Grumman F9F Panther
Варианты:
Grumman - F9F Panther - 1947 - США
Страна: США
Год: 1947


Одноместный палубный истребитель/истребитель-бомбардировщик
Описание
Фотографии
Grumman F9F Panther (G-79)

   Истребитель F9F Panther, широко использовавшийся ВМС США во время войны в Корее в начале 1950-х годов, был создан на базе фирменного проекта G-79D, предложенного Бюро Аэронавтики в июне 1946 года. В сентябре 1946 года были заказаны три прототипа, получившие обозначение XF9F-2. К постройке этих машин, оснащенных британским ТРД Rolls-Royce Nene с центробежным компрессором, приступили в феврале 1947 года. Nene начал выпускаться по лицензии компанией "Pratt & Whitney", и первые ТРД были поставлены в Бетпейдж в июле 1947 года. Эти двигатели были установлены на первый и второй прототипы, в то время как третью машину достроили в варианте XF9F-3 с ТРД Allison J33 тягой 20,46 кН.
   Оснащенный ТРД Nene тягой 22,24 кН, первый прототип начал пробежки по аэродрому 20 ноября, а четыре дня спустя он поднялся в воздух. В феврале 1948 года Panther оснастили 454-литровыми топливными баками на законцовках крыла, в дальнейшем ставшими стандартом. Второй XF9F-2 прибыл в испытательный центр ВМС в октябре 1948 года для проведения палубных испытаний, но 28 октября он был потерян из-за неполадок топливной системы. Вместо него использовался F9F-2 из первой партии в 30 самолетов, заказанных еще до первого полета. Палубные испытания завершились в марте 1949 года.
   Первые самолеты были поставлены эскадрилье VF-51 8 мая 1949 года. Позднее это подразделение вошло в состав 5-й палубной авиагруппы на авианосце "Вэлли Фодж", и именно ее самолеты совершили первый боевой вылет реактивных машин ВМС в Корее 3 июля 1950 года.
   Всего с ноября 1947 года по январь 1953 года построили 1385 Panther, включая прототипы.


Варианты
  
   F9F-2: 564 серийных самолета с ТРД Pratt & Whitney J42-P-6 (лицензионный вариант Nene); F9F-2B - доработанный вариант штурмовика с узлами подвески под крылом
   F9F-3: 54 самолета с ТРД Allison J33-A-8, которые с февраля 1950 года начали переделывать в вариант F9F-2 из-за низкой надежности силовой установки
   F9F-4: прототип XF9F-4, оснащенный ТРД J33-A-16 тягой 30,92 кН (с впрыском воды), поднялся в воздух 6 июля 1950 года - на несколько месяцев позже запланированного срока из-за проблем с двигателем; были заказаны 109 F9F-4 в основном для КМП США, часть из которых была достроена как F9F-5, а другая позднее получила двигатели J48-P-6A
   F9F-5: самый многочисленный вариант Panther, отличавшийся от F9F-4 ТРД J48-P-2 - развитием британского Rolls-Royce Тау; прототип XF9F-5 совершил первый полет 21 декабря 1949, а с 5 ноября 1950 года по 13 января 1953 года были поставлены 616 самолетов этого типа
   F9F-5P: 36 невооруженных фоторазведчиков с камерами в новой носовой части, поставленные между 25 октября 1951 года и 11 августа 1952 года
   F9F-5KD: после снятия с вооружения часть F9F-5 использовалась в качестве беспилотных мишеней и самолетов управления ими; в 1962 году обозначение изменили на DF-9E


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Grumman F9F-5 Panther

   Тип: одноместный палубный истребитель/истребитель-бомбардировщик
   Силовая установка: один ТРД Pratt & Whitney J48-P-6A тягой 27,80 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 972 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 774 км/ч; начальная скороподъемность 1829 м/мин; потолок 13 045 м; дальность полета 2092 км
   Масса: пустого 4603 кг; максимальная взлетная 8492 кг
   Размеры: размах крыла 11,58 м; длина 11,85 м; высота 3,76 м; площадь крыла 23,23 м!
   Вооружение: четыре 20-мм пушки M3 и до 1361 кг боевой нагрузки на восьми узлах подвески под крылом
F9F-3 "Пантер" старшего лейтенанта Леонарда Плога из эскадрильи VF-51, авианосец "Вэлли Фордж", лето 1950г.
F9F-3 из эскадрильи VF-51, развернутой на борту авианосца "Вэлли Фордж" в июле 1950 года. Младший лейтенант Леонард Плог, летавший на самолете № 123071 с кодом "109/S", сбил 3 июля северокорейский Як-9.
