Як-15, Як-17 и Як-23
<...>
Дальнейшее развитие схемы Як-15 и Як-17 привело к появлению истребителя Як-23, выпускавшегося серийно. Носовая часть фюзеляжа самолета могла отстыковываться для облегчения обслуживания двигателя. Первый полет прототипа состоялся 17 июня 1947 года, и после внесения доработок в конструкцию самолет был запущен в серию. Всего выпустили 310 машин, большая часть из которых была передана союзникам СССР в Восточной Европе: Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (получил обозначение S-101).
Хотя существовал учебный Як-23УТИ, который строился серийно, в Румынии был создан самолет аналогичного назначения путем переделки одноместной машины.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Як-23
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: один ТРД РД-500 тягой 15,59 кН
Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 925 км/ч; потолок 14800 м; дальность полета с ПТБ - 1200 км
Масса: пустого снаряженного 2000 кг; максимальная взлетная 3036 кг
Размеры: размах крыла 8,73 м; длина 8,12 м; площадь крыла 13,50 м2
Вооружение: две 23-мм пушки НР-23
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 2003-02 / Е.Гордон - Як-23 - истребитель на экспорт
1-й прототип Як -23
-
Авиация и Время 2003-02 / Е.Гордон - Як-23 - истребитель на экспорт
Регистрационный номер: IF-11 Як-23 ВВС Чехословакии, начало 1950-х гг.
-
Мировая Авиация 240
Регистрационный номер: IF-15 В 1949-1950 годах 11-й ИАП ВВС ЧССР получил 21 Як-23 под обозначением S-101. Реактивные Яки заменили на авиабазе Брно-Турани самолеты Spitfire и Avia S.199. Эксплуатировались Як-23 в ВВС Чехословакии до середины 1950-х годов.
-
Авиация и Время 2003-02 / Е.Гордон - Як-23 - истребитель на экспорт
Регистрационный номер: SP-GLK Як-23 Института авиации в Варшаве, вторая половина 1950-х гг.
-
Авиация и Время 2003-02 / Е.Гордон - Як-23 - истребитель на экспорт
Як-23 ВВС Польши, начало 1950-х гг.
-
Авиация и Время 2003-02 / Е.Гордон - Як-23 - истребитель на экспорт
Опытный румынский Jak-23DC, 1956г.
-
Мировая Авиация 240
В Восточной Европе и России сохранилось несколько Як-23. Як-23 с бортовым номером "06" желтого цвета находится в Военном музее в Дрзноу в восточной Польше.
-
Авиация и Время 2003-02 / Е.Гордон - Як-23 - истребитель на экспорт
Первый прототип Як-23 на завершающем этапе сборки
-
Авиация и Космонавтика 2018-11 / Г.Серов - Штурм звукового барьера (1)
Истребитель Як-23, 1947г.
-
Авиация и Время 2003-02 / Е.Гордон - Як-23 - истребитель на экспорт
Второй прототип Як-23 в испытательном полете
Як-23, оснащенный мощным ТРД РД-500, сочетал хорошую приемистость и отличные взлетно-посадочные качества с великолепной маневренностью. Без сомнений, это был один из лучших в мире реактивных истребителей с прямым крылом, но время таких самолетов уже прошло - в производство пошли машины со стреловидным крылом. -
Air International 1997-01 / Fighter A to Z
The third prototype of the Yak-23
-
Авиация и Время 2003-02 / Е.Гордон - Як-23 - истребитель на экспорт
Як-23 из 19-го ИАП ВВС Болгарии
-
Авиация и Время 2003-02 / Е.Гордон - Як-23 - истребитель на экспорт
Як-23 из 39-го ИАП ВВС Польши
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Yakovlev Yak-23 in Polish markings.
-
Мировая Авиация 240
Польша являлась крупнейшим эксплуатантом Як-23. На фотографии: самолет с подвешенными крыльевыми баками емкостью по 190 л.
-
Авиация и Космонавтика 2012-06 / М.Никольский - Советские истребители в ВВС США (1)
Регистрационный номер: FU-599 [5] Як-23 на югославском аэродроме. В США на самолет нанесли временные опознавательные знаки и регистрационные номера.
