McDonnell Douglas MD-80
Варианты:
McDonnell Douglas - MD-80 - 1979 - США
Страна: США
Год: 1979


Ближне-/среднемагистральный авиалайнер с экипажем из двух человек
McDonnell Douglas MD-80
Фотографии

McDonnell Douglas MD-80

С начала 1970-х годов компания "Douglas Aircraft Company" (позже подразделение "McDonnell Douglas Corporation") приступила к изучению способов повышения возможностей и коммерческой привлекательности самолетов семейства DC-9. В частности, разработчиком предполагалось добиться этого за счет применения модернизированных двигателей Pratt & Whitney JT8D. В январе 1975 года компания приступила к летным испытаниям модернизированного DC-9, оснащенного двигателями JT8D-109, которые позже производились под обозначением JT8D-209.
   В то же время специалисты "McDonnell Douglas" изучали возможность создания на базе стандартного DC-9 таких вариантов, как DC-9-50RS, DC-9-60, DC-9-50-17R и DC-9SC - с усовершенствованными двигателями Pratt & Whitney или другими двигателями, а также других различных модификаций (в частности, рассматривалась возможность применения нового крыла и удлинения фюзеляжа за счет вставок различной длины перед крылом и позади крыла).
   В октябре 1977 года компания приступила к разработке варианта, получившего изначально обозначение McDonnell Douglas DC-9 Super 80 и отличавшегося удлиненным на 4,34 м фюзеляжем (по сравнению с моделью DC-9-50), силовой установкой, включавшей два двигателя JT8D-209, а также другими усовершенствованиями. Стартовыми заказчиками на новую модель стали компании "Austrian Airlines", "Southern Airways" и "Swissair". В программе сертификации были использованы три самолета DC-9 Super 80, первые полеты ими были выполнены, соответственно, 18 октября 1979 года, 6 декабря 1979 года и 29 февраля 1980 года. Причем разработчик предлагал три варианта DC-9 Super 80, различавшихся мощностью силовой установки, запасом топлива и массой: базовую модель DC-9-81; модель DC-9-82 - облетана 8 января 1981 года и оснащалась двумя двигателями JT80-217 тягой по 88,96 кН, имела запас топлива, как на DC-9-81; модификацию DC-9-83 - облетана 17 декабря 1984 года, оснащалась двигателями JT8D-219 тягой по 93,41 кН и имела запас топлива, увеличенный на 4390 л (дополнительные топливные баки в грузовом отсеке).
   В 1984 году обозначение DC-9 Super 80 было изменено на MD-80, после чего указанные выше модификации получили обозначения, соответственно, MD-81, MD-82 и MD-83. DC-9-81 поступил в эксплуатацию компании "Swissair" 5 октября 1980 года - самолеты были в двухклассной компоновке, вместимостью на 135 пассажиров. DC-9-82 оптимизировали для эксплуатации в жарком климате и высокогорье, в августе того же года он поступил в эксплуатацию компании "Republic Airlines". В 1982 году данный вариант пополнился еще и подвариантом с увеличенной до 67 812 кг максимальной взлетной массой и двигателями JT8D-217A, позволившими увеличить массу полезной нагрузки и дальность полета. MD-83 создавался как вариант с увеличенной дальностью полета и поступил в эксплуатацию компании "Finnair" до конца того же года.
   В течение 1985 года компания "McDonnell Douglas" объявила о запуске нового варианта MD-87, который представлял собой уменьшенный вариант MD-80, - с фюзеляжем, укороченным на 5 м, увеличенным на 0,25 м килем и вместимостью от 114 до 130 пассажиров. Самолет оснащался двигателями JT8D-217B тягой по 88,96 кН и имел запас топлива 22106 л, который мог быть увеличен за счет установки дополнительных баков. Первый полет состоялся 4 декабря 1986 года, первые заказчики - компании "Finnair" и "Austrian Airlines", в эксплуатацию самолет поступил в ноябре 1987 года.
