Heinkel He-51
Варианты:
Heinkel - He-51 - 1933 - Германия
Страна: Германия
Год: 1933


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии
Heinkel He 49 и He 51

  Биплан He 51 стал символом возрождения немецкой авиации в середине 1930-х годов. Именно об этом истребителе нацистская пропаганда раструбила в первые месяцы 1935 года, когда было официально заявлено о воссоздании ВВС Германии после многих лет их тайного развития. Хотя, на самом деле, эта машина являлась неплохим итогом эволюционного процесса последовательных доработок и модернизаций, но пропагандой она преподносилась как некая революционная вспышка конструкторской мысли.
  Историю проекта He 51 можно проследить с конца 1920-х годов, когда Хейнкель разработал проект HD 37, а затем совершенствовал его концепцию в следующих проектах - HD 38 и HD 43. Но в ноябре 1932 года ряд истребителей компании "Heinkel" обновился: в воздух поднялся прототип He 49a, над которым работали два новых талантливых конструктора, братья Вальтер и Зигфрид Гюнтеры. Вальтер прославился своим умением создавать изящные обводы малого лобового сопротивления, а Зигфрид - своими математическими способностями в таких вопросах, как расчет нагрузок и сопротивлений. Прототип He 49a, как и его предшественники, был одностоечным бипланом смешанной конструкции со смещенными плоскостями и одним V-образным мотором BMW VI. Он отличался замечательно чистыми обводами фюзеляжа и установкой убирающегося наполовину радиатора. Этот прототип на испытаниях показал курсовую неустойчивость, поэтому в феврале 1933 года впервые взлетел второй прототип He 49b с удлиненной хвостовой частью фюзеляжа. После первых испытаний с колесным шасси He 49b оснастили спаренными поплавками. Дальнейшие испытания этого самолета с колесным шасси проводили на третьем прототипе He 49c, который отличался от He 49b мотором BMW VI 6,0ZU с охлаждением этиленгликолем вместо водяного.
  Проект He 49 оказался перспективным, но Вальтер Гюнтер полагал, что базовую конструкцию можно еще усовершенствовать. Вместе с инженером Карлом Шверцлером он спроектировал четвертый прототип облегченной конструкции с рядом изменений для улучшения аэродинамики. Этот прототип впервые взлетел летом 1933 года. Он сильно отличался от предыдущих прототипов He 49 и получил новое обозначение He 51a. По сравнению с He 49c, в проект He 51a внесли немало изменений - переделали элероны на верхнем крыле (с триммерами типа Флеттнер), полностью переработали вертикальное оперение, подголовник пилота выровняли с верхней кромкой хвостовой части фюзеляжа, поставили закрепленный подфюзеляжный радиатор вместо принятого ранее полуубирающегося, переделали шасси с обтекателями колес, первоначальный хвостовой костыль заменили на колесо с обтекателем, переделали систему выхлопных патрубков мотора для предотвращения попадания выхлопов из левого ряда цилиндров в кабину пилота.
  За этой разработкой с интересом наблюдало немецкое Министерство авиации, хотя для новых ВВС уже заказали Ar 65, который должен был стать первым в Люфтваффе истребителем. Но He 51 показал гораздо лучшие характеристики, и Министерство авиации настояло, чтобы фирма "Heinkel" продолжила работу над проектом с максимально возможной скоростью. К концу 1933 года компания начала сборку партии из девяти предсерийных истребителей He 51A-0 для эксплуатационных испытаний. He 51A-0 отличался от He 51 а только в деталях, например, возврат к хвостовому костылю, перемещение подголовника пилота и изменение формы выхлопных патрубков в форме буквы "С" для отвода газов. Самолет имел фюзеляж с силовой конструкцией, сваренной из стальных труб. Обшивка его в передней части выполнялась листами из легкого сплава и в хвостовой - из полотна. Силовой набор расчалочного хвостового оперения был также сварен из стальных труб, обшивку оперения выполнили из полотна. Бипланную коробку со смещенными друг относительно друга плоскостями неравного размаха также выполнили из металла и обтянули полотном.
