Boeing E-3 Sentry
Варианты:
Boeing - E-3 Sentry - 1972 - США
Страна: США
Год: 1972


Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления с экипажем из 23 человек
Описание
Фотографии
Boeing Е-3 Sentry (AWACS) (Model 707)

  Требования к самолету с системой дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ, Airborne Warning And Control System - AWACS) были сформулированы ВВС США в 1963 году; планировалось создать парк до 64 самолетов.
  Получившийся Boeing E-3A Sentry в целом является гибкой, мобильной, устойчивой к помехам и отказам радиолокационной станцией со своим центром командования, связи и управления. Помимо возможностей дальнего обнаружения система AWACS обеспечивает всепогодную идентификацию и слежение за целями над всеми типами наземного рельефа, а 22-й и все последующие самолеты получили возможность работать над морем.
  ВВС США планировали использовать самолеты, во-первых, в рамках задач Тактического авиационного командования для наблюдения с воздуха и в качестве командного пункта для быстрого развертывания и, во-вторых, в рамках задач Командования воздушно-космической обороны в качестве пункта управления. В настоящее время эти две базовые задачи Е-3 в целом не изменились, но в настоящее время самолет все больше используется для получения различной информации о районах боевых действий в интересах наземных войск. На Ближнем Востоке самолет работает в тесном сотрудничестве с E-8, RC-135 и даже с Е-6, стараясь обеспечить подразделения полной и многоплановой разведывательной информацией, выполняя одновременно задачи целеуказания, надзора за воздушным пространством и обследования территорий.
  Компания "Boeing" стала победителем конкурса на поставку самолета системы AWACS и 23 июля 1970 года получила контракт на постройку двух прототипов с рабочим названием EC-137D. Концепция проекта компании основывалась на планере транспортной модели 707-300B, и прототипы дорабатывали в первую очередь для сравнительных испытаний опытных образцов обзорных РЛС от компаний "Hughes Aircraft Company" и "Westinghouse Electric Corporation". 5 октября ВВС США объявили, что "Westinghouse" стала основным подрядчиком по созданию РЛС.
  Для нового самолета требовались лишь незначительные изменения планера. Самым внешне заметным стало добавление большого вращающегося обтекателя на двух несущих стойках. Остальную часть антенн и специального оборудования расположили в крыле, фюзеляже и хвостовой части. Были сделаны новые пилоны для более мощных турбовентиляторных двигателей. Предсерийные и серийные машины обозначили E-3A и назвали Sentry, хотя в ВВС США их называют AWACS. Внутренние изменения включали установку оборудования рабочих мест операторов и места для другой аппаратуры, а также добавление места отдыха экипажа.
  Вся эта масса радиоэлектронного оборудования требовала разветвленной системы проводки и охлаждения. Надежное электроснабжение самолета обеспечили генераторами общей мощностью 600 кВА. Надфюзеляжный вращающийся обтекатель диаметром 9,14 м имеет максимальную толщину 1,83 м. Первоначально он нес антенны для РЛС кругового обзора APY-1 и системы госопознавания "свой-чужой" IFF/TADIL-C (Identification Friend or Foe / Tactical Digital Intelligence Link - Command). Во время работы РЛС обтекатель вращается гидроприводом со скоростью б об/мин, но в "небоевом" полете он вращается с 1/24 этой скорости, чтобы при низких температурах не загустела смазка подшипников.
  РЛС APY-2, устанавливаемая начиная с 25-го самолета Sentry (в дальнейшем до этого стандарта были модернизированы и предыдущие машины), может действовать как импульсная и/или как импульсно-допплеровская РЛС и имеет 6 разных режимов работы. Обработка информации на первых 23 самолетах E-3A обеспечивалась быстродействующим компьютером IBM 4 Pi CC-1, а начиная с 24-го Sentry устанавливался более мощный IBM CC-2. На этой машине также внедрена недавно разработанная комплексная система обмена тактической информацией JTIDS, обеспечивающая высокоскоростные защищенные каналы связи и более стойкая к активным помехам, чем предыдущие системы.