   Пятым и последним вариантом в семействе стал MD-88, анонсированный в 1986 году после получения заказа от компании "Delta Air Lines". Он представлял собой фактически стандартный MD-82, но с усовершенствованным приборным оборудованием (электронный пилотажный индикатор марки Sperry, интегрированный с системой управления полетом и инерциальной навигационной системой, индикаторы на электронно-лучевых трубках и др.), с двигателями JT8D-217C, с увеличенной до 72 575 кг максимальной взлетной массой и широким использованием в конструкции композиционных материалов, а также перепроектированным пассажирским салоном на 142 человека в двухклассной компоновке. Первый полет состоялся 15 августа 1987 года, первый авиалайнер передан заказчику в январе 1988 года.
   Особо стоит отметить, что в процессе проектирования самолетов семейства была предусмотрена возможность замены турбовентиляторных двигателей на турбовинтовые - это, впрочем, дальше экспериментов не пошло. Кроме того, "McDonnell Douglas" изучала возможность создания на базе MD-83 и MD-87 корпоративных самолетов, а также применения на самолетах семейства более современных турбовентиляторных двигателей, включая CFM56-5 и IAEV2500.
   В апреле 1985 года Китай подписал с компанией "McDonnell Douglas" соглашение по вопросу совместного выпуска самолетов MD-80 и MD-90 китайской компанией SAIC ("Shanghai Aviation Industrial Corporation"), со сборкой авиалайнеров на китайских предприятиях в Ченду, Шеньяне и Сиане. Однако SAIC собрала только 35 самолетов MD-80, и в октябре 1994 года программа была закрыта. Сборка осуществлялась из машинокомплектов, поставлявшихся "McDonnell Douglas", 30 самолетов MD-82 были собраны для Китая, а пять машин MD-83 продали в Америку.
   Самолеты семейства MD-80 показали себя успешными наследниками DC-9, общий выпуск их составил 1191 авиалайнер - линия сборки данных самолетов была закрыта в 1999 году, к тому времени компания-разработчик оказалась уже в составе корпорации "Boeing".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   McDonnell Douglas MD-81

   Тип: ближне-/среднемагистральный авиалайнер с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя Pratt 81 Whitney JT8D-209 тягой по 82,29 кН
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 8230 м - 924 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 10 670 м - 813 км/ч; дальность полета со 155 пассажирами - 2896 км
   Масса: пустого 35 570 кг; максимальная взлетная 63 503 кг
   Размеры: размах крыла 32,87 м; длина 45,06 м; высота 9,04 м; площадь крыла 117,98 м2
   Полезная нагрузка: до 172 пассажиров в контексте максимальной полезной нагрузки массой 17953 кг
N924PS (c/n 48034) was among the first of the DC-9 Super 80s delivered, in 1980, to Pacific Southwest. This, the longest DC-9 derivative to date, is now known as the MD-80, this particular aircraft being an MD-81.
Компания "AirCal" была региональным авиаперевозчиком, работавшим преимущественно в Калифорнии. Компания модернизировала свой парк в 1981 году, приобретя и этот MD-82.
MD-80
The first DC-9 Super 80, which entered flight testing on 18 October 1979, is fitted with a spin-recovery parachute in the non-standard fairing at the rear end of the fuselage and has a trailing static line extending from the top of the fin.
Опытный самолет Super 80 был оснащен тормозным парашютом, который мог использоваться для вывода самолета из режима сваливания.
The second Super 80, in Swissair colours.
Самым крупным эксплуатантом MD-80 была "American Airlines", парк которой включал 350 лайнеров данного типа. В начале 2010 года компания располагала 165 самолетами MD-82 и 86 самолетами MD-83.
American Airlines' last revenue flight with the MD-80 was Dallas/Fort Worth to Chicago.
A busy scene at LaGuardia as a line of aircraft, headed by an American Airlines MD-80, taxies for departure. In 2005 the airport handled 26.7 million passengers.
Вначале "McDonnell Douglas" присвоила своему новому двухдвигательному реактивному авиалайнеру обозначение DC-9 Super 80, но он существенно отличался от предыдущих машин данного семейства, и ему присвоили новое обозначение.