  Бипланы He 51A-0 поставлялись с весны 1934 года. Вопреки ожиданиям Министерства авиации строевые пилоты не пришли в восторг от новой машины, предпочитая не такой скоростной Ar 65E с чуть большей нагрузкой на крыло, но более маневренный и менее строгий в управлении. Последовал ряд аварий, но расследование показало, что они произошли не по вине самолета He 51A-0, а из-за малого опыта пилотов. Поэтому сначала решили построить к сентябрю 1935 года всего 141 самолет He 51. Из-за нехватки производственных мощностей фирма "Heinkel" не смогла выпустить всю серию, так что на первом этапе производства были привлечены фирмы "Arado" и "Erla", на втором этапе к ним присоединились компании AGO и "Fieseler".
  Поставки первых серийных He 51A-1 начались в апреле 1935 года. Летом того же года новый тип истребителя поступил на вооружение вновь сформированной 2-й группы 132-й истребительной эскадры, а затем к концу года заменил самолет Ar 65E в 1 -й группе эскадры JG 132. Серийно выпустили 150 истребителей He 51A-1, поставленных поровну фирмами "Arado" и "Heinkel". He 51A-2 стал единственным вариантом самолета He 51A-1 с переделанным шасси в двухпоплавковую конфигурацию для испытаний.
  В конце 1935 года вариант He 51A на сборочных линиях сменила улучшенная модификация He 51B с усилением двойными расчалками основных стоек шасси и оборудованием для подвески сбрасываемого бака под фюзеляжем. С января 1936 года собрали 12 предсерийных бипланов He 51B-0. Всего было поставлено 450 серийных экземпляров He 51B-1 фирмами "Arado", "Erla" и "Fieseler", построивших 150, 200 и 100 самолетов, соответственно. Эти поставки включали и 46 истребителей, выпущенных с двухпоплавковым шасси под новым обозначением He 51B-2 для использования в 1-й и 2-й эскадрильях 136-й группы береговой обороны взамен устаревших машин HD 38d.
  К 1936 году He 51A и He 51B были самыми ценными истребителями немецких ВВС. Конечно, этим типом вооружили первые немецкие авиачасти, посланные на гражданскую войну в Испанию в августе 1936 года в поддержку мятежников-франкистов. Всего в Испанию отправили 135 самолетов, оснастив ими три эскадрильи 88-й истребительной группы (эти подразделения входили в легион Condor) и эскадрильи 1-E-2 и 2-E-2 ВВС франкистов. Сначала эти бипланы применялись как истребители, но они не смогли противостоять советским И-15, и их пришлось постепенно перенацелить на бомбометание с пикирования и непосредственную поддержку наземных войск. Две испанские группы 1-G-2 и 4-G-2 оснастили самолетами He 51B, приспособленными для непосредственной поддержки. К концу войны были потеряны 89 из 135 самолетов. В гражданской войне в Испании проявилось быстрое устаревание самолета He 51. Вскоре в ВВС Германии решили заменить эти машины в семи из 12 своих истребительных групп на более совершенный самолет Ar 68 (как промежуточный вариант вооружения) перед началом поставки истребителей-монопланов Bf 109.
  He 51B-3 был опытной высотной версией самолета He 51B-2 с верхним крылом увеличенного размаха. Существовало еще два других варианта: He 52B - улучшенная модификация He 51B-3, и He 52D - двухпоплавковая версия He 52B.
  Фирма "Fieseler" собрала до 100 самолетов He 51C - специализированного штурмового варианта He 51B, снабженного узлами подвески для шести 10-кг бомб SC-10. Этот тип предназначался, прежде всего, для экспорта в Испанию. Имелось два его подварианта - He 51C-1 (собрано 79 машин, 51 для франкистов и 28 для легиона Condor) и He 51C-2 (выпущена 21 машина с радиостанциями улучшенной конструкции для использования в немецких береговых частях).
