North American OV-10 Bronco
Страна: США
Год: 1965


Двухместный противопартизанский самолет и легкий штурмовик
Описание
Фотографии
North American OV-10 Bronco

  В начале 1960-х годов КМП США сформулировал требования к самолету для борьбы с партизанами (COIN), получившему рабочее название LARA (Light Armed Reconnaissance Airplane). В требованиях также оговаривалась возможность использования самолета в качестве передового авианаводчика и как наблюдательного. Закупкам предшествовал конкурс, где "North American" представила самолет NA-300, который и стал в августе 1964 года победителем. По первому контракту построили семь прототипов, первый из них поднялся в воздух 16 июля 1965 года с двумя ТВД Garrett T76. По результатам испытаний размах крыла увеличили на 3,05 м, а мотогондолы с ТВД T76 сместили чуть дальше от фюзеляжа самолета, чтобы снизить уровень шума в кабине. Прототип с крылом увеличенного размаха выполнил первый полет 15 августа 1966 года. На седьмом прототипе использовали альтернативную силовую установку из двух ТВД Pratt & Whitney Canada T74 (военное обозначение ТВД - PT6A).
  Изначально North American (позже Rockwell) OV-10 Bronco отличался необычной компоновкой: высокоплан двухбалочной схемы с прямым крылом постоянной хорды, стабилизатор с рулем высоты соединял законцовки установленных на балках килей. Два члена экипажа размещались в гондоле-фюзеляже тандемом, фонарь большой площади остекления обеспечивал круговой обзор из кабины. В хвостовой части фюзеляжа оборудовали отсек для перевозки двух раненых на носилках в сопровождении одного санитара или же пяти парашютистов.
  Вооружение OV-10 включало четыре фиксированных пулемета M60C калибра 7,62 мм, по два пулемета в каждом обтекателе-спонсоне. Под спонсонами монтировалось четыре пилона грузоподъемностью 272 кг каждый, еще один пилон грузоподъемностью 544 кг разместили под фюзеляжем, а два аналогичных - под крылом.
  Первую партию из 114 самолетов OV-10A заказал КМП США, поставки начались в августе 1967 года. В КМП самолеты использовались для передового авианаведения и для сопровождения вертолетов, а также как легкие вооруженные разведчики. Первыми во Вьетнаме в июле 1968 года появились OV-10A эскадрильи VMO-2. Самолеты Bronco использовали КМП, ВМС и ВВС США. OV-10 быстро показал свое превосходство над другими самолетами - передовыми авианаводчиками.
  Шесть машин, близких к варианту OV-10B, поставили ФРГ, где они эксплуатировались в качестве буксировщиков мишеней. Позже Западная Германия закупила еще 12 OV-10B(Z) с ТРД General Electric J85-GE-4 тягой по 13,12 кН, установленными на пилонах над крылом. На вооружении эти самолеты состояли недолго.
  Компания "Rockwell" разработала несколько модификаций Bronco, в целом очень похожих на OV-10A. В 1971-1974 годах 32 самолета OV-10C поставили ВВС Таиланда, уцелевшие самолеты Таиланд списал в 2000 году. Венесуэла получила 18 самолетов, снятых с вооружения ВВС США, в апреле 1991 года. Летом 2001 года на вооружении ВВС Венесуэлы еще оставались некоторое количество OV-10E. Вариант OV-10F состоит на вооружении ВВС Индонезии. В 1981 году ВВС Марокко получили шесть отремонтированных OV-10A, ранее служивших в КМП США. Дополнительно заказанная партия самолетов для КМП США включала и 24 OV-10A, предназначенных для ВВС Филиппин.
  ВВС США, основываясь на опыте войны во Вьетнаме, видели OV-10 должным образом оснащенным, чтобы самолет мог стать идеальным ночным передовым авианаводчиком и легким штурмовиком. Вариант OV-10A был вполне эффективен, но действовать по коммуникациям противника ночью он не мог. В начале 1970-х годов 15 самолетов OV-10A прошли модернизацию по программе ВВС США "Pave Nail". На самолетах установили специальное оборудование, включавшее лазерный дальномер-целеуказатель, приемник системы LORAN и преобразователь координат LORAN. После возвращения из Вьетнама эти OV-10A Pave Nail вернули в исходную конфигурацию.
