Messerschmitt Me.323 Gigant
Варианты:
Messerschmitt - Me.323 Gigant - 1942 - Германия
Страна: Германия
Год: 1942


Тяжелый транспортный самолет
Смотрите информацию Саженцы киев у нас на сайте.
Описание:
Me.323 Gigant
Messerschmitt Me 321 и Me 323 Gigant
Фотографии

Me.323 Gigant

Тяжелый военно-транспортный самолет. Шестимоторный подкосный моноплан смешанной конструкции. Шасси неубирающееся, оригинальной схемы - с пятиколесными тележками. Загрузка - через распашные ворота в носовой части. Спроектирован в КБ фирмы "Мессершмитт АГ" под руководством В. Мессершмитта на базе десантного планера Me 321 В. Опытный образец самолета, Me 323 V1, переделанный из серийного планера Me 321 В, впервые взлетел 20 января 1942 г. Серийное производство осуществлялось на заводах "Мессершмитт" в Лейпхейме и Обертраублинге с изготовлением отдельных узлов на заводах "Люфтшиффсбау Цеппелин" (Фридрихсгафен), "Маннесман" (Комотау), "Рат" (Дюссельдорф), "Мэй" (Штутгарт) и "Шкода" (Братислава). Мотоустановки комплектно поступали с завода SNCASO в Мериньяке (Франция). Всего выпущено 198 Me 323 (по другим данным - 201 экз.).
Экипаж - 5 - 8 чел. Самолет брал 120 солдат с полным снаряжением, или 60 раненых с медперсоналом (при установке съемного пола второго яруса), или груз до 22 т. Это единственная транспортная машина периода Второй мировой войны, обеспечивавшая перевозку средних танков. Двигатели GR 14N48/49. Вооружение - в зависимости от модификации. Предусмотрен взлет с ракетными стартовыми ускорителями. Me 323 состоял на вооружении только в Германии, с октября 1942 г.
Серийно строились следующие модификации:
  - Ме 323D-1 с мотоустановками от французского бомбардировщика Блок MB 175; вооружение 4x7,9 плюс гнезда для 6x7,9 пехотных пулеметов десанта, в строевых частях штатное вооружение усиливалось вплоть до 4x7,9+2x13;
  - Me 323D-2 с мотоустановками от самолета LeO 451, доработанными на заводе "Бронзавиа", вооружение 6 - 8x7,9; в частях также монтировались 13-мм пулеметы;
  - Me 323D-6, аналог D-2 с винтами "Шавье", самая массовая модификация, вооружение 6x7,9 плюс 6x7,9 десанта, проводились переделки вооружения аналогично типам D-1 и D-2;
  - Ме 323E-1, вариант предыдущей модификации с вооружением 4x13+2x7,9;
  - Ме 323E-2, аналог Е-1 с вооружением 2x20+7x13.
С ноября 1942 г. Me 323D начали летать по "воздушному мосту" с Сицилии в Тунис, перевозя горючее, боеприпасы, продовольствие и боевую технику Африканскому корпусу Роммеля. Несли большие потери, что вызвало необходимость усиления вооружения. С ноября 1943 г. эти машины эксплуатировались также на советско-германском фронте. Снабжали заблокированный Крым, а позднее эвакуировали оттуда немцев и их союзников. Базировались Me 323 в Румынии - Галаце и Фокшанах, а садились в Севастополе. В 1944 г. они эвакуировали немецкие войска из-под Риги, позднее осуществляли перевозки в Польше.
Me 323E сняли с производства в апреле 1944 г. Отдельные "гиганты" дожили до конца войны.


Me 323E-2||
Размах:||55,0 м
Длина:||28,5 м
Моторы, количество х мощность:||6x1140 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||45000 кг
Максимальная скорость:||250 км/ч
Практический потолок:||4500 м
Дальность: 1100 км||

Messerschmitt Me 321 и Me 323 Gigant

<...>
  Контракт на поставку 100 планеров варианта Me 321B-1 был выполнен в начале 1942 года. В это же время появились первые самолеты-буксировщики Не 111Z, но тем не менее полностью проблемы взлета разрешить не удавалось. Очевидной стала необходимость установки моторов на сам планер.