19 ноября 1952 года лейтенант Дж.Д. Миддлтон, пилотировавший этот F9F-2 Panther из 781-й истребительной эскадрильи с авианосца "Орискани", вместе со своим ведомым лейтенантом Э. Р. Уильямсом сбили недалеко от авианосца пару МиГов, а еще один МиГ был поврежден лейтенантом Д. М. Роуландсом. Долгое время данный факт был строго засекречен ВМС США, поскольку мог иметь тяжелые международные последствия - данные МиГ-15 были советскими и дислоцировались в районе Владивостока. Пилоты советских машин погибли. Всего F9F-2 одержали в Корее 8 побед.
F9F-2 "Пантер" старшего лейтенанта Дж.Миддлтона из эскадрильи VF-781, авианосец "Бон Омм Ричард", ноябрь 1951г.
F9F-2 "Пантера"
Пилотажная группа "Blue Angels". Первые F9F-2, поступившие на вооружение ВМС США, были также переданы пилотажной группе "Blue Angels" 20 августа 1949 года (на рисунке). Первыми реактивными самолетами группы были Panther, они пришли на смену F8F Bearcat и использовались до июля 1950 года, когда из группы было сформировано ядро эскадрильи VF-191 для участия в войне в Корее. После 14-месячного перерыва, отлетав сезон 1952 года на F7U-1 Cutlass, группа год спустя возродилась, снова на самолетах семейства F9F. Сначала предполагалось оснастить ее F9F-6 Cougar, но из-за наложенного в 1953 году запрета на их эксплуатацию пришлось использовать отремонтированные F9F-5 Panther. Они использовались до 1955 года, когда, наконец, поступили Cougar.
F9F-2 Panther из 1-й штурмовой АЭ 3-й эскадры авиации ВМС Аргентины, 1963 г.
Оснащенный штангой с различными датчиками, этот F9F-2 раннего выпуска в окраске "midnight Blue" использовался для испытаний вооружения. Здесь он сфотографирован с неуправляемыми 127-мм ракетами HVAR (High-Velocity Aerial Rockets) под крылом.
Во время войны в Корее Grumman Panther хорошо проявил себя в качестве палубного истребителя-бомбардировщика.
The wings of F9F-2 BuNo 127174 of VF-111 fold following its return to USS Valley Forge after a bombing mission over Korea during the carrier’s third of four cruises in South-east Asian waters during the conflict.
F9F-2 из VMF-223 на подъемнике авианосца «Франклин Д. Рузвельт», начало 1950 г.
Этот F9F-2 из VF-24 выполнил посадку на чужой авианосец, где был покрыт «надписями позора»
Deck crew members aboard USS Boxer work on a pair of F9F-2s of VF-721 to prepare them for an afternoon bombing mission over North Korea in the autumn of 1951. The Panther was Grumman’s first jet-powered aircraft, and earned the distinction of being the first US Navy aircraft to shoot down a MiG-15.
F9F-5 из VF-111 на борту авианосца «Лейк Чамплейн», 1953 г.
ВМС США принимали самое активное участие в Корейской войне, направив на театр военных действий несколько зскортных авианосцев. Самолеты F9F-2 Panther (на фото слева) являлись основными реактивными истребителями палубной авиации ВМС США в первые месяцы войны. Самолет F9F-2 Panther стал первым американским палубным реактивным истребителем, одержавшим победу в воздушном бою.
F9F-2B Panther из 311-й истребительной эскадрильи авиации КМП США (на фотографии) в декабре 1950 года первыми прибыли в Корею на авиабазу Йонпо. К марту 1951 года она перебазировалась в Поханг. Там же с февраля 1951 года дислоцировалась 115-я истребительная эскадрилья КМП.
Grumman F9F Panther.
F9F "Пантера"
F9F-5 из пилотажной эскадрильи Blue Angels, середина 1950-х гг.
DF-9E вскоре после завершения своей эксплуатации в VU-1
F9F-2B авиации ВМС Аргентины, начало 1960-х гг.
The second XF9F-2 (BuAer No 122477) which joined the flight test programme in the spring of 1948. This aircraft was to be lost on 28 October of that year following a fuel system malfunction while under test at Patuxent River.
The first XF9F-2 during initial flight trials with test boom protruding from nose.
Опытный самолет XF9F-2
Первый из двух прототипов XF9F-2, оснащенных ТРД Pratt & Whitney J42, поднялся в воздух 21 ноября 1947 года.
Continuing the Grumman tradition, the F9F Panther was a brawny design which somehow retained rather elegant lines. The prototype XF9F-2 made its maiden flight on November 27, 1947, the type going on to be produced in several variants. This example is an F9F-2 painted in a special test colour scheme that was not adopted as standard for US Navy service. Note the distinctive split perforated airbrake forward of the wing.