  ВМС США несколько раньше ВВС провели аналогичную модернизацию. В 1970 году два OV-10A доработали в прототипы YOV-10D NOGS (Night Observation/Gunship System) с расширенными возможностями по работе ночью и в сложных метеоусловиях. Под фюзеляжем с удлиненной носовой частью монтировалась турель с тепловизионной системой обзора передней полусферы и лазерным дальномером/целеуказателем. В задней части фюзеляжа снизу смонтировали турель с 20-мм пушкой, под крыло добавили еще два пилона для подвески вооружения. К моменту завершения испытаний этих прототипов США покинули Вьетнам, но в 1974 году ВМС заключили с компанией "Rockwell" контракт на разработку и серийное производство OV-10D. Согласно данному контракту в 1979-1980 годах в вариант OV-10D NOS (Night Observation Surveillance) доработали 17 OV-10A Корпуса морской пехоты.
  Самолеты OV-10D применялись против Ирака в ходе операции "Буря в пустыне" 1991 года, два самолета были потеряны в боях. 14 уцелевших машин и 23 OV-10A планировалось модернизировать в единую конфигурацию OV-10D+: усилить конструкцию планера для выполнения взлета и посадки с авианосца, улучшить навигационное оборудование и систему управления вооружением. Сроком завершения модернизации определили конец 1993 года, но план на 1994 год уже предусматривал снятие самолетов с вооружения с передачей части машин гражданским организациям. Несколько самолетов поставили Южной Корее.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  North American (Rockwell) OV-10A Bronco

  Тип: двухместный противопартизанский самолет и легкий штурмовик
  Силовая установка: два ТВД Garrett T76-G-416/417 мощностью по 715 л. с. (533 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 452 км/ч; практический потолок 7315 м; боевой радиус с макс. боевой нагрузкой 367 км
  Масса: пустого снаряженного 3161 кг; максимальная взлетная 6552 кг
  Размеры: размах крыла 12,19 м; длина 12,67 м; высота 4,62 м; площадь крыла 27,03 м2
  Вооружение: баки с напалмом, 227-кг бомбы Mk 82 разных вариантов, НАР калибра 70 и 127 мм, контейнеры с пулеметами и пушками, дымовые и осветительные бомбы общей массой до 1633 кг
4-я эскадрилья (VAL-4) летала на OV-10A Bronco и выполняла боевые задачи над дельтой Меконга. Самолет использовался как легкий штурмовик, а также как воздушный пост наведения ударных самолетов, базировавшихся на авианосцах, находящихся в акватории Южно-Китайского моря прямо напротив дельты Меконга.
North American Rockwell OV-10A Bronco 67-14641 serving with the 601st Tactical Control Wing, two squadrons of which (the 20th and 704th TASS) fly this type at Sembach, West Germany. The badge on the nose is that of No 315 Squadron of the Koninklijke Luchtmacht (Royal Netherlands Air Force), acquired during an exchange visit.
OV-10A BuNo 155413 of VMO-6, US Marine Corps. Known as the "Tomcats", this unit has detachments at various bases in the Pacific area.
OV-10A Bronco BuNo 155488 of VMO-4, US Marine Reserve, Atlanta, Ga; note overall olive drab finish, compared with olive and white used by VMO-6.
OV-10A Bronco 67-14699 in all-grey finish, with white wing tips, serving with the 20th TASS, one of the Sembach-based squadrons of the 601st Tactical Control Wing.
OV-10A BuNo 155480 serving at the Naval Air Test Center, Patuxent River. Md, with high-visibility markings
OV-10B target tug (drogue in under-fuselage pod, no wing sponsons) used by civil-manned Schiessplatzstaffel (firing-range squadron) at Lubeck, West Germany.
