Fieseler Fi.103 Reichenberg
Страна: Германия
Год: 1943


Одноместный пилотируемый самолет-снаряд (пилотируемая ракета)
Описание
Фотографии
Fieseler Fi 103 (V-1) и Fi 103 Reichenberg

  Разработка беспилотного самолета-снаряда (или летающей бомбы) Fieseler Fi 103, более известного как "оружие возмездия" (Vergeltungswaffe) или "Фау-1" (V-1) и предназначенного для нанесения разрушительных ударов по крупным населенным пунктам и промышленным центрам противника, была начата в июне 1942 года. В настоящее время данный вид оружия носит название "крылатая ракета".
  Работы над "Фау-1"велись под руководством инженера Роберта Люссера, новое "чудо-оружие" представляло собой небольшой беспилотный самолете неподвижным среднерасположенным свободнонесущим крылом. Машина была оборудована пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ПВРД, установлен над задней частью фюзеляжа), простой системой управления полетом, обеспечивающей наведение на цель, специальным устройством регистрации пройденного пути, переводившим аппарат в режим пикирования после прохождения заданного расстояния (устройство располагалось в носовой части фюзеляжа), а также боевой частью с мощным зарядом взрывчатки. В фюзеляже самолета-снаряда были также расположены магнитный компас, гироскопическое навигационное устройство, топливный бак, два баллона с воздухом высокого давления, аккумуляторная батарея, а также механизмы управления рулем направления и рулями высоты.
  Первое летное испытание было проведено с борта самолета Fw 200 Condor в декабре 1942 года, в испытании был задействован прототип без силовой установки. В том же месяце был выполнен и первый пуск полноценного "оружия возмездия" с наземной пусковой установки - при помощи порохового ускорителя "Фау-1"разгонялась на наклонной ПУ до нужной скорости и уже затем включался маршевый двигатель. В ходе проектирования и испытаний немецкие инженеры столкнулись со множеством технических проблем, но уже к лету 1944 года оружие было в целом готово к боевому применению – к тому времени на испытаниях были выполнены около 300 пусков данных ракет. Первая ракета упала на Лондон утром 13 июня 1944 года. Дальность полета "Фау-1" составляла 240 км, масса боевой части - 850 кг.
  До конца августа 1944 года по Лондону и другим британским городам были выпущены 8617 ракет "Фау-1", а затем - в период до конца марта 1945 года - по различным городам Европы германские войска выпустили еще 11 988 самолетов-снарядов. Существовала также модификация ракеты, имевшая деревянное крыло и меньшую по массе боевую часть, - это позволило увеличить дальность полета ракеты. Войска СС выпустили 245 таких ракет по целям на территории Великобритании с января по март 1945 года. Кроме того, в период с сентября 1944 по март 1945 года Люфтваффе выполнили пуски 865 ракет, под самолеты-носители которых были переоборудованы бомбардировщики Не 111.
  В конце 1943 года немецким военным командованием рассматривался вопрос об использовании пилотируемого варианта этих ракет для нанесения высокоточных ударов по особо важным объектам противника.

  Гитлер одобрил данное предложение в марте 1944 года, а приспособленные для этого Fi 103 получили обозначение Fi 103R (Reichenberg). Первоначально планировалось создать четыре варианта пилотируемого самолета-снаряда: Fi 103R-1 - без силовой установки для начальных летных испытаний; Fi 103R-II и Fi 103R-III - с двигателями, для использования в качестве двухместных учебно-тренировочных самолетов начальной и повышенной подготовки соответственно; а также полноценный боевой вариант - Fi 103R-IV, который в отличие от "Фау-1" имел кабину пилота - в районе поддерживающего двигатель пилона - и традиционную систему управления с управляющими поверхностями. После запуска ракеты пилот наводил ее на цель и затем выбрасывался с парашютом, что кардинально отличалось от реализованной японцами концепции летчиков-самоубийц. Было изготовлено 175 боевых ракет, но от дальнейшей разработки и боевого применения данного оружия германское военно-политическое руководство отказалось в конце 1944 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fieseler Fi 103R-IV

  Тип: одноместный пилотируемый самолет-снаряд (пилотируемая ракета)
  Силовая установка: один ПВРД Argus 109-014 тягой 2,95 кН
  Летные характеристики: макс. скорость на высоте 2500 м - 800 км/ч; дальность 330 км; время работы двигателя 32 мин
  Масса: макс. стартовая 2250 кг
  Размеры: размах крыла 5,72 м; длина 8,00 м
После наведения своей Fi 103R-IV на цель пилот должен был выброситься с парашютом, хотя существовала реальная опасность затягивания его в двигатель. Первой пилотируемый полет на ракете выполнила знаменитая женщина-пилот Ханна Райч (Hanna Reitsch).
Reichenberg Re IV на английской испытательной базе после войны.
Fieseler Fi 103R-4 breathing fire at Headcorn.
"Рейхенберг" с пилотом в кабине
Пилотируемый V-1 ("Рейхенберг IV") под крылом He 111. Ханне Райч довелось его пилотировать во время испытаний.
Компоновка "морского" варианта Reichenberg IV
Схема переделки "Рейхенберга" из серийного Фау-1
Варианты самолета "Рейхенберг"
Reichenberg IV - "морской" боевой вариант