Boeing/Sikorsky RAH-66 Comanche
Страна: США
Год: 1996
Вертолет

Разведывательно-ударный вертолет с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
Boeing/Sikorsky H-66 Comanche

  В 1982 году Армия США анонсировала крайне амбициозную программу создания легкого экспериментального многоцелевого вертолета LHX. Планировалось закупить порядка 5000 таких машин для замены вертолетов Bell UH-1 Iroquois, Bell AH-1 Huey Cobra, Hughes OH-6 Cayuse и Bell OH-58 Kiowa. Чрезмерная техническая сложность программы и высокая цена отдельно взятого перспективного вертолета вскоре стали очевидны, поэтому количество запланированных к закупке вертолетов постоянно сокращалось. В 1987 году количество закупаемых машин определили в 2096 и только в разведывательно-ударном варианте для замены 3000 вертолетов AH-1, OH-6 и OH-58. В 1998 году планировалось закупить еще меньше вертолетов - 1292.
  Запрос предложений Армией США был разослан в июне 1998 года. Контракт на 23-месячную разработку демонстрационных проектов заключили с двумя авиастроительными объединениями. Первое получило наименование "Super Team", в него вошли "Bell" и "McDonnell Douglas"; второе, "FirstTeam", составили компании "Boeing" и "Sikorsky". В апреле 1991 года победителем конкурса проектов объявили "First Team", с которой и был заключен контракт на постройку четырех летных прототипов и двух прототипов для наземных испытаний (один для испытаний на прочность и один для испытаний динамических систем). Количество летных прототипов в 1992 году сократили до трех, а в 1994 году - до двух.
  Двигатель для вертолета был выбран в октябре 1988 года - модель LHTEC (Allison/Garrett, позже - Allison/AlliedSignal) T800. В 1990 году обозначение вертолета изменили с LHX на LH, а в апреле 1991 года для него было выбрано наименование RAH-66 Comanche, прототипы и вертолет для эксплуатационных испытаний получили обозначение YRAH-66.
  Разработка вертолета продвигалась очень медленно из-за многочисленных технических проблем, а также из-за антипатии к программе некоторых политиков, отстаивавших сокращение военных расходов США. Так, в 1993 году было решено отложить сроки по программе, чтобы иметь возможность устанавливать РЛС Longbow уже на машины первой, а не четвертой, как планировалось изначально, производственной серии. В январе 1993 года программа в очередной раз подверглась пересмотру, на 1998-2003 годы запланировали постройку трех вертолетов для эксплуатационных испытаний, начало серийного производства наметили на 1999 год, достижение первоначального состояния боеготовности - на 2003 год. В декабре 1993 года, по результатам окончательной оценки проекта, было утверждено решение построить три прототипа, но финансирование программы снова сократили. В декабре 1994 года количество прототипов уменьшили до двух - оба без РЛС Longbow и ПТУР AGM-114 Hellfire. В 1995 году утвердили окончательный план: два прототипа, шесть вертолетов для эксплуатационных испытаний с разведывательным оборудованием, но без вооружения (начало испытаний 2001 год); начало серийного производства в 2003 году; достижение состояния первоначальной боеготовности первой эскадрильей в 2007 году; серийное производство 1292 вертолетов.
  Вертолет Comanche предназначался для применения в условиях противодействия сильной ПВО, поэтому изначально огромное внимание уделялось малой заметности машины. Планер спроектировали с учетом положений технологии "стелс" с минимальным количеством отражающих электромагнитное излучение поверхностей и повышенным использованием композитных материалов. Силовая установка из двух ТВаД и редукторы размещены сзади и по сторонам пилона бесшарнирного пятилопастного несущего винта. Композитные лопасти снабжены стреловидными законцовками. Т-образное хвостовое оперение наклонено вправо от продольной оси вертолета. В киле установлен винт-фенестрон. Шасси - полностью убираемое, трехопорное, с хвостовой опорой. Вооружение размещается в двух внутренних отсеках, расположенных по бортам фюзеляжа, и подвешивается на створки отсеков. Бортовое электронное оборудование отличалось беспрецедентной для вертолета сложностью (стоимость БРЭО оценивалась в 60-70% от стоимости вертолета в целом) и было выполнено максимально унифицированным с БРЭО истребителя Lockheed Martin F-22 Raptor. Система управления полетом - электродистанционная трехканальная с боковой ручкой управления при сохранении традиционного рычага общего шага. В состав прицельно-навигационного комплекса включены приемник спутниковой навигационной системы GPS и ИК-система обзора передней полусферы, приборное оборудование кабин - по типу "стеклянной кабины", с двумя большими ЖКИ индикаторами в каждой кабине, приборами ночного видения и нашлемными индикаторами и прицелами. Надвтулочную РЛС Longbow планировалось устанавливать только на одном из каждых четырех серийных вертолетов, причем РЛС могла монтироваться на любом вертолете.
  Планировалось, что вооружение будет состоять из одной трехствольной 20-мм пушки с боекомплектом 500 снарядов, установленной на подфюзеляжной турели. Тогда как два внутренних отсека вмещали до шести УР класса "воздух-поверхность" Hellfire или до 12 УР класса "воздух-воздух" Stinger, а в другом варианте вертолет оснащался крылом в районе отсеков вооружения, на котором можно было подвешивать до восьми УР Hellfire или до 16 УР Stinger, или ПТБ.
  Первый YRAH-66 поднялся в воздух 4 января 1996 года, позже к нему присоединился второй прототип. Первый прототип выполнил 318 полетов с налетом 387 часов. Второй прототип предназначался для испытания более мощных ТВаД T800-LHT-801 и внешне отличался от первого иным хвостовым оперением. 23 февраля 2004 года было объявлено о прекращении работ по вертолету RAH-66. Высвободившиеся ассигнования было решено направить на модернизацию и продление ресурса состоявших на вооружении Армии США вертолетов. Технологии, разработанные для вертолета Comanche, используются при модернизации вертолетов других типов, прежде всего - Apache Longbow.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing/Sikorsky RAH-66 Comanche