  Первый серийный E-3A был поставлен 24 марта 1977 года, а все 34 самолета (включая два EC-137D, модернизированные до полного серийного стандарта) поставлены к июню 1984 года. Первые 24 из них были построены как E-3A комплектации "core", а последние 10 - как E-3B комплектации "standard". С июля 1984 года началась их эксплуатация. Самолеты оснащались РЛС APY-2 с улучшенными возможностями работы над водой, компьютером CC-2, голосовой связью с защитой от радиопротиводействия, дополнительным радиооборудованием, пятью добавленными рабочими местами с ситуационными дисплеями (всего стало 14) и установкой системы защищенной связи со сменой частоты "Have Quick" и ракетами "воздух-воздух" для самообороны. Затем E-3A усовершенствовали до уровня E-3B, а в 1984 году 10 машин были модернизированы до уровня E-3C - добавили радиооборудование, пять рабочих мест и усовершенствованную систему "Have Quick A-Nets".
  Один E-3C использовался компанией "Boeing" как JE-3C для разработки и испытаний системы радиотехнической разведки AYR-1. Теперь эта система установлена на большей части самолетов, и ее можно распознать по большим боковым обтекателям и обтекателю под носовой частью. Парк самолетов E-3 прошел серьезную модернизацию (модель Block 40/45), и компания "Boeing" имеет контракт на модернизацию самолетов с Саудовской Аравией и Великобританией. Французские машины также подлежат модернизации; аналогичную модернизацию проходят самолеты НАТО. Не прекращается совершенствование и машин ВВС США, последняя модернизация была проведена в июне 2009 года (установлена аппаратура спутниковой связи, использующей технологию DAMA - многосторонний доступ с выделением каналов по требованию).
  С декабря 1981 года силам НАТО в Европе было поставлено около 18 самолетов E-3A. Саудовская Аравия получила пять машин в дополнение к восьми дозаправщикам KE-3A, которые имеют тот же планер и строились вместе с E-3A. Еще два покупателя приобрели E-3A с усовершенствованной силовой установкой из четырех турбовентиляторных двигателей CFM International CFM56-2A тягой по 106,76 кН. Франция получила четыре E-3F в 1991-1992 годах, а Великобритания тогда же семь E-3D.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing E-3B Sentry (Model 707)

  Тип: самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления с экипажем из 23 человек
  Силовая установка: четыре турбовентиляторных двигателя Pratt & Whitney TF33-PW-100/100A тягой по 93,41 кН
  Летные характеристики: макс, скорость 853 км/ч на оптимальной высоте; практический потолок более 8840 м; радиус действия 1612 км для 6-часового патрулирования
  Масса: пустого 77 996 кг; максимальная взлетная 156150 кг
  Размеры: размах крыла 44,42 м; длина 46,61 м; высота 13 м; площадь крыла 283,35 м1
Сочетание совершенной поисковой РЛС и реактивного скоростного лайнера с большим практическим потолком делает E-3 особо ценным для обеспечения действий авиации как оборонительного, так и наступательного характера.
После испытания конкурирующих РЛС два самолета EC-137D были доработаны до стандарта E-3. На фотографии - первый прототип Sentry, модифицированный в версию E-3B и служивший в 552-м крыле ДРЛО на базе Тинкер, штат Оклахома.
Крупнейшим эксплуатантом E-3 являются ВВС США. Изначально самолеты состояли на вооружении Тактического авиационного командования, в настоящее время - 552-го авиакрыла ДРЛО Боевого авиационного командования (авиабаза Тинкер, штат Оклахома).
E-3 Sentry на базе авиалайнера Boeing 707 стал качественным прорывом по сравнению с самолетом, который он заменил. В большом вращающемся обтекателе круглой формы находится антенна РЛС.
Размер антенны РЛС AN/APY-1, установленной во вращающемся обтекателе, хорошо виден на этом снимке самолета E-3B ВВС США. Совершенство РЛС позволяет ей работать в нескольких режимах, обеспечивая всесторонний контроль в широком диапазоне.
Самолеты ДРЛОиУ, имевшие звучные позывные типа "COUGAR" или "BUCKEYE", обеспечивали круглосуточное наблюдение за иракскими ВВС и наводили пилотов F-15C Eagle на обнаруженные воздушные цели противника. Экипаж этого Е-3 Sentry мог обнаружить иракский истребитель даже в момент его взлета с авиабазы.
