IAI Nesher/Dagger
Варианты:
IAI - Nesher/Dagger - 1969 - Израиль
Страна: Израиль
Год: 1969


Описание
Фотографии
Israel Aerospace Industries Nesher (Dagger и Finger)

   До Шестидневной войны 1967 года Израиль зависел от поставок авиационной техники из США и Франции, однако после окончания войны поставки самолетов Mirage 5J прекратились из-за эмбарго. Угроза новой войны с арабами заставила Израиль приступить к производству собственного боевого самолета.
   Первым шагом стал выпуск компанией "Israel Aircraft Industries" (позже "Israel Aerospace Industries", IAI) нелицензионной копии Mirage 5 с двигателями Atar 09C французского производства, значительным запасом которых Израиль располагал. Производство Mirage 5 без кооперации с французами стало возможным только благодаря энергичным действиям спецслужб Израиля, добившихся большого успеха на ниве промышленного шпионажа. Документация на ТРДФ Atar была похищена на заводе в Швейцарии, выпускавшем эти двигатели по лицензии, а множество чертежей самолета доставили непосредственно из Франции.
   Израильтяне назвали свое изделие Nesher, изначально в качестве вооружения рассматривались УР Rafael Shafrir (внешне похожие на американские AIM-9 Sidewinder, но фактически новые ракеты израильской конструкции). Стрелковое вооружение составляли две 30-мм пушки DEFA. В состав БРЭО ввели ряд систем израильской разработки, установили катапультное кресло Martin-Baker Mk 6.
   Первый полет Nesher выполнил в сентябре 1969 года, а на момент начала войны Судного дня в октябре 1973 года на вооружении ВВС Израиля состояло уже порядка 40 таких самолетов. В воздушных боях эффективность УР Shafrir превысила 50%.
   После войны 1973 года Франция сняла эмбарго на поставки военной техники Израилю, и в результате был инициирован проект "Black Curtain", реализация которого привела к появлению Kfir. Другим результатом отмены эмбарго стало прекращение работ по Nesher после постройки 51 одноместного Nesher S и десяти спарок Nesher T. Эти самолеты часто применялись в последующих вялотекущих войнах в 1970-х годах, когда бои спорадически вспыхивали на границах Израиля с арабским миром. К 1977 году Nesher в ВВС Израиля были вытеснены самолетами Kfir.
   Аргентина отказалась по экономическим соображениям от закупки 80 Mirage III, но в 1978 году приобрела 26 Nesher под экспортным наименованием Dagger (включая две спарки).
   До ноября 1982 года Аргентина приобрела в общей сложности 39 самолетов Dagger A и четыре Dagger B, которые поступили на вооружение I и II эскадрилий 6-й группы VI авиационной бригады, заменив устаревшие F-86 Sabre. В фолклендскую войну 1982 года Аргентина потеряла 17 Dagger, которые использовались, главным образом, как истребители-бомбардировщики и для нанесения ударов по кораблям. Летчики Dagger действовали умело и мужественно, их удары отличались высокой точностью. Уцелевшие самолеты прошли трехэтапную модернизацию, в ходе которой на них установили БРЭО от Kfir и изменили обводы носовой части фюзеляжа, смонтировав генераторы вихрей. Модернизированные машины обозначались Finger-I, -II и -III.
Самолет ВВС Израиля, принимавший участие в войне с Сирией и Египтом в октябре 1973г.: Истребитель "Барак" ("Нешер") из состава 201-й эскадрильи ВВС Израиля. Под кабиной - отметка о воздушной победе. Тактический номер располагался только на щитке передней опоры шасси
Nesher 14, of the 'First Fighter Squadron', probably in 1972.
"Нешер" израильского аса Гиоры Эпштейна из 113-й эскадрильи ВВС Израиля. Октябрь 1973г.
IAI Dagger из 6-й истребительной авиагруппы ВВС Аргентины
IAI Dagger из 6-й ИАГ VI-й авиабригады ВВС Аргентины
IAI Dagger, of the Fuerza Aerea Argentina. Israel supplied 39 IAI Neshers (renamed the Dagger in FAA service) during the 1970s. Those which survived the Falklands/Malvinas war in 1982 were brought up to an avionics standard
Nesher
Nesher 501, with Kfir C1 712 to the left.
Nesher 592 of the 'Negev Squadron' during the take-off, probably from Eitam air base, at the end of the 1970s.
Dagger
Существенно потрепанный в фолклендскую войну парк аргентинских самолетов Dagger пополнился 20 машинами Finger, ранее стоявшими на вооружении израильских ВВС, которые поступили на вооружение дислоцированной в Тандиле 6-й группы.
