Douglas O-2 / BT
Варианты:
Douglas - O-2 / BT - 1924 - США
Страна: США
Год: 1924


Двухместный учебный самолет
Описание:
Бипланы-разведчики Douglas
Douglas ВТ и А-4
Фотографии

Бипланы-разведчики Douglas

Семейство самолетов-разведчиков фирмы "Douglas" ведет свою родословную от двух прототипов XO-2. Первый из них был оснащен V-образным мотором Liberty V-1650-1 мощностью 420 л. с. (313 кВт) и прошел летные испытания осенью 1924 года. Второй биплан XO-2 оборудовали V-образным мотором Packard 1A-1500 в 510 л.с. (380 кВт), оказавшимся ненадежным. В 1925 году Армия США заказала 45 экземпляров O-2. Он сохранил сварной из стальных труб фюзеляж проекта XO-2, деревянные крылья и полотняную обшивку, но с введением алюминиевых панелей капота на передней части фюзеляжа. XO-2 испытывался с крыльями малого и большого размаха. Последний вариант показал улучшенную управляемость и был запущен в серию. Неубирающиеся шасси с хвостовым костылем состояли из основных стоек раздельного типа, стабилизатор крепился к фюзеляжу с помощью подкосов, мотор охлаждался туннельным радиатором.
  O-2 оказался вполне обычной, но очень надежной машиной. Вскоре было заказано еще 25 таких самолетов: 18 O-2A, оборудованных для ночных полетов, и шесть O-2B со сдвоенным управлением, плюс один гражданский O-2BS, модифицированный специально для Джеймса Мак-Ки, в сентябре 1926 года перелетевшего в одиночку через всю Канаду. В 1927-м этот биплан переделали в трехместный самолет со звездообразным мотором. За ним последовало множество вариантов и изрядное количество серийных самолетов.

