Stearman/Boeing Model 75 Kaydet
В 1939 году компания "Stearman Aircraft Company" приобрела статус подразделения компании "Boeing Airplane Company" в Уичито, штат Канзас. А шестью годами ранее ее специалисты приступили к созданию нового учебно-тренировочного биплана, который был спроектирован на базе более раннего Stearman Model C. Работа шла на собственные средства компании, и в декабре 1933 года прототип, получивший вначале обозначение Stearman X-70, был успешно облетан. В 1934 году он был предложен на тендер, объявленный авиакорпусом Армии США на новый УТС начальной летной подготовки.
Но первыми интерес к машине проявили ВМС США, которые в начале 1935 года подписали контракт на поставку 61 самолета Stearman Model 70 под военным обозначением NS-1. Причем самолеты получили новые двигатели - флот располагал на складах значительным количеством 225-сильных звездообразных двигателей Wright J-5 (R-790-8), которые и было решено ставить на заказанные ВМС машины (в компании такие самолеты получили обозначение Model 73).
Тем временем X-70 проходил длительные испытания в Армии США, и в начале 1936 года на него, наконец, был получен контракт на поставку 26 самолетов под обозначением PT-13 (Primary Trainer, 13). Самолеты оснащались двигателями Lycoming R-680-5 мощностью 215 л. с. и стали первыми представителями семейства Stearman Model 75.
Долгие и тщательные испытания, выпавшие на долю самолета, объясняются во многом тем, что авиакорпус Армии США на тот момент имел весьма скромный бюджет - это требовало тщательного отбора с целью последующей закупки самого лучшего из имеющихся самолетов.
В дальнейшем на компанию "Boeing" буквально пролился золотой дождь в виде контрактов на тысячи разработанных "Stearman" самолетов, которые, начиная с 1939 года, выпускались под официальным обозначением Boeing Model 75, но всю войну его по-прежнему именовали как Stearman 75. Название Kaydet появилось позже - его ввели канадцы, а остальные использовали данное название как неофициальное.
Самолет представлял собой двухместный одностоечный биплан смешанной конструкции, крылья которого были выполнены из дерева и имели полотняную обшивку, а фюзеляж выполнялся из сварных труб и преимущественно имел также полотняную обшивку. Шасси было выполнено неубирающимся, с хвостовым колесом, причем пружинно-масляные амортизаторы стоек основных опор шасси были укрыты тщательно проработанными обтекателями, что снижало аэродинамическое сопротивление. Состав силовой установки менялся за весь период выпуска самолета, который завершился в начале 1945 года. Всего было собрано более 10 000 машин.
В 1937 году авиакорпус Армии США продолжил закупки данных самолетов, подписав контракт на модель PT-13A - 92 таких самолета поставлены, начиная с 1937 года. Они отличались усовершенствованным приборным оборудованием и двигателями R-680-7 мощностью 220 л. с. К концу 1941 года Армия США получила еще 255 PT-13B, оснащенных двигателями R-680-11 и имевших незначительные отличия в оборудовании.
В 1941 году шесть PT-13A были переоборудованы в вариант PT-13C, на котором установили оборудование, необходимое для полетов ночью и по приборам (т.н. "слепой" полет). После установки на PT-13A двигателей Continental R-670-5 мощностью 220 л. с. самолеты получили обозначение PT-17 (в течение 1940 года построено 3519 таких самолетов). 18 PT-17 были переоборудованы для обучения полетам по приборам и получили обозначение PT-17A, а три машины оснастили опылительным оборудованием для борьбы с вредителями и присвоили им обозначение PT-17B.
В то же время ВМС США приобрели первую партию из 250 Model 75, оснащенных двигателями Continental R-670-14 и получивших военное обозначение N2S-1, за которыми последовали 125 самолетов N2S-2 с двигателями Lycoming R-680-8. Самолеты N2S-3, выпущенные в количестве 1875 машин, оснащались двигателями Continental R-670-4. Кроме того, ВМС США получили 99 PT-17, заказанных ранее Армией США, и еще 577 в целом схожих самолетов, получивших обозначение N2S-4.
