Мировая Авиация 189
-
Изображен истребитель Bf 110G-4, оснащенный двумя РЛС - FuG 220 SN-2b и FuG 218 Lichtenstein С1. Машина стояла на вооружении группы III/NJG 1, которая дислоцировалась в марте 1944 года в Ати-су-Лан, Франция. На этом самолете летал Мартин Древес, тогда еще обер-лейтенант. На киле этой машины нанесены отметки о 22 сбитых самолетах противника. Древес попал в это подразделение, уже сбив на Bf 110 два самолета, здесь он служил до конца войны и одержал 47 ночных побед, в основном это были дальние бомбардировщики.
С 23 по 30 апреля 1966 года F-4C ВВС США сбили не менее 12 северовьетнамских МиГ-17 и МиГ-21. На фотографии - удачливые экипажи самолетов Phantom, включая майора Пола Гилмора и 1-го лейтенанта Уильяма Смита, сбивших 26 апреля первый МиГ-21, авиабаза Тан Сон Нат. В этот период победы над МиГами записали на свои счета экипажи из 45-й, 480-й и 555-й эскадрилий.
F-4D из 435-й тактической истребительной эскадрильи 8-го авиакрыла с КАБ GBU-10 Paveway на внешней подвеске. Боевой дебют КАБ с лазерным наведением и другого высокоточного оружия состоялся во Вьетнаме. С середины 1968 года подразделения ВВС США начали получать F-4D Phantom II. В большинстве случаев носителями высокоточного оружия были F-4, самый современный на тот момент американский тактический самолет. Хотя в начале применение нового оружия было ограниченным, оно показало свою высокую эффективность.
F-4 применялись, прежде всего, как истребители-бомбардировщики. На фотографии три F-4D из 390-й эскадрильи 366-го авиакрыла "Gunfighters" с боевой нагрузкой из обычных бомб (часть с дистанционными взрывателями "Daisy Cutter") Mk 82 и кассетных бомб CBU-58.
В 1966 году в ходе операции "Rolling Thunder" удары по наземным целям, наряду с F-105D, наносили и F-4C. В этот период начался процесс замены светло-серой/белой схемы окраски тактических самолетов ВВС США на трехцветный "вьетнамский" камуфляж. На фотографии - F-4 в серой и камуфляжной окраске.
F-4E и двухместный Wild Weasel F-105G Thunderchif из 338-го тактического истребительного авиакрыла принимает топливо от танкера KC-135, операция "Linebacker", 1972 год.
Fiat G.50bis Freccia из 20-й группы 5 1 -го полка, на данный период находящейся в оперативном подчинении 56-го полка и дислоцированной в Урселе, Бельгия.
Fiat G.50 (MM 4738) SA-1 командира подразделения KoeL капитана Олави Эрнрута, Тампере, январь 1940 года.
Fiat G.50 стал первым современным (цельнометаллический моноплан с убираемым шасси) истребителем, выпускавшимся в Италии. Этих самолетов построили сравнительно мало, а по своим летным данным G.50 решительно уступал истребителям союзников.
Этот G.50 несет обозначения 352 полка 20 авиагруппы в период службы в итальянском воздушном корпусе в Бельгии в 1940-1941 годах.
Свою репутацию G.50 завоевал в заснеженной Финляндии в руках финских летчиков.
Прочная конструкция Freccia хорошо выдерживала боевые повреждения.
Неудачливый G.50 испанских ВВС. G.50 ранней постройки имели закрытые кабины, но летчики не любили летать с закрытыми фонарями, затруднявшими покидание самолета в аварийных ситуациях. На большинстве G.50 фонари кабин не закрывали.
Первыми разведывательными Phantom ВВС США, направленными во Вьетнам, стали RF-4C из 16-й тактической разведзскадрильи, переброшенные в 1965 году на авиабазу Тан Сон Нат под Сайгоном. RF-4C выполняли большинство дневных полетов на разведку, в то время как ночью действовали RF-101 Voodoo. На фотографии - два RF-4C дозаправляются от KC-135.
F-4E и двухместный Wild Weasel F-105G Thunderchif из 338-го тактического истребительного авиакрыла принимает топливо от танкера KC-135, операция "Linebacker", 1972 год.
