Messerschmitt Me.163 Komet
Варианты:
Messerschmitt - Me.163 Komet - 1941 - Германия
Страна: Германия
Год: 1941


Одноместный истребитель-перехватчик
Описание:
Me.163 Komet
Messerschmitt Me 163 Komet и Me 263
Фотографии

Me.163 Komet

Истребитель-перехватчик ближнего радиуса действия (т.н. "объектовый перехватчик") с ЖРД, моноплан смешанной конструкции. Аэродинамическая схема "бесхвостка". Самолет спроектирован в КБ фирмы "Мессершмитт АГ" под руководством А. Липпиша. Первый полет опытного образца Me 163V1 состоялся в августе 1941 г. Серийное производство модификации Me 163B начато в конце 1942 г. Выпускался на заводах фирмы "Мессершмитт" в Регенсбурге, "Вольф Хирт верке" в Геттингене, "Ганс Клемм флюгцойгбау" в Беблингене. Всего построено 347 экз. Состоял на вооружении Люфтваффе с мая 1944 г. ЖРД HWK 509B-1.
Основные серийные модификации:
  - Me 163B-1 с вооружением 2x20;
  - Me 163B-1a с вооружением 2x30.
Me 163B с июля 1944 г. применялись для прикрытия аэродромов и заводов в некоторых районах Германии. Первый бой - в конце июля под Мерсебургом. Производство прекращено весной 1945 г.


Me 163B-1a||
Размах:||9,33 м
Длина:||5,85 м
Моторы, количество х тяга:||1x1700 кг
Взлетная масса, максимальная:||4310 кг
Максимальная скорость:||955 км/ч
Практический потолок:||12000 м
Дальность:||100 км

Messerschmitt Me 163 Komet и Me 263

Ракетный истребитель Me 163 спроектирован под руководством доктора Александра Липпиша, много лет посвятившего созданию планеров-бесхвосток. В январе 1939 года Липпиш с ближайшими сотрудниками перешел на фирму "Messerschmitt", где начал работы по адаптации экспериментального планера схемы бесхвостка DFS 194 под ЖРД Walter тягой 3,92 кН. Успешные испытания самолета, в ходе которых была достигнута скорость 550 км/ч, привели к получению фирмой "Messerschmitt" заказа на шесть прототипов, обозначенных Me 163A.
  Первый прототип проходил испытания как планер, буксировал его Bf 161. Прототипы испытывались в Пенемюнде летом 1941 года, на них стояли ЖРД Walter HWK RII-203b тягой 7,35 кН. Прототипы на испытаниях достигли скорости 885 км/ч.
  Летчик-испытатель Хейни Диттмар на Me 163A включил двигатель после того, как на высоту 4000 м его поднял буксировщик.
  
  Диттмар достиг скорости 1003,9 км/ч, но затем самолет из-за эффекта сжимаемости воздуха потерял управление. Летчик сумел восстановить управление и посадить самолет. Происшествие заставило конструкторов внести изменения в крыло. На испытаниях выявили массу технических недостатков и дефектов, связанных, прежде всего, с нестабильностью компонентов топлива ЖРД, посадочной лыжей и сбросом тележки шасси. За прототипами Me 163A предприятие "Wolf Hirth" построило десять предсерийных Me 163A-0, которые использовались как тренировочные планеры. Далее последовал заказ на значительно измененные шесть прототипов и 70 серийных перехватчиков Me 163B Komet. Предсерийные прототипы обозначались Me 163Ba-1, поставка серийных Me 163B-1 а началась в мае 1944 года. Первый боевой вылет был выполнен 28 июля 1944 года, когда пять Me 163 из 1/JG 400 (первое подразделение Me 163) атаковали группу самолетов Boeing B-17 Flying Fortress. Атака получилась неудачной - при скорости сближения порядка 1300 км/ч на ведение огня из обладавших низкой скорострельностью пушек MK 108 у летчика было всего три секунды. На заключительной стадии войны удалось разработать более эффективное вооружение. Me 163 строились до февраля 1945 года, изготовлено порядка 400 самолетов всех вариантов. В это число входят и несколько двухместных тренировочных Me 163S, на которых для размещения второй кабины не ставили вооружение и топливные баки, - Me 163S являлись планерами.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Messerschmitt Me 163B-1a

