Stearman PT-13 / PT-17 Kaydet / Model 73 (Boeing-Stearman)
Страна: США
Год: 1934


Двухместный УТС начальной подготовки
Описание
Фотографии
Stearman/Boeing Model 75 Kaydet

  В 1939 году компания "Stearman Aircraft Company" приобрела статус подразделения компании "Boeing Airplane Company" в Уичито, штат Канзас. А шестью годами ранее ее специалисты приступили к созданию нового учебно-тренировочного биплана, который был спроектирован на базе более раннего Stearman Model C. Работа шла на собственные средства компании, и в декабре 1933 года прототип, получивший вначале обозначение Stearman X-70, был успешно облетан. В 1934 году он был предложен на тендер, объявленный авиакорпусом Армии США на новый УТС начальной летной подготовки.
  Но первыми интерес к машине проявили ВМС США, которые в начале 1935 года подписали контракт на поставку 61 самолета Stearman Model 70 под военным обозначением NS-1. Причем самолеты получили новые двигатели - флот располагал на складах значительным количеством 225-сильных звездообразных двигателей Wright J-5 (R-790-8), которые и было решено ставить на заказанные ВМС машины (в компании такие самолеты получили обозначение Model 73).
  Тем временем X-70 проходил длительные испытания в Армии США, и в начале 1936 года на него, наконец, был получен контракт на поставку 26 самолетов под обозначением PT-13 (Primary Trainer, 13). Самолеты оснащались двигателями Lycoming R-680-5 мощностью 215 л. с. и стали первыми представителями семейства Stearman Model 75.
  Долгие и тщательные испытания, выпавшие на долю самолета, объясняются во многом тем, что авиакорпус Армии США на тот момент имел весьма скромный бюджет - это требовало тщательного отбора с целью последующей закупки самого лучшего из имеющихся самолетов.
  В дальнейшем на компанию "Boeing" буквально пролился золотой дождь в виде контрактов на тысячи разработанных "Stearman" самолетов, которые, начиная с 1939 года, выпускались под официальным обозначением Boeing Model 75, но всю войну его по-прежнему именовали как Stearman 75. Название Kaydet появилось позже - его ввели канадцы, а остальные использовали данное название как неофициальное.
  Самолет представлял собой двухместный одностоечный биплан смешанной конструкции, крылья которого были выполнены из дерева и имели полотняную обшивку, а фюзеляж выполнялся из сварных труб и преимущественно имел также полотняную обшивку. Шасси было выполнено неубирающимся, с хвостовым колесом, причем пружинно-масляные амортизаторы стоек основных опор шасси были укрыты тщательно проработанными обтекателями, что снижало аэродинамическое сопротивление. Состав силовой установки менялся за весь период выпуска самолета, который завершился в начале 1945 года. Всего было собрано более 10 000 машин.
  В 1937 году авиакорпус Армии США продолжил закупки данных самолетов, подписав контракт на модель PT-13A - 92 таких самолета поставлены, начиная с 1937 года. Они отличались усовершенствованным приборным оборудованием и двигателями R-680-7 мощностью 220 л. с. К концу 1941 года Армия США получила еще 255 PT-13B, оснащенных двигателями R-680-11 и имевших незначительные отличия в оборудовании.
  В 1941 году шесть PT-13A были переоборудованы в вариант PT-13C, на котором установили оборудование, необходимое для полетов ночью и по приборам (т.н. "слепой" полет). После установки на PT-13A двигателей Continental R-670-5 мощностью 220 л. с. самолеты получили обозначение PT-17 (в течение 1940 года построено 3519 таких самолетов). 18 PT-17 были переоборудованы для обучения полетам по приборам и получили обозначение PT-17A, а три машины оснастили опылительным оборудованием для борьбы с вредителями и присвоили им обозначение PT-17B.
