Fokker F.XXXVI / F.XXII
Страна: Нидерланды
Год: 1934


Транспортный самолет с экипажем из четырех человек
Описание:
Fokker F.XXXVI (F.36)
Fokker F.XXII (F.22)
Flight, July 1934
THE FOKKER F. XXXVI
Фотографии

Fokker F.XXXVI (F.36)

F.XXXVI (с 1936 года - F.36) стал первым четырехмоторным самолетом фирмы "Fokker", он является самым большим самолетом голландской конструкции. Самолет с экипажем из четырех человек предназначен для перевозки 32 пассажиров. Проект выполнен согласно требованиям авиаперевозчика KLM к комфортабельному и надежному авиалайнеру для использования на линиях, связывающих Голландию и Вест-Индию. К моменту формулировки требований "Fokker" уже работала над небольшим четырехмоторным авиалайнером, но от дальнейшего его проектирования отказались в пользу разработки более крупного F.XXXVI. Первый полет прототип с четырьмя звездообразными моторами Wright SGR-1820-F2 Cyclone мощностью по 750 л. с. и с трехлопастными металлическими винтами выполнил в июне 1934 года. Двигатели установлены в индивидуальных мотогондолах, смонтированных на крыле. Конструкция F.XXXVI типична для "Fokker" того периода и несколько архаична в сравнении с конструкцией американских авиалайнеров, таких как Douglas DC-2.
   Каркас фюзеляжа овального сечения сварен из стальных труб и, за исключением носовой части, обшит фанерой. Кабина экипажа размещена над пассажирской, которая разделена на четыре салона; имеется кухня, отделение для стюардов, два гардероба. Каркас хвостового оперения изготовлен из стальных труб и обтянут полотном. Высокорасположенное деревянное крыло имеет фанерную обшивку, механизация крыла состоит из закрылков и элеронов. Шасси неубираемое, с хвостовой опорой.
   Хотя KLM планировала закупить шесть самолетов, фактически она прибрела только самую первую машину, так как самолет на фоне купленных компанией DC-2 являлся откровенно устаревшим. Авиакомпания KLM эксплуатировала лайнер на европейских линиях, пока не продала его в сентябре 1939 года компании "Scottish Aviation", которая передала его в 12-ю авиашколу первоначального обучения в качестве учебно-штурманского самолета. В то время возникла острая нехватка в штурманах-навигаторах, именно по этой причине "Scottish Aviation" закупила F.36 и два F.22 - F.36 разбился на взлете в мае 1940 года.
  
   Надо отметить, что накануне Второй мировой войны "Fokker" проектировала авиалайнеры F.XXXVII и F.LVI. Проектирование цельнометаллического моноплана F.XXXVII (F.37) с четырьмя моторами Cyclone мощностью по 750 л.с. началось в 1937 году. Самолет был рассчитан на перевозку 32 пассажиров днем или 16 - ночью. F.LVI (F.56) также проектировался в 1937 году как цельнометаллический моноплан с силовой установкой из четырех моторов Hispano-Suiza для перевозки 56 пассажиров днем или 28 пассажиров ночью.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fokker F. XXXVI (F.36)

   Тип: транспортный самолет с экипажем из четырех человек
   Силовая установка: четыре звездообразных мотора Wright SGR-1820-F2 Cyclone мощностью по 750 л. с.
   Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 290 км/ч; практический потолок 4400 м; дальность 1350 км
   Масса: пустого 9900 кг; максимальная взлетная 16 500 кг
   Размеры: размах крыла 33,00 м; длина 24,00 м; высота 6,00 м; площадь крыла 170,00 м2
   Полезная нагрузка: до 32 пассажиров по восемь человек в каждом из четырех салонов

Fokker F.XXII (F.22)