Следует отметить, что в 1942 году впервые в истории авиация Армии и ВМС США получили фактически единый учебно-тренировочный самолет, который представлял собой планер PT-13A и силовую установку на базе двигателя Lycoming R-680-17. Данные машины поступили на вооружение Армии и ВМС США под обозначениями, соответственно, PT-13D (318 самолетов) и N2S-5 (1450 самолетов).
Нехватка в 1940-1941 годах авиационных двигателей привела к тому, что были подготовлены к выпуску две новые модификации - PT-18 и PT-18A. Первая выпускалась в количестве 150 экземпляров и представляла собой планер PT-13A в который был интегрирован двигатель Jacobs R-755-7 мощностью 225 л. с., а второй вариант представлял собой PT-18, переоборудованный для полетов по приборам, - было выпущено шесть экземпляров.
Под обозначением PT-27 строились 300 самолетов, поставленных Армии США для передачи в рамках ленд-лиза канадским ВВС. Небольшое количество поступило и в ВМС США. Эти самолеты, а также некоторое количество N2S-5 имели ряд существенных отличий: кабины курсанта и инструктора оборудовались фонарями, системой обогрева кабин, была возможность выполнения полетов по приборам и пр.
После окончания войны значительное количество Model 75 было снято с вооружения и передано ВВС других стран, а тысячи из них - проданы частным владельцам. Многие из них переоборудовали для сельхозавиации. И сегодня самолеты этого семейства остаются востребованы у частных пилотов и принимают участие в спортивных состязаниях и на авиашоу.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Stearman/Boeing Model E-75 (N2S-5)
Тип: двухместный УТС начальной подготовки
Силовая установка: один звездообразный ПД Avco Lycoming R-680-17 мощностью 220 л. с. (164 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 200 км/ч; крейсерская скорость 171 км/ч; практический потолок 3415 м; дальность 813 км
Масса: пустого 878 кг; максимальная взлетная 1232 кг
Размеры: размах крыльев бипланной коробки 9,80 м; длина 7,63 м; высота 2,79 м; площадь крыльев 27,59 мг
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 241
После N2S-3 самолет N2S-5 стал вторым по популярности и численности "морским" вариантом Kaydet. Поздние военные N2S-5 были идентичны PT-13D для Армии США, а их поставка шла из заказа последней.
-
Aeroplane Monthly 1987-09
Stearman N57315, owned by Tom Forys and flown by him over Blakeburg, Iowa, USA, was photographed by BUB OGDEN in August last year
-
Air Enthusiast 2006-03 / E.Gandet, M.Rey - Alpine Antiques /History on the wing/
Boeing PT-17 'Stearman' N921WS, was the first of its type to fly in Switzerland, in 1990. It is owned by AAA member Erwin Zurfluh and is illustrated off the UK coast at Newhaven, during the 'fly-out' to England in August 2004.
-
Aeroplane Monthly 1992-07
Stearman "42-17786" owned by David Backhaus and based at Old Buckenham airfield, Norfolk, in formation with Graham Carpenter's Swanton Morley-based Stearman "390" over Norfolk.
-
Aeroplane Monthly 1993-10 / M.Oakey - Grapevine
Wartime RAF training in the USA was celebrated at Old Warden on July 4, 1993 with a Stearman fly-in to celebrate the 50th anniversary of the Arnold Scheme. No fewer than eight Stearmans attended, and the cup for the best-preserved example went to PT-17 118 (foreground), owned by Vic Hopper.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v2
Boeing Model 266/P-26A (foreground} with a Boeing-Stearman Kaydet.
