Cierva/Saunders-Roe W.14 Skeeter
Saunders-Roe W.14 Skeeter
Страна: Великобритания
Год: 1948
Вертолет

Двухместный легкий вертолет, разведчик и корректировщик
Описание
Фотографии
Saro Skeeter

   Учитывая, что в послевоенный период интерес к летающим лодкам начал исчезать, «Saunders-Roe» решила диверсифицировать свои работы в области авиации и в январе 1951 года приобрела компанию «Cierva», имевшую богатый опыт создания винтокрылых аппаратов.
   В конце 1940-х годов «Cierva» разработала ряд экспериментальных вертолетов. Двухместный вертолет, получивший обозначение W.14 Skeeter 1, был оснащен ПД Jameson FF-1 в 106 л. с. (79 кВт), он совершил первый полет 8 октября 1948 года.
   Вертолет Skeeter 2, построенный в 1949 году, был оснащен 145-сильным (108 кВт) ПД de Havilland Gipsy Major 10 и отличался несущим винтом увеличенного диаметра и хвостовой балкой овального, а не треугольного сечения. На Skeeter 3 использовался ПД Gipsy Major 8, позднее замененный на 180-сильный (134 кВт) Blackburn Bombardier 702, которым также оснастили вертолет Skeeter 4. Skeeter 5 стал первым из этих опытных аппаратов, на котором удалось избавиться от земного резонанса. Он был оснащен двигателем Gipsy Major 200 Mk 3.
   Компания «Saro» продолжила разработку этих проектов. Три прототипа Saro Skeeter 6, также оснащенного Gipsy Major 200, были испытаны авиакорпусом британской Армии (British Army Air Corps, AAC). В результате для испытаний были заказаны еще четыре машины - три Skeeter AOP.Mk 10 и один учебный Skeeter T.Mk 11 со сдвоенным управлением.
   Армия приобрела 64 серийных вертолета варианта AOP.Mk 12 Skeeter, отличавшихся 215-сильным (160 кВт) двигателем Gipsy Major. Небольшое количество Skeeter T.Mk 13 с аналогичной силовой установкой использовались и в ВВС для подготовки инструкторов-вертолетчиков.
   В британской Армии Skeeter прослужили с 1956 по 1967 год. Несмотря на хорошие пилотажные характеристики, карьера вертолета оказалась недолгой из-за относительно слабой силовой установки и невозможности нести нагрузку на внешней подвеске. Под обозначением Skeeter Mk 50 и Skeeter Mk 51 Армия и ВМС Западной Германии использовали шесть и четыре вертолета, соответственно. Гражданский вариант, Skeeter Series 8, был построен в единственном экземпляре из-за отсутствия заказов.
   Когда в 1960 году завершилось серийное производство машины, вертолетный бизнес компании «Saunders-Roe» был куплен фирмой «Westland».


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Saro Skeeter AOP.Mk 12

   Тип: двухместный легкий вертолет, разведчик и корректировщик
   Силовая установка: один четырехцилиндровый рядный ПД воздушного охлаждения de Havilland Gipsy Major 215 мощностью 200 л. с. (149 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 175 км/ч; дальность полета 418 км; продолжительность полета 2 ч; потолок 3901 м
   Масса: пустого 751 кг; максимальная взлетная 1021 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 9,75 м; длина фюзеляжа 8,08 м; высота 2,90 м; площадь ометания винта 74,72 м2
Originally designed by Cierva as the W.14 Skeeter and first flown in 1948, the entry into service of this helicopter with the Army Air Corps (AAC) was not to be until ten years later - after development had been taken over by Saunders-Roe. Some 65 SaRo Skeeter AOP.12s joined the AAC - XL814, seen here, is currently maintained in airworthy condition by the AAC Historic Flight at Middle Wallop, and three others are flying with private owners in the UK.
The formation of Army Air Corps helicopters representing the years 1957-1982 features from top to bottom a Lynx, Scout, Gazelle, Sioux and Skeeter. The photograph was taken by Peter March at Middle Wallop in May, 1982.
Another design from Cierva, to which Harold Bolas contributed his expertise and knowledge was the Cierva W.14 Skeeter 1, G-AJCJ. The design was developed by Saro into its updated Skeeter.
Little and large - another photograph of the prototype Air Horse at the 1948 SBAC show, alongside G-AJCJ, the prototype of its diminutive stablemate, the Cierva W.14 Skeeter, which made the type’s maiden flight at Eastleigh the following month. The Skeeter went on to be developed and built in numbers by Saunders-Roe.
Saro class B marking G-12-2 was carried temporarily by Luftwaffe Skeeter PC-117.
The "ARMY" marking, new to British service aircraft, is seen here on Skeeter XK481, one of the first aircraft to carry it.
Second Saro Skeeter Mk.6, XK773, with D.H. Gipsy Major 200 engine.
Saro Skeeter XN350 gives a nod towards Scrabo Tower in August 1966.
Skeeter XL814 and, Sioux XT131 of the Army Historical Aircraft Flight passing the stone circle in May 1982
The Saro Skeeter 6 is in production for the Army as an A.O.P.
SKEETER Mk.6 ordered by Her Majesty's Government
The SKEETER Mk VI embodies all the qualities sought in a first-class A.O.P. and light liaison helicopter for the Army
The Skeeter Mk.6 (G-AMTZ) seen at the 1956 Display, but newly painted and with stretcher panniers;
The new tailplane and fins on the Saro P.531;
Skeeter AOP.Mk 12 был первым вертолетом армейской авиации Великобритании. Машина на снимке, XM563, впервые взлетела 25 сентября 1959 года и позднее успела послужить в 652-й и 654-й эскадрильях.
Saro Skeeter AOP.12 XL811.
Saunders-Roe Skeeter.
Five AAC Skeeters during an open day flypast at Middle Wallop in July 1960.
The vintage Saro Skeeter (XL809/G-BLIX) of Peter Nowicki and three helicopters from the Royal Netherlands Air Force took part in the show
The second Air Horse, WA555, at Eastleigh in July/August 1950 after reassembly following accident investigations. A prototype Skeeter is on the left.
An AAC Alouette 2 parks the mortal remains of a Skeeter onto a lorry during a demonstration at the July 1960 Middle Wallop open day.
SAUNDERS-ROE P.531 MK. 2: Featuring an extensively redesigned fuselage and a skid-type undercarriage, the P.531 Mk. 2 has a de-rated Blackburn A.129, and flew for the first time last month. Another P.531 has a de-rated de Havilland Gnome. The overall dimensions of the P.531 include a rotor diameter of 32 ft. 6 in., and an overall height of 9 ft. 6 in.