-
Air International 1994-12 / R.Dorr - Black Yak - USAF mystery jet
Регистрационный номер: FU-599 [5] For the duration of its evaluation phase at Wright-Patterson, the Yak-23 was given the Buzz No FU-599 and serial 0599.
-
Air International 1994-12 / R.Dorr - Black Yak - USAF mystery jet
Регистрационный номер: FU-599 [5] The Yak-23 was designed to meet a 1946 demand for a new-generation fighter, using existing airfields and facilities. An extraordinarily short design period was achieved by utilising major features from existing aircraft - the wing and undercarriage of the Yak-19, for example.
-
Air International 1994-12 / R.Dorr - Black Yak - USAF mystery jet
Регистрационный номер: FU-599 [5] A tractor gives scale to the diminutive Yak-23.
-
Air International 1994-12 / R.Dorr - Black Yak - USAF mystery jet
Регистрационный номер: FU-599 [5] The clean lines of the Yak-23 are evident in this side view of the aircraft. The dark area at the base of the air intake is the gun muzzle fairing panel.
-
Авиация и Космонавтика 2012-06 / М.Никольский - Советские истребители в ВВС США (1)
Як-23 осматривает Иосип Броз Тито
-
Мировая Авиация 240
Первыми реактивными истребителями ВВС ЧССР стали полученные из СССР 20 Як-23. Як-23 пользовались популярностью в ВВС союзных Советскому Союзу стран.
-
Мировая Авиация 252
Регистрационный номер: HX-51 [2] В 1950-х годах основным эксплуатантом Як-23 была Чехословакия, где этому истребителю было присвоено обозначение S-101.
-
Авиация и Время 2003-02 / Е.Гордон - Як-23 - истребитель на экспорт
Регистрационный номер: HX-51 [2] Чешские механики демонтируют двигатель
-
История Авиации 2001-06 / В.Котельников - Советские потомки британских кровей /Забытая история/
Двухместный учебно-тренировочный истребитель Як-23УТИ с ТРД РД-500.
-
Авиация и Время 2003-02 / Е.Гордон - Як-23 - истребитель на экспорт
Опытный УТИ Як-23 переделывался несколько раз
-
Авиация и Время 2003-02 / Е.Гордон - Як-23 - истребитель на экспорт
Окончательный вариант фонаря кабины УТИ Як-23
-
Мировая Авиация 240
Серийно двухместные Як-23 не выпускались, однако в СССР в 1950 году в спарки Як-23УТИ доработали не менее трех самолетов. Помимо оборудования второй кабины доработки заключались в увеличении высоты киля, установке перископа в передней кабине и сокращения вооружения. Необычным было расположение членов экипажа: инструктор в передней кабине, а курсант - в задней. В 1956 году в Як-23ДС доработали силами предприятия "ASAM Pipera" четыре самолета, в том числе две машины ВВС Болгарии.
-
Авиация и Время 2003-02 / Е.Гордон - Як-23 - истребитель на экспорт
Колонка воздухозаборника
-
Авиация и Время 2003-02 / Е.Гордон - Як-23 - истребитель на экспорт
Основная правая опора шасси
-
Авиация и Время 2003-02 / Е.Гордон - Як-23 - истребитель на экспорт
Передняя опора шасси
-
Авиация и Время 2003-02 / Е.Гордон - Як-23 - истребитель на экспорт
Подвесной топливный бак
-
Авиация и Время 2003-02 / Е.Гордон - Як-23 - истребитель на экспорт
Приборная доска Як-23. Некоторые приборы отсутствуют
-
Авиация и Время 2003-02 / Е.Гордон - Як-23 - истребитель на экспорт
Левый (вверху) и правый борта кабины
-
Air Enthusiast 1998-03 / D.Vlad - Out of the Ashes
Another two-seater conversion, the Yak-23DC.
-
Air International 1997-01 / Fighter A to Z
The production version of this outstandingly-agile fighter.
- Фотографии