Прототип Me 210 V1 сфотографирован в исходной конфигурации с двухкилевым хвостовым оперением. Однако двухкилевое оперение заменили одним килем уже после первого полета. На второй опытной машине Me 210V2 для снижения вихреобразования изменили форму зализов корневых частей крыла.
Даже серийный Me 210A-1 (на фотографии) обладал низкими для своего времени летными данными.
Ночной истребитель Bf 110C из эскадрильи 2./NJG 1, Гютерслоу, июль 1940 года. Самолет сохранил изначальную окраску дневного истребителя.
Bf 110D из эскадры ZG 26 в полете над Северной Африкой, 1942 год. Боевой дебют Bf 110D состоялся в период боев за Британию. Затем эскадру JG 26 перебросили на Сицилию, а зимой 1940-1941 годов в Северную Африку.
Большая дальность полета Bf 110 очень пригодилась в период кампании в Северной Африке. Дальность можно было увеличить за счет подвески внешних топливных баков, как на этой фотографии.
На этом Me 262A-1a с полосами принадлежности ПВО рейха на фюзеляже летал командир III/JG 27 майор Рудольф Зиннер, Бранденбург-Брист, март 1945 года. Истребитель вооружен двумя 210-мм ракетными пусковыми установками, установленными под фюзеляжем.
Этот Me 262A-1a/U4 был захвачен американцами и получил собственное имя "Wilma Jeanne". Данный подвариант вооружен 50-мм пушкой Mauser Mk 214A V3.
Очень небольшое количество Me 262B-1 а использовалось в качестве учебных, большинство двухместных самолетов собрали в варианте ночного перехватчика. Изображенная спарка использовалась как учебная в группе III/EJO 2, Лехфельд, декабрь 1942 года. 12 января 1945 года этот самолет разбился в районе Аугсбурга, летчик, ефрейтор Фердинанд Загемейстер, погиб.
Радикальной модернизацией Skyraider стал вариант AD-5, превративший штурмовик в двухместный бомбардировщик. AD-5 ВМС и ВВС США широко применялись во Вьетнаме, где особенно востребованной оказалась большая продолжительность полета самолета.
Конструкция первых Skyraider не выдерживала жестких посадок на авианосцы, но на AD-2 (на снимке) ее усилили. На фотографии хорошо виден отклоненный тормозной щиток большой площади.
AD-2 Skyraider с тремя 454-кг бомбами взлетает с авианосца "Вэлли Фордж", Корея. Самолеты применялись для нанесения ударов по наземным целям, но майор Джордж Линнемейер из КМП США отличился 15 июня 1953 года - сбил северокорейский По-2.
На фоне аэродинамически "чистых" реактивных современников очень шумный, вечно грязный из-за потеков масла Skyraider, что называется, не смотрелся. На фотографии - A-1H из 22-й эскадрильи сил специальных операций, вооруженный кассетными бомбами, блоками НАР и контейнерами с пулеметами. Самолет выглядит несколько угловатым.
Sea King AEW.Mk 2A. Британские вертолеты ДРЛО Sea King AEW всегда стояли на вооружении только 849-й эскадрильи морской авиации. РЛС Searchwater установлена в поворотном обтекателе по правому борту. На смену AEW.Mk 2A пришел более совершенный ASaC.Mk 7 с РЛС Searchwater 2000.
Sea King HAR.Mk 3. Два HAR.Mk 3 британских ВВС дислоцированы на Фолклендах, вертолеты окрашены в темно-серый цвет, опознавательные знаки нанесены в два цвета. Изначально вертолеты состояли на вооружении 202-й эскадрильи (на рисунке), но потом их переподчинили 1564-му звену. Машины варианта HAR.Mk 3 проходят доработку авионики до стандарта HAR.Mk 3A.
Sea King Mk 50. В 1976 году HS-817 первой в ВМС Австралии получила Mk 50. Изначально вертолеты предназначались для борьбы с подводными лодками и окрашивались в серый и белый цвета, как на рисунке. Последние Sea King сняли с вооружения ВМС Австралии в 2011 году.
