Dornier Do.31
Страна: Германия
Год: 1967


Экспериментальный транспортный СВВП с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
Dornier Do 31

   В 1960-х годах много внимания уделялось разработке самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП). Британский Hawker P.1127 продемонстрировал возможность создания истребителя-бомбардировщика СВВП, и речь уже шла о создании транспортных машин. Первый из двух экспериментальных транспортных СВВП фирмы "Dornier" - Do 31E - поднялся в воздух 10 февраля 1967 года. Силовая установка самолета состояла из двух ТРДД Rolls-Royce (Bristol) Pegasus с отклоняемым вектором тяги в гондолах под крылом и восьми подъемных ТРД Rolls-Royce RB.162, размещенных по четыре в гондолах на законцовках.
   На первом Do 31E были установлены только двигатели Pegasus, в то время как на второй машине, поднявшейся в небо 14 июля 1967 года, уже смонтировали все 10 двигателей. Первый переход от вертикального взлета к горизонтальному полету был совершен 16 декабря 1967, а обратный переход - пять дней спустя. Несмотря на свой неуклюжий вид, Do 31 установил несколько мировых рекордов в своем классе во время перелета из Мюнхена на Парижский авиасалон в 1969 году. Помимо двух летных машин построили третью для статических испытаний. В 1969-1970 годах самолет проходил программу испытаний в США, благодаря соглашению, заключенному между "Dornier", правительством Западной Германии и НАСА.
   Западногерманское правительство рассмотрело множество проектов гражданских транспортных СВВП, отдав предпочтение предложенному "Dornier" Do 231. Похожий по компоновке на Do 31, этот самолет должен был иметь силовую установку из двух ТРДД RB.220 тягой по 106,76 кН для горизонтального полета и 12 подъемных ТРДД RB.202 тягой по 58,27 кН в носовой и хвостовой частях фюзеляжа, а также на законцовках крыла. Гражданский вариант Do 231C был рассчитан на 100 пассажиров, а военный Do 231M должен был иметь иное шасси и удлиненную хвостовую часть фюзеляжа с погрузочной рампой. Однако от дальнейшей разработки этих интересных проектов отказались.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Dornier Do 31E

   Тип: экспериментальный транспортный СВВП с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два ТРДД Rolls-Royce (Bristol) Pegasus 5-2 с поворотными соплами тягой по 68,95 кН и восемь ТРД Rolls-Royce RB.162-4D тягой по 19,57 кН
   Летные характеристики: крейсерская скорость 644 км/ч на высоте 6095 м; потолок 10515м
   Масса: пустого 22 453 кг; максимальная взлетная 27442 кг
   Размеры: размах крыла 18,06 м; длина 20,88 м; высота 8,53 м; площадь крыла 57,00 м2
   Полезная нагрузка: до 34 пехотинцев или 24 раненых на носилках, или 4990 кг груза
Изготовление и эксплуатация самолетов наподобие Do 31E были бы чрезмерно дороги, и страны, имеющие на вооружении Harrier, предпочли в качестве альтернативы вертолеты.
Dornier Do 31E3 (Class H).
A glorious winter photograph of the Dornier Do 31 experimental VTOL jet transport - TAH subscriber Chris Farara visited Oberpfaffenhofen for its hover rig trials in 1964, where he learned more about the EWR VJ101C, for which the Do 31 was designed to provide tactical support
Dornier Do 31E1.
Two rare types continue in residence at Fairchild Dornier’s Oberpfaffenhofen factory and were pictured in March 2002. The prototype Dornier Do 31 V/STOL transport test-bed, D-9530, one of two built in the 1960s (the sec­ond example, D-9531, is with the Deutsche Museum at Oberschleissheim). Rolled out in 1965, the aircraft was powered by two Bristol Siddeley Pegasus 5s with eight Rolls-Royce RB.162 lift engines in pods on the wing tips.
Europe's answer to the US turboprop-powered LTV-Hiller-Ryan XC-142A was the Jet-powered Dornier Do.31E3. First flown on 14 July 1967, using a rolling take-off, the Do.31 made its first hover on 22 November 1967, followed by its first transitions during mid-December 1967. Power for the Do.31 in vertical flight was provided by the combination of its eight 4,400lb s.t. Rolls-Royce RB 162-4D wingtip-mounted lift jets and its two 15.500lb s.t. Bristol Pegasus 5-2 vectored thrust turbofans. Once aloft, forward flight of up to a top level speed of 400mph at 19.685 feet was achieved on the output of the two Pegasus turbofans alone. Capable of carrying 16 fully equipped troops, flight testing of the Do.31 continued into 1970 and the machine was considered sufficiently reliable to be flight demonstrated at the Paris Air Show. The Do.31 programme was brought to a close in April 1970 with the withdrawal of further government funding. Impressive as the Dornier Do.31 was, it seems that the cost of achieving verticality sacrificed too much in terms of payload/range capability, not to mention the astronomic initial, and ongoing maintenance costs associated with such a complex machine.
Dornier Do31E-3, record-holder in the jet-lift class.
10 февраля 1967г.: первый полет совершил экспериментальный реактивный транспортный СВВП Dornier Do 31E1, оснащенный двумя маршевыми ТРД Bristol Siddeley Pegasus и восемью подъемными ТРД Rolls-Royce RB.162.
Dornier Do 31 E3.
Dornier hovering rig (four Rolls-Royce RB.108 lift-jet engines)
Model of the prototype version of the Dornier Do 31
Dornier Do 31Е. На самолете Do 31Е использовали два блока по четыре подъемных двигателя RB.162, установленных на законцовках консолей крыла и два двухконтурных турбореактивных подъемно-маршевых двигателя Pegasus с поворотными соплами, установленных в гондолах примерно на полуразмахе под крылом, Аппарат обладал хорошей управляемостью и приемлемыми данными в режиме перехода от висения к горизонтальному полету, но его лобовое сопротивление было огромным из-за установленных на законцовках крыла подъемных двигателей. Из-за этого самолет имел небольшую крейсерскую скорость.
Dornier Do 31 E prototype V/STOL tactical transport aircraft
Production version of Dornier Do 31 V/STOL transport
Production version of Dornier Do 31 V/STOL transport
Dornier Do 231C civil V/STOL jet transport, with additional side view (bottom) of the military Do 231M