Другие самолёты на фотографии: Boeing P-26 Peashooter - США - 1932
-
Air International 1984-10 / ??? - Colombia's Air Arm
The Boeing Stearman PT-17 Kaydet served from 1943 until replaced by the Mentor in the mid-fifties. The PT-17 illustrated is preserved in flying condition at Cali.
-
Aeroplane Monthly 1982-12
Paul Evans Boeing Stearman G-BIXN over Shoreham on September 13, 1982. John Pothecary is flying the aircraft and passenger Ray Maidment occupies the front seat.
-
Aeroplane Monthly 1989-07
DAVID HIGGS'S dramatic cover photograph, depicts pensioner John Jordan about to loop his Boeing Stearman PT-17 over Bedfordshire. The German cross on the rudder is a left-over from the Biggles film, in which both pilot and aircraft starred.
-
Aeroplane Monthly 1974-08
Jim Williams' "Stearman Fury" in phoney 43 Sqn markings, photographed by J. M. KUCERA.
-
Aeroplane Monthly 1986-10 / D.Higgs - Biggles
This month's slightly off-beat (for us at least) front cover was taken by DAVID HIGGS, the begoggled chap sitting in the front seat of the Stampe. masquerading as Biggles during shooting of the film of the same name.
Другие самолёты на фотографии: Stampe et Vertongen SV-4 - Бельгия - 1933
-
Aeroplane Monthly 1986-10 / D.Higgs - Biggles
A second look at our cover photograph. The evil von Stalhein, alias stunt pilot John Jordan in his Stearman G-AROY, chases Biggles, alias (in this case) photographer David Higgs.
Другие самолёты на фотографии: Stampe et Vertongen SV-4 - Бельгия - 1933
-
Aeroplane Monthly 1986-10 / D.Higgs - Biggles
A shot from the spectacular low-flying chase sequence with Stuart Goldspink in the Stampe being pursued by John Jordan in the Boeing Stearman - the wingtips of which are just visible on the left.
Другие самолёты на фотографии: Stampe et Vertongen SV-4 - Бельгия - 1933
-
Air Pictorial 1991-11
A quartet of Stearmen at Rendcomb, including the well-known wing-walker Crunchie pair in the foreground, N707TJ and N54922, with support ship G-IIIG formating with "U.S. Mail" N4596N.
-
Aeroplane Monthly 1993-05
DAVID MUSCROFT's dramatic photograph of Vic Norman's "Crunchie" Stearman being put through its paces last season.
-
Авиация и Космонавтика 2012-11
Авиашоу на авиабазе Мальмен, Швеция. PT-17
-
Aeroplane Monthly 1987-05
A star of Flyers, the latest IMAX aviation film to reach the UK, prepares to defy death in a barnstorming stunt high over the Grand Canyon. Sponsored by Conoco, Flyers is on show until September in the UK's only IMAX cinema, at the National Museum of Film, Photography and Television in Bradford. W Yorks.
-
Мировая Авиация 17
Группа "Crunchie Flying Circus" состоит из двух девушек-акробаток и двух пилотов, летающих на самолетах Stearman, окрашенных в цвета шоколадных батончиков Crunchie фирмы "Cadbury". Девушки демонстрируют чудеса акробатике прямо в полете, находясь на верхних крыльях спортивных бипланов. Они привязаны к установленным на крыльях специальным рамам.
-
Мировая Авиация 17
Команда воздушных акробатов. Акробатическая группа Вика Нормана (ныне известна как "Team Guinot") использует в своих выступлениях специально доработанные спортивные бипланы Boeing Stearman. Бипланы выполняют комплекс фигур высшего пилотажа с девушками на крыле. Самой знаменитой фигурой является "зеркало", при этом самолеты летят так близко друг к другу, что девушки могут коснуться руками (см. фото). Акробатки также показывают переход из кабины на крыло в полете - "фокус", известный с 1930-х годов. В июле 2008 года группу "Team Guinot" переформировали - теперь в ней пять самолетов с пятью акробатами. Это самая большая в мире группа по аэробатике.