Sea King Mk 41. ФРГ стала первым импортером Sea King, заказав 22 вертолета Mk 41 в яркой окраске для использования в качестве поисково-спасательных. В 1988 году 20 оставшихся в строю вертолетов модернизировали на предприятии компании MBB, после чего Mk 41 приобрели возможность наносить удары по надводным целям.
Sea King Mk 48. Бельгия использует Sea King в поисково-спасательном варианте, вертолеты состоят на вооружении 48-й эскадрильи ВВС Бельгии. Окраска вертолетов с момента их поступления на вооружение в 1976 году изменилась незначительно, в ярко-оранжевый цвет окрашены носовая часть корпуса и килевая балка.
Sea King Mk 43. Норвегия заказала десять специализированных поисково-спасательных Mk 43 в 1970 году. В 1978 году к десяти вертолетам присоединился один Mk 43A с шестилопастным рулевым винтом. В 1992 году завершилась модернизация до уровня Mk 43B первого из девяти уцелевших вертолетов, дополнительно были закуплены вновь построенные машины.
Commando Mk 2 (Sea King Mk 72). Египет, в дополнение к своим Commando Mk 1, заказал 17 Commando Mk 2 и два Mk 2В в VIP-варианте. Изображен вертолет с противопыльным фильтром перед воздухозаборниками двигателей, снижающий эрозию лопаток ТВаД от песка при эксплуатации вертолета в пустыне.
С конца 1970-х годов Sea King HAR.Mk 3 является стандартным поисково-спасательным вертолетом ВВС Великобритании. Первая партия из 16 машин была поставлена в 1979 году, еще три - в 1985 году. В настоящее время на вооружении состоят шесть модернизированных HAR.Mk 3A.
Sea King HC.Mk 4 авиации британских ВМС (эквивалент экспортного Commando Mk 2) принимали участие в операции "Буря в Пустыне" в 1991 году. В боевых действиях задействовали три эскадрильи Sea King - 845-ю, 848-ю и 846-ю. Вертолеты обеспечивали действия морской пехоты и в ряде случаев вооружались установленным в проемах грузовых дверей 7,62-мм пулеметами. Для защиты от обстрела с земли пол кабины бронировался кевларовым покрытием. Вертолет способен перевозить в кабине 28 бойцов или 2720 кг груза.
Sea King HC.Mk 4 демонстрирует возможность перевозки груза на внешней подвеске. Максимальная масса груза на внешней подвеске 3628 кг, груз крепится к четырем точкам на нижней поверхности фюзеляжа вертолета. Данный вертолет оборудован фильтром APME Centrisep, установленным перед воздухозаборниками двигателей. Такие фильтры внедрили на вертолеты по опыту их эксплуатации в регионе Персидского залива.
С вертолетом Sea King компания "Westland" добилась большого экспортного успеха. Среди стран-покупателей был и Катар, который приобрел три Commando Mk 2A (на фотографии). Commando проектировался как десантно-штурмовой вариант Sea King, но в результате совершенствования вертолеты данной модели способны бороться с подводными и надводными целями, выполнять VIP-перевозки.
Sea King Mk 41. Морская авиация ФРГ закупила 22 вертолета Sea King Mk 41 для замены поисково-спасательных амфибий Grumman Albatross. ФРГ проявляла также интерес к модификации вертолета-тральщика Sikorsky RH-3A, но эта закупка не состоялась. На момент заключения контракта с "Westland Aircraft" циркулировали слухи о возможном увеличении количества закупаемых вертолетов вдвое и даже втрое, с возможностью их использования для борьбы с субмаринами и надводными кораблями. Но закуплено для авиации ВМС все же было только 22 Westland Mk 41. Эти вертолеты близки к варианту HAS.Mk 1 британских ВМС, но не оснащались противолодочным оборудованием, зато отличались кабиной большего объема, оптимизированной для перевозок и проведения поисково-спасательных работ. Вертолеты поступили в 1-ю эскадрилью (Staffel) 5-й эскадры авиации ВМС (Marinefliegergeschwader), дислоцированную в Киле. Вертолеты прошли модернизацию, но их обозначение не изменилось и в настоящее время. 20 Mk 41, помимо выполнения поисково-спасательных заданий, способны наносить удары по надводным целям.
