Fokker C.X
Страна: Нидерланды
Год: 1934


Двухместный разведывательный самолет и бомбардировщик
Описание:
C.X
Fokker C.X
Фотографии

C.X

Ближний разведчик и легкий бомбардировщик. Одномоторный биплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "NV Недерландше влиегтуигенфабрик Фоккер" под руководством Ф. Хентцена. Опытный образец С.Х вышел на испытания в 1934 г. В 1935 г. началось серийное производство на заводе "Фоккер" в Амстердаме, в 1938 г. эту машину стали строить по лицензии на заводе "Валтион лентоконетехдас" в Тампере. Всего выпущен 71 самолет.
Экипаж - 2 чел. Двигатель и вооружение - в зависимости от модификации.
С.Х состоял на вооружении в Нидерландах с 1935 г., в Финляндии - с января 1937 г.
Выпускались два основных варианта самолета:
   - для голландских ВВС с мотором "Кестрел" V, вооружение 2x7,9, бомбы до 400 кг, поздние серии с закрытой кабиной и хвостовым колесом вместо костыля;
   - для финских ВВС с мотором "Пегасус" XII или "Пегасус" XXI, шасси - колеса/лыжи, вооружение 2x7,62, бомбы до 500 кг; серия I - голландской постройки, серия II - финской с небольшими отличиями по планеру.
С.Х ВВС Нидерландов использовались как разведчики и легкие дневные бомбардировщики в мае 1940 г. при отражении вторжения немцев. Финские самолеты с декабря 1939 г. действовали против советских ВВС в районе Финского залива - вели разведку, наносили дневные и ночные бомбовые удары, в т.ч. с пикирования. В ходе Великой Отечественной войны применялись в районе озера Ладога. Служили как разведчики, бомбардировщики и самолеты связи. С апреля 1944 г. начали переводиться в учебные части.
Производство С.Х на заводе "Фоккер" прекратили в 1937 г., в Финляндии сборку самолетов приостановили в декабре 1938 г., затем возобновили в апреле 1942 г. и в декабре окончательно сняли с производства. Последний финский С.Х разбился в январе 1958 г.


Fokker С.Х (голландской постройки)||
Размах:||12,0 м
Длина:||9,2 м
Моторы, количество х мощность:||1x650 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2250 кг
Максимальная скорость:||320 км/ч
Практический потолок:||8300 м
Дальность:||830 км

Fokker C.X

Вслед за выдающимся успехом, который последовал после запуска в серию самолетов семейства C.V, компания "Fokker" в 1933 году приступила к работам над их преемником - новая машина получила обозначение C.X и поначалу оснащалась двигателем Hispano-Suiza. Первый самолет поднялся в воздух в 1934 году и вскоре был продемонстрирован на Парижском авиасалоне. В целом новый самолет напоминал внешним видом предшественника, но отличался гораздо более высокими летными данными - во многом благодаря ставившемуся на серийных самолетах двигателю Rolls-Royce Kestrel V мощностью 650 л. с. (485 кВт). Серийный выпуск был налажен в 1935 году, а первым заказчиком стал авиакорпус Армии Голландской Ост-Индии, который приобрел 12 самолетов. Поставки были начаты в 1937 году, к тому времени еще 20 самолетов были заказаны для авиакорпуса голландской Армии. Первые 17 самолетов имели открытую кабину и хвостовой костыль, но остальные 15 получили закрытую фонарем кабину и хвостовое колесо. Всего для Голландии были выпущены 36 самолетов, включая заказ на четыре самолета C.X от финских ВВС от 1936 года. Последние машины получили обозначение C.X Srs II (по голландскому заказу самолеты строились под обозначением C.X Srs I), причем самолет оказался настолько удачным, что финны приобрели лицензию на его производство - государственный авиазавод Финляндии построил 30 таких самолетов в 1936-1937 годах, а в 1942 году - еще пять машин. Самолеты двух вариантов финской постройки имели обозначение C.X Srs III и C.X Srs IV.
   К началу Второй мировой войны самолеты C.X находились в эксплуатации в трех эскадрильях ВВС Финляндии. По крайней мере, один самолет уцелел в годы войны и летал, пока не разбился в 1958 году. Когда же 10 мая 1940 года Германия вторглась в Голландию, 10 самолетов C.X принимали участие в боевых действиях, но они значительно уступали немецким самолетам того времени. Но даже в такой ситуации в последний день этой военной кампании перед самой капитуляцией Голландии два летчика смогли перегнать свои C.X в Великобританию, положив, таким образом, начало ВВС "Свободной Голландии".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fokker C.X (финской постройки)