  Тип: одноместный истребитель-перехватчик
  Силовая установка: один ЖРД Walter HWK509A-2 тягой 16,67 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10 000 м - 960 км/ч; практический потолок 12100 м; максимальная продолжительность полета 7 мин 30 с
  Масса: пустого 1905 кг; максимальная взлетная 4110 кг
  Размеры: размах крыла 9,32 м; длина 5,84 м; высота 2,77 м; площадь крыла 18,50 м2
  Вооружение: две 30-мм пушки MK108 в корневых частях крыла
Лейтенант Фриц Кельб из 1./JG 400 сбил на этом Me 163B 10 апреля 1945 года Lancaster. 25 апреля Кельб сбил на Me 262 бомбардировщик B-17 и стал единственным летчиком, одержавшим победы и на Me 163, и на Me 262.
Лейтенант Хартмут Рилл из 1-й эскадрильи 400-й истребительной эскадры на изображенном Komet в августе 1944 года одержал первую победу в воздушном бою. 16 августа 1944 года его самого сбили два американских P-51, самолет упал рядом с авиабазой Брандис.
Первый отряд. В начале 1943 года в Карлсхагене под командованием гауптмана Вольфганга Шпате сформировали специальную испытательную эскадрилью Me 163. Однако вскоре союзники начали активно бомбить Пенемюнде, и 16-ю испытательную группу (Erprobungskommando 16) перевели в Бад-Цвишенан. О существовании Me 163 союзники узнали в декабре 1943 года - самолет был сфотографирован высотным разведчиком. К этому времени программа Me 163 сильно отставала от плановых сроков из-за налетов авиации союзников. Завод "Messerschmitt" в Регенсбурге 17 августа 1943 года подвергся ожесточенному налету B-17, при этом было уничтожено большое количество Me 163. Однако основное производство Me 163 распределили под контролем "Klemm Technik" по всей Германии, а окончательную сборку наладили на секретном заводе в Шварцвальде, откуда самолеты железной дорогой доставлялись для заводских испытаний в Лехфельд.
Гигантскую производственную программу преследовали многочисленные проблемы, полеты в Лехфельде начались только в феврале 1944 года. Серийный вариант получил обозначение Me 163B-1a, несмотря на внешнее сходство, он сильно отличался от предшественников. Первый боевой вылет 14 мая 1944 года выполнил на окрашенном в красный цвет V41 майор Шпате.
Messerschmitt Me 163B-1a Komet
Me.163A
Me163V-1 в ходе безмоторных испытаний, Аугсбург, весна - лето 1941г.
Me 163 (V4), KE+SW после установки посадочных щитков
Компания "Wolf Hirth Segelflugzeugbau" построила десять Me 163A-0, на которые установили опасные в эксплуатации реактивные двигатели R II-203b и новые взлетные тележки. На изображенном на фотографии A-0 под крылом смонтированы деревянные держатели на 12 реактивных снарядов R4M.
Me.163B
An Me 163A (left) in company with its redesigned and larger derivative, the Me 163B.
Второй серийный Me163B-1, испытывавшийся первоначально в безмоторном варианте.
The Messerschmitt Me 163B (Me 163 V8) Rocket-propelled Interceptor (Walter 109-509 liquid-rocket unit).
Именно этот Me163V-21 (борт. код VA+SS), продемонстрированный 24 июня 1943г. Рудольфом Опицем делегации Министерства авиации, возглавляемой фельдмаршалом Мильхом, фактически открыл дорогу в серию ракетопланам Александра Липпиша.
Me 163B-0 (V45) - этот самолет позже был снабжен оружием "Ягерфауст"
Предсерийный Me-163B-0 в ожидании боевого вылета
Хвостовая часть фюзеляжа Me 163B-1 снята. Виден двигатель HWK109-509A-1, закрепленный на силовом шпангоуте N 8. Кожух камеры сгорания имеет черный цвет, силовая труба - серый. Выхлопной патрубок ТНА отсутствует
Двухкамерный двигатель HWK109-509A-2 с тягой 1700 + 300 кгс
Реактивный истребитель Мессершмитт Me 163B-1
Ханне Райч довелось во время испытаний пилотировать и "Комету"
The product of Alexander Lippisch's fertile brain, the rocket powered Messerschmitt Me 163B-1a Komet, seen here at the Peenemunde-West flight test centre, was not only the world's first rocket-powered fighter to be deployed operationally, it was also the first ever tailless fighter to enter service. First flown unpowered during the spring of 1941 and with power a few months later. The first operational deployment of this 660-3,300lb variable thrust BMW 109-510 powered machine took place on 16 August 1944, when Komets of JG 400 intercepted Boeing B-17s near the Leuna oil refinery. The Komet's twin 30mm MK. 108 cannons may have been prone to stoppages, but this was the least of the machine's problems. Using highly volatile liquid fuels to provide a high specific thrust, these same unstable propellants frequently exploded when jarred, such as in landing. As the number of overall 'kills' attributed to the Me 163 were 7, plus 2 probables, it is clear that kill-to-loss ratio for this fighter was all wrong. They may have frightened US bomber crews, but, they did not kill many. The Komet also had a relatively low threshold of Mach 0.82 to compressibility, which invariably forced the aircraft into a dive.