First XF9F-2 (BuAer No 122475) after application of wingtip tanks.
Первый из двух прототипов XF9F-2 с 454-литровыми концевыми топливными баками. Последние были установлены на самолет в феврале 1948 года, затем они ставились и на серийные машины.
Практически не отличавшийся по конструкции от F9F-2, F9F-3 был оснащен ТРД Allison J33, на большинстве машин позднее замененный на J42.
The F9F-4 never overcame the problems associated with its J33-A-16, most aircraft being re-engined as were the preceding F9F-3s with the J33-A-8, an example of the latter version of the Panther, F9F-3 (BuAer No 122564) being illustrated here.
В общей сложности построили 616 F9F-5, оснащенных ТРД P&W J48 (Rolls-Royce Tay). Аэродинамические перегородки на крыле и УКВ антенна навигационной системы монтировались в процессе доработки.
MiG Alley cat - F9F-5 BuNo 125228 displays its beefy naval pedigree. The Panther was built to be robust and, although it was outclassed by the Soviet MiG-15 as a fighter in Korea, it nevertheless acquitted itself well as a fighter-bomber during the conflict.
An F9F-2 photographed while under test from Bethpage.
Аварийный слив топлива с F9F-3
An F9F-2B fitted with six 5-in (12,7-cm) HVARs which were widely used in Korea
Основными реактивными истребителями ВМС США были самолеты F9F Panther. На фотографии - F9F-2 из CAG-19, данная группа четырежды перебрасывалась в Корею и действовала с авианосцев "Princeton" и "Valley Forge".
Вариант F9F-2 (построили 564 самолета) был принят на вооружение весной 1949 года. Большая часть самолетов, оснащенная бомбодержателями под крылом, первоначально имела обозначение F9F-2B, но последнюю букву позднее стали опускать.
An F9F-2 (BuAer No 123600) of US Navy Squadron VF-191 photographed over the Korean coastline in May 1951. The symbols aft of the cockpit indicate that this particular aircraft had, at the lime, flown 18 ground attack missions.
Май 1949г.: 51-я истребительная эскадрилья ВМС США первой получила Grumman F9F Panther, ставший основным истребителем в корейской войне.
Флотская "Пантера" атакует расположение 8-го полка
The first production F9F-3 (BuAer No 122560) flying with (in background) an F9F-2 (BuAer No 123451). Most F9F-3s were rebuilt to -2 standards.
В 1950 году F9F-3, № 122562, был оснащен подвижным лафетом Aero X17A с электрогидравлическим приводом в носовой части, несшим вооружение из четырех 12,7-мм пулеметов. Испытания дали многообещающие результаты, но задержки с разработкой привели к закрытию программы в 1954 году.
F9F-3 (зав. № 122562) с экспериментальной стрелковой установкой. Перемещались не только пулеметы, но вся носовая часть самолета могла поворачиваться вокруг продольной оси
This is the Panther the author flew at the NATO in September 1951, F9F-5 BuNo 125082, fitted with a nose-mounted probe for trials. The F9F-5 was a re-engined and enlarged variant, with a stretched fuselage and taller fin.
F9F-5 был самым многочисленным вариантом Panther - построено 595 самолетов. На фотографии - самолет из первой серийной партии, оснащенный экспериментальной топливозаправочной штангой и в 1952 году проходивший испытания с самолетом-заправщиком XAJ-1.
An F9F-5 (BuAer No 125240) testing an experimental in-flight refuelling probe which was later to be adopted by the swept-wing Cougar derivative
Дозаправка «Пантеры» F9F-5 от палубного бомбардировщика AJ-2 «Саваж». Август 1952 г.
Для замены доработанных в войсках F9F-2P компания "Grumman" построила 36 F9F-5P. В удлиненной носовой части разместили фотокамеры и установили автопилот General Electric G-3.
An F9F-5P (BuAer No 126279), the photographic version of the Panther, three dozen of which were produced
Самолет-разведчик F9F-5P
The US Marines also operated the Panther, two units - VMF-115 and VMF-311 - flying the type in Korea. This pair from VMF-115 roar into the air at Roosevelt Roads in Puerto Rico. Note the deflected flaps and lowered leading-edge ‘‘droop snoots”.
An F9F-5 immediately prior to landing aboard, this illustration giving some idea of the excellent view provided the pilot by the cockpit.
Во время посадки на авианосец «Филипин Си» у этого F9F-2 сорвало носовой обтекатель. Корея, 1953 г.
