Boeing/Sikorsky RAH-66 Comanche
Страна: США
Год: 1996
Вертолет

Разведывательно-ударный вертолет с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
Boeing/Sikorsky H-66 Comanche

   В 1982 году Армия США анонсировала крайне амбициозную программу создания легкого экспериментального многоцелевого вертолета LHX. Планировалось закупить порядка 5000 таких машин для замены вертолетов Bell UH-1 Iroquois, Bell AH-1 Huey Cobra, Hughes OH-6 Cayuse и Bell OH-58 Kiowa. Чрезмерная техническая сложность программы и высокая цена отдельно взятого перспективного вертолета вскоре стали очевидны, поэтому количество запланированных к закупке вертолетов постоянно сокращалось. В 1987 году количество закупаемых машин определили в 2096 и только в разведывательно-ударном варианте для замены 3000 вертолетов AH-1, OH-6 и OH-58. В 1998 году планировалось закупить еще меньше вертолетов - 1292.
   Запрос предложений Армией США был разослан в июне 1998 года. Контракт на 23-месячную разработку демонстрационных проектов заключили с двумя авиастроительными объединениями. Первое получило наименование "Super Team", в него вошли "Bell" и "McDonnell Douglas"; второе, "FirstTeam", составили компании "Boeing" и "Sikorsky". В апреле 1991 года победителем конкурса проектов объявили "First Team", с которой и был заключен контракт на постройку четырех летных прототипов и двух прототипов для наземных испытаний (один для испытаний на прочность и один для испытаний динамических систем). Количество летных прототипов в 1992 году сократили до трех, а в 1994 году - до двух.
   Двигатель для вертолета был выбран в октябре 1988 года - модель LHTEC (Allison/Garrett, позже - Allison/AlliedSignal) T800. В 1990 году обозначение вертолета изменили с LHX на LH, а в апреле 1991 года для него было выбрано наименование RAH-66 Comanche, прототипы и вертолет для эксплуатационных испытаний получили обозначение YRAH-66.
   Разработка вертолета продвигалась очень медленно из-за многочисленных технических проблем, а также из-за антипатии к программе некоторых политиков, отстаивавших сокращение военных расходов США. Так, в 1993 году было решено отложить сроки по программе, чтобы иметь возможность устанавливать РЛС Longbow уже на машины первой, а не четвертой, как планировалось изначально, производственной серии. В январе 1993 года программа в очередной раз подверглась пересмотру, на 1998-2003 годы запланировали постройку трех вертолетов для эксплуатационных испытаний, начало серийного производства наметили на 1999 год, достижение первоначального состояния боеготовности - на 2003 год. В декабре 1993 года, по результатам окончательной оценки проекта, было утверждено решение построить три прототипа, но финансирование программы снова сократили. В декабре 1994 года количество прототипов уменьшили до двух - оба без РЛС Longbow и ПТУР AGM-114 Hellfire. В 1995 году утвердили окончательный план: два прототипа, шесть вертолетов для эксплуатационных испытаний с разведывательным оборудованием, но без вооружения (начало испытаний 2001 год); начало серийного производства в 2003 году; достижение состояния первоначальной боеготовности первой эскадрильей в 2007 году; серийное производство 1292 вертолетов.
   Вертолет Comanche предназначался для применения в условиях противодействия сильной ПВО, поэтому изначально огромное внимание уделялось малой заметности машины. Планер спроектировали с учетом положений технологии "стелс" с минимальным количеством отражающих электромагнитное излучение поверхностей и повышенным использованием композитных материалов. Силовая установка из двух ТВаД и редукторы размещены сзади и по сторонам пилона бесшарнирного пятилопастного несущего винта. Композитные лопасти снабжены стреловидными законцовками. Т-образное хвостовое оперение наклонено вправо от продольной оси вертолета. В киле установлен винт-фенестрон. Шасси - полностью убираемое, трехопорное, с хвостовой опорой. Вооружение размещается в двух внутренних отсеках, расположенных по бортам фюзеляжа, и подвешивается на створки отсеков. Бортовое электронное оборудование отличалось беспрецедентной для вертолета сложностью (стоимость БРЭО оценивалась в 60-70% от стоимости вертолета в целом) и было выполнено максимально унифицированным с БРЭО истребителя Lockheed Martin F-22 Raptor. Система управления полетом - электродистанционная трехканальная с боковой ручкой управления при сохранении традиционного рычага общего шага. В состав прицельно-навигационного комплекса включены приемник спутниковой навигационной системы GPS и ИК-система обзора передней полусферы, приборное оборудование кабин - по типу "стеклянной кабины", с двумя большими ЖКИ индикаторами в каждой кабине, приборами ночного видения и нашлемными индикаторами и прицелами. Надвтулочную РЛС Longbow планировалось устанавливать только на одном из каждых четырех серийных вертолетов, причем РЛС могла монтироваться на любом вертолете.
