Яковлев Як-36
Страна: Россия
Год: 1963


Single-seat VTOL research aircraft
Описание
Фотографии
Як-36 и Як-38

   К созданию самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП) в Советском Союзе приступили в начале 1960-х годов. Первым самолетом такого класса стал опытный Як-36 («Freehand»), оснащенный двумя подъемно-маршевыми двигателями Р-11В тягой по 36,78 кН с поворотными насадками на соплах.
<...>
Несмотря на подвеску блоков НАР и пушечных контейнеров, Як-36 оставался чисто экспериментальным самолетом.
The Yak-36 Freehand was "essentially a scaled-up rehash of the Bell X-14" and is believed to have entered flight test in 1966, and trials with this type were reportedly conducted aboard the half-deck carrier Moskva, as many as a dozen being rumoured to have been built.
Никогда не летавший первый экземпляр Як-36 теперь можно увидеть в монинском музее
Опытный СВВП Як-36 во время подготовки и проведения авиационного праздника в Домодедово, 1967 г. (Борт № 37 - резервный)
The Yakovlev Yak-36 experimental VTOL aircraft, code-named "Freehand”
Подготовка к полету самолета Як-36 N 2
Экспериментальный СВВП Як-36
Первый летный экземпляр Як-36 во время парада находился в полной готовности
Як-36. Работы над советским истребителем ВВП начались в 1960 году, после того как А.С. Яковлев увидел на авиашоу демонстрацию вертикального взлета реактивного самолета Short SC.1. ОКБ Яковлева начало с проектирования удлиненной версии Як-30 с двумя двигателями РУ-19, установленными в качестве подъемных между воздухозаборниками маршевого двигателя. Этот проект, известный как Як-30В, сменил Як-В, навеянный проектом Hawker Р.1127 с высокорасположенным крылом и новым двигателем с четырьмя поворотными соплами. Однако в министерстве отказались финансировать разработку такого самолета. Было решено, что опытный Як-36 (на фото) получит два двигателя Р-27-300 с поворотными соплами, плюс клапаны реактивной системы управления в носовой части, в хвостовой и в законцовках крыла. ОКБ Яковлева построило три прототипа (один для статических испытаний). 9 января 1963 года один из прототипов впервые выполнил отрыв с зависанием, а 27 июля 1964 года он впервые совершил взлет. В 1966 году выполнялись переходы из режима висения в горизонтальный полет. В 1967 году один Як-36 получил повреждения при грубой посадке, но другой успешно прошел летные испытания на палубе крейсера-вертолетоносца "Москва".
Yakovlev's Yak-36, NATO code-name 'Freehand', was developed during the early 1960s and first revealed to the public in July 1967. Around twelve of these VTOL research machines are believed to have been built and clearly played a major part in the development of the operational, seagoing Yakovlev Yak-36MP 'Forger' VTOL strike fighter first flown during 1971 and initially deployed aboard the Soviet Moskva class through deck cruisers in mid-1976. Although the research aircraft carried two, large vectored thrust engines in the same fuselage flanking position as the later production aircraft, they appeared to lack the two quite separate lift-only engines that are carried in the forward fuselage of the carrier strike fighter.
На самолете СВВП Як-38 В.Мухин
Отработка на первом летном экземпляре Як-36 вертикальных взлета и посадки
Кинограмма вертикального взлета второго летного экземпляра Як-36 на воздушном параде в Домодедово. 9 июля 1967г.
Второй летный экземпляр Як-36 на параде в Домодедово. Под крылом подвешены габаритно-массовые макеты блоков НУРС.
Экспериментальный Як-36 подтвердил принципиальную возможность создания боевого самолета вертикального взлета и посадки
Опытный СВВП Як-36 во время подготовки и проведения авиационного праздника в Домодедово, 1967 г. (Борт № 38 - основной)
Як-36 N 3 в полете
Первый экземпляр Як-36 в аэродинамической трубе Т-101 в ЦАГИ
Як-36 в аэродинамической трубе ЦАГИ
Летчик-испытатель В.Мухин у самолета Як-36
Летчик-испытатель Валентин Григорьевич Мухин
Стенды для отработки струйного управления и системы аварийного покидания Як-36
Стенд топливной системы Як-36
Попытки превратить Як-36 в полноценный боевой самолет были признаны бесперспективными на самых ранних стадиях проектирования. Модель одного из вариантов
Схема самолета Як-36