Концептуально близкий к F.XXXVI, с пассажировместимостью на 32 человека, самолет F.XXII (с 1936 года - F.22) был рассчитан на перевозку 22 пассажиров. Машина выполнила первый полет в начале 1935 года. F.XXII - типичное изделие компании "Fokker". Каркас хвостового оперения был выполнен из стальных труб и обтянут полотном, крыло - из древесины с фанерной обшивкой. Механизация крыла включала закрылки и элероны. Конструкция фюзеляжа для 1935 года выглядела несколько архаично. Шасси неубираемое, с хвостовой опорой. Силовая установка включала смонтированные в крыльевых мотогондолах четыре звездообразных мотора Wasp, оснащенные металлическими двухлопастными винтами изменяемого шага. Первый самолет и две последующие машины закупила авиакомпания KLM, четвертая машина поставлена авиаперевозчику "AB Aerotransport" из Швеции.
   Один из голландских самолетов потерпел катастрофу в июле 1935 года. Единственный шведский самолет разбился в июне 1936 года, а два уцелевших самолета купили компании "British American Air Services" и "Scottish Aviation". В "Scottish Aviation" самолет использовался как учебно-штурманский в составе 12-й школы первоначального летного обучения. В 1940 году оба самолета передали в 1-ю наблюдательно-навигационную школу, а в 1941 году обе машины окончательно поступили на вооружение британских ВВС. Один самолет был потерян из-за пожара в воздухе, но второй уцелел (хотя использовался для наземного обучения), в 1945 году он вновь получил гражданскую регистрацию и с декабря 1946 года по август 1947 года эксплуатировался на линии Прествик - Белфаст.
   Обозначение F.XXIII использовалось для варианта F.XXII (экипаж - четыре/пять человек, вместимость - 22 пассажира), работы по которому велись в 1937 году; в составе силовой установки применили четыре мотора Gnome-Rhone в крыльевых мотогондолах. Находившийся в разработке в 1939 году, более совершенный цельнометаллический высокоплан на 22-36 пассажиров обозначался F.XXIV. Его силовая установка включала два звездообразных мотора Wright R-1820 Cyclone мощностью по 750 л. с. в мотогондолах на крыле. Размах крыла составлял 33 м. F.XXIV должен был стать ответом "Fokker" на появление Douglas DC-2 и DC-3. Расчетная максимальная скорость F.XXIV составляла 470 км/ч. Подготовка производства первых четырех самолетов началась в 1939 году, но с началом Второй мировой войны все работы по данной теме свернули. В период германской оккупации Голландии велись работы по улучшению проекта, однако после освобождения страны сборка самолетов не проводилась до 1949 года. Авиакомпания KLM в 1946-1947 годах перешла к закупкам самолетов американского производства.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fokker F.XXII (F.22)

   Тип: транспортный самолет с экипажем из четырех человек
   Силовая установка: четыре звездообразных мотора Pratt & Whitney R-1340-T1D1 Wasp мощностью по 500 л. с.
   Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 285 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 215 км/ч; практический потолок 4900 м; дальность 1350 км
   Масса: пустого 8100 кг; максимальная взлетная 13000 кг
   Размеры: размах крыла 30,00 м; длина 21,52 м; высота 4,90 м; площадь крыла 130,00 мг
   Полезная нагрузка: до 22 пассажиров в закрытой кабине

Flight, July 1934

THE FOKKER F. XXXVI
A Four-engined Monoplane Carrying 32 Passengers at a Cruising Speed of 163 m.p.h.