  Тип: разведывательно-ударный вертолет с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два ТВаД LHTEC T800-LHT-801 мощностью по 1432л.с.(1068кВт)
  Характеристики (расчетные данные): максимальная скорость на высоте 1220 м - 324 км/ч; начальная вертикальная скороподъемность 432 м/мин; дальность с подвесными баками 2334 км; продолжительность полета со стандартной заправкой 2 ч 30 мин
  Масса (расчетные данные): пустого 3522 кг; максимальная взлетная 7896 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 11,90 м, длина с вращающимися винтами 14,28 м; высота 3,37 м; площадь, ометаемая несущим винтом 111,21 м'
  Вооружение: см. выше
RAH-66 "Команч"
Comanche выкатывают из ангара. 25 мая 1995г.: компания "Boeing Sikorsky" выкатила из ангара новейший боевой вертолет YRAH-66 Comanche. Первый полет был запланирован на 30 ноября после наземных испытаний. На эту высокотехнологичную машину армейская авиация США возлагала большие надежды. Боевые и оценочные испытания намечались на начало 2005 года.
4 января 1996г.: в Палм Бич, штат Флорида, поднялся в воздух разведывательный вертолет Boeing Sikorsky RAH-66 Comanche.
Comanche (на переднем плане) и Apache Longbow рассматривались как часть единой цифровой информационно-боевой системы Армии США XXI века (концепция "Force XXI").
Boeing Sikorsky RAH-66 Comanche был впервые продемонстрирован публике
Первый опытный вертолет RAH-66 "Команч"
RAH-66 во время своего первого полета, 1996г.
Первый экземпляр "Команча" с макетом надвтулочной РЛС
"Команчи" в одном из испытательных полетов. Створки отсеков вооружения открыты
RAH-66
Задний отсек бортового электронного оборудования
Раскапотированный двигатель и задний отсек оборудования
Использование створки отсека вооружения в качестве рабочей платформы
Левая основная опора шасси
Подвеска ракетного вооружения
Кабина летчика
Кабина экипажа
Нашлемный дисплей фирмы Кайзер Электроникс
Вертолет RAH-66 "Каманч"
Полноразмерный макет вертолета LH объединения Боинг-Сикорский
Проект чудо-вертолета фирмы Хьюз
Рисунок вертолета LH команды разработчиков фирм Белл-Макдоннелл-Дуглас
Рисунок вертолета LH-SCAT объединения Боинг-Сикорский
Вертолет HL-UTIL объединения Боинг-Сикорский
Проект вертолета LHX соосной схемы с толкающим винтом, предложенный фирмой Сикорский
Проект вертолета LHX фирмы Боинг
Проект летательного аппарата с поворотными винтами, предложенный фирмой Белл
Планируемая новая конфигурация оперения для RAH-66
Схема размещения съемных панелей на RAH-66
Конструктивно-силовая схема фюзеляжа вертолета RAH-66
Размещение ПТУР "Хеллфайр" на внутренней подвеске (слева) и в боевом положении (справа)
Схема размещения вооружения вертолета "Команч" с установленной системой EFAMS. (1. Противотанковый вариант вертолета с 16 ПТУР "Хеллфайр"; 2. Вертолет сопровождения с 28-ю УР "Стингер" класса "воздух-воздух"; 3. Разведывательный вариант с 4-мя ПТУР "Хеллфайр" и 2-мя УР "Стингер"; 4. Перегоночный вариант с подвесными баками и УР "Стингер").
Ракеты, предназначенные для вооружения вертолета "Команч" (1 - НУРС калибра 81 мм; 2 - ПТУР "Хот"; 3 - УР AIM-92 "Стингер"; 4 - НУРС калибра 81 мм; 5 - УР "Старстрик; 6 - ПТУР "Тоу" II; 7 - НУРС "Гидра 70"; 8 - УР "Мистраль"; 9 - ПТУР "Хеллфайр"; 10 - перспективный авиационный контейнер (TACAWS)
Размещение пушки и боекомплекта на вертолете "Команч"
Вертолет RAH-66 "Каманч"
Схема опытного вертолета RAH-66 "Команч"