  
Варианты

  O-2C: успех машин O-2 в разведэскадрильях Армии США привел к получению заказов на 46 бипланов O-2C в 1926 году. Они отличались от O-2 наличием лобовых радиаторов и модифицированным шасси с гидроамортизаторами. Авиакорпус Армии США получил 19 таких самолетов. Остальные 27 машин ушли в резерв частей Национальной гвардии
  O-2D: два невооруженных биплана O-2C с пассажирскими кабинами
  O-2E: одна машина, на которой проволочные стяжки между элеронами верхнего и нижнего крыльев заменили на жесткие стойки
  O-2H: в 1926 году фирма "Douglas" выпустила радикально обновленную версию O-2H. Был полностью переделан фюзеляж и оперение. Крылья имели неравный размах со значительным выносом верхнего крыла. Они получили жесткие стяжки элеронов и улучшенные шасси с разрезной осью; с 1928 по 1930 год авиакорпус Армии США закупил 90 таких машин, Национальная гвардия - еще 50
  O-2J: три разоруженных биплана O-2H для перевозок персонала Армии США
  O-2K: слегка измененная версия O-2J для связи и перевозки пассажиров; всего выпустили 37 машин для авиакорпуса Армии США и 20 для Национальной гвардии
  XO-6: пять цельнометаллических бипланов O-2, построенных в середине 1920-х годов фирмой "Thomas-Morse"
  XO-6B: радикально измененный (меньших габаритов и более легкий) вариант XO-6, предшественник серии Thomas-Morse O-19
  O-7: три биплана O-2 с безредукторными моторами Packard 1A-1500 мощностью 510 л.с. (380 кВт); позже их переделали по стандарту O-2 (два) и O-2C (один)
  O-8: один самолет со звездообразным мотором Curtiss R-1454 в 400 л. с. (298 кВт); позже переделан в O-2A
  O-9: экземпляр с редукторным мотором Packard 1A-1500 мощностью 500 л. с. (373 кВт); он походил на вариант O-7, но имел четырехлопастный винт; позже также переделан в O-2A
  XO-14: уменьшенная в размерах версия O-2H, первый самолет фирмы "Douglas", оснащенный тормозами колес
  O-22: два самолета с N-образными бипланными стойками, прямым верхним крылом, металлическим килем и звездообразным мотором Pratt & Whitney R-1340-9 в 450 л.с. (336 кВт) с капотом в виде кольца Тауненда; хвостовой костыль заменен колесом
  O-25: O-2H с V-образным мотором Curtiss V-1570-5 мощностью 600 л.с. (447 кВт); в кабине наблюдателя установлен новый тип пулемета. Позже он летал в версии XO-25A с системой охлаждения Prestone
  O-25A: 50 серийных машин варианта O-25 для авиакорпуса Армии США с редукторными моторами Curtiss V-1570-7 по 600 л.с. (447 кВт). Они получили хвостовые колеса, аналогичные колесам версии O-22
  O-25B: три невооруженных O-25B со сдвоенной системой управления для перевозок персонала
  O-25C: разработан на базе версии XO-25A, с тем же мотором Curtiss Conqueror и системой охлаждения Prestone, радиатор смещен назад; авиакорпус Армии США получил 30 машин
  O-29: один самолет, подобный версии O-2K, но со звездообразным мотором Wright R-1750 воздушного охлаждения. Сначала его обозначили Y1O-29A, затем O-29A
  O-32: самолет, подобный окончательной версии экспериментальной машины O-29, но со звездообразным мотором Pratt & Whitney R-1340-3 мощностью 450 л.с. (336 кВт)
  O-32A: серийный вариант O-32.30 экземпляров поступили в авиакорпус Армии США
  YO-34: одна машина, подобная версии O-22, но с мотором Curtiss Conqueror
  O-38: версия O-25, но со звездообразным мотором Pratt &Whitney R-1690-3 в 525 л.с. (391 кВт) и кольцом Тауненда. Национальная гвардия получила все 44 серийных самолета
  O-38A: невооруженная штабная связная машина O-38 для Национальной гвардии
  O-38B: версия O-38 с мотором R-1690-5; всего собрали 63 таких самолета, 30 из них поступили в разведывательные эскадрильи, а остальные - в Национальную гвардию
  O-38C: один самолет, аналогичный O-38B, для Береговой охраны США
  O-38E: модель с расширенным и более глубоким фюзеляжем на основе инициативной разработки O-38S со сдвижным фонарем кабины пилота, звездообразным мотором R-1690-3 мощностью 625 л.с. (466 кВт) и металлическим винтом. Мог эксплуатироваться с двумя поплавками типа Edo. Национальная гвардия получила 37 самолетов
  O-38F: восемь невооруженных штабных самолетов, поставленных Национальной гвардии в 1933 году с моторами R-1690-9 и закрытыми кабинами
  O-38S: инициативная доработка серии O-38 с расширенным и более глубоким фюзеляжем, фонарем кабины и гладко закапотированным звездообразным мотором Wright R-1820-E Cyclone мощностью 575 л.с. (429 кВт); стал прототипом версии O-38E
  Экспортные варианты: восемь машин версии O-2C купила Мексика. В 1929 году последовал заказ на восемь бипланов O-2M, версии O-32A, но со звездообразными моторами Hornet мощности 525 л.с. (391 кВт); шесть машин O-38P, модификации O-38E, которые могли иметь колесное либо поплавковое шасси, получила авиация ВМФ Перу в 1932 году. Китай заказал поставку в течение шести лет 82 самолетов, начиная с поставки в 1930 году 10 O-2MC, очень похожих на O-38, за исключением силовой установки - мотора Hornet. За ними последовали 20 O-2MC-2, у которых на моторы Hornet поставили кольца Тауненда, пять бипланов O-2MC-3 с моторами Hornet повышенной до 575 л.с. (429 кВт) мощности, по 12 машин версий O-2MC-4 и O-2MC-5 с менее мощными моторами Wasp C1 в 420 л.с. (с 313 кВт), 22 биплана O-2MC-6 с моторами R-1820-E по 575 л.с. (429 кВт) и один O-2MC-10 с мотором R-1820-F21 в 670 л. с. (500 кВт)
  XA-2:46-й самолет первоначального контракта O-2 построили в виде бомбардировщика с перевернутым V-образным мотором V-1410 Liberty в 420 л.с. (313 кВт) и с восемью пулеметами (два в капоте двигателя, по два в верхнем и нижнем крыльях, и два на кольцевом лафете у летнаба). Он был неплохо вооружен для своего времени и в 1926 году состязался в конкурсе с самолетом Curtiss A-3, но не был выбран для серийного производства
  OD-1: два самолета O-2C для службы в КМП США с 1929 года