Sea King HAS.Mk 5
Лейтенант Фриц Кельб из 1./JG 400 сбил на этом Me 163B 10 апреля 1945 года Lancaster. 25 апреля Кельб сбил на Me 262 бомбардировщик B-17 и стал единственным летчиком, одержавшим победы и на Me 163, и на Me 262.
Messerschmitt Me 163B Komet
Me 323D-1 с маркировкой на руле направления, обозначающей принадлежность к эскадрилье 1./TG 5. К маю 1944 года Ме 323 выполнили более 2000 боевых вылетов с аэродромов Польши, Румынии и Венгрии.
Большой двустворчатый носовой грузовой люк сильно облегчал погрузочно-разгрузочные работы. Огромные размеры Me 323 активно использовала в своих целях германская пропагандистская машина.
Messerschmitt Me 323D-1 Gigant
Более 450 самолетов Model 185 закупили ВВС США под обозначением U-17 для передачи по программам военной помощи дружественным США государствам. ЮАР с 1962 года получила несколько таких самолетов, они оставались на вооружении 42-й эскадрильи до 2000 года.
Поплавковое шасси ставилось на многих одномоторных Cessna. На фотографии - Model 185 Skywagon с амфибийными поплавками, позволяющими выполнять взлет и посадку как на воду, так и на обычные аэродромы.
Javelin FAW.Mk 9. 13 декабря 1962 года перед переброской 11-й эскадрильи из Льючарса в Гайленкирхен, ФРГ, в нее поступили самолеты Javelin FAW.Mk 9 с экипажами из 25-й эскадрильи. FAW.Mk 9 заменили FAW.Mk 4 и FAW.Mk 5, большинство из которых осталось в Англии. 11-я эскадрилья занималась боевой подготовкой совместно с 5-й эскадрильей, также вооруженной Javelin. Экипажи этих эскадрилий несли круглосуточное боевое дежурство в готовности отразить угрозу с Востока.
Прототип WD804 выполнил первый полет в 1951 году. На прототипе установлено крыло с прямой передней кромкой, в то время как кромка крыльев серийных машин имела излом. WD804 разбился при вынужденной посадке.
Вскоре после первого полета на WD808 провели доработки по снижению уровня вибраций в полете. Высокая вибрация стала одной из главных проблем, выявленных входе испытаний первого прототипа.
В ходе испытаний вооружения на WT827 выявился нагрев снарядов к 30-мм пушкам ADEN до температуры 124° С. Причиной послужили микровихри воздуха внутри орудийных стволов. Проблему разрешили, удлинив стволы на 6,35 мм так, чтобы они выступали из носка крыла.
Четвертый прототип, WT830, впервые публично преодолел звуковой барьер. В ночь на 4 июля 1953 года тысячи жителей Лондона разбудила звуковая волна от пролетевшего над городом WT830. Лондонцы были очень недовольны происшедшим, даже поступил запрос в Палату общин британского парламента.
Последний прототип, WT836, значительно отличался от предшествующих. Одним из нововведений стал полностью прозрачный фонарь кабины. На первых четырех прототипах кабина штурмана закрывалась металлическим фонарем с небольшими иллюминаторами.
Снимок 1955 года. В одну линию выстроены прототипы и первые серийные перехватчики. Фотографии дает представление о размахе летных испытаний! XA552 (на переднем плане) имеет все отличия серийных машин: крыло с изломом на передней кромке и новый полностью прозрачный фонарь кабины.
Построили более 1000 оснащенных мотором Jacobs самолетов Model 190/195/195A. Для более крупного, в сравнении с Model 165 Airmaster, самолета потребовался и более мощный мотор.
Хотя главным покупателем Skyraider были США, вариант дальнего радиолокационного дозора поступил на вооружение авиации британских ВМС. На снимке - AEW.Mk 1 из 849-й эскадрильи, приписанной к авианосцу "Игл". Самолеты 849-й эскадрильи выполняли боевые вылеты в ходе Суэцкого кризиса 1956 года.
Britain's earliest airborne early warner: the Douglas Skyraider AEW Mk 1 that entered service with the Royal Navy in 1952.
На вооружении ВВС Испании имеется небольшое количество CN-235, которые используются как транспортные наряду с C.212 и C-130 Hercules.