  
  Компания "Messerschmitt" доработала два прототипа Me 321 в прототипы Me 323C и Me 323D с четырьмя и шестью моторами Gnome-Rhone, соответственно. Четырехмоторному Me 323C для взлета все равно требовался буксировщик, но крейсерский полет он мог выполнять самостоятельно. Дальше развивать тему Me 323C не стали. Серийный Me 323F был способен перевозить груз массой до 9750 кг или 120 бойцов, или 60 раненых на носилках на расстояние более 1000 км. Поставки серийных самолетов начались в августе 1942 года, а в ноябре того же года Me 323 приступили к транспортным полетам через Средиземное море в интересах сил держав Оси, действовавших в Северной Африке. В воздушном мосту задействовали до 100 транспортных Me 323 и Ju 52/3m. Полеты выполнялись под прикрытием истребителей. Me 323 сразу же стали желанной добычей для летчиков-истребителей союзников. Так, в середине апреля 1943 года британские истребители атаковали группу из 16 Me 323 и сбили 14 этих гигантов. На серийных вариантах Me 323E и Me 323F улучшили оборонительное вооружение и установили бронезащиту, но самолеты все равно остались крайне уязвимыми. Полученные над морем повреждения практически не оставляли шансов на спасение. Операции на Средиземноморье пришлось прекратить, а Me 323 перебросить на Восточный фронт. Серийный выпуск Me 323 прекращен в апреле 1944 года, построено 198 самолетов.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Messerschmitt Me 323E-2

  Тип: тяжелый транспортный самолет
  Силовая установка: шесть моторов воздушного охлаждения Gnome-Rhone 14N мощностью по 1140 л. с. (850 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1500 м - 240 км/ч; практический потолок 4500 м; максимальная дальность 1300 км
  Масса: пустого снаряженного 29060 кг; максимальная взлетная 45 000 кг
  Размеры: размах крыла 55,00 м; длина 28,50 м; высота 9,60 м; площадь крыла 300,00 м2
  Вооружение: по одной 20-мм пушке MG151 в крыльевых турельных установках, два 13-мм пулемета MG131 в передних дверях и еще пять пулеметов MG131 в фюзеляже
Me 323E-2 из I/KG 323.z.b.V. Италия, весна 1943г.
Me 323E-2 из I/TG 5. Восточный фронт, осень 1943г.
Одним из вариантов самолета Gigant был Me 323E-2. На рисунке - самолет из состава I группы 5-й транспортной эскадры, воевавшей на Восточном фронте с конца 1 943 года. Вместо желтой полосы, характерной для этого ТВД, в хвостовой части на фюзеляж нанесена почему-то белая. E-2 отличался от ранних вариантов в основном оборонительным вооружением. В стандартном варианте машина имела два ручных MG 131 в створках носового люка, один MG 131 для стрельбы в заднюю полусферу (располагался за пилотской кабиной), две 20-мм пушки MG 151 в турелях EDL 151 за внешними двигателями и четыре MG 131 в передних и хвостовых бортовых стрелковых позициях.
Me 323E-2 "Gigant" of 6./TG 5 Eastern Front, spring 1944
Me 323D-1 с маркировкой на руле направления, обозначающей принадлежность к эскадрилье 1./TG 5. К маю 1944 года Ме 323 выполнили более 2000 боевых вылетов с аэродромов Польши, Румынии и Венгрии.
Me 323 "Gigant" of 4./TG 5 winter 1943/44
На Me 323V-1 сначала использовали "планерное" шасси
In this photograph the Me 321A is airborne with rocket motors still operating (note the prototype Me 323C with four engines in the foreground).
На фотографии запечатлен Me 323 V1 - прототип четырехмоторного Me 323C, оборудованный полноценным шасси, так и не пошедший в серию. Четыре двигателя GR 14N 48/49 не обеспечивали достаточной мощности для взлета с полной нагрузкой, поэтому требовалось применение буксировщика.
Прототип Me 323V-2 стал эталоном для установочной серии Me 323D-0
Шестимоторный Me 323D-1 в полете. Характерная особенность - пулеметы в фюзеляже за крылом
A view of the Messerschmitt Me 323 Transport (six Gnome-Rhone 14N engines).
Me 232E-1 в испытательном полете с двумя выключенными двигателями
An Me 323 with starboard inner feathered.
К 1943 году Me 323E-1 стал стандартной моделью семейства. Он имел большую топливную вместимость, улучшенное бронирование и усиленное вооружение.