An unusual air-to-ground view of the boneyard at Southern California Logistics Airport in January 2019 where airliners, including former Allegiant MD-80s and Boeing 757s, are parted-out before scrapping
MD-81
Компания SAS остается крупнейшим эксплуатантом двухдвигательных самолетов "McDonnell Douglas". Этот MD-81 - типичный MD-80 ранней постройки.
"Hawaiian Airlines" взяла на два года в лизинг два MD-81 у "United Aviation Services". Компания активно эксплуатировала ранние DC-9 и DC-10, но затем перешла на лайнеры Boeing 717 и 767 и самолеты евроконсорциума "Airbus".
MD-82
MD-82, рассчитанный на перевозку 141-164 пассажиров, остается важным для компании "Alitalia" самолетом. Многие годы гондолы двигателей самолета украшала надпись "Super 80".
Alitalia is implementing a revised livery on its fleet as illustrated by this MD-82, l-DACN. According to the company this involves no extra cost as the repaint is done during normal maintenance checks.
Alitalia's MD-82 fleet totals 90 (1999)
Alitalia has been a Douglas aircraft operator since the 1940s and today includes 90 McDonnell Douglas MD-82s in its fleet.
Один из двух MD-82 авиакомпании "Буковина"
Congolese carrier Canadian Airways Congo has put Wind Rose Aviation McDonnell Douglas MD-82 UR-WRE (c/n 49278, ex UR-CDA) into service on the domestic route between Pointe-Noire and Brazzaville. The airliner is seen at Pointe-Noire on December 12, 2012. It was leased from Wind Rose in September 2012.
Miami International Airport is the leading airport for weekly scheduled non-stop passenger flights from the US to Central America, with over 200 departures per week. Continental Airlines doubled its service to Belize City and San Salvador via Houston Intercontinental. McDonnell Douglas MD-82 N16806, burning rubber as it touches down on runway 90R, is one of 53 of the type currently in service with Continental Airlines.
Pictured at Bournemouth is Danish Air Transport (DAT) McDonnell Douglas MD-82 OY-RUT (c/n 49902) after leaving the paintshop following repainting from its previous Meridiana scheme to a retrojet livery marking DAT's 30th anniversary.
This 27-year-old McDonnell Douglas MD-82, OY-RUT (c/n 49902), has recently been taken on by Danish Air Transport. The aircraft continues to wear the basic colours of Meridiana, which operated the aircraft from when it was delivered new in 1991.
MD-82 EC-HFP of Spanair touching down at Madrid-Barajas International Airport. The aircraft was destroyed at the same location on August 20, 2008 in the fifth worse aviation accident ever to occur in Spain.
Two MD-82s were leased over the summer from Icelandic operator JetX to provide extra capacity. One aircraft has been returned to the lessor, though this aircraft, TF-JXB, was still in use with Sterling at the end of September 2006.
MD-83
MD-83 (N965AS) из "Alaska Airlines" сфотографирован в июне 1992 года. "Alaska Airlines" первой заказала самолеты MD-83, первую машину она получила в 1985 году.
Pictured is one of Alaska Airlines 21 remaining McDonnell Douglas MD-83s. By the middle of next year all these aircraft will have been disposed of, leaving an all-Boeing 737 fleet
Пара истребителей F-5E «Тайгер» ВВС Австрии сопровождает авиалайнер национальной авиакомпании «Austrian Airlines». 2006 г.
Danish Air Transport McDonnell Douglas MD-83 OY-RUE (c/n 49936, ex YR-HBZ) has worn FIFA (Federation Internationale de Football Association) World Cup Trophy Tour colours since August 2013. FIFA contracted the carrier to promote the tournament due to take place later this year in Brazil along with Coca-Cola, one of the event's major sponsors. The airliner is seen at Amsterdam Airport Schiphol in the Netherlands on March 20, 2014.
McDonnell Douglas MD-83 G-FLTL (c/n 49790, ex OE-LHG) was officially registered to Flightline Ltd at Southend, Essex, on December 31, 2006, becoming the first MD-83 on the UK register. It is seen here at Southend on January 20 and departed on January 30 to East Midlands but will be based at Dublin to operate charters from there on behalf of Aviajet (MAP Executive Flightservice), for which it had already been operating using its previous registration. Two other MD-83s operated for Aviajet will also take up UK marks as G-FLTK and G-FLTM (c/n 49966, ex OE-LJE).
