglas" изучала возможность создания на базе MD-83 и MD-87 корпоративных самолетов, а также применения на самолетах семейства более современных турбовентиляторных двигателей, включая CFM56-5 и IAEV2500.
  В апреле 1985 года Китай подписал с компанией "McDonnell Douglas" соглашение по вопросу совместного выпуска самолетов MD-80 и MD-90 китайской компанией SAIC ("Shanghai Aviation Industrial Corporation"), со сборкой авиалайнеров на китайских предприятиях в Ченду, Шеньяне и Сиане. Однако SAIC собрала только 35 самолетов MD-80, и в октябре 1994 года программа была закрыта. Сборка осуществлялась из машинокомплектов, поставлявшихся "McDonnell Douglas", 30 самолетов MD-82 были собраны для Китая, а пять машин MD-83 продали в Америку.
  Самолеты семейства MD-80 показали себя успешными наследниками DC-9, общий выпуск их составил 1191 авиалайнер - линия сборки данных самолетов была закрыта в 1999 году, к тому времени компания-разработчик оказалась уже в составе корпорации "Boeing".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  McDonnell Douglas MD-81

  Тип: ближне-/среднемагистральный авиалайнер с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя Pratt 81 Whitney JT8D-209 тягой по 82,29 кН
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 8230 м - 924 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 10 670 м - 813 км/ч; дальность полета со 155 пассажирами - 2896 км
  Масса: пустого 35 570 кг; максимальная взлетная 63 503 кг
  Размеры: размах крыла 32,87 м; длина 45,06 м; высота 9,04 м; площадь крыла 117,98 м2
  Полезная нагрузка: до 172 пассажиров в контексте максимальной полезной нагрузки массой 17953 кг
N924PS (c/n 48034) was among the first of the DC-9 Super 80s delivered, in 1980, to Pacific Southwest. This, the longest DC-9 derivative to date, is now known as the MD-80, this particular aircraft being an MD-81.
Компания "AirCal" была региональным авиаперевозчиком, работавшим преимущественно в Калифорнии. Компания модернизировала свой парк в 1981 году, приобретя и этот MD-82.
MD-80
The first DC-9 Super 80, which entered flight testing on 18 October 1979, is fitted with a spin-recovery parachute in the non-standard fairing at the rear end of the fuselage and has a trailing static line extending from the top of the fin.
Опытный самолет Super 80 был оснащен тормозным парашютом, который мог использоваться для вывода самолета из режима сваливания.
The second Super 80, in Swissair colours.
Самым крупным эксплуатантом MD-80 была "American Airlines", парк которой включал 350 лайнеров данного типа. В начале 2010 года компания располагала 165 самолетами MD-82 и 86 самолетами MD-83.
Вначале "McDonnell Douglas" присвоила своему новому двухдвигательному реактивному авиалайнеру обозначение DC-9 Super 80, но он существенно отличался от предыдущих машин данного семейства, и ему присвоили новое обозначение.
MD-81
Компания SAS остается крупнейшим эксплуатантом двухдвигательных самолетов "McDonnell Douglas". Этот MD-81 - типичный MD-80 ранней постройки.
"Hawaiian Airlines" взяла на два года в лизинг два MD-81 у "United Aviation Services". Компания активно эксплуатировала ранние DC-9 и DC-10, но затем перешла на лайнеры Boeing 717 и 767 и самолеты евроконсорциума "Airbus".
MD-82
MD-82, рассчитанный на перевозку 141-164 пассажиров, остается важным для компании "Alitalia" самолетом. Многие годы гондолы двигателей самолета украшала надпись "Super 80".
Congolese carrier Canadian Airways Congo has put Wind Rose Aviation McDonnell Douglas MD-82 UR-WRE (c/n 49278, ex UR-CDA) into service on the domestic route between Pointe-Noire and Brazzaville. The airliner is seen at Pointe-Noire on December 12, 2012. It was leased from Wind Rose in September 2012.
MD-83
MD-83 (N965AS) из "Alaska Airlines" сфотографирован в июне 1992 года. "Alaska Airlines" первой заказала самолеты MD-83, первую машину она получила в 1985 году.
Danish Air Transport McDonnell Douglas MD-83 OY-RUE (c/n 49936, ex YR-HBZ) has worn FIFA (Federation Internationale de Football Association) World Cup Trophy Tour colours since August 2013. FIFA contracted the carrier to promote the tournament due to take place later this year in Brazil along with Coca-Cola, one of the event's major sponsors. The airliner is seen at Amsterdam Airport Schiphol in the Netherlands on March 20, 2014.
The Republic livery, seen on a Boeing 727 and on a DC-9 Super 80, clearly resembles the original North Central colour scheme, and the mallard duck logo is the same.
MD-83 - вариант с увеличенной дальностью, оснащенный двигателями JT8D-219, имеющими на 2% лучшую топливную экономичность, чем JT8D-217. Данная машина принадлежала "Republic Airlines" из Миннеаполиса. Ныне компания уже не существует.
Американская "Republic Airlines" - один из первых эксплуатантов MD-82. Хотя MD-80 и продавался достаточно хорошо, он, как и его предшественник Douglas DC-9, уступил в конкурентной борьбе Boeing 737.
Парк "Spanair" в 2011 году включал два MD-82, шесть MD-83 и 12 MD-87. Авиакомпания выполняет рейсы по Европе.
