Варианты
- Fieseler - Fi.156 Storch - 1936 - Германия
- Антонов - ОКА-38 Аист - 1940 - Россия
- Morane-Saulnier - MS.500 Criquet - 1944 - Франция
- Preceptor - Storch replica - 1991 - США
- Slepcev - Storch - 1994 - США
Morane-Saulnier MS.500 Criquet series
В годы оккупации авиационная промышленность Франции являлась не более чем филиалом авиапромышленности Германии и занималась, главным образом, поставкой комплектующих для германских авиазаводов или сборкой аппаратов немецкой конструкции.
Удачный Fieseler Storch собирали в Пютю до середины августа 1944 года, всего здесь построили для Люфтваффе 260 этих самолетов. После войны выпуск продолжили, но уже под обозначением Morane-Saulnier MS.500 Criquet. Значительное количество таких машин поступило в ВВС Франции, которые использовали их в Алжире.
Немало Criquet продолжает летать и в 21-м веке, нередко выступая в роли "Fi-156 Storch".
Варианты
MS.500: самолет общего назначения с мотором Argus мощностью 240 л.с.
MS.501: как MS.500, но с мотором Renault 6A мощностью 233 л. с.
MS.502: как MS.500, но с мотором жидкостного охлаждения Salmson 9ab мощностью 230 л.с.
MS.504: как MS.500, но с мотором воздушного охлаждения Jacobs R-755-A2 мощностью 304 л.с.
MS.505: наблюдательный вариант MS.500 с мотором Jacobs R-755-A2 мощностью 304 л.с.
MS.506: вариант с мотором Lycoming мощностью 235 л.с. с горизонтальным расположением цилиндров
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 62
В армейской авиации Франции для наблюдения, разведки и патрулирования использовали разные типы легких самолетов, в том числе и MS.500, сыгравший важную роль в Алжире.
-
Мировая Авиация 130
"Morane-Saulnier" строила самолет M.S.500 Criquet в трех вариантах: базовом M.S.500 (на рисунке), в целом идентичном Fi 156C, а также вариантах M.S.501 и M.S.502, отличавшихся двигателями.
-
Мировая Авиация 199
После войны вооруженные силы Франции продолжили эксплуатацию бывших германских самолетов наряду с закупкой вновь построенных MS.500. На снимке изображен MS.501 из 28-й флотилии ВМС Франции.
-
Мировая Авиация 74
После войны использовались в основном модификации Storch, построенные по лицензии. Изображенный здесь Morane-Saulnier M.S.500 в 1950-х годах принадлежал Республике Вьетнам (Южный Вьетнам).
-
Aeroplane Monthly 1999-12 / M.Oakey, T.Harmsworth - News
Регистрационный номер: F-AZDA Morane-Saulnier MS.500 Criquet F-AZDA runs-up its Argus engine. The “Luftwaffe code” recalls its previous marks F-BBUG.
-
Aeroplane Monthly 2000-02 / M.Oakey, T.Harmsworth - News
Morane Criquet “2E+RA” has been restored to Argus-powered Fieseler Storch configuration at La Ferte.
-
Air Enthusiast 2006-03 / E.Gandet, M.Rey - Alpine Antiques /History on the wing/
Регистрационный номер: HB-EJJ Fieseler Fi 156 Storch HB-EJJ (actually a French-built Morane-Saulnier M.S.500 Criquet) has been newly fitted with a Lycoming O-540 by the aircraft restorer and 'Triple-A' member Andi Rombach.
-
Aeroplane Monthly 1986-05
Регистрационный номер: D-EFTY Morane-Saulnier MS.500 Criquet (licence-built Fieseler Storch) D-EFTY photographed by ERICH GANDET over Hahnweide, W. Germany on September 7 last year
-
Aeroplane Monthly 1994-01 / M.Hiscock - Ravel's Bel Aero
Регистрационный номер: F-BIPJ [2] The GPPA’s Morane MS.505 - a French version of the Fieseler Storch - airborne near its Angers base. Acquired from the Musee de I’Air, F-BIPJ is used as a suitably vintage tug for the group’s historic sailplanes.
-
Aeroplane Monthly 1994-04 / J.Romain - Slow and stalky
Регистрационный номер: G-BPHZ [12] The MS.505’s exposed Jacobs radial engine looks far less elegant than the cowled Argus inverted V8 originally fitted in the Storch, but is more reliable.
-
Aeroplane Monthly 1989-11 / C.Burkett - Born again. The Aircraft Restoration Company
Регистрационный номер: G-BPHZ [12] CHRIS BURKETT'S photograph features the Aircraft Restoration Company's Morane MS.505 Criquet G-BPHZ being flown by John Larcombe in the Duxford area in August this year.
-
Aeroplane Monthly 1994-04 / J.Romain - Slow and stalky
Регистрационный номер: G-BPHZ [12] The long-stroke oleo legs absorb high landing loads. They extend by nearly 2ft after take-off.
-
Aeroplane Monthly 1994-04 / J.Romain - Slow and stalky
Регистрационный номер: G-BPHZ [12] 20° flap gives maximum lift for a dramatic short and steep takeoff. The Storch’s wing spans 46ft 9in.
-
Aeroplane Monthly 1994-04 / J.Romain - Slow and stalky
Регистрационный номер: G-BPHZ [12] Another angle on the spectacular steep climb-out.
-
Aeroplane Monthly 1994-04 / J.Romain - Slow and stalky
Регистрационный номер: G-BPHZ [12] The Storch is heavy on the controls and demands a constant eye on the turn-and-slip indicator.