As well as growing 'organically', Norwegian has also opted to buy Swedish carrier Fly Nordic, though the purchase has not yet received regulatory approval. Should the deal go ahead, Norwegian intends to maintain the FlyNordic brand. Pictured is one of the latter carrier's McDonnell Douglas MD-83s, SE-RDV.
Fledgling Iraqi airline Mesopotamia Air, which is based at Sulaimaniyah Airport, took delivery of its sole aircraft, MD-83 OE-IKB (c/n 49448), wet-leased from Vienna-based Austrian operator MAP Executive Flightservice, on February 2, 2008. The airline is now operating scheduled flights from Sulaimaniyah via Vienna to Amsterdam, Frankfurt and Stockholm-Arlanda. It is seen here on April 20 departing from Arlanda on its once-weekly flight via Vienna back to Sulaimaniyah.
The Republic livery, seen on a Boeing 727 and on a DC-9 Super 80, clearly resembles the original North Central colour scheme, and the mallard duck logo is the same.
MD-83 - вариант с увеличенной дальностью, оснащенный двигателями JT8D-219, имеющими на 2% лучшую топливную экономичность, чем JT8D-217. Данная машина принадлежала "Republic Airlines" из Миннеаполиса. Ныне компания уже не существует.
Американская "Republic Airlines" - один из первых эксплуатантов MD-82. Хотя MD-80 и продавался достаточно хорошо, он, как и его предшественник Douglas DC-9, уступил в конкурентной борьбе Boeing 737.
Парк "Spanair" в 2011 году включал два MD-82, шесть MD-83 и 12 MD-87. Авиакомпания выполняет рейсы по Европе.
Boeing MD-83 in the markings of Spanish airline Spanair (1999)
Seen at Newark on February 23, 2000, Spirit Airlines recently acquired MD-83 N814NK (c/n 49619, ex-D-ALLU of Aero Lloyd), which joined the Detroit Metropolitan-based carrier on December 23, has now been painted in this lively anniversary scheme to celebrate ten years of operation by the airline.
McDonnell Douglas MD-83 EC-JQV (c/n 49526) 'La Saeta' (The Arrow) of Madrid-based Spanish airline Swiftair seen shortly after roll-out from the paint shop at Palma de Mallorca on September 17, 2007 following respray in the colours of Spanish football team Real Madrid. Swiftair has been contracted through a deal with Spanish tour company Viajes Iberia to fly the team's players as well as members of the Real Madrid basketball team to national and international matches. It was officially unveiled at Madrid's Barajas International Airport on October 1 and undertook its first flight the following day, when it transported the footballers to Rome for the Champions League match against Lazio on October 3, The aircraft has been named after the legendary player Alfredo Di Stefano, who was known as 'La Saeta', and was present at the official unveiling.
Компания "Transworld Airlines" эксплуатировала самый большой парк лайнеров семейства MD-80, она же получила самолеты последних двух модификаций MD-80 (в 1999 году получен MD-83).
Romanian charter airline Ten Airways is flying McDonnell Douglas MD83 YR-OTL (c/n 49941) on behalf of Italian tour operator TrawelFly. The airliner was last flown by JeTran Air, which merged with Medallion Air to form Ten in 2012. It was stored at Bucharest Aurel Vlaicu Airport in Romania from January 2009 before rejoining the Ten fleet this July. The carrier has six MD82/83s in total.
JPATS used to fly Boeing 737-300s and ’-400s until last year when they were replaced by McDonnell Douglas MD-83s. Due to security concerns JPATS requested that any photos of its aircraft have the registrations removed.
Prisoners board one of seven MD-83s used by JPATS. This US Government agency undertook 244,136 prisoner 'moves' by air in the last fiscal year.
MD-87
4 декабря 1986г.: эволюция семейства DC-9/MD-80 продолжена самолетом McDonnell Douglas MD-87, рассчитанным на перевозку до 130 пассажиров. MD-87 является вариантом самолета MD-80 с укороченным фюзеляжем.
