Curtiss F11C / Hawk II / BFC-2 / Model 35
Страна: США
Год: 1932


Одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик палубного базирования
Описание
Фотографии
Curtiss Model 64 Goshawk (F11C-1/2 и BFC-1/2)

   В начале 1930-х годов фирма "Curtiss" проектировала истребитель Hawk II (Model 35В). ВМС США заключили с ней контракт на разработку F11C, улучшенного варианта армейского истребителя F6C. Основными отличиями флотской версии стали двигатель Wright R-1510-98 мощностью 600 л.с., одностоечные основные опоры шасси, слегка увеличенный зазор между фюзеляжем и центропланом верхнего крыла, металлическая вместо полотняной обшивка поверхностей управления, вооружение из двух 7,62-мм пулеметов и возможность подвески под фюзеляжем 227-кг или 215-кг бомбы или топливного бака. "Curtiss" присвоила самолету наименование Goshawk, позже - Model 64. В апреле 1932 года ВМС США заказали один самолет под обозначением XF11C-1 (позже XBFC-1, BF - Bomber Fighter, бомбардировщик-истребитель).
   Самолет имел металлическую конструкцию с полотняной обшивкой. Заказчик получил машину в сентябре 1932 года.
   Еще до поставки самолет получил название Hawk II. флот закупил фирменный демонстратор Model 64А, оснащенный мотором R-1820-78, несколько удлиненными основными стойками шасси с пневматиками низкого давления и хвостовой опорой с колесом вместо костыля. Рулевые поверхности имели полотняную обшивку, под крылом могли быть смонтированы бомбодержатели, под фюзеляжем допускалась подвеска 189-литрового бака или трапеции для бомбы среднего калибра, которая выводила бомбу при бомбометании с пикирования за пределы круга вращения винта.
   Летные испытания XF11C-2 (позже XBFC-2) выявили необходимость внесения изменений в конструкцию, после чего XF11C-2 стал прототипом следующего варианта семейства Hawk. Флот заказал 28 серийных истребителей-бомбардировщиков F11C-2 в октябре 1932 года.
   Поставки начались в феврале 1933-го. Самолеты получила приписанная к авианосцу "Саратога" эскадрилья VF-1B. С марта 1934 года на них ставили полузакрытые кабины, внесли ряд других конструктивных изменений, после чего самолет и получил обозначение BFC-2, так как самолет теперь виделся больше как бомбардировщик-истребитель, а не истребитель-бомбардировщик.


Варианты

   Hawk II: экспортный вариант P-6E с рядом конструктивных изменений и двигателем R-1280 Cyclone. Hawk II (Model 35 Goshawk) строился как фирменный демонстратор с целью показа возможностей Hawk II потенциальным заказчикам. Восемь государств закупили в общем счете 126 самолетов: Боливия (девять в период 1933-1934 годов), Чили (четыре и несколько самолетов, построенных по лицензии), Китай (50), Колумбия (26 в варианте гидроплана с двумя поплавками), Куба (четыре Model 35В), Германия (два в октябре 1933 года), Сиам (12) и Турция (19); в дополнение один демонстратор Hawk II доработали в Model 47 и в июле 1934 года продали Норвегии.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Curtiss Model 64 Goshawk (F11C-2 и BFC-2)

   Тип: одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик палубного базирования
   Силовая установка: звездообразный мотор воздушного охлаждения Wright R-1820-78 Cyclone мощностью 700 л.с.
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 2440 м - 325 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 241 км/ч; начальная скороподъемность в варианте истребителя 701 м/мин, истребителя-бомбардировщика 555 м/мин; практический потолок в варианте истребителя 7650 м, истребителя-бомбардировщика 6310 м; дальность с подвесным баком 917 км, со стандартной заправкой 460 км
   Масса: пустого 1380 кг; максимальная взлетная 1874 кг
   Размеры: размах верхнего крыла 9,60 м; длина 6,88 м; высота 2,96 м; площадь крыльев 24,34 м2
   Вооружение: два синхронных 7,62-мм пулемета Browning в носовой части фюзеляжа, до 227 кг бомб на трех узлах подвески
BFC-2 из эскадрильи VB-2 с авианосца "Саратога", 1937г.
F11C-2 из эскадрильи VF-1B, базировавшегося на палубе авианосца "Саратога".
В начале 1930-х годов Боливия закупила девять Curtiss Hawk II и использовала их во время Чако-бореальского конфликта с Парагваем.
"Хок" II боливийских ВВС времен войны с Парагваем. В декабре 1934г. эта машина была сбита парагвайскими зенитчиками.
Curtiss Hawk II of the Fighter Battalion of the 3rd Regiment. Izmir, 1940.
В Турции истребители Hawk II именовались "Turkeyhawk". На обтекателях колес шасси данного самолета установлены пулеметы, а под крылом смонтированы бомбодержатели.
"Хок" II из 28-й эскадрильи китайских ВВС, район Шанси, 1937г.
Curtiss Hawk II из 28-й АЭ ВВС Китая. Провинция Шанси, вторая половина 1937г.
Закупленный Германией в США в 1930-е гг. Кертисс "Хок"
AMUSING - AND INSTRUCTIVE. Herr Ernst Udet, the German pilot, with the Curtiss "Cyclone-Hawk" which was acquired for aerobatic displays - and, possibly, as an example of a modern fighter.
READY FOR REHEARSAL. Some - if not all - of Germany's Heinkel single-seater fighters (B.M.W. engines) waiting to play their part in manoeuvres near Warnemund recently. The tail in the foreground is that of Udet's acrobatic Curtiss Hawk.
BFC-2 из эскадрильи VB-3 с авианосца "Саратога", Калифорния, июль 1937г.
Самолеты F11C-2 состояли на вооружении эскадрильи VF-1B (обозначение последовательно менялось на VB-2B и VB-3B) вплоть до ее расформирования в 1938 году.
Curtiss F11C-2 Goshawk.
F11C-2 с выпущенными воздушными мешками для обеспечения плавучести в случае вынужденной посадки на воду.
THE CURTISS F.11C-2 recently supplied to the U.S. Navy.
When Turkey widened aircraft procurement in 1933, one of the first purchases was 24 Curtiss Hawk IIs which served until 1941.
В 1937г. ВВС Китая располагали разработанными в США истребителями "Хок-II"
С октября 1932 no март 1934 года Колумбия получила 26 гидросамолетов Curtiss Hawk II с поплавковым шасси. Под хвостовой частью фюзеляжа был добавлен большой подфюзеляжный киль для восстановления продольной устойчивости, ухудшившейся в связи с установкой поплавков.
A poor-quality but rare photograph of a formation of Colombian Curtiss Hawk IIs, probably over the Caqueta region of Colombia. The floats caused a marked decrease in the fighter’s performance, but runways were in short supply in the Amazonian rainforest.
One of the Colombian Hawk single-seat fighters seen on floats prior to delivery.
Китайский "Хок-II" получил повреждение в воздушном бою и скапотировал при посадке
This dramatic artwork by JERRY BOUCHER depicts the combat over the Algodon River between Peruvian Air Force Douglas O-38P 1/2-VG-4, flown by Lt Americo Vargas, and Curtiss Hawk IIs of the Colombian Air Force, on May 10, 1933.
Удет не обладал талантом художника, но нарисовал себя в самолете Curtiss Helldiver (D-JRIS). Подпись гласит: "На память о демонстрационном бомбометании с пикирования от Эрнста Удета фирме "Кертис-Хок", Дюбендорф, 12 июня 1934 года".