Мировая Авиация 61
-
МиГ-15, появление которого полностью изменило характер воздушного боя над Кореей в конце 1950 года.
B-17F "Летающая крепость". Этот Boeing B-17F-40-BO (42-5177) из 303-й бомбардировочной группы летом 1943 года участвовал в операциях, в которых действовало до 300 самолетов. На самолете изображена эмблема, типичная для периода с июля 1942 по июль 1943 года.
Элегантные обводы Concorde скрывают предельную сложность аэродинамики и систем этого сверхзвукового транспортного самолета. Среди его новшеств - опускающаяся на малых скоростях носовая часть для улучшения переднего обзора.
Создание Concorde в начале 1960-х годов открыло новую эру в европейском сотрудничестве. Это был действительно успешный совместный проект как в техническом, такие эксплуатационном плане.
Продолжительная эксплуатация Concorde стала свидетельством того, что некоторые пассажиры были готовы платить больше за престиж и "сокращение расстояний" при полетах на нем. "(British Airways" не упускала возможностей показать в выгодном свете свой флагман, и ракурс на этой фотографии наилучшим образом демонстрирует иглоподобный профиль носа и форму крыла.
У самолета Concorde была мощная оппозиция, которая вместе с ростом цен на топливо не дала свершиться сверхзвуковой транспортной революции. В конечном итоге только авиалинии стран-разработчиков закупали самолет.
"Air France" и "British Airways" использовали парк Concorde как на регулярных, так и на чартерных рейсах, которые помогали оправдать эксплуатационные расходы самолета в последние годы его эксплуатации.
Было построено всего 16 самолетов Concorde, из которых одновременно находилось в эксплуатации не более 12. Полученная в дальнейшем прибыль от эксплуатации не покрыла огромных затрат на исследования и разработку, которые так никогда и не окупились.
Boeing E-3C Sentry
Возможно, первый истребитель союзников Sopwith Camel был вершиной развития истребителей того времени. Их было построено около 5450.
F-16 Fighting Falcon - многофункциональный легкий истребитель. Высокоманевренный и неоднократно хорошо показавший себя как в воздушном бою, так и в ударах по наземным целям, самолет оснащен относительно недорогим и эффективным вооружением.
Хотя первые шесть самолетов капитан Джеймс Джабара сбил, летая на разных машинах, F-86A (48-259) был его персональным самолетом в первый его приезд в Корею. Девять остальных побед одержаны на F-86F в 1953 году.
Sabre из 4-го авиакрыла истребителей-перехватчиков вылетают с базы Кимпо, апрель 1952 года. Пилотам Sabre надо было пролететь 300 км над территорией противника, прежде чем они могли вступить в бой с МиГами.
До окончания производства было выпущено почти 10 000 Sabre в 20 вариантах с пятью разными двигателями.
На переднем плане F-86B "Леди Маргарет" (51-2721), который использовался для установления рекорда скорости полета по замкнутому маршруту (1022,4 км/ч) в августе 1951 года, перед отправкой в Корею. "Шашечки" на киле - "фирменный" знак 51-го авиакрыла истребителей-перехватчиков.
2-я эскадрилья ВВС ЮАР была приписана к 18-му авиакрылу истребителей-бомбардировщиков, и в последний год корейской войны сделала более 2000 вылетов на F-86F ВВС США.
С марта 1953 года 2-я эскадрилья ВВС ЮАР осуществляла налеты на наземные цели с использованием временно предоставленных ей самолетов F-86F Sabre. До конца войны эти машины числились в составе 18-го истребительного бомбардировочного крыла (FBW) ВВС США.
Focke-Wulf Fw 190A-4. Fw 190A-4, а также его модификации, вооруженные гораздо серьезнее, чем Messerschmitt Bf 109F и первый Bf 109G, действовали в 1942 году в больших количествах и под управлением весьма умелых и опытных пилотов из JG 2 и JG 26. В боях с ВВС Великобритании на один сбитый такой германский самолет в среднем приходилось 5 сбитых машин союзников. В мае 1943 года этот А-4 входил в состав 2./JG 2 в Абвиле.
Даже в начале 1943 года самолеты Hurricane отважно летали над Европой в ночных операциях, хотя очень небольшое их количество было оснащено РЛС для ночного патрулирования истребительной авиации. Эти Mk IIC полностью окрашены в черный цвет.