MD-87 оснащался двигателями JT8D-217C тягой по 90 кН и стал первым самолетом семейства, оборудованным электронным пилотажным индикатором, пилотажно-навигационным комплексом и индикатором на лобовом стекле в качестве стандартной комплектации.
Former Iberia McDonnell Douglas MD-87 I-AFRA (c/n 49834, ex EC-EXRI is seen here on September 11, 2007 after rollout from the Meridiana facility at Olbia following repaint in the colours of Air Burkina, Burkina Faso's only airline. The carrier currently has only two aircraft, an A319 and F28-4000, but will now add the MD-87, which will be operated on its behalf by Meridiana on an ACMI (aircraft, crew, maintenance and insurance) basis. The aircraft is owned by Finaircraft, an Aga Khan Fund for Economic Development (AKDEF) company. Since privatisation several years ago. Air Burkino has been majority owned by AKDEF, through holding company Groupe Celestair, which titles it carries on the forward fuselage.
Компания "Iberia" в 2011 году продолжала эксплуатировать MD-87, но их дни в этой кампании сочтены из-за намерения руководства закупить самолеты от "Airbus".
McDonnell Douglas MD-87 N572SH (c/n 49780, ex LV-BZH) of Ansett Worldwide is the first of the type destined for Aserca Airlines Venezuela. It has been stored at Opa Locka Executive Airport in Florida, since March 8, 2013. A second MD-87 (N599SH, c/n 49727, ex LV-BSC) is also due to be used by the airline - which began operations in 1991 and currently has 11 MD-82/83s and four DC-9-31/32s, some six of which are stored. It serves domestic destinations in Venezuela and international routes to Dominica and Aruba.
The United States Forest Service has announced for the 2018 fire season, the number of large air tankers on Exclusive Use contract will be reduced from 20 to 13. Some of this reduction is accounted for by the retirement of the P-2V Neptunes of Neptune Aviation. The line-up for 2018 includes two DC-10s, four RJ85s, four BAe146s, one C-130, and two MD-87s including Erickson Aero Tanker 105 seen departing McClellan Field in Sacramento, California. Plans for 2019 is to increase the number of aircraft on Exclusive Use contract to 18.
MD-88
Aerolineas Argentinas MD-88 LV-VGB seen operating its first service on flight number 'AR1132' into London/Gatwick from Madrid on June 18, 2002. The aircraft is now based at Madrid along with a second aircraft from the Argentine carrier’s fleet to operate an initial three services per week as the airline begins establishing a hub at the Spanish airport, from where it plans to serve further European destinations.
MD-88 in service with Spanish airline, Aviaco (1998)
Последним членом семейства MD-80 стал MD-88, оборудованный "стеклянной"кабиной и сконструированный с широким использованием композитов. Лайнер в большом количестве поставлялся "Delta Air Lines" - в середине 2010 года у компании было 117 машин MD-88.
Delta Air Lines currently operates a fleet of 117 MD-88s including N994DL (c/n 53546) which was delivered in January 1992.
Iberia is to retire early its fleet of MD-88s due to high oil prices, reduced demand caused by a weakening economy and a new high-speed rail link on the carrier’s busiest route (Madrid - Barcelona). After this Iberia will be an all-Airbus operator.
"Midwest Express" в январе 2003 года сменила наименование на "Midwest Airlines". Компания базируется в международном аэропорту Милуоки. Парк компании насчитывает 25 машин 717-200, шесть MD-81, три MD-82 и четыре MD-88. N601ME - один из MD-88, который разработан на основе MD-82/83.
 
13 апреля 1989г.: ранее на самолете McDonnell Douglas MD-80 UHB (Ultra High Bypass) испытывался турбовентиляторный двигатель General Electric GE-36, теперь самолет выполнил первый полет с винтовентиляторным двигателем Pratt & Whitney-Allison 578-DX.
GE/SNECMA UDF стал первым реактивным двигателем с открытым вентилятором, установленным на самолете. Хорошо различимые на фотографии лопасти имеют изменяемый шаг и оба ряда вращаются противоположно, а степень двухконтурности достигает почти 35. На снимке - двигатель, установленный на летающей лаборатории MD-80.
