RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : ЮАР

Год : 1990

Вертолет

Двухместный ударный вертолет

Atlas XH-1 Alpha, XH-2 и Denel CSH-2 Rooivalk

   Работы южноафриканской фирмы "Atlas" (ныне "Denel") по созданию вертолета Rooivalk продолжаются, несмотря на урезание военного бюджета. Этот вполне боеспособный вертолет стал итогом начатой в 1981 году в ЮАР программы самостоятельной разработки ударного вертолета. Первоначально создали экспериментальные машины XH-1 Alpha и XTP-2 Beta для проверки концепции и испытания систем. XH-1 создали на базе планера и динамической системы легкого вертолета Aerospatiale Alouette III. 27 февраля 1986 года впервые взлетел заказанный у фирмы "Atlas" еще в марте 1981 года прототип XH-1 с узким фюзеляжем. В тандемной кабине уступом сидели пилот и перед ним оператор вооружения. Оператор с помощью нашлемного прицела наводил 20-мм подвижную пушку, укрепленную под носовой частью. Хвостовая часть и неубирающееся колесное шасси с хвостовым колесиком были совершенно новыми.
   Первый образец Rooivalk, первоначально обозначенный XH-2 (экспериментальный вертолет № 2), впервые взлетел 11 февраля 1990 года. Позднее его переименовали в CSH-2 (вертолет боевой поддержки № 2), затем - в XDM (модель экспериментальной разработки). Вскоре после этого взлетел второй прототип ADM (модель новой разработки), предназначенный для отработки вооружения и БРЭО. Внешне эта вторая машина отличалась от первого прототипа укороченным стабилизатором, хотя и первый прототип позднее модифицировали подобным образом.
   Хотя Rooivalk выглядит как совершенно новая машина, он сделан на базе вертолета Aerospatiale Puma с такими же двигателями Turbomeca Turmo IV (хотя, несколько большей мощности) и с тем же несущим винтом. Фюзеляж же полностью новый с некоторыми композитными конструктивными элементами. Во втором прототипе экипаж поменяли местами. Он сохранил дублированную систему управления, три ЭЛТ-дисплея и коллиматорные индикаторы в каждой кабине. Кабины закрыты фонарями, набранными из плоских стеклянных панелей, не дающих бликов. Двигатели установлены по бортам фюзеляжа, дальше к хвостовой части, чем на вертолете Puma. Это улучшило обзор, но заставило реконструировать трансмиссию.
   В гиростабилизированной турели в носовой части содержится система автоматического обнаружения цели и слежения, включающая лазерный дальномер, ИК-систему переднего обзора и телекамеру. Каждый член экипажа имеет нашлемный прицел. Кабина пилота оборудована очками ночного видения. Возможности ночного и всепогодного боя дополнены спаренными компьютерами заданий, спаренными компьютерами системы вооружения, доплеровской ИНС и дисплеями с подвижной картой.
   Вертолет Rooivalk вооружен мощной встроенной 20-мм пушкой Armscor GA-1 Rattler на турели под носовой частью. Сообщается, что можно ставить и другую турель с 30-мм пушкой DEFA553. Пушку дополняет оружие, подвешиваемое на четырех подкрыльевых пилонах. Могут подвешиваться 18-зарядные ПУ для 68-мм НАР либо четырехзарядные ПУ для ПТУР Atlas Swift с лазерным наведением. На законцовках крыла могут подвешиваться ракеты класса "воздух-воздух".
   Планер вертолета хорошо бронирован, на нем могут устанавливаться блоки постановки ИК-помех и другое оборудование РЭБ. Абсорбирующие энергию кресла членов экипажа устойчивы к ударным нагрузкам при грубых посадках.
   ВВС ЮАР заказали первые 16 машин Rooivalk стандартной серийной версии - 12 строевых вертолетов и четыре для войсковых испытаний. Они отличаются от прототипов рядом важных аспектов. Пилот сидит за оператором систем вооружения, доработаны гасители ИК-заметности выхлопа (направлены прямо в диск несущего винта) и расширены бортовые выступы для установки блоков БРЭО и увеличения боекомплекта. На эти средние выступы снаружи можно установить два пассажирских места, позволяя вертолету Rooivalk спасти экипаж подбитого вертолета либо перевозить солдат спецгрупп.
   Вертолетом Rooivalk интересовались иностранные покупатели, но заказов в итоге не последовало. ВВС ЮАР ограничились первоначально заказанными двенадцатью боевыми вертолетами. После аварии в конце 2009 года этот парк уменьшился до 11 машин.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Atlas CSH-2 Rooivalk

   Тип: двухместный ударный вертолет
   Силовая установка: два турбовальных газотурбинных двигателя Atlas Topaz (доработанный своими силами двигатель Turbomeca Makila 1А2) мощностью по 2000 э.л. с. (1491 к8т)
   Летные характеристики: максимальная скорость 278 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 671 м/мин; практический потолок 6095 м; потолок вертолета в режиме висения 5545 м в зоне влияния земли и 5030 м вне зоны влияния земли; дальность полета 940 км
   Масса: пустого вертолета 5910 кг; максимальная взлетная 8750 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 15,58 м; длина общая 18,73 м с вращающимися винтами; высота 5,19 м; площадь диска несущего винта 190,64 м2
   Вооружение: 20-мм подвижная стреляющая вперед пушка, до 2032 кг боевой нагрузки на четырех подкрыльевых узлах подвески и двух узлах на законцовках крыла

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии