North American B-70 Valkyrie
Страна: США
Год: 1964


Mach 3 aerodynamic test aircraft
Описание
Фотографии
North American B-70 Valkyrie

  Самолет XB-70A был спроектирован компанией "North American" в соответствии с тактико-техническим заданием ВВС США на перспективный стратегический межконтинентальный бомбардировщик (USAF General Operational Requirement 38). Планировалось, что самолет, способный развивать скорость до М=3, придет на замену бомбардировщику B-52. 4 октября 1961 года компания получила контракт на постройку трех опытных образцов, но чуть позже заказчик от третьего прототипа отказался. Самолет был спроектирован по схеме "бесхвостка" и имел среднерасположенное дельтовидное крыло, концевые части которого могли отклоняться вниз на угол 65° для обеспечения более высокой скорости сверхзвукового полета. Силовая установка включала шесть двигателей General Electric J93-GE-3 тягой по 133,42 кН. Первый прототип был облетан 21 сентября 1964 года экипажем в составе Элвина С. Уайта и полковника Джозефа Ф. Коттона. Скорости М=3 самолет впервые достиг 14 октября 1965 года. Усовершенствованный второй прототип поднялся в воздух 17 июля 1965 года, но был потерян во время столкновения в воздухе 8 июня 1966 года. Оставшийся прототип прошел ряд испытаний, в том числе и по программе создания в США сверхзвукового пассажирского самолета. 4 февраля 1969 года разработку последнего прекратили, a Valkyrie отправили в музей ВВС США, расположенный на авиабазе Райт Паттерсон, Дейтон, штат Огайо.
Авиационные эксперты до сих пор любят порассуждать о том, какое влияние на развитие военной авиации мог бы оказать самолет Valkyrie, если бы его приняли на вооружение. Впрочем, история не знает сослагательного наклонения - сегодня единственный уцелевший прототип находится в музее ВВС США и является памятником гению человеческой мысли и недальновидности политиков. Valkyrie остался мечтой, умершей в небе Калифорнии.
XB-70 стал наглядным примером того, как технические достижения огромного количества людей сводятся к нулю политиками и просто некомпетентными людьми. 62-001 - первый прототип XB-70A Valkyrie. Самолет изображен на момент начала летных испытаний. Ныне эта машина вместе с другими экзотичными американскими экспериментальными самолетами находится в опытно-исследовательской галерее Музея ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон.
Каждая основная опора шасси XB-70 изготовлена из стали и весит более 4500 кг. Колеса разработаны компанией "B. F. Goodrich" и снабжены термоустойчивым алюминиевым покрытием. Посадка и торможение самолета на полосе длиной 1980 м занимает 45 с; тормозная система состоит из 21 стационарного и 20 подвижных дисков. В конструкцию носовой опоры шасси встроен механизм самотестирования и автоматической компенсации неисправностей.
Носовая часть фюзеляжа XB-70 для улучшения обзора на взлете и посадке отклоняется вниз. На крейсерской скорости носовая часть - поднята, за счет чего уменьшается лобовое сопротивление самолета. Фотография сделана в 1967 году на авиабазе Эдвардс.
Взлет первого XB-70A (62-001). Большинство полетов XB-70 в интересах НАСА выполнялись в утренние часы, когда воздух не успевал прогреться до высоких температур, при которых падала тяга двигателей. Отклоняемые вниз законцовки крыла предназначены для увеличения подъемной силы, а также повышения устойчивости по курсу в сверхзвуковом полете. Кроме того, они в отклоненном положении снижают и общее сопротивление самолета.
Один из известнейших в истории авиации проектов - "трехмаховый" бомбардировщик North American XB-70 Valkyrie. Проект изначально считали неудачным - из-за его высокой цены и сложности. Самолет потерян при столкновении в воздухе.
Самой большой скорости XB-70 достиг 12 апреля 1966 года - старший летчик-испытатель компании "North American" Эл Уайт и полковник ВВС США Джон Коттон разогнались до М=3,8 на высоте 22 189 м. Наибольшей высоты достигли Эл Уайт и Ван Шепард 19 марта 1966 года - 22 555 м. Снимок XB-70 сделан с самолета сопровождения, носовая часть фюзеляжа поднята в положение полета со сверхзвуковой скоростью.
Первый XB-70A в крейсерском горизонтальном полете. Законцовки крыла отклонены вниз на 25° - маловысотный полет со сверхзвуковой скоростью. ПГО предназначено для компенсации смещения точки приложения подъемной силы в трансзвуковом полете и также увеличивает запас устойчивости в полете на больших углах атаки. Для компенсации момента на кабрирование предусмотрено отклонение вниз на 25°элевонов.
Самолет Valkyrie имел размах крыла 32,0 м, длину 59,75 ми максимальную взлетную массу 249476 кг.
В исследовательских полетах XB-70 обычно сопровождал самолет TB-58A, способный достаточно долго лететь со скоростью М=2 и за счет этого удерживаться в одном строю с XB-70. Когда XB-70 выходил на "три Маха", TB-58A держался ниже и "срезал" развороты, выполняемые XB-70 согласно маршруту полета.
Второй прототип "Валькирии" (№62-207) за несколько секунд до катастрофы. Истребитель F-104 опасно сблизился с XB-70.