Гражданские CN-235 эксплуатируют следующие кампании: "Inter Austal" (Аргентина), "Merpati Nusantara Airlines" и "Pelita Air Service" (Индонезия), "Tiko Air" (Мадагаскар) "Air Namibia", "Binter Canarias" (на снимке) и "Binter Mediterraneo" (Испания), "Safair" (ЮАР), "L-З Communications" и "Presidential Airways" (США), "Air Venezuela".
ВВС Франции закупили 75 CN-235 в варианте среднего тактического транспортного самолета. Франция намерена получить от "Airbus" еще восемь CN-235-300, чтобы заполнить временную брешь, которая образовалась из-за задержек с поставками A400M.
Военный вариант CN-235 способен перевозить 48 парашютистов. Для быстрого десантирования предусмотрена возможность покидания самолета парашютистами с обоих бортов одновременно.
ВВС Саудовской Аравии закупили четыре CN-235M-10 производства фирмы CASA. Самолеты состоят на вооружении 1-й эскадрильи (Королевское звено) и используются для обычных и VIP-перевозок.
CN-235MP ирландского авиационного корпуса оснащены поисковой РЛС Litton AM/APS-504(V)5, ИК обзорной системой FLIR Systems FLIR2000HP и двухместной рабочей станцией с линией передачи данных. Самолет способен нести разнообразную сбрасываемую полезную нагрузку, включая спасательные плоты.
За свои огромные размеры планер Ме 321 тоже называли "Gigant", хотя название принадлежало Ме 323. На фотографии - Ме 321A-1.
Запущенный в серию в 1955 году, самолет Model 172 представлял собой развитие Model 170. На фотографии - Model 172 постройки 1979 года. Серийное производство прекратили в 1985 году,
Model 182 является вариантом Model 180 с шасси с носовой опорой (на Model 180 стояло шасси с хвостовой опорой). Skylane - 182A с улучшенным бортовым оборудованием: Skylane RG (на фотографии) оснащался убираемым шасси.
"Dolphin Airways" была образована в Авиационном центре Тампа для местных перевозок по Флориде и использовала восемь (позже шесть) EMB-110P1. В 1983 году компания разорилась и продала свои самолеты авиакомпании "Provincetown Boston Airline Inc." (PBA).
Разработано несколько гражданских вариантов Bandeirante. На фотографии - быстро конвертируемый из грузового в пассажирский (и наоборот) санитарный P1 из IMSS (Instituto Mexicano de Seguro Social) с усиленным полом салона и медицинским оборудованием.
"Brit-Air", французская региональная авиакомпания, эксплуатировала чисто пассажирский вариант EMB-110P2 на внутренних линиях Франции и на международных маршрутах. Компания отказалась от EMB-110 в пользу самолетов большей вместимости.
"J&J Air" - типичная мелкая авиакомпания, эксплуатировавшая Bandeirante. Компания базировалась в аэропорту Эксетера и выполняла чартерные перевозки по Великобритании и в Европу.
Нигерийская "Skypower Express" долгое время ассоциировалась с EMB-110, первый из своих четырех самолетов Bandeirante компания приобрела в 1986 году. Предположительно, "Skypower" эксплуатирует EMB-110 до сих пор.
Прототип Bandeirante получил военное обозначение YC-95. Первый полет самолет выполнил 19 августа 1972 года.
F-4E и двухместный Wild Weasel F-105G Thunderchif из 338-го тактического истребительного авиакрыла принимает топливо от танкера KC-135, операция "Linebacker", 1972 год.
26 августа 1939г.: специально разработанный самолет Messerschmitt Me 209 (позже названный нацистскими пропагандистами Me 109R) установил мировой рекорд скорости. Этот самолет достиг скорости 755 км/ч и побил рекорд, незадолго до этого установленный на самолете Heinkel Не 100V8. Мировой рекорд скорости, установленный на Me 209, продержался до 16 августа 1969 года, когда Дэррил Гринмейер на F8F-2 Bearcat достиг скорости 769,23 км/ч.
Ме 263 отличался новой кабиной летчика и убираемым трехопорным шасси с носовой опорой. Прототип Me 263 захватили советские войска, в СССР самолет испытывался под обозначением И-270.
The Junkers 8-263 Rocket-propelled Interceptor Monoplane (Walter 109.509 C rocket unit).