Rockwell OV-10 Bronco. Первыми OV-10 успешно применили американцы в Юго-Восточной Азии. Это один из лучших самолетов, изначально разработанных для борьбы с повстанцами. ВВС Марокко получили шесть принадлежавших ранее КМП США самолетов OV-10A в 1981 году,
Side view of OV-10F Bronco No 101 of No 3 Squadron of the Tentara Nasional Indonesia - Angkatan Udara (Indonesian Armed Forces - Air Force) in armed counter-insurgency role.
OV-10E Bronco of the Fuerzas Aereas Venezolanas, as used by three Escuadrilla of the Escuadron de Bombardeo 40.
OV-10E на момент поставки являлся одним из самых совершенных в Южной Америке противопартизанских самолетов. В данном регионе 16 самолетов Bronco получили только ВВС Венесуэлы. Первые самолеты поступили в подразделение Escuadron de Bombardeo 40 в мае 1973 года.
Этот OV-10A Bronco из 15-й АГСО был сбит над Каракасом 27 ноября 1992г.
OV-10E Bronco. В мае 1973 года ВВС Венесуэлы получили первый из 16 OV-10E, поступивших на вооружение дислоцированной в Барселоне бомбардировочной эскадрильи N. Парк машин в 1991 году пополнился 10 снятыми с вооружения ВВС США OV-10A. В ноябре 1992 года Bronco приняли участие в провалившемся мятеже, при этом два самолета сбили зенитным огнем, а два стали жертвами F-16 из 16-й авиагруппы.
Самолет Northrop American OV-10 Bronco дополнил O-2 в качестве передового авианаводчика. Bronco имел более мощное вооружение, бронезащиту и протектированные топливные баки. Встроенное вооружение самолета состояло из четырех 7,62-мм пулеметов. На фотографии: OV-10A из 19-й эскадрильи TASS с авиабазы Бьен Хоа в полете над Южным Вьетнамом.
Этот снимок OV-10A был сделан 15 августа 1968 года во время первого боевого вылета в составе ВВС США. Шесть самолетов были отправлены в Бьен-Хоа для 90-дневных боевых испытаний в 19-й эскадрилье TASS. Помимо передового авианаведения ударных самолетов, OV-10 из ВВС также занимались корректировкой огня армейской артиллерии.
Авианаводчик OV-10
Предназначенный для всех видов вооруженных сил OV-10 Bronco поступил на вооружение только американских ВВС и КМП (на переднем плане). Способный применяться как легкий штурмовик, Bronco чаще использовали для передового авианаведения и наблюдения за противником.
North American OV-10 Bronco
Построили семь прототипов YOV-10A, на снимке - второй прототип с бомбами Mk 82 на спонсонах. Кроме прототипов собрали еще две машины для статических испытаний. Размах крыла прототипов был существенно меньше, чем у серийных самолетов.
В дополнение к бортовым пулеметам OV-10 мог нести подвесное вооружение, включая разнообразные блоки НАР на пилонах.
Вариант OV-10A и после Вьетнама продолжал службу в ВВС США, используясь в эскадрильях тактической поддержки (TASS) в качестве самолетов передового авиационного наведения. OV-10 базировались в Западной Германии (601-е авиакрыло TCW в Сембахе с 20-й TASS и 704-й TASS) и Южной Корее (19-я TASS/51-го смешанного авиакрыла в Осане), а также в континентальной части США, включая авиабазы Шоу (21-я TASS/507-го крыла TACW) и Дэвис-Монтан (27-я TASS/602-го TACW). Позднее Bronco появились и на авиабазе Патрик во Флориде. Наиболее часто самолеты несли тактический камуфляж, называемый European One. В конце 1980-х годов задачи передового авиационного наведения были переложены на самолеты Fairchild OA-10A.
Несколько OV-10A продолжали эксплуатироваться государственными организациями США. Данный самолет использовался на Аляске Бюро по управлению земельными ресурсами. Bronco использовало также Бюро по контролю за оборотом табака, алкоголя, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ США.
Передовой авианаводчик OV-10A стал идеальным самолетом наблюдения за пожарами и управления противопожарными силами. На снимке - самолет департамента лесного хозяйства штата Калифорния.