McDonnell Douglas DC-9-80 prototype.
The Super 80, newest variant of the McDonnell Douglas DC-9, made its maiden flight from Long Beach Municipal Airport, California, on October 18, 1979, and will enter service next year.
The first Super 80
The third DC-9 Super 80, in Austrian Airlines colours, takes-off from Long Beach Municipal Airport. Well shown in this view are the strokes fitted to the engine nacelles to improve airflow over the tail when the aircraft is at high angles of attack; similar strokes on the nose, first adopted on the Srs 50, serve to increase fin effectiveness.
The Pratt & Whitney JT8D-209 is a refanned version of the JT8D. It has been used successfully on the McDonnell Douglas MD-80 airliner (on photo) since 1979, and has contributed to the continuing success of this family of variants derived from the DC-9.
Airliner automatic flight-control systems began to use digital electronics in earnest when the McDonnell Douglas MD-80 entered service with a Sperry-developed flight-guidance system.
MDC MD-83
Air Liberte MD-87 F-GJHQ is carrying the logo for the computer company Compaq and was photographed at Heathrow in mid-October 1999.
The McDonnell Douglas MD-80 modified to serve as a UHB demonstrator made its first flight on 18 May 1987, with a General Electric GE36 UDF replacing the port JT8D. Made from Mojave, Calif, the flight was curtailed to 20 min when an engine control warning light came on as a result of a software fault, but was otherwise uneventful and ended as planned at Edwards AFB. The GE36 was in the same configuration as flown on the Boeing 727, with two eight-blade fans each of 11 ft 6 in (3,5 m) diameter, but this was replaced in June by a new fan with 10 blades in the front row and eight in the back, and of differing diameters. The MD-80 will be used for 60-80 hrs of flight testing, to obtain data useful for design of the projected MD-91X and MD-92X derivatives of the MD-80.
Progress with the propfan programmes is depicted by this photograph - the General Electric UDF installation in the MD-80
Перед началом сезона все самолеты прошли «тяжелые» формы техобслуживания (C-check). Участники презентации стали свидетелями прибытия в аэропорт лайнера MD-83 (борт UR-COB, сер. № 53181), который как раз завершил прохождение такой процедуры.
The wings and fuselage of the first McDonnell Douglas DC-9 Super 80 have now been united at the Company's factory at Long Beach, California. The Super 80 will accommodate a maximum of 172 passengers.
Boeing MD-80 series modern flight deck with EFIS panels, two flight management system control displays on centre console, weather radar screen, LED engine indicators and autopilot controls in the glareshield (1994)
AMC Airlines MD-83 SU-BOY seen at Istanbul-Attaturk Airport, Turkey, on October 12, 2007, the day after it overshot the runway on landing there whilst making an emergency diversion.
MD-83 компании Korean Airlines
At Long Beach, McDonnell Douglas is conducting wind tunnel tests of its MD-80 prop-fan. Agreements have been signed with Aeritalia in Italy and with China providing for participation by those two countries in the McDonnell Douglas prop-fan aircraft development programme.
Artist's impression of the McDonnell Douglas DC-9 Super 80 in the colours of Southern Airways who have ordered four.
An artist's impression of the McDonnell Douglas MD-87 in Finnair colours, and a three-view drawing of this latest derivative of the DC-9.
An artist's impression of the DC-9 Super 80SF project, which has the same wing and powerplant as the Super 80 but a shorter fuselage.
Development of an airliner with propfan propulsion is now the second most important project at Douglas Aircraft Company (after the MD-11X) according to presentations made at Paris.
McDonnell Douglas DC-9 Super 80
Typical mixed class seating arrangement in MD-80 and MD-87 (1995)
Comparative side views depicting (top to bottom) the DC-9 Srs 10/20; Srs 30; Srs 30F/C-9A Nightingale; Srs 40: Srs 50 and Super 80.
General arrangements drawings of the DC-9 Super 80
McDonnell Douglas DC-9 Super 80
An artist's impression of the McDonnell Douglas MD-87 in Finnair colours, and a three-view drawing of this latest derivative of the DC-9.
Boeing MD-87, a short-fuselage variant of the MD-80 series of airliners (1993)