
Варианты
- Heinkel - He-111 - 1935 - Германия
- Heinkel - He-111P/H - 1938 - Германия
- Heinkel - He-111Z Zwilling - 1941 - Германия
- CASA - 2-111 - 1943 - Испания
He-111 (трансп.)
Средний бомбардировщик Не 111 имел несколько специализированных военно-транспортных вариантов. Сам Не 111, двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси, был создан в КБ фирмы "Эрнст Хейнкель флюгцойгверке" под руководством 3. Понтера, В. Гюнтера и К. Шварцлера как самолет двойного назначения: пассажирский и бомбардировщик. Опытный образец модификации Не 111a совершил первый полет 24 февраля 1935 г. Серийное производство самолетов (в основном бомбардировщиков) на заводах Германии развернулось с весны 1936 г. На вооружение Люфтваффе Не 111 поступил в январе 1937 г. В общей сложности построили свыше 7500 экз.
Первым специальным транспортным вариантом этого самолета стал пятимоторный Не 111Z ("Цвиллинг"), скомбинированный из двух фюзеляжей бомбардировщиков Не 111H-6, его левой и правой консоли и специально изготовленной центральной секции крыла с рамой под пятый мотор. Опытный образец "Цвиллинга", Не 111ZV1, успешно прошел испытания в качестве буксировщика тяжелых планеров Me 321 и с 1941 г. строился малой серией на заводе "Хейнкель" в Ростоке. Всего было изготовлено 12 экз. с использованием узлов самолетов модификаций Н-6 и H-16.
Экипаж Не 111Z состоял из 5 чел., в фюзеляжах размещались 30 пассажиров, еще до 100 чел. можно было перевозить в планерах Me 321 или Go 242 (2 шт.). Моторы Jumo 211F-2. Вооружение 1x20+2x13+5x7,9, на последних машинах (на базе H-16)-1x20+4x13+3x7,9.
Позднее появились транспортные модификации и обычного Не 111:
- Не 111H-16/R2, буксировщик планеров с моторами Jumo 211F-2 и вооружением 1x20+1x13+5x7,9;
- Не 111H-20/R1, самолет с моторами Jumo 211F-2 и прыжковым люком в нижней части фюзеляжа для выброски парашютистов, экипаж - 3 чел. и 16 десантников или 1800 кг груза, вооружение 1x13;
- Не 111H-20/R2, грузовой самолет и буксировщик планеров с моторами Jumo 211F-2, экипаж - 5 чел., вооружение 1x13;
- Не 111H-23, специализированный самолет с моторами Jumo 213A-1 и вооружением 1x20+1x13+5x7,9 для выброски разведывательно-диверсионных групп в тылу противника (на 8 парашютистов с грузом).
Общее количество построенных самолетов транспортных вариантов неизвестно.
Не 111Z впервые были использованы на фронте под Сталинградом. Они буксировали на аэродромы окруженной 6-й армии Паулюса планеры Me 321 и Go 242. Позднее участвовали в снабжении немецких войск на Кубани, совершая полеты из Крыма. С конца 1943 г. в транспортные части передавались обычные бомбардировщики Не 111H и Не 111P различных серий. С 1944 г. их дополнили специальные модификации H-16/R1, H-20/R1 и H-20/R2. Самолеты Не 111H-23 по назначению не использовались, а были переделаны на фронте в ночные бомбардировщики.
В транспортных частях Люфтваффе служили также мобилизованные пассажирские самолеты Не 111C и Не 111G.
Производство Не 111Z прекратили в начале 1942 г. Они эксплуатировались до осени 1944 г. Прочие транспортные варианты выпускались до той же осени 1944 г. и использовались до конца войны.
Не 111Z-1||
Размах:||35,6 м
Длина:||16,4 м
Моторы, количество х мощность:||5x1350 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||30000 кг
Максимальная скорость:||435 км/ч
Практический потолок:||10000 м
Дальность:||1500 км
Описание:
- He-111 (трансп.)
- He 111Z
Фотографии
-
Моделист-Конструктор Военно-транспортные самолеты Второй мировой войны
Один из первых He 111Z
-
Моделист-Конструктор Военно-транспортные самолеты Второй мировой войны
Не 111Z на аэродроме в районе Сталинграда, зима 1942 г.
-
АвиаМастер 2004-03 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - Сигнал Orlog: Крушение сталинградского "воздушного моста" /На фронтах Великой Отечественной/
He 111Z-1 Zwilling (Близнецы) - два He 111H-6, соединенных между собой новой секцией крыла, на которой установлен пятый мотор; предназначался для буксировки планера Me 321. Построено 12 самолетов.