С ноября 1994 года агентство НАСА использовало этот OV-10A для изучения вихревых следов. Самолет, принадлежавший Центру им. Лэнгли (НАСА), базировался в международном аэропорту Мемфиса, с его помощью велось изучение вихревых следов, образовывавшихся при взлете различных авиалайнеров. Исследования проводились совместно с лабораторией им. Линкольна
Rockwell OV-10E Bronco 7970 of the Venezuelan Military Aviation was one of two lost during practice for a military parade on November 22, 2012. The aircraft featured a non-standard extended nose and four-blade propellers.
Индонезия стала одним из четырех зарубежных покупателей Bronco, получив по каналам военных поставок 16 машин. Ее самолеты, близкие по конструкции к варианту OV-10A, получили обозначение OV-10F. В 2000-х годах уцелевшие самолеты служили в подразделении Skwadron Udara 1, действуя в качестве передовых авианаводчиков для штурмовиков Hawk Mk 109/209.
One of the six ex-US Marine Corps OV-10A Broncos supplied to the RMorAF in 1981 photographed at Marrakech-Menara.
OV-10C "Бронко"
Штурмовики "Бронко" - один из самых весомых аргументов индонезийских военных в разговорах с повстанцами.
Западная Германия приобрела 18 самолетов Bronco для службы в качестве буксировщиков мишеней для эскадрильи, располагавшейся в Любеке. Первые шесть машин были построены в варианте OV-10B, а остальные 12 - в варианте OV-10B(Z) (первые были переделаны в него позднее). Этот новый вариант отличался наличием ТРД General Electric J85-GE-4 в гондоле над центропланом, дававшим дополнительные 13,13 кН тяги. Фирма "North American Rockwell" изготовила один самолет (на снимке), совершивший первый полет 3 сентября 1970 года. В дальнейшем оснащение машин ТРД проводила фирма "Rhein Flugzeugbau". Bronco несли службу до 1990 года, когда на смену им пришли 10 самолетов Pilatus PC-9B.
Самым совершенным вариантом самолета Bronco был OV-10D, созданный для КМП США. Он получил под носовой частью турельную установку с оборудованием систем FLIR для ночных полетов и лазерного дальномера. Первые два доработанных опытных YOV-10D были оснащены съемной трехствольной 20-мм пушкой M97 на турели (на снимке), что потребовало демонтажа спонсонов. На серийных OV-10D подобная пушка не использовалась.
На варианте OV-10D предусматривалась возможность установки турели с одной трехствольной 20-мм пушкой с боезапасом 1500 снарядов. КМП США использовал самолеты данного типа до 1995 года.
Взаимодействуя с пилотами реактивных ударных машин, авианаводчики внесли большой вклад в боевые действия. На фотографии: пилот самолета OV-10 капитан Макклиллзн в боевом вылете, сентябрь 1972 года.
This is a previously unpublished image of OV-10G Bronco N3634U (former BuNo 155492) taken shortly before 2011 when it was upgraded to OV-10G+ standard for the Combat Dragon II demonstration.
United States Special Operations Command (SOCOM) OV-10G+ Bronco 155492 returning from a test flight on May 28, 2015 at Naval Air Station Rota, Spain. It had been shipped to Spain by sea along with OV-10G+ 155481. The aircraft were loaned from NASA for trials in the Combat Dragon II light air support programme with a view to operating in Afghanistan. Testing ended on September 30, 2013, but the aircraft were retained by SOCOM and little was heard of them until their appearance at Rota.
Самолеты Bronco в Корпусе морской пехоты США, а позже и ВМС (4-я эскадрилья "Черные пони") использовались для корректирования огня, сопровождения конвоев и выполнения других боевых задач.
Пара Bronco из VAL-4 патрулируют над дельтой Меконга. Помимо четырехзарядных блоков ракет Zuni на спонсонах, самолеты также несут двухзарядные блоки под крылом. Самолет на переднем плане несет контейнер с НАР FFAR, в то время как лидирующая машина оснащена контейнером с пулеметом Minigun. ВМС потеряли шесть OV-10 от огня легкого оружия и зениток, КМП - восемь машин (все от зенитного огня), ВВС - 47 самолетов (41 от зенитного огня, пять от ЗРК и один уничтожен при нападении на аэродром).