  К началу Второй мировой войны уцелевшие бипланы He 51 ВВС Германии были переведены во вспомогательные части. Там они летали до 1945 года в качестве учебных истребителей для углубленной подготовки.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Heinkel He 51B-1

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один V-образный ПД BMW VI7,3Z мощностью 750 л. с. (559 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 330 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 280 км/ч на уровне моря; набор высоты 4000 м за 7 мин 48 с; практический потолок 7700 м; радиус действия 740 км со сбрасываемым баком, либо 570 км со стандартной заправкой
  Масса: пустого 1473 кг; максимальная взлетная 2030 кг
  Размеры: размах крыла 11,00 м; длина 8,40 м; высота 3,20 м; площадь крыльев 27,20 м!
  Вооружение: два фиксированных стреляющих вперед 7,92-мм пулемета MG17 в верхней носовой части фюзеляжа
Heinkel He 51 был вторым истребителем Люфтваффе, после их секретного возрождения в 1930-х годах.
Ярко окрашенный Не 51B-1 из 2-ой эскадрильи 132-й истребительной группы. Белые цифры бортового номера "10" обведены черной каймой, номер продублирован в центре верхнего крыла.
Этот биплан He 51B-1 служил во 2-й эскадрилье 132-й истребительной эскадры "Richthofen" в Деберице в 1937 году. Имя для этого соединения подбирал сам Гитлер. Эскадра JC 132 получила свои первые бипланы He 57 в 1935 году, став первой истребительной частью заново созданных ВВС Германии.
He51A-1 из состава I/JG132 "Рихтгофен". Дебрецен, весна 1935г.
He51 командира истребительной эскадрильи E-1 капитана Хоакино Гарсии Морато, аэродром Таблада (район Севильи), август 1936г.
He 51B из авиагруппы 1-E-2 ВВС националистической Испании, сентябрь 1936г. Группа действовала на участке фронта эскадры "Эспанья"
He51 (борт. 2-21) из состава истребительной группы "Легиона Кондор", принадлежавший лейтенанту Оскару Хенрици. Аэродром Авила, осень 1936г.
He51B-1 командира 4.J/88 "Легиона Кондор" обер-лейтенанта Кнюппеля, который был сбит в схватке с республиканскими СБ. Таблада (район Севильи), декабрь 1936г.
He51B-1 командира 1.J/88 "Легиона Кондор" обер-лейтенанта Х.Хардера. Северный фронт, Виттория, март 1937г.
Истребитель "Хейнкель" He 51 оберлейтенанта Харро Хардера из 1-го штаффеля 88-й истребительной группы "Легиона Кондор", весна 1937г. Вверху - "птица марабу" - эмблема штаффеля.
He51 (борт N 2-78) командира 4.J/88 обер-лейтенанта Адольфа Галланда. Аэродром Сантандер, сентябрь 1937г. Обратите внимание на новую эмблему (белый "мальтийский" в черной окантовке крест). Самолет неоднократно перекрашивался, поэтому при копировании окраски следует обращать внимание на фотографии.
"Хейнкель" He-51 из авиагруппы 1-G-2, на котором 28.08.1938 был сбит и погиб Жуан Мануэль Суареш Оливейра
He51 (борт N 2-98) из состава 3.J/88, пилот - лейтенант Курт Струмпелл. Аэродром Каламоки, январь 1938г.
He51B-1 лейтенанта Э.Ньюманна из состава 3.J/88 "Легиона Кондор". До того как стать пилотом он получил ученую степень доктора медицины. Юго-Западный фронт. Вилла дель Прадо, июль 1937г.
He 51C-1 легиона "Кондор" из 4-ой эскадрильи 88-й истребительной эскадры, 1938 год. В эскадре использовались опознавательные знаки националистов - круги черного цвета, внутри кругов на белом фоне тузы пик; белый руль направления с черным косым крестом.
He51 (борт N 2-111) командира 4.J/88 обер-лейтенанта д'Элзы. Район Теруэля, февраль-март 1938г.
He51 (борт N 2-111) командира авиагруппы 4-G-2 майора Герардо Фернандеса Переса. Ранее самолет принадлежал командиру 4.J/88 обер-лейтенанту д'Элзе. Лето 1938г. Обратите внимание на новую эмблему (желтая цепь и красные ласточки) нарисованную взамен пикового туза.
В середине войны самолеты Не 51 обычно полностью окрашивались в темно-зеленый цвет. На рисунке - самолет Не 51В, принадлежащий авиационной школе А/B-123 в Загребе, 1942 год. На капоте мотора изображена эмблема училища, основа дизайна эмблемы - феска.
