IAI Arava
Страна: Израиль
Год: 1969


Многоцелевой легкий двухмоторный самолет укороченного взлета и посадки
Описание
Фотографии
Israel Aerospace Industries 101,102, 201 и 202 Arava

  Arava - первый самолет, полностью разработанный и построенный своими силами израильской компанией IAI. Изначально в 1966 году он рассматривался как 20-местный многоцелевой легкий двухмоторный турбовинтовой самолет укороченного взлета и посадки, предназначенный как для гражданского, так и военного рынка. Самолет отличался компактностью конструкции и представлял собой моноплан с высокорасположенным крылом, с фюзеляжем-гондолой и двумя балками, на передних концах которых установлены двигатели, а на задних - разнесенное вертикальное хвостовое оперение и соединяющий балки стабилизатор. Фюзеляж - цельнометаллический, полумонококовой конструкции, передняя его часть занята двухместной кабиной экипажа, а центральная часть - грузовой кабиной. Шасси - колесное, неубирающееся, с носовым колесом (стойки - одноколесные).
  Опытный самолет выполнил первый полет 27 ноября 1969 года, а вскоре машина поступила в серийное производство: гражданские модификации - Series 101 и 102, военные модификации - Series 201 и 202. Впрочем, почти все из 100 построенных в 1972-1988 годах самолетов пошли на военную службу. Самолет планировался как замена C-47 в израильских Вооруженных силах, но ВВС приобрели его в значительных количествах только в конце 1970-х годов (во время арабо-израильской войны 1973 года израильские военные взяли три самолета Series 201 в аренду). Поставленные в конце 1970-х годов самолеты Series 201 предназначались для решения широкого круга задач, включая переброску личного состава и грузов, патрулирование морских акваторий (оснащались поисковой РЛС), радиоэлектронную борьбу и пр.
  Самолеты РЭБ оснащались различной специальной аппаратурой и снаружи буквально ощетинивались лесом антенн и обтекателей. Активные помехи самолеты ставили при помощи аппаратуры Elta EL-7010 (для ее работы предусматривался дополнительный генератор). Основным эксплуатантом самолетов в ВВС Израиля была 126-я эскадрилья, но в 2004 году все машины были с ее вооружения сняты. Таиландские ВВС эксплуатировали три самолета РЭБ со схожим набором специальной аппаратуры вплоть до 2010 года. Последним вариантом, разработанным компанией IAI, стал самолет Series 202 (1977 год). Самолет отличался увеличенной массой и удлиненным фюзеляжем, позволяя размещать в кабине до 30 полностью вооруженных и снаряженных десантников. Самолет также получил более экономичный двигатель и имел больший запас топлива. Первые поставки были начаты в 1984-1985 годах Вооруженным силам Израиля, а затем и другим странам. Старые самолеты подгоняли под стандарт Series 202 во время ремонта. Обе модификации военного варианта Arava могли вооружаться парой стреляющих вперед и смонтированных в фюзеляже 12,7-мм пулеметов и до 12 НАР калибра 82 мм -
  на пилонах, смонтированных на фюзеляже.
  Большая часть из 15 стран, закупивших Arava для своих вооруженных сил, выбрала вариант "201" для использования в качестве легкого транспортного. Часть самолетов до сих пор остается в эксплуатации в роли транспортных в таких странах как Колумбия, Эквадор, Республика Эль-Сальвадор, Гватемала, Мексика, Никарагуа, Папуа-Новая Гвинея, Свазиленд и Венесуэла. Минимум один самолет эксплуатируется в Боливии в рамках борьбы с наркотрафиком, а еще два - находятся в состоянии летной годности. Кроме того, гражданские самолеты варианта Series 101B могут использоваться в интересах правительства и военных в Камеруне.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  IAI 201 Arava

  Тип: многоцелевой легкий двухмоторный самолет укороченного взлета и посадки
  Силовая установка: два ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-34 мощностью по 750 л. с. (559 кВт)
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 3050 м - 319 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 393 м/мин; практический потолок 7620 м; дальность полета с полезной нагрузкой 1587 кг - 1001 км
  Масса: пустого 3999 кг; максимальная взлетная 6804 кг
  Размеры: размах крыла 20,96 м; длина 13,03 м; высота 5,21 м; площадь крыла 43,68 м2
  Полезная нагрузка: макс. 2313 кг
Способность Arava садиться и взлетать с неподготовленных аэродромов в жарком климате привела к тому, что его активно закупали страны Латинской Америки, включая ВВС Колумбии.
Arava стал очень популярен у южно-американских заказчиков. Данный самолет предназначен для эквадорской армии, но временно несет израильскую регистрацию.
Мексиканский легкий транспортник "Арава" на авиабазе "Канкун".
The Arava prototype 4X-IAI was first flown on November 27, 1969, but crashed during the final flutter test on November 19, 1970.
Arava 4X-IAO was modified as a test-bed for the installation of winglets, flying for the first time on June 2, 1976.
One of the two surviving IAI 201 Aravas of the Escuadron de Transporte photographed at El Dorado Inter­national Airport, Bogota.
IAI Arava
A characteristic view of the IAI Arava
Civil version of the Israel Aircraft Industries Arava STOL light transport
Israel Aircraft Industries' IAI-202 Arava prototype, 4X-IAO, a modified version with Whitcomb winglets and Pratt & Whitney Canada PT6A-36 turboprops affording increased take-off weight, to 16.400 lb.
During the 1980s the Arava was adapted as an EW platform.
IAI-201 Arava twin-turboprop military transport, one of two delivered to the Salvadorean Air Force
Israel Aircraft Industries Arava 4X-IAC in transit through Prestwick 27/2/73
Also night-stopping at Prestwick on 26/5/77, Arava ANE-234 was on delivery to the Ecuadorean Navy
IAI aircraft product line in August 1975.
Jeep-mounted artillery weapon being loaded into the hold of an IAI-201 Arava military transport
An electronic warfare version of the IAI Arava is reputed to be in service with the Heyl Ha'Avir (Israeli Air Force), and a model of one representative EW configuration was shown at Paris.
IAI-201 Arava twin-turboprop STOL light military transport
IAI 201 Arava