Компания "Transworld Airlines" эксплуатировала самый большой парк лайнеров семейства MD-80, она же получила самолеты последних двух модификаций MD-80 (в 1999 году получен MD-83).
Romanian charter airline Ten Airways is flying McDonnell Douglas MD83 YR-OTL (c/n 49941) on behalf of Italian tour operator TrawelFly. The airliner was last flown by JeTran Air, which merged with Medallion Air to form Ten in 2012. It was stored at Bucharest Aurel Vlaicu Airport in Romania from January 2009 before rejoining the Ten fleet this July. The carrier has six MD82/83s in total.
MD-87
4 декабря 1986г.: эволюция семейства DC-9/MD-80 продолжена самолетом McDonnell Douglas MD-87, рассчитанным на перевозку до 130 пассажиров. MD-87 является вариантом самолета MD-80 с укороченным фюзеляжем.
MD-87 оснащался двигателями JT8D-217C тягой по 90 кН и стал первым самолетом семейства, оборудованным электронным пилотажным индикатором, пилотажно-навигационным комплексом и индикатором на лобовом стекле в качестве стандартной комплектации.
Компания "Iberia" в 2011 году продолжала эксплуатировать MD-87, но их дни в этой кампании сочтены из-за намерения руководства закупить самолеты от "Airbus".
McDonnell Douglas MD-87 N572SH (c/n 49780, ex LV-BZH) of Ansett Worldwide is the first of the type destined for Aserca Airlines Venezuela. It has been stored at Opa Locka Executive Airport in Florida, since March 8, 2013. A second MD-87 (N599SH, c/n 49727, ex LV-BSC) is also due to be used by the airline - which began operations in 1991 and currently has 11 MD-82/83s and four DC-9-31/32s, some six of which are stored. It serves domestic destinations in Venezuela and international routes to Dominica and Aruba.
MD-88
Последним членом семейства MD-80 стал MD-88, оборудованный "стеклянной"кабиной и сконструированный с широким использованием композитов. Лайнер в большом количестве поставлялся "Delta Air Lines" - в середине 2010 года у компании было 117 машин MD-88.
Delta Air Lines currently operates a fleet of 117 MD-88s including N994DL (c/n 53546) which was delivered in January 1992.
"Midwest Express" в январе 2003 года сменила наименование на "Midwest Airlines". Компания базируется в международном аэропорту Милуоки. Парк компании насчитывает 25 машин 717-200, шесть MD-81, три MD-82 и четыре MD-88. N601ME - один из MD-88, который разработан на основе MD-82/83.
 
13 апреля 1989г.: ранее на самолете McDonnell Douglas MD-80 UHB (Ultra High Bypass) испытывался турбовентиляторный двигатель General Electric GE-36, теперь самолет выполнил первый полет с винтовентиляторным двигателем Pratt & Whitney-Allison 578-DX.
GE/SNECMA UDF стал первым реактивным двигателем с открытым вентилятором, установленным на самолете. Хорошо различимые на фотографии лопасти имеют изменяемый шаг и оба ряда вращаются противоположно, а степень двухконтурности достигает почти 35. На снимке - двигатель, установленный на летающей лаборатории MD-80.
The first Super 80
Airliner automatic flight-control systems began to use digital electronics in earnest when the McDonnell Douglas MD-80 entered service with a Sperry-developed flight-guidance system.
The third DC-9 Super 80, in Austrian Airlines colours, takes-off from Long Beach Municipal Airport. Well shown in this view are the strokes fitted to the engine nacelles to improve airflow over the tail when the aircraft is at high angles of attack; similar strokes on the nose, first adopted on the Srs 50, serve to increase fin effectiveness.
The Pratt & Whitney JT8D-209 is a refanned version of the JT8D. It has been used successfully on the McDonnell Douglas MD-80 airliner (on photo) since 1979, and has contributed to the continuing success of this family of variants derived from the DC-9.
An artist's impression of the McDonnell Douglas MD-87 in Finnair colours, and a three-view drawing of this latest derivative of the DC-9.
This modified McDonnell Douglas MD-80 started flight tests in May 1987 with a General Electric Unducted Fan engine installed in its port nacelle (close-up right) and is paving the way for UHB (ultra-high-bypass) powerplants for airliners of the future. The UHB-powered MD-91X is expected to enter airline service in 1991
MD-83 компании Korean Airlines
At Long Beach, McDonnell Douglas is conducting wind tunnel tests of its MD-80 prop-fan. Agreements have been signed with Aeritalia in Italy and with China providing for participation by those two countries in the McDonnell Douglas prop-fan aircraft development programme.
Artist's impression of the McDonnell Douglas DC-9 Super 80 in the colours of Southern Airways who have ordered four.
An artist's impression of the DC-9 Super 80SF project, which has the same wing and powerplant as the Super 80 but a shorter fuselage.
Development of an airliner with propfan propulsion is now the second most important project at Douglas Aircraft Company (after the MD-11X) according to presentations made at Paris.
McDonnell Douglas DC-9 Super 80
Comparative side views depicting (top to bottom) the DC-9 Srs 10/20; Srs 30; Srs 30F/C-9A Nightingale; Srs 40: Srs 50 and Super 80.
General arrangements drawings of the DC-9 Super 80
McDonnell Douglas DC-9 Super 80
An artist's impression of the McDonnell Douglas MD-87 in Finnair colours, and a three-view drawing of this latest derivative of the DC-9.