  В то же время ВМС США приобрели первую партию из 250 Model 75, оснащенных двигателями Continental R-670-14 и получивших военное обозначение N2S-1, за которыми последовали 125 самолетов N2S-2 с двигателями Lycoming R-680-8. Самолеты N2S-3, выпущенные в количестве 1875 машин, оснащались двигателями Continental R-670-4. Кроме того, ВМС США получили 99 PT-17, заказанных ранее Армией США, и еще 577 в целом схожих самолетов, получивших обозначение N2S-4.
  Следует отметить, что в 1942 году впервые в истории авиация Армии и ВМС США получили фактически единый учебно-тренировочный самолет, который представлял собой планер PT-13A и силовую установку на базе двигателя Lycoming R-680-17. Данные машины поступили на вооружение Армии и ВМС США под обозначениями, соответственно, PT-13D (318 самолетов) и N2S-5 (1450 самолетов).
  Нехватка в 1940-1941 годах авиационных двигателей привела к тому, что были подготовлены к выпуску две новые модификации - PT-18 и PT-18A. Первая выпускалась в количестве 150 экземпляров и представляла собой планер PT-13A в который был интегрирован двигатель Jacobs R-755-7 мощностью 225 л. с., а второй вариант представлял собой PT-18, переоборудованный для полетов по приборам, - было выпущено шесть экземпляров.
  Под обозначением PT-27 строились 300 самолетов, поставленных Армии США для передачи в рамках ленд-лиза канадским ВВС. Небольшое количество поступило и в ВМС США. Эти самолеты, а также некоторое количество N2S-5 имели ряд существенных отличий: кабины курсанта и инструктора оборудовались фонарями, системой обогрева кабин, была возможность выполнения полетов по приборам и пр.
  После окончания войны значительное количество Model 75 было снято с вооружения и передано ВВС других стран, а тысячи из них - проданы частным владельцам. Многие из них переоборудовали для сельхозавиации. И сегодня самолеты этого семейства остаются востребованы у частных пилотов и принимают участие в спортивных состязаниях и на авиашоу.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Stearman/Boeing Model E-75 (N2S-5)

  Тип: двухместный УТС начальной подготовки
  Силовая установка: один звездообразный ПД Avco Lycoming R-680-17 мощностью 220 л. с. (164 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 200 км/ч; крейсерская скорость 171 км/ч; практический потолок 3415 м; дальность 813 км
  Масса: пустого 878 кг; максимальная взлетная 1232 кг
  Размеры: размах крыльев бипланной коробки 9,80 м; длина 7,63 м; высота 2,79 м; площадь крыльев 27,59 мг
После N2S-3 самолет N2S-5 стал вторым по популярности и численности "морским" вариантом Kaydet. Поздние военные N2S-5 были идентичны PT-13D для Армии США, а их поставка шла из заказа последней.
The Boeing Stearman PT-17 Kaydet served from 1943 until replaced by the Mentor in the mid-fifties. The PT-17 illustrated is preserved in flying condition at Cali.
Stearman N57315, owned by Tom Forys and flown by him over Blakeburg, Iowa, USA, was photographed by BUB OGDEN in August last year
Авиашоу на авиабазе Мальмен, Швеция. PT-17
Группа "Crunchie Flying Circus" состоит из двух девушек-акробаток и двух пилотов, летающих на самолетах Stearman, окрашенных в цвета шоколадных батончиков Crunchie фирмы "Cadbury". Девушки демонстрируют чудеса акробатике прямо в полете, находясь на верхних крыльях спортивных бипланов. Они привязаны к установленным на крыльях специальным рамам.
Команда воздушных акробатов. Акробатическая группа Вика Нормана (ныне известна как "Team Guinot") использует в своих выступлениях специально доработанные спортивные бипланы Boeing Stearman. Бипланы выполняют комплекс фигур высшего пилотажа с девушками на крыле. Самой знаменитой фигурой является "зеркало", при этом самолеты летят так близко друг к другу, что девушки могут коснуться руками (см. фото). Акробатки также показывают переход из кабины на крыло в полете - "фокус", известный с 1930-х годов. В июле 2008 года группу "Team Guinot" переформировали - теперь в ней пять самолетов с пятью акробатами. Это самая большая в мире группа по аэробатике.