   Планировалось, что вооружение будет состоять из одной трехствольной 20-мм пушки с боекомплектом 500 снарядов, установленной на подфюзеляжной турели. Тогда как два внутренних отсека вмещали до шести УР класса "воздух-поверхность" Hellfire или до 12 УР класса "воздух-воздух" Stinger, а в другом варианте вертолет оснащался крылом в районе отсеков вооружения, на котором можно было подвешивать до восьми УР Hellfire или до 16 УР Stinger, или ПТБ.
   Первый YRAH-66 поднялся в воздух 4 января 1996 года, позже к нему присоединился второй прототип. Первый прототип выполнил 318 полетов с налетом 387 часов. Второй прототип предназначался для испытания более мощных ТВаД T800-LHT-801 и внешне отличался от первого иным хвостовым оперением. 23 февраля 2004 года было объявлено о прекращении работ по вертолету RAH-66. Высвободившиеся ассигнования было решено направить на модернизацию и продление ресурса состоявших на вооружении Армии США вертолетов. Технологии, разработанные для вертолета Comanche, используются при модернизации вертолетов других типов, прежде всего - Apache Longbow.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing/Sikorsky RAH-66 Comanche

   Тип: разведывательно-ударный вертолет с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два ТВаД LHTEC T800-LHT-801 мощностью по 1432л.с.(1068кВт)
   Характеристики (расчетные данные): максимальная скорость на высоте 1220 м - 324 км/ч; начальная вертикальная скороподъемность 432 м/мин; дальность с подвесными баками 2334 км; продолжительность полета со стандартной заправкой 2 ч 30 мин
   Масса (расчетные данные): пустого 3522 кг; максимальная взлетная 7896 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 11,90 м, длина с вращающимися винтами 14,28 м; высота 3,37 м; площадь, ометаемая несущим винтом 111,21 м'
   Вооружение: см. выше
RAH-66 "Команч"
Comanche выкатывают из ангара. 25 мая 1995г.: компания "Boeing Sikorsky" выкатила из ангара новейший боевой вертолет YRAH-66 Comanche. Первый полет был запланирован на 30 ноября после наземных испытаний. На эту высокотехнологичную машину армейская авиация США возлагала большие надежды. Боевые и оценочные испытания намечались на начало 2005 года.
Prototype YRAH-66 Comanche during flight testing from West Palm Beach (1998)
Опытный вертолет RAH-66 «Команч»
The Sikorsky Boeing RAH-66 Comanche was cancelled in 2004.
Stealthy attributes are apparent in this near head-on view of the first Comanche (1999)
The stealthy RAH-66 Comanche provided an object lesson for Boeing and Sikorsky in the need to avoid excessive requirements, requirement creep, developmental delays and poor management
4 января 1996г.: в Палм Бич, штат Флорида, поднялся в воздух разведывательный вертолет Boeing Sikorsky RAH-66 Comanche.
Comanche (на переднем плане) и Apache Longbow рассматривались как часть единой цифровой информационно-боевой системы Армии США XXI века (концепция "Force XXI").
Second prototype RAH-66 Comanche 95-0001 gets back into the air on May 23, 2002 with newly installed Mission Equipment Package (MEP) software and new engines. The helicopter had been withdrawn from the flight test programme in May 2001 to enable installation of its new 1,563shp (1,166kW) LHTEC T-800-LHT-801 engines and integration testing of the MEP.