Шестимоторный транспортный Me 323D-2 приземлился на аэродроме в пустыне Северной Африки, доставив из Трапани боеприпасы и топливо. Me 323 из 323-й бомбардировочной эскадры спецназначения серьезно пострадали от авиации союзников.
A Huge Messerschmitt Me 323E-1 of the Second Group of Transport Wing 5 (Transportgeschwader 5) waits to be loaded up with troops and cargo on an advanced airfield in southern Russia. The large columns of smoke in the background of the photo indicate that the fighting is uncomfortably near the airfield.
Типовым грузом "Гигантов" были бочки с бензином
Характерной особенностью Me 323D-2 стали двухлопастные воздушные винты
A large group of Wehrmacht and Luftwaffe personnel wait patiently for the doors of this Me323E-1 to open so that they can be evacuated to the rear. This E-1 belongs to Transportgeschwader 5, a wing that operated Me323s from their introduction in 1942 to the end of the war. Once the two clamshell doors are opened the ramps placed in front of the airplane will be moved so that vehicles can be driven up into the fuselage bay.
An Me 323, probably of Transportgeschwader 5, is refuelled from the fuel truck in the foreground. Members of the aircraft's crew have gathered around the side door of the fuselage, discussing the flight and priorities for cargo loading, while two ground crewmen on the top of the high wing tend to the gasoline hose which snakes up from the rear of the fuel truck some 25 feet below.
The refuelling crew hurries to top off the tanks of this Me 323 before another flight. A close look at the undersurface of the wing between the outboard and middle engines reveals a fairing which is the floor of the HDL151 turret on the uppersurface of the wing. In the middle of the fairing is a slot where the expended brass from the MG151/20 20mm cannon could be pushed through.
Me 323E-1 до вылета в Тунис
In this shot, a big Messerschmitt Gigant of Transportgeschwader 5, coded C8+CB rests at Odessa II airfield during March of 1944. During this time Transportgeschwader 5 was engaged in flying evacuation missions out of the Crimean area. The First Gruppe of this Geschwader flew more than two thousand missions within a two month period during the evacuation of the Crimea; a testimony of the aircraft's hardiness and to the men who flew and serviced them.
No, not all Messerschmitts were sleek fighter planes. This is a huge Messerschmitt Me 323 transport and cargo plane. The men in the foreground give some indication of the aircraft's enormous size. These big transports were constructed mainly of steel tubing and fabric covering and each one took an average of over 14,000 hours to build. Her six engines enabled her to carry more than ten tons of cargo.
Here an Me 323 "Gigant' (Giant) of the First Gruppe of Transportgeschwader 5 gets ready to take on a large load of supplies at an airfield near Foscani in Rumania during the spring of 1944. As can be seen, this was less than ideal weather for flying, but the importance of the mission called for flying in all but the worst of weather conditions.
With the equipment loading finished and the clamshell doors closed, these wounded troops are led forward to enter the side door and occupy whatever space is available. An ambulance with severely wounded troops stands by to unload first. Note that the engines are still being serviced while the wounded soldiers emplane; a sure sign that everyone is in a hurry.
The long, large wing of this Me 323D-6 serves as a sun shade for for Wehrmacht and Luftwaffe personnel waiting to be transported to a hot spot on the East Front, or else evacuated to a safe place in the rear. A few hours of sleep during the hectic days of the Wehrmacht retreats along the Russian Front were an award that many soldiers and airmen valued more than the Iron Cross.
A severely wounded soldier on a stretcher is carefully moved from the ambulance on the right into the cargo compartment of the Me 323. Visible directly in front of the national insignia on the fuselage is one of the waist defensive machine gun positions fitted with an MG 131 13mm gun. These machine gun stations were protected by an armor shield, through which the gun was mounted. The rest of the airplane was unarmored, protected by a single thickness of tightly stretched doped fabric.
Another stretcher-bound patient is loaded into the cargo compartment of this Me 323. Often Me 323s were so heavily loaded that the pilots made three or four takeoff runs before burning up enough fuel so that the aircraft was light enough to become airborne. Not enough can be said about the prowess of these pilots who flew the wounded out of encirclements with all of the consummate skill that their training and combat experience could give them.
This shot, taken from the rear interior of the "Gigant" shows the wooden planked floors and metal tubing that made up the framework. The hay on the floor of the fuselage has been put there to provide a semblance of comfort and warmth for the wounded in the absence of any other built-in creature comforts. Visible as squares of light are the two bow defensive machine gun stations in the clamshell doors of the nose.