Messerschmitt Me 163B-1a Komet 191904
The Me 163B-Ia, the series production version of Alexander M Lippisch's "Komet" target-defenee interceptor.
Звено Me-163 на аэродроме
Эксплуатация Me 163B простотой не отличалась. Перед каждой заправкой и гонками двигателя все системы двигателя требовалось пролить водой (на фотографии). Летчики и техники работали только в специальных комбинезонах из неорганического материала. Несколько раз при посадках самолеты капотировали, при этом летчики получали тяжелые ожоги от контакта кожи с компонентами топлива двигателя, хотя сам двигатель не работал. Самолет оказался исключительно сложен в пилотировании, причем настолько, что его в этом плане просто нельзя сравнивать ни с одним другим самолетом того времени. На посадке Me 163 отличался повышенной чувствительностью к боковому ветру. Повторный заход на посадку по понятным причинам исключался. После выпуска посадочной лыжи от летчика требовалось вернуть ручку управления в нейтральное положение на несколько секунд для восстановления давления в гидросистеме.
Два прототипа Me 163B - V6 и V18 - были модернизированы в летающие лаборатории для испытания ракетных двигателей HWK 509C-1 с основной и "крейсерской" камерами сгорания. Использование двух камер сгорания позволило несколько увеличить время полета истребителя. На фотографии, датированной 1944 годом, - облако газа вырывается из сопла двигателя самолета V6. Место установки хвостовой опоры шасси изменено.
Me 163 выполнил посадку в Бад-Цвишенане, где базировалась 16-я испытательная группа (команда), первой в Люфтваффе получившая в мае 1944 года Me 163.
Сброс тележки при взлете
Тележка сброшена!.. "Комета" набирает высоту. Если присмотреться, то хорошо видно, что испытательный аэродром имеет довольно ограниченные размеры, причём чуть ли не вплотную к ВПП примыкает лес. что не повышает безопасность вылетов, тем более на таких аппаратах, как Me 163.
Этот Me 163 перевезли в 1945 году на Ar 232B-0 в Великобританию, где его испытали без включения двигателя в полете, как планер. Самолет буксировался до высоты отцепки самолетом Spitfire Mk IX, а 15 ноября 1945 года Me 163 разбился. Части разбившегося самолета были использованы при реставрации Me 163, выставленного в Имперском военном музее.
The landing skid of the Me 163B in the extended position.
Посадочная лыжа в выпущенном положении.
Тележка для выкатки Ме163 на стартовую позицию - экспонат Военного мемориала в Канберре, Австралия
Установка взлетной тележки
Процедура взлета. Me 163 к месту старта доставлялся на трехколесном тягаче Scheuschlepper, запуск двигателя истребителя обычно выполнялся от аэродромной установки. Летчик переводил пятирежимный РУД в положение малого газа, после чего нажимал кнопку запуска двигателя. Кнопкой запускалась турбина подачи T-stoff в двигатель. Кнопку стартера летчик удерживал 4-5 секунд, за это время турбина выходила на частоту вращения 40-50% от номинальной. Затем РУД переводился в положение 1, через некоторое время - в положение 2, на этом этапе включались приборы на приборной доске. С переводом РУД в положение 3 самолет начинал разбег. Тележка тягача сбрасывалась по достижении самолетом высоты 6-9 м. Набор высоты выполнялся с небольшим углом тангажа и скоростью 640 км/ч. Высоты 12 200 м истребитель достигал, развив скорость 800 км/ч. Полетное время после набора этой высоты составляло всего четыре минуты. На высоте 12 200 м перевод РУД на полный газ позволял самолету ускориться с 400 до 965 км/ч всего за несколько секунд. Тактика боевого применения заключалась в быстром наборе высоты с последующим пикированием на строй бомбардировщиков противника при выключенном двигателе. Двигатель включался только в случае необходимости повторного набора высоты для следующей атаки или для ухода от вражеских истребителей. Между выключением двигателя и его повторным включением должно было пройти не менее двух минут. На фотографии - Me 163 после посадки установлен на Scheuschlepper.
Транспортер с гидроподъемником для уборки Ме163 с ВПП после посадки. Безусловно, быстрая разработка и внедрение подобных устройств и серийное производство делают честь германской промышленности, но одновременно показывают на сырость технических проектов, прнимаемых на вооружение в условиях тотальной войны на истощение.
Специальная тележка подводится под севший Me 163. Тележку ведет тягач типа Шеухельпер
Заправщик состава "C"
Заправщик состава "T"
Заправка составом "T". Техник вынимает пистолет с длинным хоботом из специального пенала
Промывается стоянка под самолетом. На фюзеляже видна буква "T", обозначающая сливной кран "состава T"
Me163B отличался чрезвычайно плотной компоновкой, о чем можно судить по этим снимкам. Конструкторы использовали каждый кубический сантиметр внутреннего пространства.
 
