RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : США

Год : 1972

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления с экипажем из 23 человек

Boeing Е-3 Sentry (AWACS) (Model 707)

   Требования к самолету с системой дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ, Airborne Warning And Control System - AWACS) были сформулированы ВВС США в 1963 году; планировалось создать парк до 64 самолетов.
   Получившийся Boeing E-3A Sentry в целом является гибкой, мобильной, устойчивой к помехам и отказам радиолокационной станцией со своим центром командования, связи и управления. Помимо возможностей дальнего обнаружения система AWACS обеспечивает всепогодную идентификацию и слежение за целями над всеми типами наземного рельефа, а 22-й и все последующие самолеты получили возможность работать над морем.
   ВВС США планировали использовать самолеты, во-первых, в рамках задач Тактического авиационного командования для наблюдения с воздуха и в качестве командного пункта для быстрого развертывания и, во-вторых, в рамках задач Командования воздушно-космической обороны в качестве пункта управления. В настоящее время эти две базовые задачи Е-3 в целом не изменились, но в настоящее время самолет все больше используется для получения различной информации о районах боевых действий в интересах наземных войск. На Ближнем Востоке самолет работает в тесном сотрудничестве с E-8, RC-135 и даже с Е-6, стараясь обеспечить подразделения полной и многоплановой разведывательной информацией, выполняя одновременно задачи целеуказания, надзора за воздушным пространством и обследования территорий.
   Компания "Boeing" стала победителем конкурса на поставку самолета системы AWACS и 23 июля 1970 года получила контракт на постройку двух прототипов с рабочим названием EC-137D. Концепция проекта компании основывалась на планере транспортной модели 707-300B, и прототипы дорабатывали в первую очередь для сравнительных испытаний опытных образцов обзорных РЛС от компаний "Hughes Aircraft Company" и "Westinghouse Electric Corporation". 5 октября ВВС США объявили, что "Westinghouse" стала основным подрядчиком по созданию РЛС.
   Для нового самолета требовались лишь незначительные изменения планера. Самым внешне заметным стало добавление большого вращающегося обтекателя на двух несущих стойках. Остальную часть антенн и специального оборудования расположили в крыле, фюзеляже и хвостовой части. Были сделаны новые пилоны для более мощных турбовентиляторных двигателей. Предсерийные и серийные машины обозначили E-3A и назвали Sentry, хотя в ВВС США их называют AWACS. Внутренние изменения включали установку оборудования рабочих мест операторов и места для другой аппаратуры, а также добавление места отдыха экипажа.
   Вся эта масса радиоэлектронного оборудования требовала разветвленной системы проводки и охлаждения. Надежное электроснабжение самолета обеспечили генераторами общей мощностью 600 кВА. Надфюзеляжный вращающийся обтекатель диаметром 9,14 м имеет максимальную толщину 1,83 м. Первоначально он нес антенны для РЛС кругового обзора APY-1 и системы госопознавания "свой-чужой" IFF/TADIL-C (Identification Friend or Foe / Tactical Digital Intelligence Link - Command). Во время работы РЛС обтекатель вращается гидроприводом со скоростью б об/мин, но в "небоевом" полете он вращается с 1/24 этой скорости, чтобы при низких температурах не загустела смазка подшипников.
   РЛС APY-2, устанавливаемая начиная с 25-го самолета Sentry (в дальнейшем до этого стандарта были модернизированы и предыдущие машины), может действовать как импульсная и/или как импульсно-допплеровская РЛС и имеет 6 разных режимов работы. Обработка информации на первых 23 самолетах E-3A обеспечивалась быстродействующим компьютером IBM 4 Pi CC-1, а начиная с 24-го Sentry устанавливался более мощный IBM CC-2. На этой машине также внедрена недавно разработанная комплексная система обмена тактической информацией JTIDS, обеспечивающая высокоскоростные защищенные каналы связи и более стойкая к активным помехам, чем предыдущие системы.
   Первый серийный E-3A был поставлен 24 марта 1977 года, а все 34 самолета (включая два EC-137D, модернизированные до полного серийного стандарта) поставлены к июню 1984 года. Первые 24 из них были построены как E-3A комплектации "core", а последние 10 - как E-3B комплектации "standard". С июля 1984 года началась их эксплуатация. Самолеты оснащались РЛС APY-2 с улучшенными возможностями работы над водой, компьютером CC-2, голосовой связью с защитой от радиопротиводействия, дополнительным радиооборудованием, пятью добавленными рабочими местами с ситуационными дисплеями (всего стало 14) и установкой системы защищенной связи со сменой частоты "Have Quick" и ракетами "воздух-воздух" для самообороны. Затем E-3A усовершенствовали до уровня E-3B, а в 1984 году 10 машин были модернизированы до уровня E-3C - добавили радиооборудование, пять рабочих мест и усовершенствованную систему "Have Quick A-Nets".
   Один E-3C использовался компанией "Boeing" как JE-3C для разработки и испытаний системы радиотехнической разведки AYR-1. Теперь эта система установлена на большей части самолетов, и ее можно распознать по большим боковым обтекателям и обтекателю под носовой частью. Парк самолетов E-3 прошел серьезную модернизацию (модель Block 40/45), и компания "Boeing" имеет контракт на модернизацию самолетов с Саудовской Аравией и Великобританией. Французские машины также подлежат модернизации; аналогичную модернизацию проходят самолеты НАТО. Не прекращается совершенствование и машин ВВС США, последняя модернизация была проведена в июне 2009 года (установлена аппаратура спутниковой связи, использующей технологию DAMA - многосторонний доступ с выделением каналов по требованию).
   С декабря 1981 года силам НАТО в Европе было поставлено около 18 самолетов E-3A. Саудовская Аравия получила пять машин в дополнение к восьми дозаправщикам KE-3A, которые имеют тот же планер и строились вместе с E-3A. Еще два покупателя приобрели E-3A с усовершенствованной силовой установкой из четырех турбовентиляторных двигателей CFM International CFM56-2A тягой по 106,76 кН. Франция получила четыре E-3F в 1991-1992 годах, а Великобритания тогда же семь E-3D.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing E-3B Sentry (Model 707)

