Zmaj FN / Fizir nastavni
Страна: Югославия
Год: 1929


Описание
Фотографии
Zmaj. Самолеты

  «Fabrika Aeroplana I Hidroplana Zmaj» была организована в югославском Земуне в 1927 году и первоначально выпускала по лицензии истребители Dewoitine D.1, учебные истребители Gourdou-Leseurre и учебные самолеты Hanriot H.32 и H.41 (с поплавковым шасси). Главным конструктором компании был Рудольф Физир, и большинство его ранних проектов называлось по типу используемого в силовой установке двигателя.
  Среди самолетов, построенных в 1927-1932 годах, были учебный биплан Zmaj Fizir-Maybach с 260-сильным (194 кВт) ПД Maybach, биплан-разведчик Fizir-Wright с 230-сильным (172 кВт) радиальным ПД Wright Whirlwind (построен в 1929 году в количестве девяти машин) и разведчик Fizir-Lorraine 1932 года с 400-сильным (298 кВт) ПД Lorraine.
  Также в 1932 году были построены учебный биплан Fizir-Mars с поплавковым шасси, оснащенный радиальным ПД Walter Mars мощностью 140 л.с. (104 кВт), и морской разведчик Fizir-Jupiter с 380-сильным (283 кВт) ПД Gnome-Rhone Jupiter.
  Среди других проектов Физира - туристический моноплан Nebojsa с закрытой кабиной (1930 год) и 160-сильным (119 кВт) радиальным ПД и легкая амфибия A.F.2 с радиальным ПД Walter Vega мощностью 85 л.с. (63 кВт).
  В больших количествах выпускался учебный биплан F.P.2 с 420-сильным (313 кВт) лицензионным радиальным ПД Gnome-Rhone K-7, являвшийся дальнейшим развитием прототипа F.P.1. Имевший цельнодеревянную конструкцию, F.P.2 строился крупной серией и стал основным учебным самолетом югославских ВВС. Ко времени нападения Германии на Югославию в апреле 1941 года в строю оставалось 66 таких самолетов, в основном в летных школах. Некоторые из них впоследствии использовались ВВС Италии и сателлитами Германии - хорватами.
  Еще одним примечательным самолетом был F.N., прототип которого взлетел в 1929 году. Хотя первоначально он был оснащен 120-сильным (89 кВт) ПД Maybach, на большинстве серийных машин был установлен радиальный ПД Walter NZ аналогичной мощности. Когда Югославия была захвачена державами Оси, в строю оставалось около 140 F.N.. Некоторые из них позднее использовались вооруженными формированиями хорватов, а как минимум один - югославскими партизанами в конце войны. Один самолет сохранился до наших дней и является экспонатом Национального музея авиации.
Важным для компании «Zmaj» самолетом стал легкий учебный аэроплан FN, строившийся крупной серией не только самим разработчиком, но и фирмой «Rogozarski».