-
Aeroplane Monthly 1996-08 / M.Vines - La Ferte-Alais '96
One of the two Morane-Saulnier MS.505s in the display shows off the colour scheme of a wartime Fieseler Fi 156 Storch, of which it is a radial-engined, French-built variant.
-
Мировая Авиация 199
MS.500 состояли на вооружении французской Армии и вооруженных сил различных колоний Франции. На фотографии - самолет ВВС Вьетнама.
-
Авиация и Космонавтика 2019-05 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (1)
Красно-желтый опознавательный знак (раннего типа) ВВС Южного Вьетнама на борту самолета Моран MS.500 (выпускавшийся во Франции немецкий Физелер Fi.156 «Шторьх»)
-
История Авиации 39 / В.Антипин, А.Булах, Д.Кондратков - Небо Вьетнама /Авиация в локальных войнах/ (2)
Первыми самолётами ВВС Южного Вьетнама были немецко-французские MS.500 и MS.502. Первый представлял собой французскую копию немецкого Fi 156 «Шторх», а второй был тем же самолётом, но со звездообразным двигателем воздушного охлаждения вместо рядного с жидкостным. Обладавшие незаурядными взлётно-посадочными характеристиками и будучи очень просты в пилотировании, эти "Аисты" как нельзя лучше подходили к условиям Индокитая с его ограниченным количеством полноценных аэродромов. Единственным недостатком этих машин была чрезвычайно ограниченная грузоподъёмность.
-
Авиация и Космонавтика 2019-05 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (1)
Самолеты Моран MS.500 ВВС Южного Вьетнама. Фото не ранее 1956 г. Хорошо видны новые знаки VNAF, нанесенные поверх старых
-
История Авиации 2000-04 / М.Райдер - Пылающее небо Кохинхины /Неизвестная война/
Прекрасно зарекомендовали себя в Индокитае великолепные "Шторхи", которым как и на Восточном фронте не раз приходилось вывозить раненых прямо с передовой.
-
Мировая Авиация 199
Регистрационный номер: F-BBUG Значительное количество снятых с вооружения MS.500 продали частным лицам. Данный MS.505 на гражданской службе использовался для буксировки планеров.
-
Aeroplane Monthly 1988-12 / M.Oakey - Grapevine
Регистрационный номер: F-BJQC A new machine at Duxford is Graham Warner's Morane MS.505 Criquet (licence-built Fieseler Storch) F-BJQC, which arrived from the Dordogne on October 14, 1988. Originally built as a more Storch-shaped Argus-powered MS.500, it was reengined with a Jacobs radial in 1960. There are plans to change it back to an Argus engine, and next season it will join the British Aerial Museum's display fleet, painted in a Luftwaffe Russian front winter scheme of white, blue and grey.
-
Aeroplane Monthly 1989-11 / C.Burkett - Born again. The Aircraft Restoration Company
Регистрационный номер: G-BPHZ [12] John Larcombe flying the ARC’s Morane MS.505 G-BPHZ during August 1989.
-
Aeroplane Monthly 1989-11 / C.Burkett - Born again. The Aircraft Restoration Company
Регистрационный номер: G-BPHZ [12] ARC MS.505 G-BPHZ wears an authentic Luftwaffe Fieseler Storch colour scheme - with a little poetic licence in the shape of the fuselage codes, TA+RC, the company's initials.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v4
Регистрационный номер: F-BDHX Morane-Saulnier MS. 500 Criquet.
-
Aeroplane Monthly 1994-04 / J.Romain - Slow and stalky
Регистрационный номер: G-BPHZ [12] The large upwards-opening door facilitates entry. Note the vertical float-type fuel gauge beneath the wing - drag reduction was not a vital requirement in the design of the Storch!
-
Aeroplane Monthly 1994-04 / J.Romain - Slow and stalky
Регистрационный номер: G-BPHZ [12] Slats extending along the entire wing leading edge sustain lift at slow speeds and high angles of attack, an asset for short-field operations. The Storch’s slats are fixed, rather than being of the Handley Page automatic retracting type.
-
Air International 1993-03 / A.Walg - Curtain over Cambodia
Surrounded by MS 500 Criquets and an S-55 helicopter (on the left) is one of the two Cessna 180 light aircraft purchased in 1954.
Другие самолёты на фотографии: Cessna 180/185 Skywagon / U-17 - США - 1953Sikorsky UH-19 / HO4S / S-55 Chickasaw - США - 1949
-
Aeroplane Monthly 1994-04 / J.Romain - Slow and stalky
Регистрационный номер: G-BPHZ [12] French instruments predominate in the cockpit, betraying the aircraft’s origin in the Morane-Saulnier factory, which produced 784 examples. The turn-and-slip indicator is in the centre of the second row. The large rudder pedals were common to most German-designed aircraft of the period.
-
Aeroplane Monthly 1994-01 / M.Hiscock - Ravel's Bel Aero
Регистрационный номер: F-BIPJ [2] The Morane’s cockpit.
-
Aeroplane Monthly 1994-04 / J.Romain - Slow and stalky
Регистрационный номер: G-BPHZ [12] John Romain at the controls. The “fantastic” view is greatly enhanced by the angular outward projection of the glazing.
-
Aeroplane Monthly 1996-07 / M.Oakey - Vintage news
Регистрационный номер: F-BARP Olivier Oyon in the cockpit of Morane MS.505 (Fieseler Storch) F-BARP. Oyon died in a Yak-52 crash on April 4, 1996.
-
Aeroplane Monthly 1994-04 / J.Romain - Slow and stalky
Другие самолёты на фотографии: Martin PB2M / JRM Mars - США - 1942
- Фотографии