Самолеты ДРЛОиУ оказывали неоценимую помощь командованию в наблюдении за воздушными боями в реальном масштабе времени и обеспечении защиты воздушного пространства.
KC-135R из 18-го авиакрыла (база Кадена, Окинава) дозаправляет E-3 из того же авиакрыла. KC-135R остается стандартным заправщиком ВВС США уже 54 года.
Воздушное пространство Саудовской Аравии постоянно контролировали самолеты ДРЛОиУ Е-3. Входе выполнении полетов Е-3 обычно дозаправлялись от танкеров KC-135 или KC-10.
Этот Sentry, базирующийся на аэродроме Тинкер, штат Оклахома, принадлежит 964-й эскадрилье 552-го авиакрыла, к которому приписаны все 33 самолета E-3 ВВС США. Машины этого крыла летают по всему миру. Самолет сфотографирован при посадке на базе Неллис, Невада, после участия в учениях "Red Flag". Совместные учения с истребителями стран НАТО необходимы для проверки боеспособности всех компонентов ВВС США.
One of the two NATO-operated Boeing E-3As, participating in a major NATO exercise for the first time.
Большинство стран НАТО не имели возможности инвестировать в создание флота самолетов ДРЛОиУ, поэтому был создан пул для закупки и эксплуатации Sentry. Постоянно дислоцированные в Гайленкирхене, ФРГ, они работают с различных западноевропейских аэродромов.
Самолет ДРЛО E-3A "Сентри".
В Саудовской Аравии дальнее радиолокационное обнаружение обеспечивают пять самолетов E-3A, состоящих в 18-й эскадрилье. Они были поставлены в стандартной версии, схожей с 18 самолетами E-3A, поставленными НАТО. Продажа самолетов E-3 Саудовской Аравии была одобрена в октябре 1981 года в рамках программы "Peace Sentinel".
Royal Saudi Air Force Boeing E-3A Sentry 1803 (c/n 23417) has begun taxi tests at King County International Airport/Boeing Field, Washington, following a year of upgrades at the airfield. The Saudi fleet of five is having Radar System Improvement Program components installed. The airborne early warning and command and control aircraft is seen during one of the tests on November 6, 2013.
Самолет ДРЛОиУ E-3A/CFM
Seen arriving at RAF Mildenhall, Suffolk, on January 27, 2013 was Royal Saudi Air Force Boeing E-3A Sentry 1803 (c/n 23417) of 18 Squadron based at Al Kharj-Prince Sultan AB. The aircraft was routing from Prince Sultan AB to Seattle, Washington, for upgrade under the Radar System Improvement Program.
Дозаправка в воздухе от самолета KE-3A
Саудовская Аравия. Саудовские ВВС приобрели три Boeing 707, хотя один из них, Boeing 707-368C, принадлежал правительству страны и находился в эксплуатации у авиакомпании "Saudia". Роль самолетов-заправщиков в национальных ВВС играют восемь KE-3A (на фотографии).
Королевские ВВС Саудовской Аравии имеют пять E-3A и 8 заправщиков KE-3A. Самолеты используются вместе с истребителями F-15 и Typhoon. С данного самолета, который проходит регламентные работы, снимается обтекатель антенны РЛС.
На переднем плане - три самолета E-3, сделанные для ВВС США, на аэродроме фирмы "Boeing" перед их отправкой заказчику. За исключением "тарелки" РЛС и отсутствия иллюминаторов E-3 внешне мало отличается от лайнера Boeing 707.
E-3C
В 1990-е годы парк самолетов E-3 НАТО прошел серьезное обновление. Были установлены новые бортовые компьютеры и система радиоразведки AN/AYR-1, размещенная в блистерах под носовой частью и в борту передней части фюзеляжа. В 2010 году фирма "Boeing" выбрала компанию "Rockwell Collins" для обновления БРЭО машин E-3 авиации США и НАТО.