Первоначально ВВС Австралии намеревались ставить на Mirage IIIO двигатель собственного производства Rolls-Royce Avon. Прототип был выпущен, начались испытания, но по ряду финансовых соображений был выбран двигатель Atar. Из 100 машин 98 были построены фирмой "Commonwealth Aircraft Corporation". Эти самолеты прослужили в ВВС Австралии до 1988 года.
В 2009 году пакистанские ВВС являлись крупнейшим владельцем парка самолетов семейства Mirage III/5, приобретя подержанные образцы из различных источников, включая Австралию, Францию и Ливан.
В Испании Mirage IIIEE обозначили как C.1. Испанские ВВС планировали провести модернизацию, но сокращение бюджета привело к списанию этих самолетов в 1992 году.
Mirage IIIA "05" с турбореактивным двигателем Atar 9 стал первым самолетом семейства с серийным планером. Хотя у него был носовой антенный обтекатель, сам радар Cyrano Ibis установлен не был.
Во время Второй мировой войны истребители активно совершенствовались и развивались. Одним из лучших в последний год войны был P-51 Mustang.
Один из первых построенных Spitfire Mk VB (R6923/QJ-S) был переделан из Mk IB и в начале 1941 года вошел в состав 92-й эскадрильи, которая принимала активное участие в боевых действиях.
На небольших высотах Spitfire Mk VB (на снимке) с двигателем Merlin 45, 46 или 50 действовал так же хорошо, как и Mk IX. На снимке хорошо видны 20-мм пушки.
Грузовая кабина С 17А имеет длину 26,82 м (включая задний трап) при минимальной ширине 5,49 ми высоте 3,76 м.
Самый современный истребитель Lockheed Martin F-22 - первый в мире истребитель "пятого поколения". Высокие летные характеристики, предельная маневренность, малая заметность и комплексная обработка информации разных датчиков соединены в одном корпусе - все эти качества имеют очень высокую цену.
Пилотировать самолет с таким большим размахом крыла достаточно трудно, особенно внимательным нужно быть при посадке, когда самолет очень чувствителен к резким изменениям атмосферы и боковым порывам ветра. Нужно очень осторожно пользоваться органами управления. U-2R/TR-1 остается прерогативой самых опытных пилотов, но даже и для них этот самолет - один из самых трудных при пилотировании во всем парке ВВС США.
На самолете 68-10336 испытывались РЛС ASARS-2 и новый носовой отсек. В БРЛС ASARS (Advanced Synthetic Aperture Radar System) планировалась для использования в Европе и в июле 1985 года появилась на TR-1A 17-го разведывательного авиакрыла. В 1990-е годы станция получила важную функцию индикации движущихся целей. Эта РЛС внесла неоценимый вклад в успех сил антииракской коалиции во время войны в Персидском заливе (1991 год) и в небе Боснии в конце 1990-х годов. Она и сегодня дает ценные разведданные.
Отсутствие дополнительных опор шасси, отделяющихся при взлете от нижней части крыла, говорит о недавно совершенной посадке этого U-2S. Кроме того, идущая за самолетом автомашина сопровождения также показывает, что "Леди Дракон" только что сел. Все посадки U-2 сопровождаются автомашиной, обладающей достаточной скоростью, в которой сидит другой пилот U-2 и в обратном порядке отсчитывает остающееся время до момента касания главных колес шасси. Это вызвано очень сложными посадочными характеристиками самолета. U-2 необходимо очень тщательно выровнять на высоте примерно 2,5 м над ВПП и затем плавно снижаться на протяжении нескольких сотен футов.
Пилоты U-2 дали ему прозвище "Леди Дракон", объясняя это непростыми летными качествами: "Сначала ты как бы танцуешь с дамой, и вдруг оказывается, что танцуешь с драконом". Выше 15240 м, когда разница между скоростью сваливания и предельно допустимой скоростью может уменьшиться до 6 узлов, U-2 пилотируется только автопилотом. Этот U-2S использовался во время подготовки и проведения операции "lraqi Freedom".
Самолеты U-2S совершали свои вылеты из Аль-Дхафры (ОАЭ), Акротири (Кипр) и с авиабазы в Саудовской Аравии. На фотографии изображен один из пятнадцати U-2S, вернувшийся с задания 13 апреля 2003 года.