Раненые перед погрузкой в Me 323D-6. Тунис, 1943г.
This partially laden "Gigant' is in the process of being serviced while a number of walking wounded wait to be led on board for a trip to safety in the rear. These Me 323s did a tremendous job evacuating Wehrmacht personnel, often making their last flights from bases where Soviet troops were within rifle range.
A half-tracked prime mover and its 50 mm PaK 38 antitank gun drives out of the great fuselage of this Me 323D-6. Notice how the Me 323 sat on her tail until she was loaded, at which time the nose dropped and she sat on all ten main wheels. The D-6 could be distinguished from the E series aircraft by the fact that the Ds had no upperwing turrets, and their nose machine gun positions were mounted higher up on the clam-shell doors than those of the E series.
Загрузка тягача со 105-мм орудием для отправки в Тунис
An 88 mm FIA 18/36 multi-purpose cannon is loaded into the fuselage of this Me 323E-1, still mounted on its Sonderanhanger 201 trailer carriage.The machinegun mount - on the clamshell door on the left of the photo is barely visible on the inside of the door.
Troops loading an operational Me 323-E2 with a mobile 3.7cm flak gun. Note that the front wheels of the undercarriage are off the ground. If they touched the centre of gravity was too far forward.
Фактически с момента переброски в Северную Африку "Африканского Корпуса" германский "воздушный мост", связывавший Чёрный Континент с Италией, работал практически без перебоев до начала апреля 1943 г. На фото: даже сейчас, в эпоху газотрубинных гигантов шестимоторные Ме323 смотрятся весьма внушительно.
В десантно-штурмовом варианте можно было перевозить более роты пехоты или же один бронеавтомобиль SD KFz 251 (на фото).
This Opel "Blitz" 3-ton truck has just been loaded on to the ramp and backed into the fuselage of the Me 323E-1. The truck has a large crane mounted on the bed, attesting to the huge entry area in the nose of the aircraft. The loading ramp on the right side has been removed, while the ramp on the left side is still in place. This photo was taken in late March of 1944.
Большой двустворчатый носовой грузовой люк сильно облегчал погрузочно-разгрузочные работы. Огромные размеры Me 323 активно использовала в своих целях германская пропагандистская машина.
A Czech LTH tank stands in front of an Me 323 somewhere on the Russian Front.
A Czech LTH tank, one of hundreds taken over in 1938, about to be loaded during trials at Leipheim.
Загрузка в "Гигант" (сверху вниз): бытового вагончика, грузовика "Опель", авиадвигателя и самоходка Marder
В десантно-штурмовом варианте можно было перевозить более роты пехоты (на фото) или же один бронеавтомобиль SD KFz 251.
На Восточном фронте встречались и такие аэродромы
Многоцелевой гигант. Одним из достоинств этого семейства стала универсальность применения - самолеты могли перевозить совершенно разные грузы. К примеру, на Восточном фронте в качестве тягловой силы в армейской артиллерии использовалось значительное количество лошадей (на фото), для перевозки которых и применялись Me 323.
A herd of sheep shares a grassy airfield with this Messerschmitt Me 323 "Gigant" of Transportgeschwader 5. The huge clamshell doors on the nose of the transport could be opened to accept large loads. On each of the opened doors is a built-in machine gun station fitted with either an MG 15 machine gun, an MG 131 13 mm machine gun, or a 20mm cannon.
An Me 323 taxies for take-off. Note that the front wheels are not quite in contact with the ground, indicating correct loading.
"Гигант" над итальянскими Альпами
"Гигант" из эскадры KG 323 z.b.V. над Средиземным морем.
Германский Me 323 Gigant имел простейшую конструкцию с тканевой обшивкой и минимально необходимую мощность двигателей. Оригинальный безмоторный планер Me 321, предназначавшийся для вторжения на Британские острова, был превращен в Me 323, оснащенный шестью звездообразными двигателями Gnome-Rhone и перевозивший до 120 солдат или экспериментальную бомбу весом 19,5 тонн.
An Me 323 overtaking a train on the Russian Front - no easy feat. Note the 20mm MG151 cannon in the wing barbette and the mass-balanced control surfaces.