Во Франции первой серьезной доработкой самолетов E-3 стала установка системы радиоразведки. Фирма "Boeing" выиграла контракт на установку в марте 1998 года; все самолеты были модифицированы к декабрю 2000 года. В феврале 2002 года "Boeing" получил новый контракт на установку блоков RSIP, повышающих чувствительность антенн РЛС для увеличения надежности и защиты от средств РЭБ. Установка была завершена в 2006 году.
Международный авиасалон в Чехии Брно-2005 "CIAF"
E-3C
"Летающие радары" E-3 обладают непревзойденными возможностями обзора воздушного пространствам используются для управления всеми остальными боевыми самолетами. Эти машины очень ценны для авиации стран НАТО, поэтому являются важнейшей целью для потенциальных врагов. В СССР и Российской федерации созданы несколько типов ракет воздушного и наземного базирования для борьбы с ними. Профиль полета этих сверхдальних ракет заканчивается отвесным пикированием в самое уязвимое место самолета Sentry - его "слепое пятно" в сфере обзора над огромным обтекателем РЛС. На фотографии - E-3C контролирует воздушное пространство над Южной Кореей в 2009 году.
E-3C
NATO Boeing E-3A Sentry LX-N90449 touches down at Davis-Monthan Air Force Base, Arizona, after its final flight on June 23, 2015. It will now be stripped for spares and then scrapped after a three-year period of storage. This was the first NATO E-3 to be retired and had performed its final operational mission from its base at Geilenkirchen, Germany, on May 13.
Red Flag 2007
US Air Force E-3s have regularly visited Souda Bay during operations over neighbouring regions in the last decade.
Boeing E-3C Sentry 81-0005/‘OK’ (c/n 22833) is the new Airborne Early Warning and Control System testbed used by the manufacturer to test and demonstrate upgrades for the aircraft. It replaces JE-3C 73-1674 (c/n 21046), which entered storage with the 309th Aerospace Maintenance and Regeneration Group at Davis-Monthan AFB, Arizona, on April 23, 2012, after corrosion was discovered in the airframe. The new testbed is based at King County International Airport/Boeing Field, Washington, where it is seen on March 18, 2014, and uses the callsign ALLEN 003 HEAVY.
Не все E-3 ВВС США используются для выполнения военных задач, данная машина, например, привлекается к борьбе с наркотрафиком.
E-3G Block 40/45, serial number 75-0557/’OK’, the latest version of the US Air Force Boeing E-3 Airborne Warning and Control System aircraft participated in Red Flag 14-1.
E-3D, E-3F
Самолеты E-3D в качестве британского компонента AEWF оснащены штангой дозаправки топливом для обеспечения дозаправки в воздухе от заправщиков VC-10 и TriStar. Каждый из семи британских E-3D назван по имени одного из персонажей сказки "Белоснежка и семь гномов".
Великобритания заказала E-3 после провала программы собственного самолета ДРЛОиУ Nimrod AEW.Mk 3. Контракт на поставку E-3, со штангой топливоприемника, контейнерами РЭБ на законцовках крыла и двигателями CFM56-2A-3, был подписан в конце 1986 года. Все самолеты окрашены в серый цвет. Семь E-3D состоят на вооружении 8-й эскадрильи (Уоддингтон).
Самолет ДРЛО E-3D
Приобретение британскими ВВС самолета Sentry AEW.Mk 1, поступившего на вооружение в 1991 году, позволило использовать парк Tornado в рамках современной системы ДРЛО и управления. Значительно расширили боевые возможности Tornado F.Mk 3 и самолеты с объединенной тактической системой распределенной информации JTIDS и ракеты AMRAAM.
Британский Sentry выполняет полет в сопровождении двух Tornado F.Mk 3. Именно такой вариант боевого порядка наиболее часто применяется в системе ПВО Великобритании, но в 2011 году ожидается снятие Tornado с вооружения. Три британских E-3D в 2011 году находились на хранении в пригодном к полетам состоянии.
В составе командования CASSIC (воздушное наблюдение, информация и связь) ВВС Франции имелась 36-я эскадра с двумя эскадрильями и четырьмя E-3F. В настоящее время CASSIC расформировано, самолеты переданы другим командованиям.
В 36-й эскадрилье ДРЛОиУ ВВС Франции (EDCA) числятся четыре самолета E-3F. Они базируются в Аворде и оснащены турбовентиляторными двигателями CFM56. Изредка они посещают базу самолетов Sentry ВВС Британии в Уоддингтоне, где и была сфотографирована эта машина.
