Яковлев Як-23
Страна: Россия
Год: 1947


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии
Як-15, Як-17 и Як-23

<...>
   Дальнейшее развитие схемы Як-15 и Як-17 привело к появлению истребителя Як-23, выпускавшегося серийно. Носовая часть фюзеляжа самолета могла отстыковываться для облегчения обслуживания двигателя. Первый полет прототипа состоялся 17 июня 1947 года, и после внесения доработок в конструкцию самолет был запущен в серию. Всего выпустили 310 машин, большая часть из которых была передана союзникам СССР в Восточной Европе: Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (получил обозначение S-101).
   Хотя существовал учебный Як-23УТИ, который строился серийно, в Румынии был создан самолет аналогичного назначения путем переделки одноместной машины.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Як-23

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ТРД РД-500 тягой 15,59 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 925 км/ч; потолок 14800 м; дальность полета с ПТБ - 1200 км
   Масса: пустого снаряженного 2000 кг; максимальная взлетная 3036 кг
   Размеры: размах крыла 8,73 м; длина 8,12 м; площадь крыла 13,50 м2
   Вооружение: две 23-мм пушки НР-23
1-й прототип Як -23
Як-23 ВВС Чехословакии, начало 1950-х гг.
В 1949-1950 годах 11-й ИАП ВВС ЧССР получил 21 Як-23 под обозначением S-101. Реактивные Яки заменили на авиабазе Брно-Турани самолеты Spitfire и Avia S.199. Эксплуатировались Як-23 в ВВС Чехословакии до середины 1950-х годов.
Як-23 Института авиации в Варшаве, вторая половина 1950-х гг.
Як-23 ВВС Польши, начало 1950-х гг.
Опытный румынский Jak-23DC, 1956г.
В Восточной Европе и России сохранилось несколько Як-23. Як-23 с бортовым номером "06" желтого цвета находится в Военном музее в Дрзноу в восточной Польше.
Yakovlev Yak-23.
Первый прототип Як-23 на завершающем этапе сборки
Истребитель Як-23, 1947г.
Второй прототип Як-23 в испытательном полете
Як-23, оснащенный мощным ТРД РД-500, сочетал хорошую приемистость и отличные взлетно-посадочные качества с великолепной маневренностью. Без сомнений, это был один из лучших в мире реактивных истребителей с прямым крылом, но время таких самолетов уже прошло - в производство пошли машины со стреловидным крылом.
The third prototype of the Yak-23
Як-23 из 19-го ИАП ВВС Болгарии
Як-23 из 39-го ИАП ВВС Польши
Yakovlev Yak-23 in Polish markings.
Польша являлась крупнейшим эксплуатантом Як-23. На фотографии: самолет с подвешенными крыльевыми баками емкостью по 190 л.
Як-23 на югославском аэродроме. В США на самолет нанесли временные опознавательные знаки и регистрационные номера.
For the duration of its evaluation phase at Wright-Patterson, the Yak-23 was given the Buzz No FU-599 and serial 0599.
The Yak-23 was designed to meet a 1946 demand for a new-generation fighter, using existing airfields and facilities. An extraordinarily short design period was achieved by utilising major features from existing aircraft - the wing and undercarriage of the Yak-19, for example.
A tractor gives scale to the diminutive Yak-23.
The clean lines of the Yak-23 are evident in this side view of the aircraft. The dark area at the base of the air intake is the gun muzzle fairing panel.
Як-23 осматривает Иосип Броз Тито
Первыми реактивными истребителями ВВС ЧССР стали полученные из СССР 20 Як-23. Як-23 пользовались популярностью в ВВС союзных Советскому Союзу стран.
В 1950-х годах основным эксплуатантом Як-23 была Чехословакия, где этому истребителю было присвоено обозначение S-101.
Чешские механики демонтируют двигатель
Двухместный учебно-тренировочный истребитель Як-23УТИ с ТРД РД-500.
Опытный УТИ Як-23 переделывался несколько раз
Окончательный вариант фонаря кабины УТИ Як-23
Серийно двухместные Як-23 не выпускались, однако в СССР в 1950 году в спарки Як-23УТИ доработали не менее трех самолетов. Помимо оборудования второй кабины доработки заключались в увеличении высоты киля, установке перископа в передней кабине и сокращения вооружения. Необычным было расположение членов экипажа: инструктор в передней кабине, а курсант - в задней. В 1956 году в Як-23ДС доработали силами предприятия "ASAM Pipera" четыре самолета, в том числе две машины ВВС Болгарии.
Колонка воздухозаборника
Основная правая опора шасси
Передняя опора шасси
Подвесной топливный бак
Приборная доска Як-23. Некоторые приборы отсутствуют
Бронестекло
Левый (вверху) и правый борта кабины
Another two-seater conversion, the Yak-23DC.
The production version of this outstandingly-agile fighter.