Prototype Boeing Sikorsky YRAH-66 Comanche 94-0327 gets airborne for the first time from Sikorsky’s Development Flight Test Center at West Palm Beach, Florida, at 1305hrs on January 4, 1996. The helicopter was airborne for 36 minutes in the hands of Sikorsky test pilot Rus Stiles and Boeing test pilot Bob Gradle. The current US Army requirement is for a total of 1,292 Comanches.
Mirror image - although similar in looks, the Invictus and RAH-66 (pictured) could not be more different. Unlike the Invictus, the RAH-66 was developed as a stealth platform.
Boeing Sikorsky RAH-66 Comanche был впервые продемонстрирован публике
Первый опытный вертолет RAH-66 "Команч"
RAH-66 во время своего первого полета, 1996г.
Первый экземпляр "Команча" с макетом надвтулочной РЛС
"Команчи" в одном из испытательных полетов. Створки отсеков вооружения открыты
RAH-66
Задний отсек бортового электронного оборудования
Раскапотированный двигатель и задний отсек оборудования
Использование створки отсека вооружения в качестве рабочей платформы
Левая основная опора шасси
Подвеска ракетного вооружения
Boeing Sikorsky RAH-66 Comanche front and rear cockpit layout (1997)
Working mockup of RAH-66 front cockpit shows two central multifunction visual displays and central input keyboard flanked by system and weapon information displays. Sidestick cyclic control is on the starboard console (1993)
Кабина летчика
Кабина экипажа
Нашлемный дисплей фирмы Кайзер Электроникс
Вертолет RAH-66 "Каманч"
Полноразмерный макет вертолета LH объединения Боинг-Сикорский
Both the industry teams competing for the US Army contract to develop and produce a new light attack helicopter (the LHX) - Boeing/Sikorsky and McDonnell Douglas Bell - received contracts valued at $158m each on 1 November 1988, allowing them to proceed to the demonstration/validation phase.
Проект чудо-вертолета фирмы Хьюз
Рисунок вертолета LH команды разработчиков фирм Белл-Макдоннелл-Дуглас
Рисунок вертолета LH-SCAT объединения Боинг-Сикорский
Вертолет HL-UTIL объединения Боинг-Сикорский
Internal arrangement of the Boeing Sikorsky RAH-66 Comanche (1996)
Проект вертолета LHX соосной схемы с толкающим винтом, предложенный фирмой Сикорский
Проект вертолета LHX фирмы Боинг
Проект летательного аппарата с поворотными винтами, предложенный фирмой Белл
Планируемая новая конфигурация оперения для RAH-66
Схема размещения съемных панелей на RAH-66
Конструктивно-силовая схема фюзеляжа вертолета RAH-66
Comanche rotor head design (1995)
Head-on views of Comanche equipped for armed reconnaissance (left), attack (centre) and air combat (1995)
Размещение ПТУР "Хеллфайр" на внутренней подвеске (слева) и в боевом положении (справа)
Схема размещения вооружения вертолета "Команч" с установленной системой EFAMS. (1. Противотанковый вариант вертолета с 16 ПТУР "Хеллфайр"; 2. Вертолет сопровождения с 28-ю УР "Стингер" класса "воздух-воздух"; 3. Разведывательный вариант с 4-мя ПТУР "Хеллфайр" и 2-мя УР "Стингер"; 4. Перегоночный вариант с подвесными баками и УР "Стингер").
Ракеты, предназначенные для вооружения вертолета "Команч" (1 - НУРС калибра 81 мм; 2 - ПТУР "Хот"; 3 - УР AIM-92 "Стингер"; 4 - НУРС калибра 81 мм; 5 - УР "Старстрик" 6 - ПТУР "Тоу" II; 7 - НУРС "Гидра 70"; 8 - УР "Мистраль"; 9 - ПТУР "Хеллфайр"; 10 - перспективный авиационный контейнер (TACAWS)
Размещение пушки и боекомплекта на вертолете "Команч"
Вертолет RAH-66 "Каманч"
General arrangement of the RAH-66 Comanche. Head-on view (upper) shows optional stub wings.
Boeing Sikorsky RAH-66 Comanche (1995)
Схема опытного вертолета RAH-66 "Команч"