Поплавковый He51B-2 из состава 1.Ku.J.St./136. Гидроаэродром в Холтенау (район Киля), лето 1936г.
This Heinkel (direct drive B.M.W.) is of the type which equips the German "Horst Wessel" squadron.
The Heinkel He.51 "... reminded one of the old 1917 Albatros D.V. of the war, cleaned up, modernised, infinitely more powerful and faster." The civilian markings of German military aircraft are in some cases being discontinued.
Striking impression, from the German official publication Die Deutsche Luftwaffe of Heinkel He.51s. in formation. This is the type with which the Richthofen Squadron is equipped.
Pre-production examples of the He 51A.
Два предсерийных истребителя Не 51A-0 в полете. Фотография хорошо передает чистоту обводов биплана конструкции Хейнкеля. Самолеты Не 51A-0 поступили в подразделение Reklame-staffel Mitteldeutschland для проведения оценочных испытаний.
WHAT'S IN A NAME? A pair of Arado single-seater fighters (B.M.W. engines), of Germany's "Richtofen" squadron. The machines are businesslike and, judging from films of their work, their pilots know how to use them. Features of interest to British eyes are the wire-braced undercarriage and peculiar exhaust pipes.
Эскадрилья He51 в парадном строю над Рейнландом 1 мая 1936г.
A formation of Heinkel fighters during the military display which concluded the Nazi Congress at Nurnberg.
A Staffel of the Second Group, Richthofen Squadron, Taking-off from Damm Aerodrome. The view shows the open nature of the country.
Первой строевой частью Люфтваффе, вооруженной самолетами Не 51, стала 132-я истребительная группа Richthofen. Первый Не 51 группа получила в 1935 году.
In this view of one of the Richthofen Squadron's Heinkel, the bomb-like auxiliary fuel tank between the undercarriage legs is just discernible.
Один из первых серийных He51.
READY FOR REHEARSAL. Some - if not all - of Germany's Heinkel single-seater fighters (B.M.W. engines) waiting to play their part in manoeuvres near Warnemund recently. The tail in the foreground is that of Udet's acrobatic Curtiss Hawk.
В свои лучшие времена карьеры в Люфтваффе Не 51 считался первоклассным истребителем. Но Не 51 был тяжелее, больше по размерам и медленнее зарубежных самолетов такого же класса - итальянского Fiat CR.32 и британского Gloster Gauntlet. Сравнивать Не 51 с истребителем И-15 просто некорректно, так как советский самолет превосходил германский абсолютно по всем параметрам.
Адольф Гитлер проводит смотр I/JG132 - первой истребительной группы Люфтваффе, впоследствие ставшей ядром для организации эскадры JG2 "Рихтгофен". Дебрецен, весна 1935г.
Among the several types of German warplane used by the Legion Condor in Spain was the Heinkel He 51B-1.
Heinkel He 51B-1 из эскадрильи 2. Staffel/Jagdgruppe 88 легиона "Кондор" с подвесным топливным баком под фюзеляжем.
Первые He51 на аэродроме Эскалона. Судя по коду на руле поворота, истребитель входит в одну из двух испанских истребительных эскадрилий. Аэродром Эскалона, август 1936г.
Первые He51 на аэродроме Эскалона. Аэродром Эскалона, август 1936г.
Истребители He 51B из "легиона Кондор" на севере Испании.
Командир 3.J/88 "Легиона Кондор" обер-лейтенант Адольф Галланд и его He51 (борт N 2-78). Всего через пять лет - осенью 1941г. - вчерашний комэск-3 возглавит истребительную авиацию Люфтваффе, сменив на этом посту своего однополчанина по Испании, погибшего в авиакатастрофе Вернера Мельдерса.
До лета 1937г. большая часть подразделений истребительной группы "Легиона Кондор" была вооружена He51.
Получившему в наследство бывший He51 гауптмана Х.Хардера (борт N 2-64), обер-лейтенанту Эберхардту д'Элзе показалось мало черной вороны на борту и вскоре над обтекателем втулки винта появился череп со скрещенными костями, а в дополнение к удвоенному количеству черных кругов на плоскостях появились белые андреевские кресты и свастика посередине.