Пилоты U-2 на высоте одеты скорее как космонавты. Желтый ящик рядом с пилотом - система кондиционирования воздуха, которую ему приходится носить, пока не включены бортовые системы.
Авиаспециалисты работают с U-2 под навесом от солнца. Для защиты пилота от интенсивного ультрафиолетового облучения, особенно сильного на рабочих высотах, задняя часть фонаря кабины имеет специальное покрытие. Отсек сменного оборудования (Q-отсек) расположен между кабиной и воздухозаборниками, под астроинерциальной навигационной системой.
Были созданы специальные тренажеры для переподготовки на U-2, но до TR-1A/ U-2R второй серии пилотам приходилось использовать старые U-2CT первого поколения. Когда в 1980 году производственная линия заработала вновь, то двухместные модификации были заказаны с самого начала. Два образца делались как TR-1B и один - как U-2RT. Четвертый самолет был собран из поврежденного U-2R в 1990-х годах. После установки нового двигателя F118 все учебно-тренировочные самолеты обозначаются TU-2S.
U-2R были дислоцированы в Европе в конце 1970-х годов и действовали с аэродрома ВВС Великобритании в Милденхолле как 4-й отряд 9-го крыла стратегической разведки. Большинство имели снаряжение для радиоэлектронной разведки; такая конфигурация с рядом маленьких штыревых антенн поверх фюзеляжа и двумя лопастными антеннами под крылом известна как Senior Book. Иногда U-2R из Милденхолла несли фальшивые номера, чтобы обмануть наблюдателей.
Внедрение принципов "стеклянной кабины" на U-2 существенно облегчает работу пилота и одновременно повышает его контроль за боевой обстановкой.
U-2R. Самолет U-2, известный под множеством прозвищ от "Dragon Lady" ("Леди Дракон") до "Deuce" ("Двойка"), является главным высотным самолетом-разведчиком уже более 50 лет, доказав свою ценность как в мирное, так и в военное время. Если SR-71 в основном использовался для важных, но эпизодических операций с ключевыми целями, то U-2 (и более низколетящие RC-135 и RQ-4 Global Hawk) обеспечивает повседневное непрерывное наблюдение за зонами постоянной заинтересованности, что дает работу всему разведывательному сообществу США. Способность реагировать на изменение задач в процессе выполнения миссий является сильной стороной U-2. Даже в эру цифровой техники и электроники его пленочные камеры все еще нужны для получения снимков высокого качества. Универсальность самолета позволяет устанавливать множество видов оборудования по мере их разработки. Новый импульс программе дала замена двигателей на новые F118, что привело к созданию U-2S и дальнейшему финансированию программы U-2. Производство U-2 второго поколения, включающего U-2R, U-2RT, TR-1A/B и ER-2, достигло 49 самолетов.
U-2R/TR-1A
Конфигурация самолета с РЛС ASARS/Sigint и С аппаратурой записи данных в Q-отсеке. Также показаны системы предупреждения System 27-1 и 29. Антенна IDL под хвостовой частью фюзеляжа является частью комплекса передачи данных в пределах прямой видимости. Новые разработки сделали системы U-2 более эффективными и компактными, их данные оперативно могут использовать командиры подразделений на земле.
Показаны два варианта оснащения U-2S. Две сменные носовые части содержат или РЛС ASARS-2, или электрооптическую камеру SYERS, которая может работать как в видимой, такие инфракрасной части спектра. В Q-отсеке можно устанавливать камеры Iris или "Н". В центре показаны основные позиции систем, в частности, Senior Ruby (Elint) и Senior Spear (Comint), которые совместно известны как Senior Glass
Намного опередив всех, германский Messerschmitt Me 262 стал первым введенным в эксплуатацию реактивным истребителем. На фото: подготовка Me 262 V3 к первому полету
Хотя технология аэрозольных защитных покрытий была в зачаточном состоянии, тысячи боевых самолетов США пересекли Атлантику (если не были потоплены) и достигли Великобритании в полностью работоспособном состоянии. Этот P-38F, укомплектованный новыми сбрасываемыми топливными баками, прибыл в Королевский док в Ливерпуле 9 января 1943 года.
Многие годы звено вертолетов Puma ВВС Великобритании базировалось в Белизе для обеспечения мобильности военного гарнизона и поисково-спасательных работ.