   TEST flights are at present being made with the Fokker F.XXXVI four-engined monoplane which has been designed to carry thirty-two passengers on European air lines, or sixteen passengers on the Amsterdam-Batavia service. For the latter duty each passenger will have a sleeping berth which may be folded up and transformed into a comfortable seat during the day. A crew of five, consisting of two pilots, a wireless operator, a mechanic and a steward, will be carried, and sleeping accommodation is provided for two members of the crew.
   The cantilever wing of this new machine is of typical Fokker construction, but is fitted with trailing edge flaps. Between the spars there are luggage holds with a joint capacity of 318 cu. ft. (9 m3) and there is another luggage compartment of about 35 cu. ft. (1 m3) in the fuselage. The span is about 110 ft. (33 m) and the wing area about 1,850 sq. ft. (172 m2). Four Wright "Cyclone" Series "F." supercharged radial air-cooled engines with three-bladed controllable-pitch airscrews are mounted forward of the leading edge of the wing. Four fuel tanks with a total capacity of 748 Imperial gallons 3,400 litres) are installed in the wings between the spars.
   Welded steel tubular construction is used for the fuselage, some of the steel tubes used being as much as 4m. in diameter. The fuselage is of rounded section, and, as there is no covering on the under surface of the centre section of the wing, the space within this portion forms the upper part of the cabin. Fin and rudder are of welded steel tubular construction and covered with fabric. The tail plane and elevators are cantilever structures with wooden spars and ribs, in this case covered with plywood. "Tabs," or flaps, are provided for trimming.
   In the nose of the fuselage is the pilots' compartment. The first pilot sits forward in the centre, the second pilot a little to the rear on the starboard side, and the wireless operator faces aft beside the first pilot but rather lower. With this seating arrangement members of the crew can easily communicate with each other. Behind there is a compartment for the mechanic and the chart table. To the rear of this again is a buffet with an electric kitchen as well as a compartment for the steward, and over the front portion of the cabin, in the wing, there is room for two sleeping berths for members of the crew. The cockpit has a separate entrance on the port side of the fuselage.
   The cabin is divided into four compartments each with accommodation for four or eight passengers. As the result of thorough sound-proofing, conversation can be carried on without raising the voice. It is even claimed that the sound of the engines does not disturb passengers who wish to sleep. Aft of the cabin there is a wardrobe and two lavatories.
   The undercarriage is in two halves. The vertical shock absorber struts run from the front wing spar to the axles, which are attached to the fuselage by "V" struts. Low-pressure wheels with brakes are fitted, and the tail wheel, too, is fitted with a low-pressure tyre.
   A useful load of about 13,444 lb. (6 100 kg), or six tons, maybe carried, and the empty weight of the machine is approximately 21,820 lb. (9990 kg). While no actual performance figures are at present available, it is confidently expected that the machine will have a maximum speed of about 174 m.p.h. (280 km/h) and a cruising speed of 163 m.p.h. (262 km/h) at an altitude of 10,000 ft. (3250 m). The ceiling should be approximately 16,400 ft. (5000 m). Flying on three engines the F.XXXVI will be able to maintain an altitude of 9,840 ft. (3 000 m) with full load.
"Arend"(орел) - единственный F.XXXVI, который летал на линии компании KLM Берлин - Лондон через Амстердам. Первую посадку в Британии самолет выполнил 28 сентября 1934 года, в 1939 году получил британскую регистрацию G-AFZR.
F.22
The F.XXII PH-AJQ Kwikstaart taking off from Rotterdam. This aircraft was lost in a crash at Schiphol on July 14, 1935.
Fokker F.XXII PH-AJR Roerdomp (Bittern), which went into service with KLM in 1935.
The Fokker F.22 PH-AJR in KLM colours.
Конструкция F.XXII типична для "Fokker", каркас фюзеляжа овального сечения изготовлен из стальных труб и обтянут полотном.
The first F.22, SE-ABA, used by A B Aerotransport, had minor differences from the KLM version.
FOR A.B. AERO-TRANSPORT: The first of the new Fokker F22S (four P. and W. 525 h.p. "Wasps,") which has successfully passed its tests. Three of these 23-passenger machines will also be supplied to K.L.M.
AB Aerotransport's F.XXII SE-ABA Lappland.
Fokker F.XXII.
The first arrivals at Bromma Airport, Stockholm, when it opened in May 1936 were ABA’s F.XXII Lappland and KLM’s Douglas DC-2 PH-AKS Sperwer (Sparrowhawk).
Scene from the display at the new Stockholm aerodrome last Sunday. Flags of all nations taking part were generously displayed.
The last of the four-engined Fokkers, F.22 G-AFZP, at Prestwick in 1946.
F.XXII G-AFZP, in Scottish Airlines livery at Prestwick, was the first F.XXII, PH-AJP Papegaai.
The Fokker F.22 G-AFZP at Prestwick in 1940, after modification while in service with No 12 EFTS operated by Scottish Aviation. Most noticeable modification is the extension of window area in the cabin. Compasses for use by the student navigators can be seen within the cabin, and the unusual style of fin flash is well shown in this picture.
SUMMER AT SCHIPHOL: This aerial view of Amsterdam's airport gives an idea of the tremendous number of people who are encouraged to come out during the weekend and on fine evenings in the summer. On the tarmac axe half a dozen assorted Douglas while on the right are F.22’s and F-36’s, which are now used for joy riding. The Schiphol runway extensions to the north are now complete.
F.36
This line-up at Prestwick in December 1939 shows the two F.22s and (distinguished by its three-bladed propellers, nearest the camera) the sole F.36.
Both the Fokker F.XXII and F.XXXVI were used as navigational trainers by No 1 Air Observer's Navigational School at Prestwick.
FLAPS DOWN: The K.L.M. F.36, which, with the A.B. Aerotransport F.22, was on demonstration at Croydon last Monday, coming in to land. The flap area and the chief pilot's view are noticeable features.
THIRTY-TWO PASSENGERS - 174 M.P.H.: The Fokker F.XXXVI is fitted with four Wright "Cyclone" engines which give it a top speed of about 174 m.p.h.
Fokker F.XXXVI.
The F.XXXVI PH-AJA Arend at Schiphol. The lower fuselage and engine cowlings were blue. Like the F.XX, the F.XXXVI was a one-off.
SOMETHING LARGE AND NEW: Here is the recently-completed Fokker F.XXXVI 32-passenger monoplane for K.L.M., fitted with four Wright "Cyclone" engines. Actual performance figures are not yet available, but the estimated top speed is 168 m.p.h. and the cruising speed 142 m.p.h. The range at cruising speed is expected to be about 870 miles.
SOLIDITY: The great wing depth of the Fokker F.36 inspires confidence. It has searing accommodation for 32 passengers The Fokker single-seater fighter gives a good idea of the size of the F.36.
The largest Fokker built in Holland, the F.36 PH-AJA, photographed in its original colours for KLM.
Fokker F.XXXVI G-AFZR at Prestwick in 1939-40.
AT CROYDON: Mr. C. J. Melrose photographed beside his "Puss Moth" soon after his arrival. In the background the Fokker F.XXXVI can be seen.
The 108ft 3in one-piece wing of the Fokker F.XXXVI is seen at right before covering of the upper surface. Note the solid ply rib webs.
IN THE F.22: The disposition of the pilots' seats in the Fokker F.22 is interesting in that the commander is provided with a perfect view on each side, while the first officer has a view which is little worse than that provided for each pilot in the conventional layout.
The flight deck of a KLM F.XXII. The captain's seat is in the centre, with the second pilot's to starboard. At a lower level to port is part of the radio operator's seat.
LONG-DISTANCE COMFORT: On the left is shown a compartment of the new Fokker equipped for flying by day, and on the right the same arranged for night travel.
The Fokker F.22, four "Wasp" TIDI engines.
F.XXII PH-AJP Papegaai, the subject of KEITH WOODCOCK'S painting.
Fokker F.22
The Fokker F.22 in the form in which it was delivered to AR Aerotransport.