He51 из состава 1.J/88. На переднем плане машина командира эскадрильи обер-лейтенанта Харро Хардера (бортовой код 2-64). Весна 1937г.
A trio of He 51s of 1./J88, that in the foreground being flown by Staffelkapitan Harro Harder.
Эскадрилья He51 над береговой чертой Бискайского залива. Лето 1937г.
Основные истребители франкистов Heinkel He 51 (на фото) и Fiat C.R.32
Пока борт 2-64 ремонтировали, обер-лейтенант д'Элза обзавевля новеньким He51C-1 (борт N 2-111), на котором вскоре появилась новая эмблема - пиковый туз, ставшая со временем отличительным знаком JG53.
He51 (борт N 2-111) командира авиагруппы 4-G-2 майора Герардо Фернандеса Переса. Ранее самолет принадлежал командиру 4.J/88 обер-лейтенанту д'Элзе.
He51 из состава франкистской авиагруппы 1-G-22. Снимок сделан осенью 1938г.
Группа летчиков легиона "Кондор" позирует на фоне самолета Не 51. В воздушных боях германские истребители-бипланы быстро показали свою полную несостоятельность. Они не могли на равных сражаться с истребителями И-15. Не 51 использовались для нанесения ударов по наземным целям, а опыт их боевого применения в данном качестве лег в основу тактики боевого применения пикирующих бомбардировщиков Hs 123 и Ju 87.
He51 гауптмана Винтерера под обозначением И-25 весной 1937г. проходил испытания в НИИ ВВС.
Предтеча напалма: 170-л топливный бак с парой прикрепленных к нему 10-кг осколочно-фугасных или зажигательных бомб, с которых за ненадобностью снимались стабилизаторы.
Помимо истребительных групп, самолеты Не 51 эксплуатировались в частях береговой обороны Люфтваффе. За двумя опытными гидросамолетами (Не 51W и Не 51A-2) последовало 46 серийных Не 51B-2, оснащенных поплавковым шасси. Этими самолетами вооружили 7-ю и 2-ю эскадрильи Kustenjagdgruppe-136, дислоцированные в Киле-Хольтенау и Евере.
The He 51B-2 float fighter
В большинстве своем испанские летчики отличались очень низкой летной подготовкой и потому такие картины можно было регулярно наблюдать в течение всей войны.
Получившему в наследство бывший He51 гауптмана Х.Хардера (борт N 2-64), обер-лейтенанту Эберхардту д'Элзе показалось мало черной вороны на борту и вскоре над обтекателем втулки винта появился череп со скрещенными костями, а в дополнение к удвоенному количеству черных кругов на плоскостях появились белые андреевские кресты и свастика посередине. Вот теперь можно было и на войну отправляться, только летная подготовка оказалась слабоватой...
Этот "Хейнкель" (борт N 2-85) очень удачно "приложил" будущий командир JG27 лейтенант Эдуард Ньюманн. Кстати, обратите внимание на бортовые кокарды, очень напоминающие новозеландские времен Второй Мировой войны, и на отсутствие оных на верхнем крыле.
He51 (борт 2-82) лейтенанта Отто Бертрама поврежденный в ходе первого боевого вылета зенитным огнем 22 марта 1938г.
Авария франкистского "Хейнкеля" He 51 в Бургосе.
Рухнувший 28 сентября 1936г. на одну из старинных улиц Виттории He51 лейтенанта Хефтера, похоронил под своими горящими обломками и пилота.
Один из многих сбитых. Район Мадрида, осень 1936-го.
Возле сбитого He51 позируют бойцы чехословацкой интербригады во главе со своим комиссаром Лако Хольдосом (стоит справа).
Нелепая гибель гауптмана Геринга, привела к тому, что командиром 3.J/88 был назначен обер-лейтенант Мельдерс, который именно в Испании разработал тактику истребительного боя, многие положения которой не потеряли своей актуальности до сих пор.
Heinkel He 51B-1
The general arrangement drawing depicts the definitive production He 51C intended primarily for close air support.