-
Aeroplane Monthly 1987-11
Stearman A-75N N54922, flown by Bob Thompson with Lesley Gale taking a breath of fresh air. The team was sponsored by YUGO Cars during this year's airshow season - this photograph was taken near Staverton on August 21, 1987.
-
Aeroplane Monthly 1988-12 / C.Burkett - Oshkosh '88
CHRIS BURKETT'S photograph features the 450 h.p. Stearman Old Red flying its wing-walker routine at this year's EAA Fly-In Convention, held at Oshkosh this August.
-
Aeroplane Monthly 1978-11 / H.Best-Devereux, I.Best-Devereux - Oshkosh '78
Regular display appearances are made by the Stearmans of Wayne Pierce and Bob and Pat Wagner, caught here in unusually tame attitudes.
-
Air International 2008-05 / Aviation Photographer of the Year Competition 2008
Allen Thompson was Aviation Photographer of the Year in 2006 and his photograph of two of the Team Guinot Stearmans has won him a runner-up prize this year. His 'gritty' monochrome image is a montage using traditional film.
-
Aeroplane Monthly 1976-10 / I.Best-Devereux - Antiques at Oshkosh
Heading picture shows a trio of Stearmans with wing-mounted damsels.
-
Aeroplane Monthly 1974-12 / H.Best-Devereux - The sky's the limit
Walt Pierce hangs his wife Sandi by her feet from his Stearman during their double act at Oshkosh.
-
Aeroplane Monthly 1982-11 / I.Best-Devereux - Oshkosh'82
Wing walkers, particularly pretty female ones, still attract airshow crowds; Stearmans usually provide their perches.
-
Aeroplane Monthly 1984-12 / J.Newman - Oshkosh '84
Earl and Paula Cherry with their Stearman wingwalking act
-
Aeroplane Monthly 1978-05 / I.Goold - Airshow and Museums Guide
Wing-walker Donna Behrentds atop Joe Hughes' Stearman at the EAA Air Show, Oshkosh, in 1977.
-
Aeroplane Monthly 1983-11 / S.Piercey - Oshkosh antics
Stearman with wingwalker
-
Aeroplane Monthly 1983-11 / H.Best-Devereux - Oshkosh '83
One of several standing-on-the-wing acts at this year’s Oshkosh.
-
Aeroplane Monthly 1981-02
Wing walker Gordon McCollom was killed seconds after this picture was taken, when the Stearman lost height as it passed under the tape. The accident took place at the 1975 Reno Races, picture by RON BURDA.
-
Aeroplane Monthly 1981-11 / H.Best-Devereux, I.Best-Devereux - Oshkosh '81
Wingwalker Jimmy Dorsey takes a break during a display aboard the Stearman Miss Piggy.
-
Flight 1939-03 / Flight
Stearman trainers of the US Army Air Corps
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
The Stearman 73L3 Two-seat Training Biplane (225 h.p. Lycoming R-680-C1 engine).
-
Авиация и Космонавтика 2004-10 / С.Михайлов - "Летающие легенды" в Монино
"Стирман" фирмы Боинг. Впервые такой учебно-тренировочный биплан поднялся в воздух в декабре 1933г.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Boeing PT-17 Kaydet Two-seat Primary Training Biplane (220 h.p. Continental engine).
-
Air Pictorial 1961-12 / Photo Review
A Boeing-Stearman recently assembled at Stapleford Tawney, and equipped for crop-dusting. Registered G-AROY, and at present believed to be stored at Sywell
-
Aeroplane Monthly 1985-05 / Grapevine
One of the Biggles film aircraft was Stearman G-AROY
-
Авиация и Время 2016-01
9 января 2016г. в аэропорту Сиднея (Австралия) приземлился биплан Boeing Stearman 1942 г. выпуска, на котором 53-летняя британская летчица Трейси Кертис-Тейлор (Tracy Curtis-Taylor) успешно завершила одиночный трансконтинентальный перелет.