Райч садится в кабину Me 163A на испытательном полигоне Бад Цвишенен в декабре 1943 года, готовясь выполнить полет с работающим ЖРД. Райч также участвовала в приемных испытаниях Me 163B.
The main instrument panel carried the normal array of rate-of-climb indicator, turn-and-bank indicator, fine-course altimeter, and altitude-compensated ASI reading from 100 to 1 000 km/h. Two pressure gauges were mounted on the starboard side of the main panel, and the small panel mounted to port carried the landing skid control, a pull-out handle for fuel jettisoning, and a cock for emergency take-off trolley jettisoning. A hydraulic hand pump and selector valve also to port operated the two-position lading flaps.
Передняя приборная панель с комплектом приборов контроля параметров полета и нижняя часть переднего бронестекла.
Левая приборная панель. Хорошо видна рукоятка управления двигателя.
Органы управления располагавшиеся с правой стороны пилотского кресла.
Модель Me 163, подвешенная в сверхзвуковой аэродинамической трубе Геттингенского университета.
Отработка установки 30-мм пушек MK108 на деревянном макете Me163.
Airfix's new 1/72nd-scale model of the Messerschmitt Me 163
Me 163B Komet. Изображенная на самолете эмблема с бароном фон Мюнхгаузеном - символ I группы 400-й истребительной эскадры, дислоцированной в Брандисе под Лейпцигом и сформированной в феврале 1944 года в Бад-Цвишенан, а затем переведенной в Виттмюндхафен. В июне часть перебросили в Венло, Голландия, а в августе - в Брандис, откуда летчики I группы летали на перехват американских тяжелых бомбардировщиков. В ноябре 1944 года в эскадре сформировали вторую группу. I группа прекратила свое существование в апреле 1945 года, однако II группа сражалась до последнего дня войны, базируясь в Нордхольце. I группа сбила 9 бомбардировщиков ценой потери 14 Me 163 (правда, большинство разбилось в авариях и катастрофах), а II группа не сбила ни одного самолета противника.
Messerschmitt Me 163B-1 'Komet'
Компоновочная схема ракетного перехватчика Me163B-1.
Me 163B Komet
Me 163B-0 Германия 24.07.1943
Me 163AV-4 с "холодным двигателем RII-203b"
Me 163BV6 с двухкамерным двигателем HWK109-509A-2
Me 163B V2 - двигатель отсутствует
Me 163B-1 - серийный вариант
Me 163S - учебный планер
Messerschmitt Me 163B-1
Messerschmitt Me 163B-1 'Komet'
Messerschmitt Me 163B Komet
The Me 163B-Ia, the series production version of Alexander M Lippisch's "Komet" target-defenee interceptor.