С началом Второй мировой войны Me 261 попытались приспособить для выполнения задач стратегической разведки, чего сделать не удалось. На фотографии прототип Me 261 V2, уничтоженный авиацией союзников в 1944 году в Лехфельде.
The Messeschmitt Me 261 Experimental Twin-engined Bomber (two Daimler-Benz DB 610 engines).
Подобно другим большим самолетам компании "Messerschmitt" Me 264 (на фотографии Me 264 V1) был оснащен одноколесными основными опорами шасси с колесами очень большого диаметра. Me 264 не отвечал заданным требованиям, и Министерство авиации Германии остановило свой выбор на Ju 390.
Прочный и надежный учебный Meyers OTW строился в годы Второй мировой войны в относительно небольших количествах, некоторое число машин эксплуатировалось и после окончания войны. На фотографии - вариант OTW-160.
Первыми разведывательными Phantom ВВС США, направленными во Вьетнам, стали RF-4C из 16-й тактической разведзскадрильи, переброшенные в 1965 году на авиабазу Тан Сон Нат под Сайгоном. RF-4C выполняли большинство дневных полетов на разведку, в то время как ночью действовали RF-101 Voodoo. На фотографии - два RF-4C дозаправляются от KC-135.
Прототип Me 328 постройки DFS до попыток выполнения полетов с ПуВРД испытывался как планер. Расчетная максимальная скорость самолета с двумя ПуВРД As 014 тягой по 300 кг составляла 700 км/ч.
Последним вариантом Cessna 162 является Skycatcher, выпускающийся с 2009 года. Авария прототипа в ходе летных испытаний заставила разработчиков внести изменения в конструкцию.
После выпуска 4900 самолетов Model 140 "Cessna" построила еще 500 Model 140A с более мощным двигателем. Они имели по одному подкосу под каждой консолью цельнометаллического крыла, законцовки крыла выполнены прямоугольными. Обтекатели на колеса основных опор шасси ставились на многих Model 120/140. Этот N9499A на фотографии - как раз Model 140A.
В ВВС США EC-130J Commando Solo состоят на вооружении 193-го авиакрыла специального назначения Национальной гвардии, дислоцированного на авиабазе Мидлтоун, Пенсильвания. Самолеты используются для борьбы с терроризмом в Азии.
Первый прототип Ме 309 выполнил первый полет в 1942 году. В исследовательских воздушных боях самолет легко "сбивал" Bf 109G.
Вариант WC-130J предназначен для разведки погоды; на фотографии самолет из 53-й эскадрильи разведки погоды ВВС США. Традиционно в США подобные самолеты называют "охотниками за ураганами" - "hurricane hunter".
Береговая охрана США остановила свой выбор на HC-130J. Было закуплено шесть самолетов, которые эксплуатируются наряду с 16 модернизированными HC-130H.
Hercules C.Mk 4 и C.Mk 5 британских ВВС эксплуатируются с большой нагрузкой, особенно в Афганистане и Ираке. Эффективность самолетов повышена за счет установки новых систем и использования новой тактики.
Выкатка первого C-130J-30 для ВВС Норвегии из покрасочного цеха завода "Lockheed Martin", 22 мая 2008 года. Проблемы с надежностью состоявших на вооружении норвежских ВВС старых C-130 привели к закупке четырех C-130J.
Крепление груза на C-130J из 143-го авиакрыла Национальной гвардии перед первым сбросом груза на парашютах в боевых условиях. Десантирование произошло в районе Кандагара 30 июня 2005 года.
Bf 161 не имел особых преимуществ перед Bf 110 и в серию не передавался. Один Bf 161 использовался для буксировки Me 163A Komet при испытаниях самолета без включения ЖРД.
Messerschmitt Bf 162 V2 получил регистрацию D-AOBE. Самолет проиграл конкурс на скоростной бомбардировщик самолету Junkers Ju 88.
На F-4E появилась долгожданная пушка - 20-мм орудие M61 с вращающимся блоком стволов. Пушку установили под носовой частью фюзеляжа. Самолет "Неу Jude" (68-0317) находился в 421-й эскадрилье 366-го авиакрыла, базировавшейся в Да-Нанге с 1969 по 1972 год.