-
Air Pictorial 1955-08
This civil version of a Stearman PT.17 recently photographed in Texas by one of our readers bears a Salvadorean registration, comprising the nationality letters "YS", followed by three figures.
-
Aeroplane Monthly 1988-08 / B.Hodgson - D-check
This Boeing-Stearman N2S-5 was imported into the UK and registered G-AZLE in 1971. It is finished in US Army colours.
-
Aeroplane Monthly 1988-08 / B.Hodgson - D-check
The author, with a Stearman N2S-5 finished in US Navy colours, at South Bass Island, Ohio, USA in May 1987.
-
Air Pictorial 1961-12
Boeing Stearman 75 Kaydet LQ-GAZ is flown privately with an enclosed cockpit
-
Aeroplane Monthly 1989-06 / J.Meadows - A Decisive Factor
Boeing-Stearman PT-27 trainers of the BCATP. Most of the 300 PT-27s supplied to the RCAF were winterized and had a canopy covering the two cockpits.
-
Aeroplane Monthly 1988-08 / B.Hodgson - D-check
Royal Canadian Air Force PT-27 Stearman FJ855, used as a trainer with the British Commonwealth Air Training Plan.
-
Aeroplane Monthly 1974-11 / Personal album
Stearman PT-27 FJ355, Model D-75N1.
-
Aeroplane Monthly 1987-04 / M.Oakey - Grapevine
Ex-USAAF Boeing PT-17 CF-AIU/41-8621 is the latest addition to the Canadian Warplane Heritage fleet at Hamilton, Ontario.
-
Aeroplane Monthly 1986-12
Brian Woodford's Stearman A-75N N4712V during its first public airing, at Badminton at April 26 this year.
-
Aeroplane Monthly 1988-08 / B.Hodgson - D-check
J.RIMENSBERGER photographed Salis Collection Boeing Stearman A75N1 F-AZCK over Lausanne in June 1984.
-
Aeroplane Monthly 1981-09 / ??? - PFA at Leicester
The all black Boeing B75N-1 Stearman G-ROAN, complete with silencer.
-
Aeroplane Monthly 1976-11 / I.Best-Devereux - Warbirds at Oshkosh
The pristine blue and yellow Stearman PT-17 belonging to Christine Winzer of Kentwood, Michigan, rasps into the air.
-
Aeroplane Monthly 1988-08 / B.Hodgson - D-check
Though bearing an American civil registration, this 1941 PT-17 sports the classic blue and chrome yellow US Army colour scheme.
-
Авиация и Время 2001-05 / М.Жирохов, Д.Шевчук - ВВС Израиля, 1948-49гг. (2)
В 1948г. колекция "примусов" ВВС Израиля пополнилась "Кадетом"
-
Мировая Авиация 241
Учебно-тренировочный биплан Model 75 разрабатывался компанией в инициативном порядке, но оказался востребован в США и за рубежом, что хорошо видно на этой фотографии, где изображены самолеты из нескольких стран.
-
Aeroplane Monthly 1977-01 / W.Goodman - Flying for the US Marines (1)
The author underwent his primary training at NAS Jacksonville in Stearman N2S-2 “Yellow Perils" like these from the Instructor’s School at Rodd Field, Corpus Christi, Texas.
-
Aeroplane Monthly 1988-12
Two more Stearmans (or Stearmen, perhaps). N56226 (foreground) and N2457 are painted in US Navy colours and were photographed in August 1988.
-
Авиация и Время 2006-02 / А.Заблотский, А.Сальников - Небесные пожарные
Пожар тушит биплан Stearman PT-17
-
Aeroplane Monthly 1986-10 / D.Higgs - Biggles
Stuart Goldspink in the Stampe being hotly pursued by John Jordan over the wintry Bedfordshire countryside.