Me 323E-1 под огнем британских истребителей (кадр ФКП)
Me 323D-6 заходит на посадку. Гигантские шестимоторные мотопланеры Me 323 тоже "отметились" на аэродромах Крыма
Изображенный здесь Bf 110C предположительно принадлежит 5./ZG 1. В то время II группа эскадры, оборонявшая рейх, базировалась в румынской Мамае (апрель 1944 года), с сентября 1943 года в ее зоне ответственности находились Мюнхен, Вена и Будапешт. В июле 1944 года группа была преобразована в III./JC 76 и получила Bf 109.
Me 323D-6 из группы I/TG 5 на полевом аэродроме. Восточный фронт, 1943г.
Here an Me 323E-1 awaits yet another flight to the front after servicing. The Me 323 in this shot is one belonging to the First Gruppe of Transportgeschwader 5 that was operating in the southern area of the Russian Front during the summer of 1943. The Me 323E-1 was characterized by the two HDL151 aerodynamic gun turrets on the uppersurfaces of the wings, each mounting an MG 151/20 20mm cannon. Earlier versions of the Me 323 did not have these turret mountings on the wings.
Чтобы пополнять запасы германской армии на Востоке, использовались мощные Me 323 Gigant. Самолеты Gigant принадлежали I-III группам 5-й транспортной авиационной эскадры, сформированной в мае 1943 года и применявшейся на территории СССР и в Средиземноморском регионе.
Обслуживание двигателей на Me 323D-1
The tail unit of an Me 323-E2 gives some idea of the size of the manually-operated control surfaces.
Многоколесное шасси - особенность всех Me 323
Crewmen work on one of the ten big main landing gear wheels of this Messerschmitt transport. These wheels had to be big to withstand the forces of landings made on grassy, bumpy and otherwise unsophisticated runways of the East Front. Quite frequently the Me 323 and its full cargo combined weighed over one hundred thousand pounds. The landing gear had to be sturdy to support that kind of weight.
Пулеметы MG 131 в носовой части Me-323D-6
На крыле Me 323E-2 были установлены башни с 20-мм пушками MG 151
It frequently took the entire contents of the fuel truck and trailer in this photo to fill both the wing and auxiliary fuselage fuel tanks of the big Me 323 for a long-range flight. The six Gnome-Rhone French built engines produced over six thousand horsepower to get this behemoth and ten tons of cargo into the air.
This Me 323E-1 is being refuelled by the fuel truck on the right while ground personnel are in the process of changing one of the big aircraft's ten big main landing gear tires. The 20mm MG 151/20 cannon in the HDL151 turrets on the wings' uppersurfaces are plainly visible here.
This ground crewman balances precariously atop the tall ladder while he services one of the six Gnome-Rhone engines of this Me 323. Each one of these French engines, originally intended for use in their own bombers but captured and used instead by the Germans, produced 1,100 horsepower on takeoff. The blistered and peeling paint on the nacelle behind the cowling indicates the wear and long hours of service this aircraft has had in the recent past.
In order to service the engines of the Messerschmitt Me 323, specially designed and constructed platforms and scaffold systems carried by Opel trucks were developed by the Luftwaffe. They could be driven into position under one wing of the aircraft and erected in a matter of minutes. A number of these maintenance vehicles and platform systems were built and distributed to various airbases in the East. Here is an example of the system used by the Luftwaffe when none of the special rigs were available.
Утыканный пушками и пулеметами "Носитель оружия" Me 323E-2/WT
Two views of an Me 323-E2 cockpit. The pilot needed a large hand to open six throttles at once, and the flight deck seems rather sparse for an aircraft nearly the size of a Boeing 747. The six magneto keys with their retaining chains can be seen just above the rev counters.
An air gunner mans one of the MG131 beam guns. Up to 17 guns were mounted in the 323. This photograph was taken over the Eastern Front, where Germany enjoyed a large measure of air superiority. Even so, the 323 was appallingly vulnerable to fighter attacks.
This photo shows the kind of structural damage that many "Giganten" were subjected to when landing on unimproved runways. This Me 323E-1 of the 2nd Gruppe of TG 5 set down with a very hard landing on a forward airfield, bending the steel tubing of the fuselage's framework and tearing out several great sections of the stretched fabric covering.
Даже сгоревший "Гигант" вызывал большой интерес у советских воинов
Messerschmitt Me 323D-1 Gigant
Messerschmitt Me 323D-1 Gigant
The Messerschmitt Me 323 Transport.