This month's slightly off-beat (for us at least) front cover was taken by DAVID HIGGS, the begoggled chap sitting in the front seat of the Stampe. masquerading as Biggles during shooting of the film of the same name.
A second look at our cover photograph. The evil von Stalhein, alias stunt pilot John Jordan in his Stearman G-AROY, chases Biggles, alias (in this case) photographer David Higgs.
A shot from the spectacular low-flying chase sequence with Stuart Goldspink in the Stampe being pursued by John Jordan in the Boeing Stearman - the wingtips of which are just visible on the left.
Von Stalhein's view of Biggles' gunner.
Biggles, played in the film by Neil Dickson, stands by his trusty aeroplane - Stampe G-BXNW, modified to carry a Scarff-type gun ring. Relatively modern aircraft were chosen for the flying sequences, with First World War types from the Shuttleworth Collection lending authenticity in ground scenes.
Heading picture shows a trio of Stearmans with wing-mounted damsels.
The Stearman 73L3 Two-seat Training Biplane (225 h.p. Lycoming R-680-C1 engine).
"Стирман" фирмы Боинг. Впервые такой учебно-тренировочный биплан поднялся в воздух в декабре 1933г.
The Boeing PT-17 Kaydet Two-seat Primary Training Biplane (220 h.p. Continental engine).
A Boeing-Stearman recently assembled at Stapleford Tawney, and equipped for crop-dusting. Registered G-AROY, and at present believed to be stored at Sywell
9 января 2016г. в аэропорту Сиднея (Австралия) приземлился биплан Boeing Stearman 1942 г. выпуска, на котором 53-летняя британская летчица Трейси Кертис-Тейлор (Tracy Curtis-Taylor) успешно завершила одиночный трансконтинентальный перелет.
This civil version of a Stearman PT.17 recently photographed in Texas by one of our readers bears a Salvadorean registration, comprising the nationality letters "YS", followed by three figures.
Boeing Stearman 75 Kaydet LQ-GAZ is flown privately with an enclosed cockpit
The pristine blue and yellow Stearman PT-17 belonging to Christine Winzer of Kentwood, Michigan, rasps into the air.
В 1948г. колекция "примусов" ВВС Израиля пополнилась "Кадетом"
Учебно-тренировочный биплан Model 75 разрабатывался компанией в инициативном порядке, но оказался востребован в США и за рубежом, что хорошо видно на этой фотографии, где изображены самолеты из нескольких стран.
The author underwent his primary training at NAS Jacksonville in Stearman N2S-2 “Yellow Perils" like these from the Instructor’s School at Rodd Field, Corpus Christi, Texas.
Пожар тушит биплан Stearman PT-17
Stuart Goldspink in the Stampe being hotly pursued by John Jordan over the wintry Bedfordshire countryside.
Two Boeing-Stearman PT-17 Kaydets in a hangar in Israel. They are used for crop-dusting. In the background can be seen a number of Israeli Air Force Spitfire 16s, some of which have now been sold by Israel to Burma.
As well as being the site of Yesterday's Air Force, Chino Airport is the home of many antique and vintage aircraft - for example this Boeing PT-17 Kaydet.
The Stearman 76C3 Two-seat Light Military Biplane (420 h.p. Wright "Whirlwind" engine).
Stearman A-76-C3 operated by the Forca Aerea Brasileira
The Stearman S-76D1 Two-seat General Purposes Seaplane (320 h.p. Pratt & Whitney "Wasp-Junior" engine).
Squadron of Stearman 76D.1 Training Biplanes of the Argentine Naval Air Arm.
American Airmotive NA-75 agricultural biplane, based on the Stearman Model 75
The first Bedek hangar under construction in 1954 - though a Beech Bonanza, an Airspeed Consul and a Boeing PT-17, as well as a Spitfire, can be seen inside the yet-to-be completed structure.