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Douglas O-2

  Тип: двухместный разведчик
  Силовая установка: V-образный ПД V-1650-1 Liberty мощностью 420 л. с. (313 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 206 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 166 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 246 м/мин; практический потолок 4960 м; дальность полета 579 км
  Масса: пустого самолета 1375 кг; максимальная взлетная 2170 кг
  Размеры: размах крыльев 12,09 м; длина 8,76 м; высота 3,20 м; площадь крыльев 38,18 м2
  Вооружение: синхронный 7,62-мм пулемет Browning в передней части фюзеляжа и турельный 7,62-мм пулемет Browning в задней кабине, плюс до 181 кг боевой нагрузки под нижним крылом

Douglas ВТ и А-4

Превосходные летные характеристики самолетов семейства Douglas O-2 привели к тому, что в 1930 году 40 машин O-2K были переделаны в самолеты первоначального обучения BT-1 для американской армии. В процессе конверсии на машины устанавливалось сдвоенное управление, а все вооружение с них демонтировалось. В том же 1930 году один O-32 был подобным образом переделан в вариант BT-2. Еще тридцать самолетов O-32A прошли конверсию по образцу O-2K и, получив обозначение BT-2A, использовались частями Армии США и Национальной гвардии для первоначального обучения. Кроме того, построили 146 новых самолетов BT-2B, первые из которых были поставлены в 1931 году. Долгие годы эти машины использовались в различных подразделениях, занимавшихся начальным обучением.


Варианты

  BT-2BI: это обозначение получили в 1932 году 58 BT-2B, заднюю кабину которых оснастили складным колпаком для обучения полетам по приборам
  BT-2C: заказ на 20 BT-2C был получен "Douglas" в конце 1930 года; эти машины отличались от BT-2B слегка укороченным фюзеляжем и шасси новой конструкции; 13 из них позднее были переделаны для обучения полетам по приборам и получили обозначение BT-2CI; в 1940 году семь BT-2C переделали в самолеты управления мишенями Douglas A-4, а позднее их обозначение изменили на BT-2CR
  A-4: в 1940 году два BT-2BI и 15 BT-2B получили шасси с носовой стойкой, аппаратуру радиоуправления, яркую окраску фюзеляжа и использовались в качестве самолетов-мишеней для обучения зенитчиков. Первоначально они получили обозначение BT-2BG и BT-2BR, соответственно, в дальнейшем замененное на A-4