A US Air Force OV-10 Bronco fires rockets at its target in September 1970.
OV-10A из эскадрильи VAL-4 ведет огонь ракетами Zuni над дельтой Меконга.
Слева: OV-10A КМП выруливает из укрытия перед очередным вылетом. Помимо блоков LAU-59C ракетами FFAR он несет контейнер с SUU-11 с пулеметом Minigun под фюзеляжем. В роли передовых авиационных наводчиков Bronco поддерживали другие, более скоростные самолеты, такие как Grumman TF-9J Panther или Douglas TA-4F Skyhawk.
North American OV-10A (two 660 shp AiResearch T76 turboprop engines}
The OV-10C Bronco equips two RTAF counter-insurgency squadrons and more aircraft of this type are currently sought to make up attrition, hut cost is an inhibiting factor and it is impracticable to reinstate the Bronco in production for the small quantity required by the RTAF.
Cessna’s Titan, sharing ramp space here with Marine Corps OV-10Ds, is the preferred light twin on which the US Customs Miami Air Branch hopes to standardise. This is the latest model to be captured from an intercepted smuggler.
Rockwell International OV-10B(Z) Bronco, with auxiliary turbojet
Rockwell International YOV-10D prototype Night Observation/Gunship System
A Navy OV-10A Bronco from VAL-4 taking off on a mission from Binh Thuy.
Если корабль двигался со скоростью, обеспечивавшей достаточный напор встречного потока воздуха над летной палубой, то OV-10 могли действовать с больших авианосцев и без использования каких-либо взлетно-посадочных приспособлений. Тем не менее осуществление подобных взлетов и посадок оставалось чаще только возможностью, а совсем не регулярной операцией.
Второй опытный OV-10D корпуса морской пехоты отправляется в боевой вылет с авиабазы Дананг
Rockwell International YOV-10D Night Observation Gunship System (NOGS) aircraft
Мотогондола, воздухозаборник двигателя, воздушный винт и кок
Спонсон с пулеметами M60C и блоком НАР
Выхлопная труба двигателя
Пилоны под фюзеляжем и спонсонами
Основная опора шасси
Ниша основной опоры шасси
Носовая опора шасси
Приборная доска кабины летчика
Левая панель управления кабины летчика OV-10D
Коллиматорный прицел
Ручка управления
Катапультируемые кресла LW-3B
OV-10C Bronco. Королевские ВВС Таиланда (RTAF) приобрели первую партию из 16 самолетов OV-10C в 1971 году, а в 1973 году прибавили к ним такое же количество машин. Они пополнили свой парк противопартизанских самолетов, включавший Fairchild AU-23A и Douglas AC-47. OV-10 Bronco были сконцентрированы в 411-й эскадрилье 41-го авиакрыла в Чианг-Мей на севере Таиланда, откуда велось патрулирование вдоль бирманской и лаосской границ. В феврале 1988 года один из самолетов стал жертвой лаосского ПЗРК "Стрела-2" (SA-7). В середине 1999 года шесть из 15 остававшихся в строю самолетов были списаны; существовали планы по переделке части оставшихся самолетов в машины метеоразведки. В тот период 411-я эскадрилья готовилась стать первым подразделением RTAF, вооруженным легкими штурмовиками Alpha Jet. В общей сложности было закуплено 25 Alpha Jet A, ранее принадлежащих германским Люфтваффе, которые и начали заменять OV-10 с сентября 2000 года. Но на практике новые машины использовались только в качестве учебно-тренировочных.
OV-10D Bronco
North American OV-10A counter-insurgency combat aircraft
Rockwell International OV-10A Bronco counter-insurgency combat aircraft, with additional side Views Of OV-10B(Z) (centre) and YOV-10D (bottom)
Самолет OV-10A Brinco с.н. 155404 эскадрильи VMO-2 корпуса морской пехоты США, Калифорния, 1992г.