After the conflict, the Daggers were upgraded to ‘Finger’ standard, which including fitting Kfir C7 avionics, including Elta’s ranging radar.
На борту этого «Даггера» нанесены силуэты четырех потопленных и поврежденных кораблей
Three ‘Fingers’ at Tandil; note ship ‘kills’ on the two nearest.
«Даггеры» ВВС Аргентины. На фото - машина №C404. Была сбита «Си Харриерами» 21 мая 1982 г., пилот майор Г. Пиума катапультировался и остался жив.
During the Battle of San Carlos, Grupo 6 de Caza lost three pilots, totalling five killed during the entire war.
IAI M5 Finger C-408 was repainted in the markings worn by the FAA’s Mirages in the 1982 Falklands/Malvinas war.
Истребитель-бомбардировщик «Даггер»
A Fuerza Aerea Argentina (Argentine Air Force) IAI M-5 Finger stands on the ramp at Canoas Air Base, Porto Alegre, Brazil, in front of a French Air Force E-3F AWACS aircraft during the multi-national exercise Operacao Cruizeiro do Sul (Cruzex 2002). Held between April 29 and May 11, 2002, the exercise was aimed at practising combined air operations along NATO parameters and involved participation of aircraft from the Argentinean, Brazilian, Chilean and French Air Forces. These included Argentine M-5 Fingers and Daggers plus L-100 Hercules, Chilean Boeing 707-330B and Mirage M-50 Pantera, plus French E-3F AWACS, KC-135R and Mirage 2000. Brazilian aircraft from the host nation included A-1 AMX, UH-1H, C-95 Bandeirante and P-95 Bandeirante de Patrulla, F-103 Mirage IIIE BR, F-5E, T-27 Tucano, Boeing KC-137, C-130 and KC-130 Hercules.
Аргентинский истребитель «Даггер» A, модернизированный по программе «Фингер»
В 2011 году на вооружении ВВС Аргентины оставалось 14 самолетов Finger. Для их замены предполагалось купить снятые с вооружения ВВС Франции Mirage 2000, но этого пока не произошло.
IAI M5 Finger C-408 and the Mirage IIIEA 1-011 breaking on their final flypast.
To mark the Mirage’s retirement, the FAA painted four aircraft with colour schemes to represent different points in the type's service in Argentina.
Nesher
The first Nesher, 10, was virtually hand-built and assembled before the start of series production.
Nesher 85 with two Shafrir air-to-air missiles and the markings of the 'Hornet Squadron'.
Израильский «Нешер» над Голанскими высотами. Война «Судного дня»
Nesher 523 taxying, probably at Hazor, lacking the squadron badge, but wearing the black-yellow chequers of the 'Hornet Squadron'.
Fine study of the Neshers of the 'Negev Squadron' on their flight line at Eitam, at the end of the 1970s.
Nesher two-seater 634 of the 'Hornet Squadron'.
Комбинация самолета Nesher и ракеты Shafrir 2 у летчиков ВВС Израиля была не столь популярна как Mirage III/Shafrir 2, тем не менее, на счету Nesher/Shafrir 2 четверть всех побед в воздушных боях войны Судного дня.
A Nesher two-seater of the 'Guards of the Arava Squadron'.
Dagger
Dagger перед первым боевым вылетом 6-й ИАГ
"Даггер" полностью готов к боевому вылету. На самолете подвешены три 1300-литровых ПТБ и две 227-кг бомбы
Grupo 6 de Caza Daggers, deployed at San Julian and Rio Grande, the FAA's strike fighters suffered the heaviest losses during the Battle of San Carlos. Nine Dagger As were lost with three pilots killed.
Пара "Даггеров" возвращается после атаки фрегата "Плимут". Снимок сделан с самолета-лидировщика Learjet
"Даггер" летит над заливом Сан Карлос, уклоняясь от огня корабельных зениток
По танкодесантному кораблю "Сэр Бедивэр" ведет огонь из пушки своего "Даггера", скорее всего, к-н К.Мэффейс. 24 мая 1982г., залив Сан Карлос. (Кадр ФКП)
Аргентинский Dagger пролетает над кораблем снабжения "Сэр Бедивир" во время атаки британского флота у Сан-Карлоса 24 мая.
Аргентинские летчики обычно атаковали с очень малых высот. Один Dagger из Grupo 6 виден за кораблем "Фирлесс" на уровне верхней части мостика.
«Даггеры» ВВС Аргентины. На фото - современный снимок обломка самолета №C404, сохранившегося на Фолклендских островах.
IAI Dagger (аргентинская модернизация "Finger-I")