К снабжению "сталинградского котла" немцы привлекли даже такие экзотические машины. -
Авиация и Время 2007-01 / К.Кузнецов - Тряпичный "Гигант" люфтваффе
Самолет He 111Z был специально создан для буксировки Me 321
-
Авиация и Космонавтика 2023-03 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - Когда «воздушный воздушный мост» вязнет в черноземе… /О событиях Великой Отечественной войны/
Пятимоторный двухфюзеляжный самолет-буксировщик He-111Z
-
In Action 1006 / Heinkel He111 in Action
A big He 111Z composite aircraft starts to warm up her five engines on this icy Russian airfield. Already the first, third and fifth engines are slowly turning over. Equally visible are the belly drop tanks, similar to those carried by Bf 110s and the typical yellow wingtips and belly bands of aircraft that operated on the eastern front.
-
Air Enthusiast 1998-07 / K.Wixey - Triple One Lineage (2)
Самолет-буксировщик Хейнкель He 111Z "Цвиллинг"
The incredible He 111Z in which two He 111-6 bombers were joined together by a new wing section carrying a fifth engine. -
In Action 1006 / Heinkel He111 in Action
Not really a line-up of Heinkel bombers, but only one aircraft - the giant He 111Z glider tug showing off all five of its Jumo 211F-2 engines and huge external belly tanks. This He 111Z has a 20mm MG/FF cannon in its right nose, and an MG 15 machine gun in its left nose, from which the aircraft was piloted.
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
Me 321B-1 поднят для установки передних колес зимой 1942-43 годов во время попытки организации снабжения армии Паулюса в Сталинграде. На дальнем плане - Не 111Z
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Me.321 Gigant - Германия - 1941
-
In Action 1006 / Heinkel He111 in Action
A Heinkel He 111Z "Zwilling" (twin) lifts off the airfield in Hildeshein Germany with two Gotha Go 242 gliders in tow.
Другие самолёты на фотографии: Gotha Go.242 - Германия - 1941
-
In Action 1006 / Heinkel He111 in Action
With all engines roaring, this big He 111Z passes overhead to show its massive size to all below. It is interesting to note that virtually no changes whatever were made to the twin fuselages and tail assemblies in joining the two Heinkel bombers together to make this composite. The addition of a wing section and engine were the only major modifications.
-
In Action 1006 / Heinkel He111 in Action
The big 'twin" heads back to the rear to pick up another pair of fully loaded transport gliders and fly them to the front and the beleaguered German troops below. This big aircraft could tow either two fully-laden Gotha Go 242 transport gliders, or one massive Messerschmitt Me 321 transport glider.
-
In Action 1002 / Luftwaffe in Action 2 (2)
The He 111Z towplane as it tows two Go 242's in tandem. The He 111Z was comprised of two He 111 twin-engined bombers, plus a fifth engine mounted between the fuselage.
Другие самолёты на фотографии: Gotha Go.242 - Германия - 1941
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
"Цвилинг" поднимает в воздух планер Me 321
Heinkel He 111Z Zwilling towing an Me 321 Gigant glider.Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Me.321 Gigant - Германия - 1941
-
Авиация и Время 2007-01 / К.Кузнецов - Тряпичный "Гигант" люфтваффе
Буксировка Me 321 с помощью трех Bf 110C ("Тройка") и He 111Z Zwilling
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.110 - Германия - 1936Messerschmitt Me.321 Gigant - Германия - 1941
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
He 111Z «помогает» Me 323 нести 17,7-тонную бомбу, подвешенную под правым крылом
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Me.323 Gigant - Германия - 1942
-
In Action 1002 / Luftwaffe in Action 2 (2)
A rare photograph, not so much of the Go 242 on the ground, but for the Heinkel He 111Z towplane flying over. Very few photos of the He 111Z in flight are known to exist or have been published before.
Другие самолёты на фотографии: Gotha Go.242 - Германия - 1941
-
Air Enthusiast 1998-07 / K.Wixey - Triple One Lineage (2)
Top to bottom: He 111H-10, ’H-11 or ’H-12. ’H-11/R1 had twin MG 81 beam guns. ’H-12 had ventral gondola removed for carriage of a Hs 293A missile. He 111H-16 late ‘standard’ bomber. ’H-16/R1 had electrically-powered gun turret; ’H-16/R2 was a glider tug with rigid towing arm. Nose carries FuG radar, representative of the ’H-15. ’H-18 with flame dampers on the exhausts and flash suppresser on the nose-mounted MG FF cannon. He 111H-22 with V-1 (FZG-76). He 111Z-1 Zwilling. CASA 2.111D with Merlin 500-29s.
Другие самолёты на фотографии: CASA 2-111 - Испания - 1943Heinkel He-111P/H - Германия - 1938
-
Air Enthusiast 1998-07 / K.Wixey - Triple One Lineage (2)
He 111Z Zwilling ‘coupled’ glider tug.
- Фотографии