Westland Puma HC.1 XW207 "CD” of No. 1563 Flight (whose aircraft are drawn from No. 33 Squadron) on patrol in the New River Lagoon district of eastern Belize
Французская армейская авиация в начале 2009 года имела около 100 SA.330 Puma. Это машина подразделения ALAT188 из Джибути - одного из трех отрядов постоянного базирования за рубежом в 1990-х годах.
Вертолетная РЛС HORIZON, опробованная в войне в Персидском заливе на французских Puma, теперь штатно устанавливается на Cougar.
Британские и французские Puma участвовали во многих операциях ООН по поддержанию мира. Нередко действуя на территории противника, вертолеты применяли ИК ложные цели, как показано на этом снимке.
Румыния построила по лицензии более 150 Puma под названием IAR-330. В 2009 году румынские ВВС использовали около 75 машин, а флот только одну. По прихоти судьбы несколько выпущенных в Румынии вертолетов попали во французскую авиацию.
Два из трех прототипов SA 330 оборудованы датчиками измерительной аппаратуры, вынесенными вперед от потока воздуха от винта.
Этот PBY-1 готовится к взлету, предположительно на базе морской авиации в Пенсаколе. На крыле находится член экипажа, сдвижные боковые створки люков открыты, пилот отклонил руль высоты и элероны. Биплан на заднем плане - N3N Canary.
Защитное вооружение PBY-1 состояло из одного пулемета калибра 7,62 мм в носовой стрелковой установке и по такому же пулемету с каждого борта в средней части корпуса. Можно было добавить еще один пулемет в тоннеле внизу хвостовой части корпуса.
В ноябре 1939 года "Consolidated" впервые подняла в воздух XPBY-5A. Он получил трехколесное шасси от PBY-4 и стал первым из амфибийных вариантов, обозначавшихся буквой "А".
Общее уважение к PBY иллюстрируется фотографией четырех патрульных эскадрилий ВМС США, построенных в Сан-Диего для съемок фильма "Крылья флота" ("Wings of the Navy") компании "Warner Brothers".
Первыми поставками по ленд-лизу в Великобританию стали 170 Catalina Mk IB (аналоги PBY-5). Этот образец оснащен бортовой РЛС Mk II и был приписан к 202-й эскадрилье с базой в Гибралтаре.
Иммельман в своем Fokker Е после пятой победы, 26 октября 1915 года. На заднем плане крыло сбитого самолета.
Fokker Е германской имперской авиации был одним из первых специализированных истребителей и в 1915-1916 годах "господствовал" в небе над Западным фронтом.
F-15EC авиабазы Лейкенхит с двигателями F100-PW-229 очень активны в небе Ближнего Востока. Штатно они несут GBU-12 и AIM-120, а также контейнеры с прицельно-навигационным оборудованием.
TBF-1C Avenger. Этот NZ2518 в 1944 году пилотировал флайт-лейтенант Фред Лэдд из 30-й эскадрильи новозеландских ВВС, базировавшейся в Пива на острове Бугенвиль. 25 мая самолет перевели в 31-ю эскадрилью, и вскоре он был поражен зенитным огнем. После войны Лэдд стал известным гражданским летчиком и пилотировал самолеты-амфибии компании "Grumman".
Avenger Mk l JZ159 с опознавательными знаками 852-й эскадрильи был сфотографирован, вероятно, в начале 1944 года. Сформированная в Сквантуме (штат Массачусетс) 852-я эскадрилья действовала с борта канадского авианосца "Набоб".
Avenger Mk III из 848-й эскадрильи с авианосца "Формидабл" летят бомбить базу пилотов-камикадзе, 1945 год. Самолеты 848-й эскадрильи имели бортовые номера формата "3хх".
Avenger британской морской авиации действовали над Тихим океаном с середины 1943 года. Этот самолет летит над кораблем британских ВМС "Индомитабл" в конце мая 1945 года во время ударов по Сакишиме. Avenger из 857-й эскадрильи действовали с палубы "Индомитабл".
Avenger TR.Mk II из 856-й эскадрильи на борту британского военного корабля "Премьер", конец 1944 года. Это подразделение участвовало в операциях у берегов Норвегии и сопровождало морские конвои в СССР.