Торжественная выкатка первого образца "Валькирии"
Торжественная выкатка первого экземпляра XB-70A
Самолет XB-70 Valkyrie мог произвести революцию в стратегической авиации ВВС США. Он обладал способностью выполнять бомбометание на скорости порядка М=3.
Первый XB-70 вместе с X-15A-2 перед ангаром НАСА. X-15 покрыт абеляционным слоем, на ракетоплан подвешены внешние топливные баки. XB-70 оптимизирован для полета со скоростью М=3 на очень большой высоте. Главным предметом летных исследований XB-70 являлись оценка устойчивости и управляемости самолета в полете на большой высоте с высокой скоростью, изучение аэродинамики больших скоростей и особенностей работы двигателей на таких режимах.
Заправка XB-70A топливом
Для посадки экипажа в кабину XB-70A использовался специальный подъемник
Взлет первого экземпляра XB-70A
North American XB-70A Valkyrie (six General Electric YJ93 turbojet engines)
21 сентября 1964г.: стратегический бомбардировщик XB-70 (скорость 3М), обозначавшийся как WS-110A (Weapon System), завершил собой программу "Convair" WS-125A по разработке самолетов с ядерной силовой установкой.
На взлете XB-70 выходил на большие углы атаки. При полете на сверхзвуке самолет использовал компрессионную подъемную силу (compression lift), давление под крылом увеличивалось за счет удержания скачков уплотнения.
Опытный американский бомбардировщик XB-70
В первом полете шасси убрать не удалось
Второй экземпляр "Валькирии" летит с отклоненными на 25 законцовками крыла
"Валькирия" готова к полету на максимальной скорости. Законцовки крыла отклонены на 65
XB-70
North American XB-70A Valkyrie in cruising flight configuration, with wingtips turned down
Программа самолета XB-70 продвигалась в соответствии с планом, хотя поначалу имелись определенные проблемы. Столкновение второго прототипа XB-70 с самолетом F-104N 8 июня 1966 года поставило крест на этой программе.
"Валькирия" в сопровождении B-58A возвращается после первого перехода звукового барьера. 12 октября 1964г.
XB-70A N 2 в последнем полете. Рядом F-104, пилотируемый Джоном Уокером
Трагедия на публике. 8 июня 1966г.: в результате столкновения в воздухе был потерян один из двух американских сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков XB-70 Valkyrie. Трагедия произошла во время рекламных фотосъемок, организованных для "General Electric" (разработчик двигателей для XB-70), к которым также привлекались F-4 Phantom, F-5 Freedom Fighter, T-38 Talon и F-104 Starfighter. Предположительно по вине пилота последнего, Джо Уокера, произошло столкновение F-104 с XB-70, оба самолета разрушились. Погибли пилот F-104 Джо Уокер - старший летчик-испытатель НАСА, один из опытнейших пилотов Америки, и второй пилот XB-70 майор Карл Кросс, а пилот Valkyrie Эл Уайт успел катапультироваться.
"Валькирия" в своем последнем полете в сопровождении эскорта
Законцовки крыла слегка отклонены вверх, три тормозных парашюта выпущены - первый XB-70 выполняет посадку. Контейнеры тормозных парашютов размещены в верхней хвостовой части фюзеляжа, над крылом в районе двигателей. От нагрева парашюты защищает водяная система охлаждения.
В этом полете краска осыпалась на многих участках поверхности самолета
Установка двигателя YJ93-GE-3
Первый XB-70A в сборочном цехе
Носовая опора шасси
Планировалось, что экипаж XB-70 будет состоять из четырех человек. Но в двух построенных самолетах место под задней частью кабины было занято испытательным и исследовательским оборудованием. В передней части кабины командир и второй пилот находились в катапультируемых вверх креслах. Обратите внимание на непривычно выглядящие шесть рычагов управления двигателями.
Посадка с неисправной левой опорой шасси. Март 1966г.
Носовую опору заклинило при уборке. 30 апреля 1966г.
Пилотируемый Уолкером самолет F-104N превратился в огненный шар и рухнул в пустыню с высоты 7620 м. В течение нескольких секунд летчики бомбардировщика XB-70 Эл Уайт и Карл Кросс не могли разобраться в случившемся.
Лишенный вертикального оперения самолет Valkyrie летел без потери высоты 76 секунд, затем перешел в обычный штопор, а потом - в плоский. Самолет столкнулся с землей, находясь почти в горизонтальном положении.
Теряя топливо через поврежденное крыло "Валькирия" постепенно задирает нос, чтобы свалиться в штопор. Первый пилот катапультировался...
XB-70A вошел в штопор
Обломки "Валькирии" стали могилой для второго пилота
При продувке модели XB-70 в аэродинамической трубе хорошо видны скачки уплотнения
Наземные испытания спасательной капсулы
XB-70A Valkyrie. К моменту принятия решения об ограничении программы летных исследований в интересах ВВС США и НАСА было построено два самолета XB-70A. После катастрофы второго построенного самолета полеты изображенной машины (62-001) продолжались до 4 февраля 1969 года. В ходе испытаний была получена важная информация.
XB-70A
North American XB-70A Valkyrie Mach 3 prototype aircraft
XB-70 "Валькирия"