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Douglas BT-2B

  Тип: двухместный учебный самолет
  Силовая установка: один радиальный двигатель Pratt & Whitney R-1340-11 мощностью 450 л. с. (336 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 216 км/ч у земли; крейсерская скорость 188 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 344 м/мин; потолок 5850 м; дальность полета 515 км
  Масса: пустого 1324 кг; максимальная взлетная 1845 кг
  Размеры: размах крыла 12,19 м; длина 9,50 м; высота 3,30 м; площадь крыльев 33,63 м!
Биплан O-2 оказался очень прочным и надежным в эксплуатации. Этот O-2H служил в 91-й разведывательной эскадрилье авиакорпуса Армии США.
Перед началом войны 15-я РАЭ ввс китая имела на вооружении бомбардировщики Douglas O-2MC. Нанкин, июнь 1937г.
Douglas XO-2 (Liberty)
BLIND-FLYING BT-1. According to Peter M. Bowers, who took this photo, Douglas Aircraft had no record of the Douglas BT-1 basic trainer last flown in 1935. The reason was because the BT-1s were originally supplied to the U.S. Army Air Corps as Douglas O-2K observation two-seaters (420-h.p. Liberty V-1650-1) in 1929. 40 modified.
Пять XO-6 использовались как экспериментальные самолеты в процессе разработки наблюдательного биплана O-19. O-6 представлял собой вариант Douglas O-2 с цельнометаллической конструкцией планера.
Of rather "British" appearance - the Douglas four-seater torpedo-bomber (850 h.p. "Twin Wasp" SR 1830-C).
Китайские бомбардировщики Дуглас O-2MC во время очередного боевого вылета
Экипажи устаревших самолетов Дуглас O-2MC ожидают команду на боевой вылет
STILL-FLYING DOUGLAS O-38 two-seat observation biplane of the early 1930s operates regularly with the California Air National Guard - and retains pre-war Army Air Corps olive drab paintwork and old-style markings.
Самолеты BT-2 (на снимке вариант BT-2B) отлично зарекомендовали себя при первоначальном обучении полетам. Кроме того, в 1931 году эти машины интенсивно использовались для доставки почты.
Factory-fresh - one of the six Douglas O-38Ps supplied to Peru, complete with light-blue fuselage and vivid orange-red wings, applied to make them highly visible over the vast Amazonian forest landscape.
The six O-38Ps were the only attack aircraft purchased by Peru’s Cuerpo de Aviacion that arrived in time to take part in the military actions over the Putumayo River on the Peruvian/Colombian border, the focus of much of the action during the Colombia-Peru War (sometimes called the Letigia War) of September 1932 to May 1933.
A group of CAP trainee pilots at the Escuela de Aviacion Militar relax around an O-38P (probably the second example to serve at the school, E/BO-10) of V Escuadron de Instruction at Las Palmas in 1937. Peru continued its connection with Douglas, using 8A-3Ps (export Northrop A-17s) from 1939 and A/B-26 Invaders during 1954-62.
Pilots and groundcrew perform last-minute preparations on O-38Ps 1/2-VG-3 and 1/2-VG-6 at Ancon in February 1933, shortly before the biplanes departed for the operations zone.
A pair of unidentified Cuerpo de Aviation officers pose on the starboard Edo float of O-38P 1/2-VG-2 at Puca-Barranca. Although the aircraft were delivered brand-new and had been in service for only a comparatively short time, the wear-and-tear on the airframes as a result of intensive operations is apparent here.
O-38P 1/2-VG-4 alights after an armed reconnaissance sortie. Pilots initially complained about the aircraft’s lack of power, which was partly due to the absence of the recommended 87-octane fuel, only 84-octane fuel being available.
O-38P 1/2-VG-4 leaves Puca-Barranca on another reconnaissance sortie armed with four 25kg (55lb) bombs. It was this aircraft that would be lost during combat with Colombian Hawk IIs on May 10, 1933.
Основными отличительными чертами самолета-мишени A-4 были шасси с носовой стойкой и яркая окраска (красный фюзеляж и серебристое крыло). Новое шасси, передняя стойка которого была управляемой, облегчало посадку машины при дистанционном управлении.
Японские солдаты осматривают брошенную китайцами поврежденную авиатехнику. На переднем плане - И-16 тип 5, за ним - бомбардировщик Дуглас O-2MC
With the help of personnel from a Peruvian Navy river vessel, the remains of O-38P 1/2-VG-5 are recovered from the muddy waters of the River Nieva. The aircraft was transported to Pucallpa, where it was stripped of usable parts and scrapped.
This dramatic artwork by JERRY BOUCHER depicts the combat over the Algodon River between Peruvian Air Force Douglas O-38P 1/2-VG-4, flown by Lt Americo Vargas, and Curtiss Hawk IIs of the Colombian Air Force, on May 10, 1933.
Douglas O-25C