Другие самолёты на фотографии: Stampe et Vertongen SV-4 - Бельгия - 1933
-
Air Pictorial 1955-05 / C.Cain - Civil aviation in Israel
Two Boeing-Stearman PT-17 Kaydets in a hangar in Israel. They are used for crop-dusting. In the background can be seen a number of Israeli Air Force Spitfire 16s, some of which have now been sold by Israel to Burma.
Другие самолёты на фотографии: Supermarine Spitfire Mk.IX / XVI - Великобритания - 1942
-
Air Enthusiast 1972-12 / M.O'Leary - Yesterday's Air Force /Veteran & Vintage/
As well as being the site of Yesterday's Air Force, Chino Airport is the home of many antique and vintage aircraft - for example this Boeing PT-17 Kaydet.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
The Stearman 76C3 Two-seat Light Military Biplane (420 h.p. Wright "Whirlwind" engine).
-
Air International 1985-07
Stearman A-76-C3 operated by the Forca Aerea Brasileira
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
The Stearman S-76D1 Two-seat General Purposes Seaplane (320 h.p. Pratt & Whitney "Wasp-Junior" engine).
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 02 - The progress of the world in military aviation during the year 1937-38
Squadron of Stearman 76D.1 Training Biplanes of the Argentine Naval Air Arm.
-
Aviation Historian 26 / A.Tincopa - Wings over Peru
Aircraft of the 51 Escuadron de Instruccion during a ceremony at Las Palmas air base in Lima in 1954. In a line-up which includes North American AT-6s, Stearman Kaydets, Fairchild PT-26s and Beech AT-11 Kansans, at least three of the Hawks, with their three-bladed propellers, are just visible bringing up the very rear of the group.
Другие самолёты на фотографии: Beechcraft Model 18 / C-45 Expeditor - США - 1937Curtiss Hawk 75 / P-36 / Mohawk - США - 1935Fairchild PT-19 / PT-23 / PT-26 Cornell - США - 1939North American T-6 Texan / AT-6 Harvard - США - 1935
-
Aeroplane Monthly 1988-12 / C.Burkett - Oshkosh '88
Aerial view of another corner of Oshkosh. In the centre can be seen examples of Concorde and the B-1 bomber. P-51s and Stearmans predominate amongst the other items of military hardware.
Другие самолёты на фотографии: North American P-51D Mustang - США - 1944Rockwell B-1B Lancer - США - 1983SNIAC, BAC Concorde - International - 1969
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Подсчитать общее число самолетов непросто. Этот NA-75 может рассматриваться и как модернизация учебного Боинг PT-17, и как новый самолет: крыльевая коробка и силовая установка новые, фюзеляж переделан
American Airmotive NA-75 agricultural biplane, based on the Stearman Model 75 -
Air Pictorial 1992-03
Clipped-wing Boeing Stearman PT-17 N54426 at the Vintage Aircraft Club's Snowball Rally at Finmere on 25 January 1992 is a former crop-sprayer; note the modified cockpit area.
-
Air Enthusiast 2003-09 / S.Aloni - Golden heritage
The first Bedek hangar under construction in 1954 - though a Beech Bonanza, an Airspeed Consul and a Boeing PT-17, as well as a Spitfire, can be seen inside the yet-to-be completed structure.
Другие самолёты на фотографии: Airspeed Consul / AS.65 - Великобритания - 1949Beechcraft Model 33/35 Bonanza - США - 1945Supermarine Spitfire Mk.IX / XVI - Великобритания - 1942
-
Aeroplane Monthly 1989-05 / J.Meadows - A Decisive Factor (4)
A pair of RCAF Stearmans following a taxying incident in Canada.
-
Aeroplane Monthly 1974-11 / Personal album
Pictures show two PT-27s after an argument at Kingston. They are FJ868 and FJ890 and flew with 32 EFTS.
-
Aviation Historian 19 / P.Jarrett - Lost & Found
Two Air Force officers scramble clear as a PT-17 is rendered wingless as it runs between two trees. What movie was this?
- Фотографии