   Тип: двухместный разведывательный самолет и бомбардировщик
   Силовая установка: один звездообразный ПД Bristol Pegasus XII или XXI мощностью 835 л. с. (62В кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1850 м - 335 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1750 м - 275 км/ч; набор высоты 3000 м - за 6 минут; практический потолок 8100 м; дальность 900 км
   Масса: пустого 1550 кг; максимальная взлетная 2900 кг
   Размеры: размах крыла 12,00 м; длина 9,20 м; высота 3,30 м; площадь крыльев 31,70 м2
   Полезная нагрузка и вооружение: один 7,62-мм пулемет L-33 вверху носовой части фюзеляжа и один 7,62-мм наводимый пулемет L-33 в задней кабине, плюс до 500 кг бомб на двух подкрыльевых узлах подвески
"Фоккер C.X" из состава LLv 12, сбитый 19 декабря 1939г. помощником командира 2-й эскадрильи 25-го ИАП старшим лейтенантом Я.И.Антоновым. Самолет упал в 20 км к югу от Выборга у деревни Кайала. Оба члена экипажа = прапорщик резерва Ринтала и младший сержант резерва Мякеля - погибли.
C.X в варианте, состоявшем в 1939-1940 годах на вооружении 72-й учебной эскадрильи (TLeLV12) ВВС Финляндии, дислоцировавшейся в Суур-Мерийоки.
"Фоккер С.Х" (борт. FK-87) командира 2/LLv 10 лейтенанта Мустонена и летнаба прапорщика Туртиайнен, которые на этом самолёте были сбиты 15 января 1940 г. в районе позиций окружённой финнами советской 168-й стрелковой дивизии. Оба финских авиатора погибли. Победу одержала пара И-16 из состава 49-го ИАП, которые пилотировали старший лейтенант И.С.Савушкин и младший лейтенант С.Т.Горюнов
"Фоккер" C.X из 1-го звена 10-й финских ВВС. Аэродром "Луонетярви", декабрь 1939 года.
The Fokker C.10 Two-seat Fighter-Reconnaissance Biplane (Hispano-Suiza 12Ycrs engine).
FOR DUTCH COLONIAL SERVICE: A Rolls-Royce "Kestrel-"engined Fokker C.X two-seater of a type which is being supplied to the Dutch Colonial Air Force. The particular machine shown here has a 525 h.p. "Kestrel IIS'' but the production models are receiving "Kestrel Vs" of 600 h.p. At the critical altitude a speed of 205 m.p.h. is attained.
The Fokker C X two-seater fighter, bomber, reconnaissance machine, or what you will, fitted with the 600/640 h.p. Rolls-Royce Kestrel V. Alternative engines are the Hispano Suiza Ydrs, Bristol Pegasus IV and Gnome Rhone 14 Krsf Mistral Major. The performance with the two foreign engines is rather higher, but not sufficiently so, it would seem, to outweigh the very much shorter range. With the Hispano this is 410 miles, compared with 515 from the Kestrel. The more powerful engine gives 214 m.p.h. at 13,000 ft, whereas the Kestrel gives 199 m.p.h. at 14,000 ft.
PLAN FORM: One of the new Fokker C.X light general purpose biplanes (Rolls Royce Kestrel V) for the Dutch Army Air Service on a quiet, comfortable test flight above typical Netherlands country. These machines do just on 200 m.p.h. and climb to 16,400 ft. in about 10 minutes.
Fokker C.X.
Fokker C.X Biplanes of the Air Force of the Netherlands.
Fokker CX Reconnaissance Biplanes of the Air Force of Netherlands Indies.
Один из участников налета на Саунасаари - "Фоккер" C.X лейтенанта Пиетаринена. Фотография сделана летом 1940 года, когда самолет уже принадлежал эскадрилье LLv 14.
Финский "Фоккер" C.X N FK-78 - первый самолет "серии 1" с полным набором подвесного вооружения - две "сотки" и восемь 12,5-кг бомб
A front view of the Fokker C.10 Two-seat Reconnaissance Biplane (Bristol "Pegasus" engine).
THE FOKKER C.10, fitted with one "Bristol" Pegasus fully-supercharged engine, is a two-seater light bomber and reconnaissance biplane; of combined metal and wood construction, with bakelite-plywood and fabric covering, a fixed undercarriage and a covered and heated cockpit. The usual armament consists of up to four guns and an 800-pound bomb load. Maximum speed at 10,000 feet is 213 m.p.h. Built by N.V. Nederlandsche Vliegtuigenfabriek (Fokker).
Фоккер C.X финского производства, 1939г.
C.X из 10-й эскадрильи в полете, 11 мая 1939 года. На верхнем крыле установлен фотопулемет
"Фоккеры C.X", несмотря на архаичный вид, оказались весьма прочными и живучими машинами, что спасло несколько жизней финских летчиков. Однако в условиях господства советских истребителей в небе над Карельским перешейком уделом этих машин вскоре стали только ночные полеты.
Полковник Ю.Опас принимает парад 1-го финского авиаполка в Суур-Мерийоки, 15 мая 1939 года
Финские пикировщики на маневрах в Лаппеенранте 26 октября 1939 года. Белый фон опознавательных знаков закрашен на время маневров
Финский Fokker C.X на лыжах, конец 1939 г.
"Фоккеры С.Х" (борт. №№ FK-99, -100, 101 и -104) из состава 3/LLv 12 на аэродроме Суур-Мерийоки в начале декабря 1939 г. Возможно, одна или несколько из этих машин приняли участие в налетах на Риеск-ярви в ночь на 23 января 1940 г. Исключение можно сделать только для третьего в ряду самолета: 4 декабря 1939 г. он разбился, вылетев на задание в плохую погоду.
"Фоккеры" C.X, переданные учебным курсам пикирующих бомбардировщиков, в ангаре на аэродроме Луонтеярви, 7 марта 1940г.
Авария C.X 23 сентября 1939г. в Суур-Мерийоки. Этот самолет вернулся в строй уже в ходе советско-финской войны
DC.II, drawing No.31911, dated October 5, 1933.
Fokker С.Х с мотором "Кестрел" V