EC-137D
Boeing EC-137D testbed aircraft for the USAF's Airborne Warning And Control System (AWACS) programme
First flight of the Boeing EC-137D was made on 9 February 1972 at Renton, closely followed by the second of the two AWACS test-bed aircraft. One has a Hughes Aircraft radar, the other Westinghouse equipment in the rotating dorsal radome. In other respects the EC-137Ds are similar to the Boeing 707-320Cs but production aircraft will each have eight TF34 engines.
E-3
Boeing also brought along an example of their E-3A AWACS aircraft, 31675, which was on static exhibition for the first few days
Самолеты E-3 ВВС США
Five Boeing E-3A AWACS aircraft on the flight line at Seattle destined for the U.S.A.F.'s 552nd Airborne Warning and Control Wing at Tinker AFB, Oklahoma
Март 1977г.: первый самолет E-3A Sentry был передан 552-му авиакрылу ДРЛО Тактического авиационного командования на авиабазе Тинкер в Оклахоме.
The Boeing E-3A Sentry is deployed to Nellis for almost every Red Flag exercise.
First of three pre-production standard Boeing E-3A Airborne Warning and Control System (AWACS) aircraft taking off for its first flight
Самолеты дальнего радиолокационного наблюдения E-3A системы AWACS сыграли большую роль в борьбе за небо Ирака
Boeing 707-320B testbed for the AWACS system now incorporated in the definitive Boeing E-3A
Выяснилось, что БРЭО E-3D не стыкуется с британской системой связи IJMS, что не позволяет экипажам AWACS'ов наводить на обнаруженные цели перехватчики "Торнадо"F.3. Это, в свою очередь, делало последние практически бессильными перед советскими многорежимными стратегическими ракетоносцами Ту-160, изначально предназначенных для нанесения ударов крылатыми ракетами Х-55 в условиях сильного противодействия натовской ПВО.
Самолет ДРЛО E-3 принадлежащий НАТО
Latest impression of the Boeing E-3 Sentry on order for the R.A.F., fitted with CFM-56-2A2 engines, a refuelling probe and now bearing the mysterious serial ZH101
Самолет E-3F ВВС Франции, фото от 23 марта 2011г.
Огромные возможности пилотам альянса при парировании контратак югославских перехватчиков предоставляли самолеты ДРЛО и управления AWACS.
E-3F, предназначенный для французских ВВС
Основой системы ДРЛО/AWACS является РЛС AN/APY-1/-2 Overland Downlook, поставляющая информацию на дисплеи контроля обстановки.
Оператор РЛС несет ответственность за обеспечение ее работоспособности в ходе выполнения задания.
Оператор бортовых систем связи (ACO, airborne communications officer) отвечает за возможность и безопасность всех сеансов голосовой либо цифровой связи как в приемном, так и передающем режиме.
E-3A Sentry. СИЛЫ дальнего радиолокационного обнаружения НАТО (NAEWF) сформировали в декабре 1978 года после решения Комитета военного планирования. Требовалось обеспечить возможность наблюдения за воздушным пространством, контроль и управление для всех структур НАТО. NAEWF, первоначально базировавшиеся в Гайленкирхене, Германия, получили 18 самолетов E-3A. За истекшие годы одна машина была потеряна. С тех пор самолеты E-3A НАТО прошли ряд модернизаций, в том числе установку системы AN/AYR-1 радиоэлектронной и радиотехнической разведки и реконфигурацию универсальной ЭВМ до стандарта IBM CC-2E. Дальнейшие модификации включают программу RSIP модернизации РЛС с целью повышения ее чувствительности. Совсем недавно по среднесрочной программе модернизации (NMT) добавились новые консоли отображения радиолокационной обстановки, цифровая спутниковая связь, глобальная система навигации и новый режим систем госопознавания Mode S.
Boeing E-3C/D Sentry (AWACS)
Cutaway drawing of the Boeing E-3A
Boeing E-3A airborne warning and control system aircraft
Boeing E-3A airborne warning and control system aircraft
Boeing E-3C Sentry