Истребители F-9 "Пантера", авианосец "Вэлли Фордж"
«Пантеры» F9F-3 из эскадрильи VF-21 перед взлетом с авианосца «Боксер»
Авианосцы в Корее. 3 июля 1950г.: с началом войны в Корее американцы двинули на ТВД свои "плавучие аэродромы", а первыми американскими палубными самолетами, принявшими участие в боевых действиях, стали 3 июля восемь F9F-2 Panther с авианосца "Вэлли Фордж" (фото). За ними Skyraider и Corsair из 5-й авианосной авиагруппы (CVG-5) нанесли удар по Пхеньяну, a Panther из 51-й истребительной эскадрильи прикрывали ударную группу. Пилот самолета Panther из 51-й эскадрильи лейтенант Леонард Плог тогда сбил Як-9. В тот же день удар по противнику нанесли самолеты с британского авианосца "Триумф" - первый случай боевого применения не американской авиации в Корее: 9 Seafire FR.Mk 47 из 800-й эскадрильи и 12 Firefly Mk 5 из 827-й эскадрильи штурмовали аэродром в Хэджу (иногда Хаеджу).
«Пантера» F9F-2 из VF-72 на подъемнике авианосца «Бон Ом Ричард»
Подготовка к первому взлету F9F-3 из VF-51 с авианосца «Боксер» 13 сентября 1949 г.
An F9F-4 (BuAer No 125081) with wings in folded configuration.
An F9F-2 (BuAer No 123440) of USMC Squadron VMF-311.
An F9F-4 (BuAer No 125205) of USMC Squadron VMF-334.
Заправка топливом «Пантеры» из эскадрильи VMF-311
F9F-4 отличался от F9F-5, как F9F-3 от F9F-2 - он был оснащен альтернативным ТРД Allison J33. На большинство из них потом установили ТРД J48, как на F9F-5.
F9F-5 Panther из 1-го авиакрыла морской пехоты США. На фюзеляже - отметки о 445 боевых вылетах в Корее
A USMC F9F-5 (BuAer No 125614) in overall natural metal finish adopted for some aircraft late in the Panther s career.
Небольшое количество излишних F9F-5 было переделано в беспилотные F9F-5K и самолеты управления F9F-5KD (DF-9E после 1962 года).
An F9F-5KD (later DF-9E) target drone or drone controller.
A Grumman F9F-2 Panther
"Пантеры" пилотажной группы "Блю Энжелз"
В полете четверка "пантер"
Лишь одна страна, использовавшая F9F, получила и Panther, и Cougar. В 1958 году авиации ВМС Аргентины были поставлены 24 отремонтированных F9F-2 (фотография внизу). Переданные 1-й ударной эскадрилье 2-й эскадры ВМС на авиабазе Команданте Эспора, эти самолеты летали только с береговых ВПП, так как катапульты авианосца "Индепенденса" были недостаточно мощными для их запуска. В апреле 1963 года четыре Panther были уничтожены на земле, а пятый столкнулся в воздухе с Corsair во время трехдневного переворота, в ходе которого моряки противостояли армейцам и ВВС. Два года спустя, когда 1-ю ударную эскадрилью передали 3-й эскадре ВМС, Panther снова участвовали в боевых действиях, патрулируя границу во время конфликта с Чили. Полеты уцелевших машин были прекращены в 1969 году из-за отсутствия запасных частей. Между тем, в 1962 году для 1-й ударной эскадрильи были куплены два F9F-8T. Оба самолета списали к 1971 году.
F9F-5 с отстыкованной хвостовой частью для доступа к двигателю
454-кг бомба под крылом «Пантеры»
Подвеска неуправляемых ракет и бомб под самолет F9F-2 "Пантера"
Ракеты HVAR под крылом «Пантеры»
Открытый пушечный отсек
Сборка «Пантер» на заводе фирмы «Грумман».
Приборная доска истребителя F9F-5
Хвостовое оперение с боевыми повреждениями
Авария истребителя, пилотируемого л-том Дунканом. Авианосец «Мидуэй», 16 апреля 1951 г.
The amazing sequence, taken aboard USS Midway (CVB-41) on July 23, 1951, shows the crash of Cdr George C. Duncan's Grumman F9F-5 Panther, 125228. Miraculously the aircraft's nose broke off at a bulkhead, separating it from the flame - enveloped centre-section and leaving the cockpit virtually intact, as seen in the view at bottom right. In the shot of the rear fuselage hanging from the carrier's side, below, the Panther's Pratt & Whitney J48 engine can be discerned, almost wrenched right out of the airframe.
"Пантера" после разгрома авиабазы Пунта-Индио
Contrasting with the immaculate condition of the "home products" in the North Korean museum is the wreckage of a US Navy AD Skyraider and F9F Panther. No information is given to show where these wrecks were recovered.
Grumman F9F-5 Panther
XF9F-2; F9F-2; F9F-5
Grumman F9F-5P Panther
P186, based upon the Grumman Panther