   Тип: самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления с экипажем из 23 человек
   Силовая установка: четыре турбовентиляторных двигателя Pratt & Whitney TF33-PW-100/100A тягой по 93,41 кН
   Летные характеристики: макс, скорость 853 км/ч на оптимальной высоте; практический потолок более 8840 м; радиус действия 1612 км для 6-часового патрулирования
   Масса: пустого 77 996 кг; максимальная взлетная 156150 кг
   Размеры: размах крыла 44,42 м; длина 46,61 м; высота 13 м; площадь крыла 283,35 м1

Показать полностью
  • Описание
  • Air International 2013-12 / News

    Royal Saudi Air Force Boeing E-3A Sentry 1803 (c/n 23417) has begun taxi tests at King County International Airport/Boeing Field, Washington, following a year of upgrades at the airfield. The Saudi fleet of five is having Radar System Improvement Program components installed. The airborne early warning and command and control aircraft is seen during one of the tests on November 6, 2013.

  • Авиация и Космонавтика 2015-07 / В.Ильин - Аравийские стражи

    Дозаправка в воздухе от самолета KE-3A

    Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F-15A/C Eagle - США - 1972

  • Air International 2013-03 / News

    Seen arriving at RAF Mildenhall, Suffolk, on January 27, 2013 was Royal Saudi Air Force Boeing E-3A Sentry 1803 (c/n 23417) of 18 Squadron based at Al Kharj-Prince Sultan AB. The aircraft was routing from Prince Sultan AB to Seattle, Washington, for upgrade under the Radar System Improvement Program.

  • Мировая Авиация 179

    Саудовская Аравия. Саудовские ВВС приобрели три Boeing 707, хотя один из них, Boeing 707-368C, принадлежал правительству страны и находился в эксплуатации у авиакомпании "Saudia". Роль самолетов-заправщиков в национальных ВВС играют восемь KE-3A (на фотографии).

  • Мировая Авиация 124

    В Саудовской Аравии дальнее радиолокационное обнаружение обеспечивают пять самолетов E-3A, состоящих в 18-й эскадрилье. Они были поставлены в стандартной версии, схожей с 18 самолетами E-3A, поставленными НАТО. Продажа самолетов E-3 Саудовской Аравии была одобрена в октябре 1981 года в рамках программы "Peace Sentinel".

  • Мировая Авиация 125

    Королевские ВВС Саудовской Аравии имеют пять E-3A и 8 заправщиков KE-3A. Самолеты используются вместе с истребителями F-15 и Typhoon. С данного самолета, который проходит регламентные работы, снимается обтекатель антенны РЛС.