Fieseler Fi.103 Reichenberg
Страна: Германия
Год: 1943


Одноместный пилотируемый самолет-снаряд (пилотируемая ракета)
Описание
Фотографии
Fieseler Fi 103 (V-1) и Fi 103 Reichenberg

   Разработка беспилотного самолета-снаряда (или летающей бомбы) Fieseler Fi 103, более известного как "оружие возмездия" (Vergeltungswaffe) или "Фау-1" (V-1) и предназначенного для нанесения разрушительных ударов по крупным населенным пунктам и промышленным центрам противника, была начата в июне 1942 года. В настоящее время данный вид оружия носит название "крылатая ракета".
   Работы над "Фау-1"велись под руководством инженера Роберта Люссера, новое "чудо-оружие" представляло собой небольшой беспилотный самолете неподвижным среднерасположенным свободнонесущим крылом. Машина была оборудована пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ПВРД, установлен над задней частью фюзеляжа), простой системой управления полетом, обеспечивающей наведение на цель, специальным устройством регистрации пройденного пути, переводившим аппарат в режим пикирования после прохождения заданного расстояния (устройство располагалось в носовой части фюзеляжа), а также боевой частью с мощным зарядом взрывчатки. В фюзеляже самолета-снаряда были также расположены магнитный компас, гироскопическое навигационное устройство, топливный бак, два баллона с воздухом высокого давления, аккумуляторная батарея, а также механизмы управления рулем направления и рулями высоты.
   Первое летное испытание было проведено с борта самолета Fw 200 Condor в декабре 1942 года, в испытании был задействован прототип без силовой установки. В том же месяце был выполнен и первый пуск полноценного "оружия возмездия" с наземной пусковой установки - при помощи порохового ускорителя "Фау-1"разгонялась на наклонной ПУ до нужной скорости и уже затем включался маршевый двигатель. В ходе проектирования и испытаний немецкие инженеры столкнулись со множеством технических проблем, но уже к лету 1944 года оружие было в целом готово к боевому применению – к тому времени на испытаниях были выполнены около 300 пусков данных ракет. Первая ракета упала на Лондон утром 13 июня 1944 года. Дальность полета "Фау-1" составляла 240 км, масса боевой части - 850 кг.
   До конца августа 1944 года по Лондону и другим британским городам были выпущены 8617 ракет "Фау-1", а затем - в период до конца марта 1945 года - по различным городам Европы германские войска выпустили еще 11 988 самолетов-снарядов. Существовала также модификация ракеты, имевшая деревянное крыло и меньшую по массе боевую часть, - это позволило увеличить дальность полета ракеты. Войска СС выпустили 245 таких ракет по целям на территории Великобритании с января по март 1945 года. Кроме того, в период с сентября 1944 по март 1945 года Люфтваффе выполнили пуски 865 ракет, под самолеты-носители которых были переоборудованы бомбардировщики Не 111.
   В конце 1943 года немецким военным командованием рассматривался вопрос об использовании пилотируемого варианта этих ракет для нанесения высокоточных ударов по особо важным объектам противника.

   Гитлер одобрил данное предложение в марте 1944 года, а приспособленные для этого Fi 103 получили обозначение Fi 103R (Reichenberg). Первоначально планировалось создать четыре варианта пилотируемого самолета-снаряда: Fi 103R-1 - без силовой установки для начальных летных испытаний; Fi 103R-II и Fi 103R-III - с двигателями, для использования в качестве двухместных учебно-тренировочных самолетов начальной и повышенной подготовки соответственно; а также полноценный боевой вариант - Fi 103R-IV, который в отличие от "Фау-1" имел кабину пилота - в районе поддерживающего двигатель пилона - и традиционную систему управления с управляющими поверхностями. После запуска ракеты пилот наводил ее на цель и затем выбрасывался с парашютом, что кардинально отличалось от реализованной японцами концепции летчиков-самоубийц. Было изготовлено 175 боевых ракет, но от дальнейшей разработки и боевого применения данного оружия германское военно-политическое руководство отказалось в конце 1944 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fieseler Fi 103R-IV

   Тип: одноместный пилотируемый самолет-снаряд (пилотируемая ракета)
   Силовая установка: один ПВРД Argus 109-014 тягой 2,95 кН
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 2500 м - 800 км/ч; дальность 330 км; время работы двигателя 32 мин
   Масса: макс. стартовая 2250 кг
   Размеры: размах крыла 5,72 м; длина 8,00 м
После наведения своей Fi 103R-IV на цель пилот должен был выброситься с парашютом, хотя существовала реальная опасность затягивания его в двигатель. Первой пилотируемый полет на ракете выполнила знаменитая женщина-пилот Ханна Райч (Hanna Reitsch).
This single-seat piloted version of the V1 was captured by Allied armies and removed to the USA.
Although its provenance is occasionally brought into debate, the ‘V-1’ held by the Lashenden Warfare Museum in Kent, shows most of the attributes of the developed Fi 103R-IV ‘Reichenberg’ suicide weapon.
The Fieseler Reichenberg IV, a single-seat piloted version of the VI, exhibited at RAE Farnborough in November 1945.
Reichenberg Re IV на английской испытательной базе после войны.
Fieseler Fi 103R-4 breathing fire at Headcorn.
"Рейхенберг" с пилотом в кабине
Пилотируемый V-1 ("Рейхенберг IV") под крылом He 111. Ханне Райч довелось его пилотировать во время испытаний.
The same Fi 103G being examined by American troops. The 18ft 9in span Reichenberg was powered by an Argus As 014 pulse-jet rated at 660lb-thrust to give a maximum speed of nearly 500 m.p.h. at 8,000ft. It was armed with a 1,874lb warhead and a total of 175 was produced.
Cockpit of a captured Fieseler Fi 103G.
Компоновка "морского" варианта Reichenberg IV
Схема переделки "Рейхенберга" из серийного Фау-1
Варианты самолета "Рейхенберг"
Reichenberg IV - "морской" боевой вариант