Британская морская авиация практически не использовала Avenger как торпедоносец. На фотографии две американские 227-килограммовые бомбы в ожидании погрузки на самолет 854-й эскадрильи перед рейдом на японские позиции в Сурабае, Ява.
Новозеландские Avenger над Тихим океаном. Единственной страной, кроме США и Великобритании, получавшей Avenger во время Второй мировой войны, стала Новая Зеландия. RNZAF сначала заказали 68 самолетов, но затем уменьшили заказ до 48: шесть TBF-1 и 42 TBF-1C. После тренировок в Новой Зеландии на острове Эспириту-Санто 30-я и 32-я эскадрильи совершали боевые вылеты с Бугенвиля в марте - июле 1944 года. Восемь TBF были сбиты зенитным огнем японцев, многие повреждены. В мае пилоты США провели 22 операции на новозеландских TBF-1C. В октябре 1944 года 16 самолетов вернулись в ВМС США, а в сентябре 1945 года 9 машин поступили в авиацию ВМС Великобритании. Изображенный внизу NZ2505 был одним из шести TBF-1, поступивших в RNZAF в 1943 году. Оставшиеся самолеты вернулись в Новую Зеландию и использовались для переподготовки.
Компания "Frontier Systems" создала и построила три A160. Первый, с трехлопастным несущим винтом, разбился во время испытаний, третий тоже. Второй образец имел четырехлопастный винт и стал базовым для 19 последующих, увеличенных в размерах машин, выпущенных уже компанией "Boeing".
В варианте AH-64D Longbow Apache вертолет оборудован надвтулочной РЛС миллиметрового диапазона, значительно расширившей его боевые возможности.
В рамках проектов "Projects Ashtray" и "Honeybucket" по крайней мере семь F-86A-5 были переоборудованы по стандарту RF-86A - с камерами в нижних пулеметных отсеках. Они входили в составе 15-й эскадрильи 67-го авиакрыла тактической разведки (авиабаза Кимпо).
EA-18G создан на базе двухместного F/A-18F. На самотете установлены новые антенны и обтекатели на законцовках крыла.
Внешне самой заметной чертой комплекса E-8C J-STARS является подфюзеляжный обтекатель типа "каноэ" антенны РЛС AN/APY-3.
Этот PBY-1 готовится к взлету, предположительно на базе морской авиации в Пенсаколе. На крыле находится член экипажа, сдвижные боковые створки люков открыты, пилот отклонил руль высоты и элероны. Биплан на заднем плане - N3N Canary.
Создав себе имя в компании "Arado", профессор Вальтер Блюм надеялся добиться успеха на рынке легких самолетов со своим Bl.502 (на фотографии). Однако заказов на самолет поступило очень мало.
Этот F/A-18E с высокоточными бомбами и с модулем корректировки наведения JDAM взлетает для участия в операции "Несокрушимая свобода" в 2002 году.
24 июля 2002г.: одноместные F/A-18E из состава 115-й истребительно-штурмовой эскадрильи выполнили посадку на палубу атомного авианосца "Авраам Линкольн". До конца года машины прошли боевое крещение, нанеся 6 ноября удар по позициям ПВО в запретной для полетов зоне Ирака. Контракт на разработку F/A-18E/F Super Hornet был подписан ВМС США в декабре 1992 года, а в сентябре 2001 года первое подразделение, вооруженное этими машинами, достигло первоначальной стадии боеготовности. Сразу же после принятия на вооружение новые самолеты приняли активное участие в операции "Southern Watch". Превосходя своих предшественников по дальности полета и бомбовой нагрузке, F/A-18E/F из 115-й эскадрильи применили тогда вдвое больше боеприпасов, чем другие эскадрильи авиакрыла авианосца "Авраам Линкольн", добившись, как указывалось, 100-процентной точности поражения.
Учебно-тренировочная двухместная модификация Mirage IIIB. Эти машины закупали ВВС Франции, Израиля (IIIBJ), Швейцарии (IIIBS) и ЮАР (IIIBZ).
К концу 1943 года применение истребителя Mosquito позволило ВВС Великобритании действовать на большой дальности. Эти NF.Mk II (Special) из 605-й эскадрильи не имели РЛС и использовались с дневным камуфляжем. Позднее 605-я эскадрилья с более универсальными FB.Mk VI действовала над всей Европой.